КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 10 страница
Лес, точно терем расписной, Березы желтою резьбой Квятковский А. П. Деструктивные стихи // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 98. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0981.htm - 98 - ДЕСТРУКТИ́ВНЫЕ СТИХИ́ (от лат. destractio — разрушение) — стихи, в которых нарушена метрическая структура, вследствие чего ритмические очертания стиха становятся смутными, неясными. В русской поэзии наиболее последовательно проводилась деструкция в некоторых стихотворениях А. Блока, а затем В. Маяковского, С. Есенина, В. Хлебникова, Н. Брауна и других поэтов вплоть до Е. Евтушенко и А. Вознесенского. Чаще деструкция распространяется на трехдольники. От нечетких Д. с. следует отличать четкие в своей метрической структуре паузники и тактовики. Д. с. близко подходят к некоторым видам свободного стиха. Примеры: И я затянут О, Вечность! Подо мной растянут Темница мира! Узкая лира, (А. Блок) Несутся энтузиасты (А. Вознесенский) Квятковский А. П. Децима // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 98. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0982.htm - 98 - ДЕ́ЦИМА (от лат. decem — десять) — десятистрочная строфа в испанской поэзии, чаще всего хореического размера. Мужские и женские рифмы в Д. идут по порядку AbbAAccDDc. Известны ямбические Д. в поэзии Г. Державина с системой рифмовки aBaBccDeeD («Фелица» и «Бог») и aa BcBc DeeD («На счастие»). Квятковский А. П. Джир // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 98. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0983.htm - 98 - ДЖИР, или жир, — форма 7—8-сложного силлабического стиха в казахской и киргизской народной эпической поэзии; рифма в Д. — однозвучная (монорим), некоторые строчки остаются незарифмованными (холостой стих). Строфика в Д. нечеткая, она определяется законченностью фразово-смыслового периода. Этой формой стиха пользовались и пользуются казахские акыны. Джирши, или жирши, — исполнитель казахских народных песен и песен, сочиненных акынами. Джирши выступают на торжественных народных собраниях и празднествах. Квятковский А. П. Диалектизмы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 98—99. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0984.htm - 98 - ДИАЛЕКТИ́ЗМЫ (от греч. διάλεκτος — речь, наречие, говор) — народные элементы речи, принадлежащие местному говору (край, область, район) и включенные в литературный язык, как couleur - 99 - locale. Например, в стихах Н. Некрасова можно найти Д., характерные для говора крестьян Ярославской области, где жил поэт: Вот уж который теперича век Мы-ста тебя взбутетеним дубьем, Спускали родимого в пролубь Слышу, нечистая сила Встречаются Д. и у А. К. Толстого, пользовавшегося простонародным говором: Мы скрозь из Новограда У А. Твардовского в поэме «Страна Муравия» имеются Д. Смоленской области: Поет старик об орешке, У людей — людей — ребятки Для С. Есенина обычны Д. Рязанской области: Поднялись прихожане у чащи, Или: Тихих вод пара́гуш квелый Квятковский А. П. Диалог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 99. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0991.htm - 99 - ДИАЛО́Г (греч. διάλογος — разговор) — 1) разговор двух или нескольких лиц в литературно-повествовательном произведении или в поэме, например Д. цыгана и Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»; диалоги Марии, Мазепы, Орлика и др. в «Полтаве». 2) Форма литературного произведения, построенного исключительно на разговоре персонажей, что является органическим признаком драматических произведений, а иногда и других (например, философские диалоги Платона). В русской поэзии известны недраматические произведения, построенные на Д.: «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, «Поэт и гражданин» Н. Некрасова; они содержат литературно-общественное кредо этих поэтов. Квятковский А. П. Диастола // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 99—100. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0992.htm - 99 - ДИА́СТОЛА (греч. διαστολή — расширение) — в античном стихе замена долгого слога кратким в сильной части стопы (в тезисе); - 100 - прием, противоположный систоле. Некоторые теоретики русского стиха (В. Брюсов) называли Д. такой ход в стопном, метрическом стихе, когда ритмически сильный по своему положению в стопе слог не имеет на себе словесного ударения. В этом значении термин «Д.» не привился в русской поэтике. Квятковский А. П. Диван // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 100. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1001.htm - 100 - ДИВА́Н (перс. — запись, книга) — в литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихотворений одного или нескольких поэтов в строго обусловленном порядке: касыды, газели, кит’а (фрагменты), рубаи и, наконец, стихотворения иных строфических форм; при этом стихи располагаются в Д. в алфавитном порядке последних букв рифмуемых слов. В европейской литературе известен лишь один случай, когда поэт назвал сборник своих стихов Д.: это «Западно-восточный диван» И. Гете, написавшего цикл стихотворений под влиянием восточных поэтов — Гафиза, Саади и др. Квятковский А. П. Дидактическая поэзия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 100. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1002.htm - 100 - ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ (от греч. διδακτικός — поучительный) — поэтические жанры поучительного содержания: некоторые оды, басни, стихотворения, популяризирующие научные дисциплины (т. н. научная поэзия), а также стихотворения и поэмы, написанные на общественно-политические темы. В беллетристике к категории дидактических произведений можно отнести романы и повести на научные и философско-социальные темы. Квятковский А. П. Диереза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 100—101. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1003.htm - 100 - ДИЕРЕ́ЗА (греч. διαίρεσις — разделённость) — в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), например сто́пы хорея и ямба могли быть заменены равноценной по своему долевому объему стопой трибрахия , где долгий слог как бы «распускается» на два коротких (ср. Синереза). В русской метрике Д. принято называть особый стилистический прием фонетического характера: 1) раздельное произнесение односложного дифтонга (с «й»), как двусложного сочетания (обычно Д. допускается поэтом в целях соблюдения слогового принципа силлаботонического стиха), например: Не открою дружбе нежной (Е. Баратынский) Все на палубе сидели, (Ф. Тютчев) Сударыня, барыня! (Русская народная песня) В своем бурлескном отрывке «И дале мы пошли», написанном на дантовскую тему и дантовскими терцинами, А. Пушкин употребил явно пародийную Д., которая внешне кажется уступкой требованиям соблюсти стихотворный ритм: Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, 2) Обращение мягкого неслогового согласного звука (с «ь») в слоговой: Едва заметною струею (А. Пушкин) Когда ты злобен, или болен, (А. Блок) А ты, де́вичия волька, (Русская частушка) 3) Произнесение неслоговой группы звуков (без гласного), как слог: Царь Алекса ндр первый (А. К. Толстой) У Пулковской горы усатый генерал (Вс. Рождественский) Здесь мрамор — свой. Край мрамором богат. (В. Инбер) Но — Здоров ли он? Вы ездите в театор? (А. К. Толстой) Термин «Д.» часто употребляется еще в ином значении — словораздел, совпадающий со стопоразделом; например, в хорее: Буря | мглою | небо | кроет ... | (А. Пушкин) Или в анапесте: Но в железной броне | он сидит | на коне; | (В. Жуковский) Квятковский А. П. Диметр // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 101. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1011.htm - 101 - ДИМЕ́ТР (греч. δί — в сложных словах: дважды — и μέτρον — метр, двумерность) — название античного стиха, состоящего из двух диподий, т. е. из двух пар стоп. Квятковский А. П. Дипиррихий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 101—102. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1012.htm - 101 - ДИПИРРИ́ХИЙ (греч. δί — в сложных словах: дважды — и πυρρίχιος) — двойной пиррихий . В античном стихе Д. не был самостоятельной стопой, на основе которой строилось бы цельное стихотворение, но он мог иногда заменять собой четырехдольные стопы — дактиль , спондей и анапест . В силлаботонической системе стихосложения Д. называют две смежные безударные стопы в ямбической или хореической строке: Поки|нув скром|ную | столи|цу (К. Павлова) | И по | кори |до́рной| пыли, | (Э. Багрицкий) Квятковский А. П. Диподия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 102. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1021.htm - 102 - ДИПОДИ́Я (греч. διποδία — двустопие) — двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах. При измерении стиха диподиями двустопный ямб или хорей назывался монометром, четырехстопный — диметром, шестистопный — триметром и восьмистопный — тетраметром. Дактилические Д. назывались киклическими (круговыми) дактилями; вместе с тем за шестистопным дактилем сохранилось наименование гекзаметра. В русской стиховедческой литературе понятие Д. в четырехстопном ямбе и хорее отстаивал вслед за А. Кубаревым (первая треть 19 в.) А. Белый, считавший, что в основе этих метров русского стиха лежит не двусложная стопа, а четырехсложная Д. с одним ударением (пэон). Отсюда — широкое ритмическое звучание стихов, построенных на одноударной Д. типа: Под голубы́ми небеса́ми (А. Пушкин) На возду́шном океа́не (М. Лермонтов) По справедливому мнению А. Белого, Д. свойственна природе русского языка: стихи, в которых на каждое двусложие приходится словесное ударение, звучат тяжело, их ритм заторможен: Гла|го́л вре|ме́н! ме|та́лла | зво́н! (Г. Державин) Бе́рег. | По́лночь.