КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 14 страница
Ср. Акростих, Липограмматический стих. Квятковский А. П. Мествирули // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1551.htm - 155 - МЕСТВИРУ́ЛИ — название коротких народных песенок в Грузии, исполняемых под аккомпанемент струнного инструмента «ствири». Квятковский А. П. Местный колорит // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1552.htm - 155 - МЕ́СТНЫЙ КОЛОРИ́Т (франц. — couleur locale) — стилистический прием введения в текст художественного произведения элементов, характеризующих местный быт, нравы, природу и пр. Например, элементами М. к. богаты поэмы и стихотворения А. Пушкина и М. Лермонтова, описывающие Кавказ. Широко использовал этот прием В. Маяковский в стихах, посвященных пребыванию за границей — во Франции, Испании, Америке, Мексике. Украинским колоритом насыщена «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого. Квятковский А. П. Метабола // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1553.htm - 155 - МЕТА́БОЛА — см. Метатеза. Квятковский А. П. Метаграмма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1554.htm - 155 - МЕТАГРА́ММА (от греч. μετά — через, γράμμα — знак, буква) — 1) стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова, например: им — Рим — грим. 2) Перестановка начальных слогов или начальных букв в словах, стоящих рядом, в целях получения комического эффекта или остраннения этих слов, например черо и пернила (перо и чернила), песучий сыпок (сыпучий песок), «Санная луната» («Лунная соната»). См. Метатеза. Квятковский А. П. Металогия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1555.htm - 155 - МЕТАЛО́ГИЯ (от греч. μετά — через, после, за и λόγος — слово, речь) — употребление в поэтическом произведении слов и выражений в их переносном значении, образном или фигуральном. Область металогических выражений обширна, она содержит в себе такие стилистические фигуры, как сравнение, метафора, симфора, эпитет, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, иносказание и т. д. Ср. Автология. Квятковский А. П. Метатеза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 155—156. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1556.htm - 155 - МЕТАТЕ́ЗА (греч. μετάθεσις — перестановка) — перемещение в словах слоговых частей, меняющее звуковой, а иногда и смысловой облик слова. По определению Ж. Вандриеса (в книге «Язык») М. — «это ошибка от недостатка внимания». Известны народные М. — канцерялия вместо канцелярия, леригиозный вместо религиозный; или шуточные, например «Бахчифонтанский сарай». На принципе М. построены известные строки в стихотворении С. Маршака «Вот какой рассеянный»: Глубокоуважаемый Или в гротескной повести Н. Адуева «Товарищ Ардатов»: - 156 - Распишись. В зеркало поглазей, В «Гамлете Щигровского уезда» И. Тургенева Лупихин говорит: «у него (генерала) дочь из свекловичного сахару, и завод в золотухе... Виноват, не так сказал... ну, да вы понимаете!». Квятковский А. П. Метафора // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 156—158. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1561.htm - 156 - МЕТА́ФОРА (греч. μετάφορα, букв. — перенесение) — один из основных тропов художественной речи. По определению Аристотеля, М. «есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство (в природе)». Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, автологическом, а в переносном значении. В основе М. лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанным на сравнении, М. в различных формах и модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь пестрит М.: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, горячее сердце, убит горем, встает солнце, пришла весна, железная воля, у нее кровь с молоком, горящие глаза, тонкий голос, тяжелый характер и т. д. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного. Поэтическая М. отличается от примелькавшейся бытовой М. своими свежестью и новизной. Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат следующие стихи Пушкина (седьмая глава «Евгения Онегина»): Гонимы вешними лучами, Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой. Этот прием применен М. Лермонтовым в стихотворении «Чаша жизни», где за основу взята ходовая, почти бытовая М. «пить чашу жизни»: Мы пьем из чаши бытия С закрытыми глазами, Златые омочив края - 157 - Когда же перед смертью с глаз Повязка упадает, И все, что обольщало нас, С повязкой исчезает; Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был — мечта И что она — не наша! У В. Маяковского в поэме «Облако в штанах» развернута общеизвестная М. «нервы расходились»: Слышу: Когда метафорическое выражение (в особенности известная, бытовая М.) берется в прямом смысле и в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, — возникает новое осмысление этого выражения, имеющее порой юмористический и даже гротескный оттенок; такое стилистическое явление называется реализацией метафоры. На этом приеме построен знаменитый стихотворный гротеск В. Маяковского «Прозаседавшиеся». Ниже приводятся те строки стихотворения, в которых реализована бытовая М. «он разрывается на части»: Взмыленный, - 158 - Поневоле приходится разорваться! Принцип реализации М. положен в основу известной сатиры Саши Черного «Песнь песней»: скульптор Хирам изваял уродливую статую Суламифи, поняв буквально метафорический стиль «Песни песней» царя Соломона. Ср. Аллегория. Квятковский А. П. Метафраза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 158. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1581.htm - 158 - МЕТАФРА́ЗА (греч. μετάφρασις — перефразировка) — пересказ содержания данного литературного текста; относится преимущественно к прозаическому подстрочнику стихотворения. Квятковский А. П. Метонимия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 158—159. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1582.htm - 158 - МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие. 1) Упоминание имени автора, вместо его произведений: Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») (А. Пушкин) В Москве у входа в книжный магазин, (В. Инбер) 2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор: Однако несколько творений (А. Пушкин) Скоро сам узнаешь в школе, (Н. Некрасов) 3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.): С них отражал герой безумный, (А. Пушкин) Балалаечка на ленте, (Частушка) Серые шлемы — стой! (В. Маяковский) - 159 - Заячьими шапками (В. Луговской) На крыльях черные кресты (Н. Тихонов) Только слышно на улице где-то (М. Исаковский) 4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин) Гирей сидел, потупя взор, (Он же) Летят последние гранаты, (Н. Тихонов) У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России: Вагоны шли привычной линией, «Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных. М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. Квятковский А. П. Метонимия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 158—159. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1582.htm - 158 - МЕТОНИ́МИЯ (греч. μετωνυμία — переименование) — распространенный поэтический троп, замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов М.; наиболее употребительны следующие. 1) Упоминание имени автора, вместо его произведений: Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») (А. Пушкин) В Москве у входа в книжный магазин, (В. Инбер) 2) Или, наоборот, упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор: Однако несколько творений (А. Пушкин) Скоро сам узнаешь в школе, (Н. Некрасов) 3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета (наиболее часто встречающаяся в поэзии форма М.): С них отражал герой безумный, (А. Пушкин) Балалаечка на ленте, (Частушка) Серые шлемы — стой! (В. Маяковский) - 159 - Заячьими шапками (В. Луговской) На крыльях черные кресты (Н. Тихонов) Только слышно на улице где-то (М. Исаковский) 4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин) Гирей сидел, потупя взор, (Он же) Летят последние гранаты, (Н. Тихонов) У А. Блока имеется редчайший образец сложной М., которая понятна лишь людям, знающим некоторые социально-бытовые черты дореволюционной России: Вагоны шли привычной линией, «Желтые и синие» — это вагоны 1-го и 2-го классов, а «зеленые» — вагоны 3-го класса. В двух строках А. Блок охарактеризовал дорожное настроение пассажиров — богатых и бедных. М. отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», «вроде», «подобно» и т. д.; с М. этого сделать нельзя. Квятковский А. П. Метрика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 159. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1592.htm - 159 - МЕ́ТРИКА [греч. μετρικός — имеющий отношение к мере (μέτρον)] — система правил строения стиха, выработанных поэтикой данного языка на основе живых образцов классической поэзии. Отсюда — М. античного стиха, М. русского стиха, М. французского стиха, М. немецкого стиха и т. д. Квятковский А. П. Метрический стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1601.htm - 160 - МЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИХ, метрическое стихосложение, — стих, построенный на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей (определенной стопы, или краты). Понятие М. с. не ограничивается только античной системой, а включает в себя всякий стих, сформированный на такой основе. К категории М. с. относятся и античный стих, и русский классический стих, и паузник, и тактовик, и многие виды русского народного стиха, в отличие от дисметрического нестопного стиха, к категории которого относятся: акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый стих (фразовик), аллитерационный стих, раёшник и др. Квятковский А. П. Метротоническое стихосложение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1602.htm - 160 - МЕТРОТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. μετρον — мера и τονος — ударение) — термин акад. В. Перетца, который так определил систему русского классического стиха вслед за М. Ломоносовым, назвавшим ее «метрико-тонической». В настоящее время за русским классическим стихом утвердилось другое название — силлабо-тонический стих. Квятковский А. П. Миниатюра // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 160—161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1603.htm - 160 - МИНИАТЮ́РА (итал. miniatura) — небольшое прозаическое или стихотворное произведение строго законченной формы; М. в прозе часто носят название «картинок», «сценок» и т. п. В русской литературе мастером юмористической М. в прозе был И. Горбунов. Стихотворные М. встречаются у многих русских поэтов — от А. Пушкина до наших дней. Стихотворная М. — труднейшая форма лирики, доступная только большим мастерам. Для М. характерно глубокое содержание при безукоризненно отточенной форме. Примеры лирической М.: Все в жертву памяти твоей: (А. Пушкин) Хорошо здесь: и шелест, и хруст; (А. Ахматова) Давно, давно в тиши полей, С тех пор прошло немало лет. (А. Пиотровский) - 161 - И вскользь мне бросила змея: (Л. Мартынов) К миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки. Квятковский А. П. Миннезанг // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1611.htm - 161 - МИННЕЗА́НГ (нем. Minnesang — любовная песня, от Minne — любовь и Sang — песня) — песня, сочиненная и исполнявшаяся миннезингерами. Квятковский А. П. Миннезингеры // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1612.htm - 161 - МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви) — лирические поэты в средневековой Германии 12 и 13 вв., воспевавшие рыцарскую любовь и служение прекрасной даме. Эта рыцарская немецкая поэзия возникла под влиянием поэзии французских трубадуров. Многие песенки М., простые по форме и исполненные неподдельного лиризма, стали затем народными. В конце 13 в. стихи М. начали усложняться и утратили присущую им простоту и непосредственность. Квятковский А. П. Многосоюзие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161—162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1613.htm - 161 - МНОГОСОЮ́ЗИЕ, или полисиндетон (πολυσύνδετον), — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»), в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. При помощи М. подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого. Примеры: И земля, и огонь, и любая река, и гора, (П. Антокольский) Хоть не являла книга эта (А. Пушкин) Ох! Лето красное! любил бы я тебя, (Он же) Большую выразительность приобретают строки, где рядом с М. применяется противоположное ему бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. (Г. Шенгели) - 162 - M. нередкое явление в русской народной поэзии (через союз «а»): Во первых-то санях атаманы сами, (Народная песня «Поп Емеля») Квятковский А. П. Многосоюзие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 161—162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1613.htm - 161 - МНОГОСОЮ́ЗИЕ, или полисиндетон (πολυσύνδετον), — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»), в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. При помощи М. подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого. Примеры: И земля, и огонь, и любая река, и гора, (П. Антокольский) Хоть не являла книга эта (А. Пушкин) Ох! Лето красное! любил бы я тебя, (Он же) Большую выразительность приобретают строки, где рядом с М. применяется противоположное ему бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. (Г. Шенгели) - 162 - M. нередкое явление в русской народной поэзии (через союз «а»): Во первых-то санях атаманы сами, (Народная песня «Поп Емеля») Квятковский А. П. Модификации ритмические // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 162. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1621.htm - 162 - МОДИФИКА́ЦИИ РИТМИ́ЧЕСКИЕ (лат. modificatio — видоизменение) — различные состояния первичной элементной группы (краты), содержащей в себе многофигурные комбинации речевых ритмических элементов: ударные и безударные слоги, разнодлительные слоги — долгий, краткий и кратчайший; разнодлительные паузы. Так, в трехдольнике содержится не только основная полносложная M. p. , которую признает и силлаботоническая теория, но и такие М. р., как ^, ^^, ^ , ^^ , ^^^, , , и т. д. — всего 36 ритмических модификаций. В элементной группе четырехдольника теоретически содержится 124 модификации, в числе их , ^, ^^, , ^, ^^, ^^^, ^ ^, ^^ , , , ^, и т. д. Последовательная смена разнофигурных ритмических модификаций в метрическом стихе создает размерную упорядоченность речевого процесса в границах метра, подтверждая тем самым диалектический принцип гармонического движения — единство в многообразии, неизменность количества и изменяемость качества. Многофигурные М. р., негативно заключенные в элементной группе, позитивно выявляются в реальном стихе; в них кроется колоссальный динамический потенциал ритмического процесса, чего нельзя сказать о традиционной полносложной стопе, представляющей лишь однофигурную статическую модификацию.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |