Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3




Законодатель должен детально определить, расписать достаточно детально каждый из обязательных элементов налога. Ст17 НК определяет обязательные элементы и необязательные (без них можем говорить что установление налога законное) и КС, когда рассматривает налоговую обязанность, он анализирует в конституционно-правовом порядке можно ли взымать данный налог в силу тог, что у него должны быть определены законом все элементы, потому что это гарантия н/плательщика. Ни какой орган исполнительной власти не может на эти элементы воздействовать, только в законодательном порядке. И 17я статья говорит следующее: обязательные элементы – определение суб-тов налога (есть разные точки зрения в НП- одни говорят, что суб-ты налога это элемент закона о налоге, но сейчас мы говорим об элементах налогообложения) круг налогоплательщиков мы очерчиваем, но элементы налогообложения, т.е формирование налоговой обязанности происходит по шести основным элементам ( исходя из ст.17) – это объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. По поводу налоговой отчётности, надо заметить, что это тоже некий элемент закона о налоге и она является обязательной не для всех н/плательщиков. А только, как правило, для организаций и индивидуальных предпринимателей, т.к именно эти лица обязаны вести учёт всех своих операций, учёт объектов налогообложения(имущества, обязательств и т.д). А по налогу на доходы ФЛ, в отдельных случаях, может возлагаться обязанность по декларированию (предоставлению отчётности ведения доходов и расходов), но как правило, особенно если речь об имущественных налогах, на ФЛ такая обязанность не возлагается. Т/образом, имеется 6 обязательных элементов, но необходимо помнить, что для организаций и предпринимателей есть ещё один, практически обязательный элемент это предоставление отчётности- сроки и порядок.

1.Объект н/обложения в общих положениях отражен в ст.38 НК, где идёт открытый перечень объектов н/облож-я. Объект н/о это некое экономическое основание, в результате кт-го происходит процесс распределения и перераспределения материальных благ. Речь идёт об обороте по реализации товаров, услуг, работ,имуществе, прибыли, доходе, соотнесённом с расходом(как составляющих прибыль), иные обстоятельства могут быть. (так раньше по единому социальному налогу..6.49 было такое обстоятельство как начисление по оплате труда, сейчас страховые взносы уплачиваются в государственные и внебюджетные фонды). Речь идёт о том, что законодатель в рамках объекта выделяет 2 значимых составляющих: - это некое экономическое основание, кт-е мы можем количественно выразить, - юридическая составляющая с наличием кт-й у плательщика, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Как мы уже знаем, налоги устанавливаются по определённым основаниям. Разграничение объекта и предмета налога ярко видно на примере имущественных налогов. Нпр, у нас есть имущество (земельный участок, недвижимость, имущество выраженное в нематериальных активах (объекты, обязательства, ноухау, связанные с интеллектуальной собственностью и. т.д)) Само по себе имущество не порождает налоговую обязанность, и даже, если лицо обладает, нпр, земельным участком, налоговая обязанность будет возникать если это лицо обладает данным земельным участком, при чём на определённом праве, ведь если земельный участок это лицо арендует, то у него налог-й обязанности не возникнет. (Право аренды на земельный участок влечет обязанность по уплате арендной платы, и сервитут на земельный участок не приводит к возникновению налог-й обязанности) Владение подобного рода имуществом (предметом налогообложения, а предмет имеет только на определенные характеристики) законодатель не связывает с возникновение налог-й обязанности, он с уплатой налогового платежа связывает обладание этим имуществом на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного владения, если такое право осталось у ФЛ.

Поэтому, объект – это совокупность юридических фактов, кт-е влекут обязанность у н/плательщика по уплате налога. Т.е это не просто некое имущество, обладающее некими физическими характеристиками. Зачастую объект н/облож-я может быть ввиде юридической конструкции. Нпр, предприниматель зарегистрировался, но у него нет ещё реально полученного дохода, законодатель говорит, что надо уплачивать предварительные платежи по налогам и для этого надо подавать декларацию и декларировать предполагаемый доход. Предполагаемый доход как объект н/облож-я – это юридическая конструкция (проще говоря – фикция). Объект н/облож-я может быть и по-другому сконструирован, особенно в рамках специальных налоговых режимов, и может вообще не зависеть от реальных экономических явлений. Может быть вообще расчётной величиной, нпр, единый налог на вменённый доход. Вменённый доход- это то, что вам вменяет законодатель: как его рассчитать. Т/образом объект имеет некий сложный юридический состав, кт-й зависит от того как публичный суб-т хочет сконструировать налоговую обязанность данного н/ плательщика. Нпр, у организации есть транспортное средство, кт-е обладает различными физическими характеристиками (вес, мощность двигателя, стоимость и т.д). И оно попадало при уплате налога на имущество (с 2013года движимое имущество не попадает в объект н/облож-я организации, а до этого попадало) и при уплате транспортного налога. Т.е предмет один, а налога два, почему – был задан вопрос в КС о конституционности взымаемого налога. По транспортному налогу для расчёта использовалась налоговая база (количественная характеристика объекта н/облож-я) на основе мощности двигателя. А по налогу на имущество организации налоговая база бралась по стоимость авто. КС здесь не усмотрел неконституционности, т.к объекты н/облож-я в обоих случаях были сформулированы совершенно по своему. У налогов было разное предназначение + когда КС проанализировал юридическое оформление объектов, он пришёл к выводу, что у этих двух налогов в отношении одного и того же предмета разные объекты.

2.Налоговая база- следующий элемент налога. Это количественное выражение объекта, выбранное за основу исчисления налога из его характеристик. Н\база –достаточно сложный элемент, в рамках кт-го должны быть решены вопросы: 1. Какую количественную характеристику выбрать (мощность двигателя, стоимость, вес и т.д), 2.Масштаб налога (в чём измеряем -в рублях, в штуках, в единицах, в кг) 3. Методы учёта н/базы. Есть два метода учёта: метод начислений (когда у вас возникают соответствующие обязательства вне зависимо от того произошла ли оплата и когда она произойдет) и метод по оплате (когда должны возникнуть обязательства после оплаты). 4.Как определить в конечном итоге величину и размер налоговой базы, какие налоговые вычеты могут быть установлены при формировании этой налоговой базы.

Нпр, обычный налог на доходы ФЛ. Объектом является – доход ФЛ,кт-й может существовать в разных формах. Доход определяется как экономическая выгода ФЛ, а выгода может быть получена по разному, т.е это не только деньги, может быть и натуральное выражение, и экономия на расходах (если вы взяли заем и не платите % или платите %-ниже, это будет ваш доход). Любое экономическое приращение – это доход. Этот доход формируется в рамках налогового периода(т.к объект не имеет количественных характеристик, он постоянно формируется, и есть необходимость ограничения во времени). Надо сказать вот у нас налоговый период – календарный год, вот формируется объект н/облож-я в этот период и вот мы его исчисляем. Что есть налоговая база, если объект –доход? – Это денежное выражение размера облагаемого дохода (бывают и необлагаемые доходы) за налоговый период. Законодатель позволяет определить ту н/базу, из кт-й мы будем исчислять налог, т.е уменьшенную на вычеты. Вычеты при оплате образования, при приобретении недвижимого имущества, при реализации недвижимого имущества, профессиональные вычеты индивидуальных предпринимателей на нотариусов и адвокатов, социальные вычеты (на иждивенцев, на детей, повышенные вычеты для участников Великой Отеч-й войны, Чернобыльцев, инвалидов и т.д). Т,е мы предусматриваем возможность произведения тех или иных вычетов из базы, и только тогда с этой базы берём соответствующую сумму налога.21.57, а в течение налог-го периода ещё вопрос о том как мы должны эти вычеты применить, потому что есть механизм исчисления налог-й базы. Случается такая ситуация когда в течение года вы будете платить с одной базы, а соответственно по итогам года заявите вычет, посчитаете базу, по кт-й вы должны заплатить налог, и получится, что если в течение года вы с 1мил-на руб. заплатили 13%. – 130 000, а по итогам года заявили налоговые вычеты, потому что некоторые налоговые вычеты можно только по итогам года заявить, и у вас они составили, нпр, 100 000руб. и тогда налог платится из 900 000руб в размере 13% = 117 000, т.е вам должны вернуть. Речь идёт о том, что если в течение налогового периода заплачено с полной базы, и заявляются вычеты по итогам, то переплаченная часть возвращается.

Порядок исчисления налог-й базы и методы учёта определяются законодателем конкретно для каждого налога. Возврат налога для те кто применяет вычеты происходит потому, что в течен года платится с полной базы, а потом подтверждается право на вычеты соответствующими документами, и тогда возвращается часть налогового платежа.

3.Налоговая ставка – это начисление на единицу базы (в нашем примере – 13% с каждого рубля предполагаемого дохода(базы). Для некоторых доходов налоговые ставки другие: 35% по выигрышам, 9%- по дивидендам и т.д Классификация налог-х ставок

Налог-я ставка может быть не только в %. Процент это самый простой вариант установления налог-й ставки. Бывают твёрдые. Процентные ставки называются адваворные (??), а твёрдые (нпр, 50руб за 10штук или кубометров) – специфические. Может быть сочетание твёрдых и адваворных. Законодатель по разному формирует налог-е ставки, может быть очень сложной система установления ставок, особенно для аксцизов. Аксцизы – косвенный налог, кт-й взымается с вредных продуктов, кт-е теперь органичены в потреблении(табак, пиво и дорогостоящие товары(ювелирные). Плоская шкала означает, что база расчёта увеличивается и растет сумма налога. Если речь о прогрессивных ( ставка увеличивается с ростом дохода) и регрессивных ставках Есть предложение Госдумы, что если у вам до 3 мил-в облагаемого дохода в год – 13%, а свыше 3 мил-в -20% -это вариан прогрессивной ставки. По закону о подоходном налоге, до вступления силу 23го у нас были прогрессивные ставки, когда ставка росла с уровнем базы.По единому социальному налогу шкала была регресс, т.е достигали выплаты в пользу работников до 100 т.руб или 200 т.руб, и ставка понижалась (всё что сверх облагалось по более низким ставкам).

То, что ставки по-разному формируются – это экономическое содержание. Если у вас, нпр, 13% это у нас юридическая ставка общая доходов резидентов РФ, то соответственно, есть необлагаемые доходы, есть вычеты налоговые, и фактическая налоговая ставка к общему валовому объему всех доходов.28.45 Т.е на самом деле она будет не 13%, она будет ниже, если я применяю вычеты или у меня есть необлагаемые доходы

4.Налоговый период, к кт-му привязано вступление в силу законодательства о налогах и сборах. Необходимо отметить ещё один существенный момент: налоговый период может быть разным по времени для каждого налога, это может быть квартал. Именно по итогам налогового периода формируется в окончательном варианте налоговая обязанность, и именно налоговый период является элементом налога. Но налог-й пер-д, особенно если он длится календарный год, разбивается на отчётные периоды времени. По налогу на доходы ФЛ формально отчётные периоды не формализованы. А вот по налогу на прибыль н/период календарный год, для разных организаций могут быть разные отчётные периоды, нпр¸отчёт-й пер-д квартал,полугодие, 9 мес, или каждый месяц. По итогам этих отчётных периодов уплачиваются авансовые платежи, т.е речь идёт о том, что начинает формироваться объект(прибыль, оборот, доход..), но в полной мере объект сформируется по итогам года, но законодатель не может ждать, потому что ему нужно пополнять бюджет. КС решал вопрос о конституционности взымания авансовых платежей, и об этом казал, что это вполне конституционно, поскольку идёт формирование публичного фонда денежных средств. Поэтому, когда сформирована часть объекта, по итогам квартала мы производим исчисление налог-й базы в рамках этого отчётного периода и уплачиваем авансовый платёж по налогу(не путать с авансом по договору). Речь идёт об авансе исчисленного налога. Это налоговый платёж. Но в окончательном варианте свою налоговую обязанность мы сформируем по итогам налогового периода. И поэтому, когда законодатель устанавливает уплату этих предварительных платежей по налогу, он всегда его устанавливает, он говорит: «Сумма налога, исчисленная по итогам н/периода, уменьшается на суммы авансовых платежей, уплаченных в течение этого налог-го периода. И тогда мы получаем итоговую сумму налога, кт-я подлежит уплате, при чём авансы могут быть больше самой суммы налога, потому что прибыль формируется в течение года, и по истечении года может быть даже убыток, несмотря, что по итогам 1го полугодия была прибыль. При убытке нужно заявлять возврат или заёт в том порядке, кт-й законодатель устанавливает по конкретному налогу.

Законодатель в ст.55 говорит, о том, что этот аванс –это предварительный платёж по налогу.И здесь есть ещё один нюанс. Есть налоги, по кт-м отчётные периоды зафиксированы чётко, так в гл.25 чётко устанавливаются отчётные периоды, для каких организаций зафиксированы прямо законодателем. И эта глава говорит о том, в каком порядке уплачивать авансовые платежи 35.04

Есть,нпр, налог на доходы ФЛ, о кт-м мы с вами говорили, с ним ситуация сложнее, потому что, как правило, за исключ-м отдельных случаев,(отдельных категорий плательщиков, кт.е платят самостоятельно), ФЛ этот налог самостоятельно не уплачивают а течение года. В течен года. Если вы уже имели счастье получить доход (поработать), то у вас производится удержание налога вашими работодателями (они являются налоговыми агентами), на кт-х возложена обязанность исчислить налог и его удержать. И у вас из дохода происходит удержание налога и отчётного периода формально не установлено, но это предварительное изъятие налога у вас при выплате вам дохода является тоже предварительным платежом. Т.е по сути если даже отчётного периода формально не установлено, но при этом предусматривается уплата соответствующего платежа, (потому что НК изменил подход к авансам, ранее в 1955г предусматривалось прямо: авансы-это те платежи, кт-е пол итогам отчётного периода, теперь законодатель определил любой предварительный платёж (не важно установлен отчётный период или нет) – это авансовый платёж по налогам. Это важно понимать, потому что, если нарушаются сроки уплаты авансового платежа, то н/плательщик несёт дополнительное бремя в виде уплаты пени. 37.11 Может быть плата по аванс-м платежам, может быть недоимка по аванс-м платежам (как правило, недоимку или переплату по авансовым платежам устанавливают налоговые органы, когда организации или предприниматели предоставляют отчётность, обычно квартальную-«Расчёты по авансовым платежам») по всем этим авансам применяются все меры принуждения, также как и по налогу, за исключ-м привлечения к ответственности. Т.е ст.122-«Состав правонарушений: неуплата, не полная неуплата налога» по авансовым платежам применять нельзя., только если прямо предусмотрено в законодательстве или непосредственно в Постановлениях пленума.

5.Порядок исчисления налога – следующий элемент налога- по сути это формула (исчисление). Во 1х эта обязанность по исчислению налога возлагается на конкретное лицо. Если это организация или предприниматель, то на них возлагается эта обязанность вести учёт, формировать отчётность, вести, в том числе, и бухгалтерский и налоговый учёт, и поэтому они самостоятельно исчисляют сумму налога. Если налогоплательщик -это ФЛ, то сумму налога исчисляют, как правило, (за некоторым исключением на доходы ФЛ, или налоговый орган по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество и рассылает уведомления по ФЛ с исчисленной суммой., на основе сведений от других регистрационных органов. Или, нпр, по налогу на доходы ФЛ: у работодателя возникает статус налогового агента, кт-е производят исчисление налога и производит удержание налога из выплат н/плательщ-ку. Т/образом, законодатель, когда решает вопрос об исчислении налога 1е –определяет лицо на кт-е возлагается обязанность исчислить соответствующий налог,.

2е- он определяет каким образом будет производиться исчисление налога, по сути, разные налоги исчисляются по- разному: -простое исчисление(прошёл налоговый период, сформировалась налоговая база на кт-ю применяется налоговая ставка, и получаем сумму налога к уплате). – исчисление налога и налоговой базы нарастающим итогом (когда всё время с начала периода считается налоговая база,кт-я умножается на налоговую ставку и вычитается сумма уплаченных авансовых платежей.

Нпр, на 1й квартал посчитали с 1января сумму прибыли - заплатили налог (уплатили аванс), теперь за полугодие - опять с начала года считается налог за полугодие минус, то что заплатили за 1й квартал 41.21, затем за 9 мес минус то, что заплатили. Вот такой расчёт налоговой базы и налога по нарастающей, так называемый. Может быть ситуация, когда законодатель вам скажет: «Вы посчитали налоговую базу, применили налоговую ставку минус вычет, но вычет не из базы, а уже из исчиленного налога, и тогда это будет налогом, подлежащим уплате.» Таков механизм налога на добавленную стоимость. Когда считается сумма налога на добавленную стоимость полученную при реализации – минус вычет(суммы налога, кт-я уплачена поставщику в этот период времени), эта разница и есть сумма налога подлежащая уплате вбюджет.Условно говоря, законодатель нам определяет порядок исчисления налогов. Он может поставить сюда ещё что-нибудь, нпр, скорректировать сумму на какой-нибудь коэффициент, поэтому то как считать налог – это элемент порядка исчисления формулы налога.

6. Последний элемент налога- порядок и сроки уплаты налога, кт-й определяется законодателем про каждому налогу. Он показывает как должно произойти исполнение обязанности об уплате налога. Во 1х н/плательщик чётко должен знать распределение платежа во времени(мы только что это обсуждали) т.е это платёж единовременной суммой или путём присоединения авансовых платежей. Во 2х, н/плательщик чётко должен знать где он должен заплатить налог(в этом ему помогает основание для постановки на учёт. Оплата по месту нахождения обособленного подразделения, или по месту нахождения участка недр при налоге на добычу полезных ископаемых, по месту ведения деятельности при едином налоге на вменёный доход и т.д. Т.е законодатель определяет где вы должны заплатить налог, чтоб этот налог поступил в правильное место в бюджетной системе, потому что у нас есть распределяемые федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, и поэтому мы связываем исполнение налоговой обязанности с определённым местом. В 3х, н/плательщик должен понимать в какой бюджет он должен заплатить тот или иной налог, он должен понимать какому уровню соответствует этот налог. Документальное основание содержит всю необходимую информацию по исчислению и уплате налога (расчёт авансового платежа, если речь об уплате аванса, и итоговую по итогам налогового периода налоговую декларацию (для тех н/платщ-в, кт-е должны её заполнять). Законодатель, как правило, устанавливает, что она должна подаваться в срок до ………..(число,месяц,год) и по истечении времени до …(дата) в течении 2х недель со срока подачи уплатить налог, на основе поданной налоговой декларации. Речь идёт о порядке и сроках добровольного исполнения налоговой обязанности. Также законодатель определяет когда нужно исполнить налоговую обязанность ФЛ, если н/плательщик получает налоговое уведомление на уплату налога от налогового органа, кт-й налог (как правило на имущество) этот считает. (* об этом речь у нас пойдёт отдельно). По форме налоговые платежи производятся в наличной и безналичной форме. Как правило организации и предприниматели - безналично оплачивают(предприниматели могут и наличными оплачивать), а ФЛ как правило, уплачивают наличные денежные средства.

Законодатель, когда формирует эти элементы по каждому конкретному налогу в своих законодательных формах прямо описать формирование всех этих элементов. И, если возникает ситуация, когда одного из этих элементов законодатель не установил, тогда вопрос может встать о признании неустановленным в силу Конституции этого налогового платежа. Правда, следует отметить, что правовые позиции КС в последнее время стали более гибкими, нпр, Постановление КС по бюджетным учреждениям об изъятии у нах налога на прибыль. Когда они сдавали в аренду имущество в тот период времени, когда они финансировались не в рамках субсидий, а когда у них были лимиты бюджетных обязательств. Рассмотрение в КС было, когда у бюджетных учреждений были лимиты бюджетных обязательств. Доходы от сдачи в аренду имущества должны были облагаться налогом на прибыль, этот налог должен был изыматься, и возникла проблема того, что не было особого порядка изъятия налога в условиях финансирования по лимитам. КС прямо пишет в Постановлении по делу Московского высшего учебного заведения, что действительно в НК не было особого порядка уплаты (фактически отсутствовал этот элемент налога) для таких случаев. А он должен был быть в силу особого варианта финансирования этих бюджетных учреждений. КС, признавая что такого порядка изъятия налогового не было, тем не менее не сказал, что мы не можем этот налог изъять, а несколько смягчил, сказав, что доход-то есть(тоесть есть объект) и как-то надо это налог-е изъят-е произвести. Он очень хитро сказал в резолюции: «с учётом правового подхода органа исполнительной власти, уполномоченного разъяснять порядок … в условиях финансирования..» Короче надо изъять налог с учётом того как минфин выразил в своём письме. Фактически здесь должна была быть признана неконституционность изъятия, но КС сказал, что впредь до законодательного урегулирования этого вопроса подлежит применению порядок, рекомндованный минфином. Т/образом, сейчас проявляется гибкость к элементам налога при наличии объекта. Объект всегда сбивает суды, как только они видят, что объект есть, то даже если есть дефекты в других элементах, суд на стороне совершения изъятия.

В последнем элементе есть вторая составляющая: срок уплаты налога. Он может быть установлен различными вариантами. Срок уплаты – это единственная состаляющая элемента налога, кт-яю может изменить уполномоченный орган в порядке предоставления отсрочек, рассрочек, кредитов, но этот порядок установлен в гл.9 НК «Изменение срока». Срок устанавливается либо календарной датой или по истечении какого-то периода времени (нпр, в 15днй с момента предоставления налоговой декларации), или срок определяется наступлением какого –то события(но характерно именно для сбора, нпр, подача заявления и т.д).

Следующий элемент не является обязательным налоговая льгота.

При формировании налоговых льгот возникает очень много вопросов. Еще дополняют сложности суб-ты РФ, у кт-х с учётом их инвестиционной политики, когда они формируют льготы для инвесторов, то возникают достаточно сложные подходы.

Налог без льгот может существовать, он является законно установленным. По указанию КС, льгота- это исключение из н/обложения, поэтому устанавливать его для некоторых лиц или нет –это прерогатива гос-ва (т.е публичного суб-та). Устанавливая налоговую льготу, гос-во отказывается от получения части налоговых поступлений. Интересными бывают подходы когда налоговые льготы устанавливались, нпр, для организации,где трудились инвалиды, но такие же льготы не устанавливались для предпринимателей, у кт-х были работники инвалиды.И такой предприниматель обратился спросьбой соблюдения принципа равенства. КС заявил ей, что стимулировать налогообложением –это усмотрение публичного образования. Т.е н/плательщик не может требовать о предоставлении таких же льгот. Льготы устанавливаются только те, что в законодательстве о налогах и сборах. Смысл льготы – это преимущество. Льгота должна выглядеть как преимущество одной категории н/плательщиков.(Льгота категориальна, не может быть индивидуальных льгот) Преимущество включает полное или частичное освобождение от налога, уменьшение соответствующего налога и т.д. Некоторые суб-ты РФ принимают закон, кт-й включает некоторые льготы стратегического (????), а у них там он один. И я думаю, что здесь есть основание для признания такого закона не соответствующим НК, потому что НК запрещает установление льгот индивидуального характера.

Индивидуализация должна происходить по категории, по группе н/плательщиков, а не писать «мы предоставляем льготу по перечню..», а перечень одно лицо.

Нельзя устанавливать льготы в зависимости от формы собственности и гражданства ФЛ, места происхождения капиталла. Эти принципы у нас тоже зафиксированы в 3й статье. Если льготы – приимущества, в чём они могут выражаться? - У нас есть осн-е элементы налога: объект, налог-я база, налог-я ставка, налог-й период, и т.д., а налоговая льгота начинает воздействовать на один или несколько элементов налога: либо мы для определённой категории сужаем объект, либо воздействуем на налоговую базу, либо снижаем налог-ю ставку…Т.е речь идёт о том, что эти механизмы воздействуют на элементы, чтоб сумма налога стала меньше. Или мы можем освободить в части(какой-то) так тоже может законодатель зафиксировать н/льготу. Дело в том, что вНК есть формальнообозначенные налог-е льготы,нпр, есть статья,кт-я так и называется «налоговые льготы». А естьн/льготы, кт-е формально (законодательно) не обозначены в качестве налоговой льготы, но по сути своей таковыми являются (т.е являются преимуществом для определённой категории н/плательщиков). Нпр, налог на доходы ФЛ, у нас есть категория стандартные вычеты при формировании этого налога, для определённых категорий: чернобыльцев, участников ВОВ, героев Советского союза и т.д эти вычеты имеют повышенный размер. Т.е фактически, эти повышенные вычеты сокращают размер налога для этих категорий ФЛ. А это и есть налоговая льгота, тем более что вычет производится по заявлению этих ФЛ. Законодатель завуалировал эти вычеты, но они не являются ни чем иным как н/льготой. Почему возникают споры по тому, является та или иная норма н/льготой, потому что от этого возникает много налог-х последствий для н/плательщика, ведь он может приостановить или не использовать н/льготу. Иногда н/плательщик заявлял, что отнесение в расходы – это его налоговая льгота и он может её не использовать, в то время как суд заявлял, что если у вас объект= доходы – расходы, то это порядок формирования объекта, а не налог-я льгота. Дело в том, что для предпринимателя налоговая база это стоимостное выражение дохода, а в вычетах находится её вторая составляющая – это расход предпринимателя, и налоговый орган говорит, что отнесение в расходы это ваша налоговая льгота, а если это льгота, то при проверке налог-й орган имеет право истребовать все документы подтверждающие эту льготу. А предприниматель говорит: «Нет, мой вычет в виде расходов это не льгота, это порядок формирования моей налоговой базы.» И ВАС об этом заявил, что вычет профессиональный для предпринимателя по налогу на доходы –это порядок формирования его налоговой базы, а не налоговая льгота. А значит налоговый орган, истребовав документы, совершил незаконные действия, истребовав документы во время камеральной проверки. Поэтому важно, чтоб признаки налоговой льготы в тех или иных явлениях, кт-е мы применяем при исчислении налога, умело распознавались, нпр, пониженный коэффициент может быть налоговой льготой, если он установлен для организаций обществ инвалидов и подобных других организаций, а может и не быть налог-й льготой, если он установлен для всех лиц, кт-е, нпр, каким-то родом деятельности занимаются.

Как уже сказано н/льгота законодательно устанавливается, и важно чтоб субъекты её каким-то определённым критерием были ограничены от остального круга н/плательщиков. Такой критерий выбирает законодатель. Если это ФЛ (нпр, ветераны войны), социальный статус подтверждается документально (налогообложение при льготе всегда 100% документ-е подтверждение).

Порядок применения н/льготы. Если законодатель устанавливает порядок реализации вами вашего права на льготу, или порядок отказа от неё (нпр, по НДС вы не можете отказаться прежде чем пройдёт определённый промежуток времени), то в этом случае н/плательщик не имеет собственного усмотрения как ему н/льготу получать, и как ему отказываться. Было дело в КС, когда речь шла о том, что лицо отказалось от льготы без соблюдений правил и сроков отказа от НДС, и КС заявил о том, что вы не имели права так отказываться, поскольку нарушили порядок, установленный в НК. Т.е, льгота это не абсолютное право н/плательщика. Если законодатель для цели реализации вашего права (пр. н\льготы или вычетов) устанавливает, что вы не сможете без подачи декларации заявить о применении вычетов, в этом случае у вас может не возникнуть обязанности по декларированию, но для того чтоб реализовать ваше право, вам придётся продекларироваться и представить все подтверждающие документы.

Касательно сбора, в финансовом праве вы говорили об этом достаточно детально. Поэтому я комментировать не буду. Признаки сбора: индивидуальная возмездность, отсутствие единого универсального состава (у каждого сбора свой состав), авансовость(т.е сначала оплачивается, потом совершается юридически-значимые действия). Сборы рассмотрите самостоят-но с учётом финансового права.

Система налогов и сборов: федеральные, региональные, и местные. У нас исчерпывающий перечень, кт-й определяет РФ. Среди сборов и среди обязательных платежей не все являются платежами налоговыми. Бывают обязательные платежи гражданско-правового характера (нпр, платежи по обязательному страхованию авто), проистекающие из норм гражданского законодательства. Есть платежи кт-е носят публичный характер- таможенные пошлины, кт-е тоже обяз-е, но не относятся к налог-му законод-ву. Обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды – платежи публичные со специфическим характером платежей социал-х. Н/Сборы только на федеральном уровне. Региональные и местные только налоги. Все налоговые платежи, исчерпывающий перечень федер-х, регион-х и мест-х н/платежей, среди кт-х только 2 сбора(гос пощлина и сбор за пользование объектами живой природы), остальные исключительно налоги. И элементный состав н/платежа мы рассматривали: объект. н/база, н/ ставка, порядок исчисления это характерно для н/платежа. Система определяется исключительно РФ, поэтому включение в эту систему какого-либо платежа в качестве налогового осуществляется только н/законом, также как и исключение из системы (отмена налог-го платежа) осуществляется только фед-м законом.

Законодатель предусматривает установление налога, введение налога, прекращение действия налога, отмену налога.

Установление и введение налога. Установлени е- законодательное оформление всех элементов налога – осуществляется, если это федеральный налог, то непосредственно НК. Если мы говорим о федер-х налогах, то они устанавливаются НК, во 2й части ФЗ. Хотя могут быть такие ситуации, когда в силу гл.25, в федеральном налоге на прибыль федеральный звконодатель даёт возможность суб-ту РФ немного по- нормотворчествовать. Налог идёт в два бюджета- федер-й и региональный, и в региональной части даётся возможность снижения налоговой ставки в тех пределах, кт-е задаёт федерация. Хотя это федер-й налог и все элементы налога лпределены федер-м законодат-м

Если это региональные и местные налоги, то (т.к суб-ты и муниципальные образования могут определять несколько элементов местного налога: ставка (в пределах задаваемых федерацией), налоговая льгота, порядок и сроки уплаты. И без законодательного акта суб-та или решения муниц-го образования часть элементов недоформирована.) установление и окончательное формирование в итоговом варианте элементного состава по регин-м и мест-м налогам происходит после того, как принимаются соответствующие законы суб-в (в Москве и СПб по местным налогам) или решениями муниц-х представительных органов(нпр,решение муниципального образования по земельному налогу). Т/образом юридический состав налога завершается после того, как все элементы обозначены в том числе по региональным и местным налогам, с учётом принятия соответствующего законодательного акта.

Введение- определение момента вступления закона о налоге в силу на ьой или иной территории(на терит-и РФ определяет РФ, если на террит-и суб-та РФ или муниц-го образования, то определ-ся соответствующим актом суб-та РФ или муниц-го образования, где он и определяет и элементы.(см.выше).

Прекращение действия и отмена налога. Отмена налога – исключение налогового платежа из соответствующего перечня – осуществляется только РФ. А прекращение действия закона о налоге на соответствующей территории может осуществляться по закону суб-та РФ. У нас есть в системе налог на игорный бизнес его должны изымать там, где осуществляется соответствующий бизнес. Поэтому нужно разграничивать прекращение взымания налога на определённой территории и полную отмену налога. Полная отмена налога осуществляется путём внесения изменений в НК.

В НК система налогов и сборов – это ст13,14, 15,- федеральные, регионал-е и местные (2я часть, кт-я регулирует те или иные, соответственно главы).

Специальные налоговые режимы Их 5: упрощённая система, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вменёный доход,, патентная система налогообложения система налогообложения при соглашении о разделе продукции. Эти режимы предусматривают особое формирование налоговой обязанности (упрощение исполнения налог-й обяз-ти для определённой категории налогоплательщиков).Как правило, это специфические организации- малые организации и малый бизнес, индивидуальные предприниматели. Они позволяют единым налогомзаменять совокупность уплаты основных н/платежей: таких как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы ФЛ и предпринимателей, и налог на имущество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.