| Дре́млет| во́здух. (А. Безыменский) Правильность наблюдений А. Кубарева и А. Белого над Д. подтверждается всей практикой русских поэтов и строением русского народного стиха. См. Двудольные размеры, Крата. Квятковский А. П. Диспондей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 102. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1022.htm - 102 - ДИСПОНДЕ́Й (греч. δισπόνδειος — двойной спондей) — античная сдвоенная (восьмидольная) стопа о четырех долгих слогах . В античном стихе Д. встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия Д. в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов (см. Брахиколон). Квятковский А. П. Диссонанс // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 102—104. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1023.htm - 102 - ДИССОНА́НС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают. - 103 - Как рифмоиды, идущие от флективной основы, Д. известны в древней русской поэзии, например в «Слове о полку Игореве»: Седлай, брате, свои бръзыи комони, У Герасима Смотрицкого: Меч бо обнажен в деснице имея острый обоюду, Или у Симеона Полоцкого: Царь локренский Салевский егда ца́рствоваше, Д. встречается в народной поэзии: Ты удайся, удайся, мой лен, В более развитом виде Д. как поэтический прием закрепился в русской поэзии 20 в. в результате применения новых выразительных средств. Примеры Д.: Крут буржуев озверевший норов. Тьерами растерзанные, воя и стеная, тени прадедов — парижских коммунаров — и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский) Было: социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становились слева, и сама на головы спускалась слава. Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула. Вместо гор восторга горе дола. Стало: коммунизм — обычнейшее дело. (В. Маяковский) - 104 - Заберусь на рассвете на серебряный кедр (И. Северянин) И лошади усталый пар И пот из грязных пор — Он облекал, под град фанфар, То в пурпур, то в фарфор. (С. Кирсанов) Последний пример — случай взаимодвойной рифмовки: смежные Д. (пар — пор, фанфар — фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар — фанфар, пор — фарфор). Квятковский А. П. Дистих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 104. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1041.htm - 104 - ДИ́СТИХ (греч. δίστιχος — двустишие) — в античной поэзии самостоятельное, законченное двустишие, выражающее оригинальную глубокую мысль. Чаще — это так называемый элегический дистих, состоящий из гекзаметра и пентаметра: Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; (А. Пушкин) Квятковский А. П. Дифирамб // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 104. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1042.htm - 104 - ДИФИРА́МБ (греч. διθύραμβος) — жанр античной торжественной лирики, развился из культа Диониса (Вакха). Первоначально Д. были народными песнями, позже они стали литературной формой, близкой к оде или гимну. В истории античной литературы известны дифирамбы Пиндара и Ариона (6—5 вв. до н. э.). Впоследствии из Д., исполнявшихся в театре хорами, возникла античная трагедия. В европейской поэзии Д. носят стилизованный, подражательный характер. То же можно сказать и о Д. в русской поэзии, где этот жанр не получил развития. Среди сатир А. Сумарокова известен «Дифирамб Пегасу»; это своеобразная форма астеизма, в которой автор иронизирует по поводу ложнопышных од ученика Ломоносова — В. Петрова. Квятковский А. П. Дифтонг // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 104—105. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1043.htm - 104 - ДИФТО́НГ (греч. δίφθογγος — двугласный) — сочетание в одном слоге двух гласных звуков, один из них неслоговой. Наиболее часто неслоговыми звуками Д. являются гласные «и» и «у». Различаются восходящие Д., в которых неслоговым будет первый звук («уа» во французских словах moi, trois, «йо» в итальянском языке — viola) и нисходящие Д. с неслоговым вторым звуком. В русском языке дифтонгов нет, существуют лишь подобия нисходящих Д. с неслоговым «й». Но в стихах русские поэты пользуются иногда и восходящим Д., воспроизводя в иностранных словах произношение соответствующего языка. Примеры восходящих Д.: Со страху ты бы рот разинул (А. Блок) - 105 - Томится День пережитой, (И. Анненский) Примеры нисходящих Д.: Померкни, солнце Ау стерлица! (А. Пушкин) По элеваторам вдали, (Б. Пастернак) Крест-на-крест м ау зеры, рубахи из холстин. (В. Луговской) В поэме А. Майкова «Княжна» дважды употребленное слово «куафер» произносится по-разному: в первом случае — с нисходящим Д.: На месте я из первых был. Успели Во втором случае оба гласных Д. произносятся раздельно: Так подошел и бал. И как все было, Квятковский А. П. Дихорей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 105. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1051.htm - 105 - ДИХОРЕ́Й (греч. διχόρειος) — в античной метрике двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: . В применении к русской метрике см. пример в статье Диподия. Квятковский А. П. Диямб // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 105. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1052.htm - 105 - ДИЯ́МБ (греч. διΐαμβος) — в античной метрике двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: . В применении к русской метрике см. пример в статье Диподия. Квятковский А. П. Доггерель // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 105. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1053.htm - 105 - ДОГГЕРЕ́ЛЬ (англ. doggerel, происхожд. неизвестно) — форма неравносложного «вольного» стиха в старой английской поэзии, похожего на русский раешный стих; употреблялся обычно в сатирических или шутливых произведениях. Позже и, по-видимому, в настоящее время Д. называют плохие стихи (вроде русского слова «вирши» в ироническом значении). Квятковский А. П. Дойна // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 105. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1054.htm - 105 - ДО́ЙНА — лирическая народная песня румын и молдаван; часто носит характер импровизации. Квятковский А. П. Долгий слог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 105—107. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1055.htm - 105 - ДО́ЛГИЙ СЛОГ — в античной метрике чаще всего двудольный (двуморный) слог, двойной длительности по сравнению с кратким однодольным (одноморным) слогом. Долгота слога в античном стихе определяется двумя фонетическими условиями: 1) если данный гласный звук слова долог по природе, т. е. по долготе, которая обусловлена внутренними законами греческого языка; 2) если за кратким гласным стоят два или три согласных звука (долгота по положению). В подавляющем большинстве случаев растяжение слога в античном стихе происходит при втором условии за счет согласной группы звуков, требующей для своего произнесения больше времени, чем один согласный. Этот фонетико-акустический принцип строения античного стиха определяется свойствами артикуляции. Произнесение и внимательное рассмотрение первого стиха из «Одиссеи» Гомера подтверждает сказанное: А́-андра ми | э́-эннепе, | му́-уза по|ли́-итропон, | о-ос мала́ | по-олла́... - 106 - Силлаботоническая теория стиха не признает наличия Д. с. в стихе, вопреки практике русского народного стиха. Объясняется это тем, что протяжение Д. с. в живой рецитации обычно не обозначается в печатном тексте никакими условными знаками (хотя бы удвоением букв гласного звука, как это сделано выше). Фактически протяжение гласного звука в стопе, метрически учитываемое, — явление большой давности. В авторском стихе явление Д. с. можно наблюдать у многих поэтов, писавших трехдольные паузники. Несметное количество примеров употребления Д. с. имеется в русских народных метрических стихах, построенных на совершенно самобытных началах ритма, далеких от школьных правил (иллюстрации и объяснения см. в статьях: Былины, Доля, Исторические песни, Напевный стих, Народный стих, Пауза в стихе, Паузник, Ритм, Стопа, Тактовик, Частушки). Ниже приведен отрывок из известной песни К. Рылеева, написанной в обычной для русского народного стиха метрической манере, — внутристиховые рифмы и паузы, двудольное растяжение слогов (долгие слоги); все стихотворение выдержано в духе типичного народного четырехкратного четырехдольника (двустишие Рылеев записал пятистрочной строфой по признакам внутренней рифмы): Ах, тошно мне Все в неволе, Долго ль русский народ И людями, Записывая же пятистрочие двустишием в соответствии с тактометрическим периодом, форма которого определяется ясно ощутимой инерцией четырехдольника третьего, и отметив структурные паузы и растяжение слогов, мы имеем: Ах, /\ | то-ошно | мне /\ и в род|ной /\ сторо|не; /\ Подобных образцов стиха немало у поэтов, имеющих тесную связь с русским народным творчеством, например у А. Прокофьева:
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |