Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие 16 страница




│ ┌──────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │

│ │ Таможенная пошлина │ │ Регистрационный сбор с │ │

│ │ │ │физических лиц, занимающихся│ │

└─┤ │ │ предпринимательской ├─┘

│ │ │ деятельностью │

└──────────────────────────┘ └────────────────────────────┘

 

 

Схема 70. Основные налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами (гражданами)


Раздел 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита

 

С целью образования денежных фондов государство и муниципальные образования используют добровольный метод их привлечения - займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство и муниципальные образования выступают в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права - государственный и муниципальный кредит. Осуществление государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного (муниципального) долга. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым государственный внутренний долг представляет собой долгoвые обязательства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией (ст. 98 БК РФ) (см. схему 71).


 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы государственного долга │

└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┬─────────┼────────────┬──────────┐

┌─────────────┴──────────────┐ │ ┌───────┴───────┐ │ ┌────────┴───────┐

│ Кредитные соглашения │ │ │ │ │ │ Договоры │

│ и договоры РФ │ │ │Государственные│ │ │о предоставлении│

│с кредитными организациями, │ │ │ займы │ │ │государственных │

│ иностранными государствами │ │ │ │ │ │ гарантий РФ │

│и международными финансовыми│ │ └───────────────┘ │ └────────────────┘

│ организациями │ ┌─┴───────────────────┐ ┌┴───────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │Договоры и соглашения│ │ Соглашения и договоры РФ │

│о получении бюджетных│ │о пролонгации и реструктуризации│

│кредитов от бюджетов │ │ долговых обязательств РФ │

│ других уровней │ │ прошлых лет │

└─────────────────────┘ └────────────────────────────────┘

 

 

Схема 71. Формы государственного долга РФ


По объему различают капитальный государственный долг, т.е. вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъекта кредитора и валюты различают внутренний и внешний государственный долг. В зависимости от субъекта-кредитора принято различать федеральный долг, долг субъекта РФ, муниципальный долг. В зависимости от сроков долговых обязательств законодательство выделяет краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от года до 5 лет) и долгосрочный долг (от 5 до 30 лет, а по муниципальному долгу - до 10 лет) - см. схему 72.

 

┌─────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐

│ Федеральный │ │ Региональный │ │Муниципальный │

└───────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬─────────┘

┌────────────┐ └───────────────────┼───────────────────┘ ┌───────────┐

│ Внутренний ├──┐ │ ┌───┤Капитальный│

├────────────┘ │ ┌───────────────┴─────────────┐ │ └───────────┘

├───┤ Виды государственного долга ├─────┤

┌────────────┐ │ └───────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────┐

│ Внешний ├──┘ │ └────┤ Текущий │

└────────────┘ ┌───────────────────┼───────────────────┐ └──────────┘

┌───────┴─────┐ ┌──────┴────────┐ ┌────┴─────────┐

│Краткосрочный│ │ Среднесрочный │ │ Долгосрочный │

└─────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

 

Схема 72. Виды государственного долга

 

Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называются управлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами:

- рефинасирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

- реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ);

- пролонгация долговых обязательств;

- конверсия - изменение размеров доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

- консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;

- унификация - объединение нескольких займов в один;

- отсрочка - перенос срока погашения долга;

- аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств (см. схему 73). В настоящее время в соответствии с БК РФ возможно использование только таких методов, как реструктуризация, пролонгация долговых обязательств и рефинансирование. Остальные методы использовались до вступления в силу БК РФ.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Методы управления │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┬────────┼────────┬────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ │┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐

│Реструктуризация│ │Пролонгация│ ││Рефинансирование│ │ Конверсия │

└────────────────┘ └───────────┘ │└────────────────┘ └──────────────┘

┌──────────────────┬────────┴────────┬────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐

│ Консолидация │ │Унификация │ │ Отсрочка │ │Аннулирование │

└────────────────┘ └───────────┘ └────────────────┘ └──────────────┘

Схема 73. Методы управления государственным долгом

Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Существуют различные виды государственных займов (см. схему 74).

 

 


 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Займы │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────────────┐

┌───────┴────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐

│ По срокам │ │ По субъектам- │ │ По субъектам- │ │ По форме │ │ По методам │ │ │

│ действия │ │ эмитентам │ │ держателям ценных│ │ выплаты │ │ размещения │ │ По форме │

├────────────────┘ └┬───────────────────┘ │ бумаг │ │ доходов │ │ │ │ │

│ │ └─┬────────────────┘ └─┬─────────────┘ └┬─────────────────┘ └┬───────────────────┘

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │Краткосрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Юридические │ ├──┤Процентные │ ├──┤ Добровольные │ ├─┤ Облигационные │

├─┤ до 1 года │ ├─┤Правительством РФ│ ├──┤ лица │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ │ └─────────────────┘

│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────┘ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ ├──┤Выигрышные │ ├──┤ Подписные │ └─┤Безоблигационные │

│ │Среднесрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Физические │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ └─────────────────┘

├─┤ 1-5 лет │ ├─┤ правительствами │ ├──┤ лица │ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐

│ └──────────────┘ │ │ субъектов РФ │ │ └─────────────┘ ├──┤ Смешанные │ └──┤Принудительные│

│ │ └─────────────────┘ │ ┌─────────────┐ │ └───────────┘ └──────────────┘

│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ │ Юридические │ │ ┌───────────┐

│ │Долгосрочные, │ │ │ Выпускаемые │ └──┤и физические │ └──┤ Целевые │

│ │от 5 до 30 лет│ │ │ органами │ │ лица │ └───────────┘

└─┤(до 10 лет по │ └─┤ местного │ └─────────────┘

│муниципальному│ │ самоуправления │

│ долгу) │ └─────────────────┘

└──────────────┘

 

Схема 74. Виды государственных займов


Раздел 8. Правовые основы страхования

 

Для привлечения дополнительных временно свободных денежных средств и для формирования специальных денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц государство использует страхование - метод мобилизации денежных средств.

Возникающие в процессе страхования отношения регулируются Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 1 ноября 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В зависимости от форм страхования оно делится на добровольное и обязательное (ст. 3 Закона), в зависимости от объекта страхования - на личное, имущественное, страхование ответственности и перестрахование (см. схему 75).

В целях соблюдения требований законодательства о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных лиц государство осуществляет надзор за страховой деятельностью, возложив его реализацию на Федеральную службу страхового надзора, основные полномочия которой закреплены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. (см. схему 76). Контрольные полномочия Федеральной службы страхового надзора заключаются в следующем (см. схему 77).


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.