Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Михайлова 11 страница




 

 

Я на | почте нако|пила Две при|горошни медя|ков, /\
 

 

Я ко|сы-ынку ку|пила Цвета | легких обла|ков! /\

Или:

 

 

То ли | то-опнуть/\ | вдруг, /\ То ль не | то-опнуть /\ | вдруг. /\
 

 

На до|роге Мои | ноги — Лучше | то-опну, /\ | друг! /\

- 107 -

Редчайший пример Д. с. мы находим у В. Маяковского, который в трехдольнике сам обозначил протяжение слога:

| Вон /\ сре|ди золо|тистых плантаций
За|сеченный | вымычал | негр: /\ /\ |
| У́-у-у|, у-у-у! | Нил, /\ мой | Нил!
Припле|щи /\ и | выплещи | черные | дни! /\ /\ |

(«В. И. Ленин»)

Подобное обозначение долгого слога встречается в стихах Н. Клюева (шестидольник второй):

В пред|смертном ы-ы-|ы́ та|ится полу|звук,
Он | каплет и цве|тет и | ловится, как | стук.

Квятковский А. П. Дольник // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1071.htm

- 107 -

ДО́ЛЬНИК — крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника. Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник, то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик), то опять акцентный стих. Ввиду отсутствия однозначности, необходимой для научного термина, и возникающей отсюда путаницы Д. неприемлем к употреблению, хотя он еще и фигурирует в стиховедческих работах. Подыскивание содержания к Д. происходит потому, что он не имеет собственного значения, как, например, и бессмысленное слово «сложник». Но если, говоря о стихосложении, употребить слово «трехсложник» или «четырехсложник», то эти слова сразу получают конкретный смысл; подобно этому становятся конкретными термины «трехдольник», «четырехдольник», «пятидольник», «шестидольник», где понятию дольности придается определенно-количественная ритмическая характеристика.

Квятковский А. П. Дольность в стихе // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1072.htm

- 107 -

ДО́ЛЬНОСТЬ В СТИХЕ́ — см. Равнодольность.

Квятковский А. П. Доля // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1073.htm

- 107 -

ДО́ЛЯ (в др.-греч. метрике χρόνος πρῶτος — простое время, в латинской — mora с тем же значением) — простейшая клетка метрического ритма, равная по длительности краткому слогу, состоящему из гласного звука (у, о, а, и) или из согласного и гласного (да, то, мы, су). Такой слог (без протяжения) будет однодольным, равно как однодольной будет и структурная пауза, занимающая собой эту метрическую клетку. Доля — это структурная ячейка элементной метрической группы (краты). Словесно-слоговой материал стиха и структурные паузы размещаются по долевым клеткам метрического периода с его контрольным рядом. Ср. Равнодольность.

Квятковский А. П. Досиллабические вирши // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1074.htm

- 107 -

ДОСИЛЛАБИ́ЧЕСКИЕ ВИ́РШИ — дисметрические стихи в древней Руси, преимущественно 16—17 вв., с неравносложными строками и смешанными рифмами (односложными, двусложными, трехсложными). Форма Д. в. похожа на форму народного раешника, к которому приближаются своим строением многие духовные стихи и некоторые акафисты.

Квятковский А. П. Дохмий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1075.htm

- 107 -

ДО́ХМИЙ (греч. δόχμιος, букв. — кривой) — в античной метрике восьмидольная стопа о пяти слогах .

Квятковский А. П. Думы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 107—108.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1076.htm

- 107 -

ДУ́МЫ — 1) украинские народные исторические песни или поэмы лиро-эпического характера, наподобие русских былин; исполняются речитативом, часто в сопровождении народного музыкального инструмента — бандуры. 2) Поэтический жанр в русской литературе, не получивший, однако, большого развития, — размышления поэта на философско-социальные темы; таковы, например,

- 108 -

«Думы» К. Рылеева — цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака», «Петр Великий в Острогожске», «Богдан Хмельницкий» и др.; таковы философско-лирические «Думы» А. Кольцова и «Дума» М. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье». Один из разделов книги лирических стихов А. Фета «Вечерние огни» (1883 г.) назван автором «Элегии и думы»; у К. Случевского есть цикл стихов «Думы». В духе украинских народных Д. и поэм Т. Шевченко написана поэма Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Одна из книг лирики С. Щипачева носит название «Думы».

Квятковский А. П. Духовные стихи // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 108.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1081.htm

- 108 -

ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́словеса золотые») — нравоучительный жанр древнерусской народной поэзии, поэмы и стихотворения на темы о благочестивой жизни, о раскаянии в прегрешениях, о страшном суде и т. д. К категории Д. с. относятся такие народные произведения, как «Голубиная книга», «Алексей божий человек», «Хождение Павла по мукам», «О Егории сверххрабром», «О Марко богатом», «Об Иосифе прекрасном», «Об Анике-воине» и др. Форма Д. с. — народный дисметрический стих, преимущественно акцентный. Распевались Д. с. каликами перехожими, бродячими сказителями, иногда под аккомпанемент бандуры или скрипицы. Примеры Д. с.:

С трехсложной клаузулой:

Из под то́й страны́, из под восто́чныя
Выстава́ла туча те́мная, гро́зная,
Да из той ту́чи, гро́зной, те́мныя
Выпада́ла кни́га голуби́ная,
На сла́вную она выпада́ла на Фаво́р-гору,
Ко чу́дну кресту́ к животворя́щему,
Ко тому́ ко ка́мню ко бела́тырю,
Ко честно́й главы́ ко ада́мовой ...

(«Голубиная книга»)

С четырехсложной и даже пятисложной клаузулой:

Жи́л себе на земле́ сла́вен-богат:
Пи́л-ел бога́тый — саха́р воскушал,
Дороги́ оде́жды бога́т надевал.
По двору́ бога́тый поха́живает;
За ни́м выходи́ла свы́шняя раба,
В ру́цех выноси́ла ме́д и вино:
— «Испе́й, мой бога́тый, зелена́ вина!
— Заку́шай, бога́тый, сла́дкие меды» ...

(«Лазарь убогий»)

 

Сноски к стр. 130

* Вето — народное прозвище Людовика XVI; мадам Вето — королева Антуанетта.

Квятковский А. П. Касыда // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 131.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1311.htm

- 131 -

КАСЫ́ДА, или касида (араб.), — жанр восточной одической поэзии, длинное моноримическое стихотворение, в котором рифмуются первые две строки, а дальше — через строку. По системе рифмовки К. похожа на газель, но газель — короткое стихотворение.

Квятковский А. П. Каталектика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 131.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1312.htm

- 131 -

КАТАЛЕ́КТИКА (от греч. καταλήγω — прекращаю, оканчиваю) — в античной просодии совпадение или несовпадение конца стиха со стопой. Стих, в котором последняя стопа не заполняется целиком слогами, назывался каталектическим; стих, в котором последняя стопа полносложная, именовался акаталектическим; стих, в котором имеются слоги сверх стопы, носил название гиперкаталектического. Кроме того, античная просодия различала брахикаталектический стих, укороченный на одну или несколько стоп по сравнению с остальными стихами. Термин К. порожден стопной теорией.

В русской поэтике окончания стиха именуются проще: односложное (ударение на последнем слоге слова) называется мужским, двусложное (ударение на предпоследнем слоге) — женским, трехсложное (ударение на третьем от конца слоге) — дактилическим и четырехсложное окончание (ударение на четвертом от конца слоге) называется гипердактилическим.

См. Клаузула.

Квятковский А. П. Катахреза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 131—132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1313.htm

- 131 -

КАТАХРЕ́ЗА (греч. κατάκρησις — неправильное употребление слова) — сочетание противоречивых, но не контрастных по природе слов, понятий, выражений, вопреки их буквальному значению; например, К. в обиходной лексике: «стрелять из пушки» (в то время как глагол «стрелять» происходит от слова «стрела»), «путешествовать по морям» («путешествовать» — идти пешком), «красные чернила» (черное стало красным) и т. д. Примеры К. в стихах русских поэтов:

Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

(М. Ломоносов)

Я витаю в черном свете,
Черным пламенем горю.

(В. Бенедиктов)

Увлечение К., как эффектным приемом в стихе, характерно для декадентской поэзии. Один из основоположников французского символизма С. Малларме культивировал в своих стихах гиперболические К., смысл которых был настолько темен, что, как говорят сами французы, прежде чем понять Малларме, его нужно перевести на французский язык. Русские символисты и футуристы увлекались

- 132 -

К., но более умеренно. Пользование К. требует от поэта большого такта и тонкого чувства метафоры. В этом отношении образцом являются русские народные К., построенные на применении «цветовых» эпитетов: «малиновый звон», «зеленый шум»; например, у Н. Некрасова:

Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой.

См. Оксиморон.

Квятковский А. П. Катрен // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1321.htm

- 132 -

КАТРЕ́Н (франц. quatrain, от лат. quattuor — четыре) — четырехстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль. Наиболее распространенная форма рифмовки в К. — авва. К. называются также четверостишия в первой половине сонета, в отличие от двух трехстиший в конце его, называемых терцетами.

Квятковский А. П. Качественное стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1322.htm

- 132 -

КА́ЧЕСТВЕННОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ — см. Квалитативное стихосложение.

Квятковский А. П. Квалитативное стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1323.htm

- 132 -

КВАЛИТАТИ́ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от лат. qualitas — качество) — термин традиционной поэтики, относимый к общеевропейской (или русской классической) системе равносложного, силлабо-тонического стиха, в котором нет различия слогов долгих и кратких, но имеется качественное различие ударных и безударных слогов. Квалитативному, или качественному, стихосложению противопоставляется т. н. квантитативное стихосложение.

Квятковский А. П. Квантитативное стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1324.htm

- 132 -

КВАНТИТАТИ́ВНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от лат. quantitas — количество) — термин традиционной поэтики, относимый к системе античного стиха. Под количественностью (квантитативностью) стиха разумеется система долготы и краткости слогов. Определенное закономерное чередование долгих и кратких слогов в стопе и составляло, согласно этому взгляду, количественный ритм античного стиха.

Квятковский А. П. Квинтилла // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1325.htm

- 132 -

КВИНТИ́ЛЛА (исп. quintilla, от лат. quintus — пятый) — пятистрочная строфа в испанской лирической поэзии.

Квятковский А. П. Кенотафия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1326.htm

- 132 -

КЕНОТА́ФИЯ (греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надпись на надгробии, сооруженном не на месте погребения умершего, а в другом месте, так или иначе связанном с его памятью (например, К. морякам, погибшим в море или пропавшим без вести). К. может быть составлена в прозе или в стихах; иногда К. служит цитата, содержание которой применимо к облику или судьбе умершего. Вот образец античной К., написанной философом Платоном в память эретрийцев, похороненных в Персии:

Мы — эретрийцы, с Евбеи, зарыты ж, увы,

на чужбине,

Около Суз, от родной так далеко стороны.

(Пер. Л. Блуменау)

Или К. поэта александрийской плеяды Феодорида:

В бурных волнах я погиб: но ты плыви без боязни!
Море, меня поглотив, в пристань других принесло.

(Пер. В. Печерина)

Квятковский А. П. Клаузула // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 132—133.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1327.htm

- 132 -

КЛА́УЗУЛА (лат. clausula — заключение, концовка) — 1) в риторике заключительная часть речи оратора или определенный

- 133 -

отрезок этой части, где должен быть сосредоточен основной пафос оратора. 2) В стихосложении — группа заключительных слогов в стихе, начиная с последнего, ударного слога. Таким образом, в стихе могут быть:

Односложная, мужская К.:

Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

(М. Лермонтов)

Двусложная, женская К.:

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала,
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
От зарниц все трепетало.

(Ф. Тютчев)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

(А. Пушкин)

Трехсложная, дактилическая К.:

Чуть живые, в ночь осеннюю
Мы с дороги возвращаемся,
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.

(Н. Некрасов)

На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца.
Не сокол летал по поднебесью —
Есаул гулял по посадику;
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцев побуживал.

(Народная песня о казни Степана Разина)

Четырехсложная, гипердактилическая К.:

Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати,
Мне мила дружка за рученьку не важивати.

(Русская народная песня)

Квятковский А. П. Климакс // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 133—134.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1331.htm

- 133 -

КЛИ́МАКС (греч. κλῖμαξ — лестница) — один из видов градации, стилистическая фигура, расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения. Общеизвестен древний климакс Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Эта фигура очень популярна в русской поэзии. Примеры К.:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

(А. Пушкин)

- 134 -

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. Есенин)

Не думай бежать!

Это я

вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!

(В. Маяковский)

Два бешеных винта, два трепета земли,
Два грозных грохота, две ярости, две бури,
Сливая лопасти с блистанием лазури,
Влекли меня вперед. Гремели и влекли.

(Н. Заболоцкий)

Интересное явление представляет К. как прием строфической композиции стихотворения, например у Ф. Тютчева:

Восток белел... Ладья катилась,
Ветрило весело звучало!
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало.
Восток алел... Она молилась,
С кудрей откинув покрывало;
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало...
Восток пылал... Она склонилась,
Блестящая поникла выя
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые...

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина построена на развернутом К. — реализация желаний старухи: вместо разбитого — новое корыто, вместо землянки — светелка, вместо светелки — высокий терем, вместо терема — царские палаты... Тот же прием и при описании ловли стариком рыбы: невод пришел с тиной, невод пришел с травой морской, невод пришел с золотой рыбкой. И, наконец, возрастающая градация в состоянии моря — как знак недовольства золотой рыбки просьбами старика: «Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «На море черная буря».

Очень редки случаи совмещения обоих видов градации (К. и антиклимакса) в одной строфе. В следующем четверостишии Б. Пастернака первые три стиха содержат ряды восходящей градации (климакс), а последний стих — ряд нисходящей градации (антиклимакс):

Не волнуйся, не плачь, не труди
Сил иссякших, и сердца не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай.

Квятковский А. П. Кобзарь // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 134—135.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1341.htm

- 134 -

КОБЗА́РЬ — бродячий поэт и певец на старой Украине, исполнитель народных песен и «дум» в сопровождении игры на кобзе,

- 135 -

бандуре или лире. К. назывались также бандуристами или лирниками. «Кобзарь» — так назвал великий украинский поэт Т. Шевченко сборник своих стихотворений.

Квятковский А. П. Кода // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 135.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1351.htm

- 135 -

КО́ДА (итал. coda — хвост, добавка, от лат. cauda) — добавочный сверх количества, установленного каноном, стих в стихотворении т. н. твердой строфической формы — в сонете, рондо и пр. В русской поэзии известен, например, «сонет с кодой» В. Брюсова:

Цветы роняют робко лепестки,
Вечерний ветер полон ароматом,
И в сердце, грезой сладостной объятом,
Так сумерки жемчужны и легки.

Акации опъянены закатом,
Льют нежный дух, клоня свои листки,
К ним ветер льнет, и вихрем беловатым,
Как снег, летят пахучие цветки.

Как гурии неведомого рая,
Сребристых кудрей пряди распуская,
Их белый сонм струится в водомет.

Вода фонтана льется, бьется звонко,
Чиста, прозрачна, как слеза ребенка,
Но сладострастно песнь ее зовет...

Чу! осыпается коронка за коронкой...

Квятковский А. П. Количественное стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 135.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1352.htm

- 135 -

КОЛИ́ЧЕСТВЕННОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ — см. Квантитативное стихосложение.

Квятковский А. П. Коломыйка // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 135.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1353.htm

- 135 -

КОЛОМЫ́ЙКА (укр.) — короткие народные песенки, распеваемые в Западной Украине под музыку и танцы. Как и русские частушки, К. импровизируются на любые темы — политические, социальные, любовные, сатирические и т. д. Форма стиха коломыйки — четверостишие хореической каденции.

Квятковский А. П. Колон // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 135.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1354.htm

- 135 -

КО́ЛОН (греч. κῶλον — член; составная часть) — в античном стихе метрический член, группа стоп одного метра с главным ритмическим ударением на одной из этих стоп (диподия, триподия, тетраподия). К. объединяются в период, периоды — в систему.

Квятковский А. П. Кольцо // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 135—136.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1355.htm

- 135 -

КОЛЬЦО́ — композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце стихотворной строки (строфы или всего произведения) начальных слов или отдельных звуков. Примеры:

Звуковое К. в одной строке:

Звонков раздавались нестройные звуки.

(М. Лермонтов)

А грачи так безумно кричали...

(Н. Заболоцкий)

Лексическое К. в смежных или соседних строках, весьма популярное:

Мы любим шумные пиры,
Вино и радости мы любим.

(Н. Языков)

Потом — изящные пороки,
Глухое варварство потом.

(В. Тепляков)

- 136 -

Петуха упустила старушка,
Золотого, как день, петуха.

(А. Блок)

Подарю я шаль из Хорасана
И ковер ширазский подарю.

(С. Есенин)

Я оглох от усталого лязга,
Я от острого свиста оглох.

(А. Межиров)

Строфическое К. Этот вид К. — излюбленный у А. Фета:

Я все с тобой, когда рука неволи

Владеет мной,

И целый день, будь ясно ли, темно ли,

Я все с тобой.

Я жду тебя под сладкий шум фонтана,

И торопя

Туда глаза, где крадется Диана, —

Я жду тебя...

Примеры строфического К. у других поэтов:

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака...
Уж поздно. Вечереет день.

(Ф. Тютчев)

Лунным светом Шираз осиянен.
Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен.

(С. Есенин)

К. цельного стихотворения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

(А. Блок)

На внутристрофическом К. основано построение таких твердых форм поэзии, как рондо и триолет.

Квятковский А. П. Колыбельная песня // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 136—137.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1361.htm

- 136 -

КОЛЫБЕ́ЛЬНАЯ ПЕ́СНЯ — песня, напеваемая при укачивании ребенка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии:

Баюшки, баю́, баю́!
Живет барин на краю.
Он ни скуден, ни богат,
Много у него ребят;

- 137 -

Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Душа радуется.

К. п. писали некоторые русские поэты, например М. Лермонтов («Казачья колыбельная песня»), Ф. Сологуб. Форма К. п. была использована поэтами-сатириками как пародия или как сатирический перифраз. Так, Н. Некрасов заимствовал форму лермонтовской К. п. для своей острой сатиры на карьериста-чиновника.

Квятковский А. П. Колыбельная песня // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 136—137.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1361.htm

- 136 -

КОЛЫБЕ́ЛЬНАЯ ПЕ́СНЯ — песня, напеваемая при укачивании ребенка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии:

Баюшки, баю́, баю́!
Живет барин на краю.
Он ни скуден, ни богат,
Много у него ребят;

- 137 -

Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Душа радуется.

К. п. писали некоторые русские поэты, например М. Лермонтов («Казачья колыбельная песня»), Ф. Сологуб. Форма К. п. была использована поэтами-сатириками как пародия или как сатирический перифраз. Так, Н. Некрасов заимствовал форму лермонтовской К. п. для своей острой сатиры на карьериста-чиновника.

Квятковский А. П. Комма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 137.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1372.htm

- 137 -

КО́ММА (греч. κόμμα — отрезок) — в античной поэзии неполный стих, укороченный по сравнению с остальными стихами в строфе. Обычно это заключительный стих в строфе. Полный стих в античной метрике называется колон.

Квятковский А. П. Композиция // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 137.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1373.htm

- 137 -

КОМПОЗИ́ЦИЯ [лат. compositio (от com или con — со, вместе и positio — положение, расположение) — составление, соединение] — закономерное, мотивированное расположение деталей в крупных частях художественного произведения и взаимное соотношение этих деталей. Общая же форма строения художественного произведения и взаимосвязь его частей относятся к архитектонике. Так, строфический строй стихотворения составляет его архитектонику; распределение же самого текста внутри строф есть искусство К. Точно так же форма сонета или рондо — это архитектоническая сторона стихотворения, композицию же его составляет расположение словесно-образного материала внутри этой архитектонической формы с соблюдением других композиционных условий (например, сильная по смысловому содержанию заключительная строка сонета). Или другой пример большего значения: разделение «Божественной комедии» Данте на 33 песни, охватывающие 3 части (Ад, Чистилище, Рай), и терцинная строфика относятся к архитектонике поэмы, но размещение содержательного материала поэмы по песням и строфам относится к ее композиции. Пушкин писал о Данте: «Единый план Ада есть уже плод высокого гения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.