КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 6 страница
Квятковский А. П. Бернеско // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 60. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0601.htm - 60 - БЕРНЕ́СКО (итал. bernesco) — пародийно-сатирический жанр в Италии; создателем Б. был поэт Франческо Берни (Berni) (1498—1532), который называл его бурлеска. Б. — это шуточное произведение, в котором ничтожные лица и события описываются в высоком, торжественном стиле. Из Италии жанр Б. под именем бурлески перешел во Францию. Квятковский А. П. Беседа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 60. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0602.htm - 60 - БЕСЕ́ДА — название вечеринок (обычно зимой) в русских деревнях; на этих беседах, нередко заканчивавшихся пирушкой, выступали рассказчики, сказочники, песельники, былинники; таким образом, Б. были некогда своеобразными литературными собраниями. Б. часто упоминаются в народных песнях: «Во пиру была, во беседушке». Квятковский А. П. Бессоюзие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 60—61. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0603.htm - 60 - БЕССОЮ́ЗИЕ, или асиндетон, — стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность. Б. противоположно многосоюзию (полисиндетону), которое применяется гораздо чаще. Примеры Б.: Швед, русский колет, рубит, режет, (А. Пушкин) Тени сизые смесились, (Ф. Тютчев) Редкий случай выдержанного Б. в большом стихотворном отрывке: ...Приходилось туго. Заводы стыли. Прятал хлеб кулак. - 61 - Сыпняк блуждал, вокруг измена зрела, Старый мир: Бесхлебье, бессапожье, бездорожье, (Г. Шенгели) Квятковский А. П. Бестиарий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 61. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0611.htm - 61 - БЕСТИА́РИЙ (от лат. bestiarius — звериный) — литературные произведения европейского средневековья, аллегорическое описание зверей. Частично к этому жанру литературы относятся басни, в которых, например, под Львом разумеется царь, под Лисой — хитрость, под Ослом — глупость, под Медведем — неуклюжесть и т. д. Квятковский А. П. Бесцезурный стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 61. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0612.htm - 61 - БЕСЦЕЗУ́РНЫЙ СТИХ — стихи, в которых нет постоянной цезуры. Несоблюдение цезурного словораздела на определенном месте стиха меняет ритм. Разница между цезурным и бесцезурным стихом ясно ощутима на слух из сравнения следующих пушкинских стихов (пятистопный ямб): Я не хочу | делиться с мертвецом («Борис Годунов») Здесь, как мы видим, постоянная цезура на второй стопе. Без постоянной цезуры: ...Нет, Когда ты весел, | издали ко мне («Русалка») Квятковский А. П. Биметрия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 61—63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0613.htm - 61 БИМЕТРИ́Я (от лат. bis — дважды и греч. μέτρον — мера) — двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого порядка служат следующие строки: Вечерний свет погас. (К. Бальмонт) Эти стихи можно прочитать следующим образом (для наглядности каждое двустишие, образующее собой завершенный тактометрический период, записывается в одну строку): Ве|черний свет по|гас. /\ /\ Чуть | дышет гладь во|ды. /\ /\ Перед нами четырехкратный четырехдольник второй с двудольной паузой в каждом полупериоде. Но эти же стихи читаются как беспаузный шестидольник второй, который обычно входит в состав так называемого шестистопного ямба: Ве|черний свет по|гас. Чуть | дышет гладь во|ды. Каждый из вариантов этих биметричных строк вполне закономерен. Классическим примером возможности двойного прочтения служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова. Это произведение может быть прочитано как дисметрические стихи (народный трехударник) и как метрические стихи (народный тактовик). Вот дисметрическое толкование стихотворной структуры «Песни»: Ох ты го́й еси, царь Ива́н Васи́льевич! А теперь те же стихи вставим в рамки тактовика и проскандируем четким речитативом, подобно стихам «Высота, высота поднебесная» (четырехкратный четырехдольник третий): Ох ты | гой еси, /\ | царь Иван Ва|си-илье-е|вич! /\ Биметричными также становятся стихи в результате смещения ритма, которое возникает в случае очень резкой и продолжительной ритмической инверсии; обычно это происходит со стихами шестидольного строя, когда под влиянием инверсированной передвижки ударных слогов в стихе получается трехдольный ритм | вместо шестидольного | = | . Смещение ритма в шестидольниках под влиянием ритмической инверсии — явление, нередко встречающееся в народной поэзии. Для примера можно указать на стихотворение «Ночка»; его сложная ритмическая структура выдержана в размере шестидольника, но в конце стихотворения ритм шестидольника как бы соскальзывает на трехдольный под влиянием сильнейшей ритмической инверсии, падающей на первую половину шестидольника. Вот начало и конец «Ночки» (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, подчеркнуты): | Ночка, моя | ночка, | | ночка темна|я, /\ | Аналогичное смещение ритма наблюдается в шестидольниках Т. Шевченко, в частности в начале поэмы «Гайдамаки» («Все йде, все минає — і краю немає»), которое, к сожалению, под влиянием силлаботонической теории читается и переводится на русский язык как амфибрахическое, в то время как Шевченко не писал амфибрахическим размером (см. Шевченковский стих). Квятковский А. П. Бистикаури // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0631.htm - 63 - БИСТИКАУ́РИ (груз.) — название старинного грузинского стихотворного размера, которым в конце 7 в. были переведены поэмы Гомера на грузинский язык. Квятковский А. П. Благозвучие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0632.htm - 63 - БЛАГОЗВУ́ЧИЕ — см. Эвфония. Квятковский А. П. «Блатной язык» // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0633.htm - 63 - «БЛАТНО́Й ЯЗЫ́К» — см. Жаргон, Арго. Квятковский А. П. Богатая рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0634.htm - 63 - БОГА́ТАЯ РИ́ФМА — наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ — стократ, канала — доканала, матовая — выматывая. Примеры Б. р.: Где горизонта борозда? которая звезда и где глаза пантерины? Не счел бы лучший казначей звезды тропических ночей. (В. Маяковский) Человек сказал Днепру: (С. Маршак) По станице тополи (А. Сурков) Ср. Каламбурная рифма, Омонимическая рифма. Квятковский А. П. Брахикаталектический стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0635.htm - 63 - БРАХИКАТАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ СТИХ — см. Каталектика. Квятковский А. П. Брахиколон // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63—65. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0636.htm - 63 - БРАХИ́КОЛОН (греч. βραχύς — короткий и κῶλον — член; - 64 - здесь: стих, строка) — стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова. Например: Бей (Н. Асеев) Ритмологически эти строки укладываются в тактометрический период четырехкратного четырехдольника третьего, который соответствует паузированному хореическому размеру: Бей /\ | те́х, /\ чей /\ | сме́х! /\ Вей, /\ | ре́й, /\ сей /\ | сне́г! /\ В поэме В. Маяковского «Про это» есть место, в котором хореический размер стихов перебивается короткими строчками Б.: Мальчик шел, в закат глаза уставя. Зачем? Кому? Здесь строчки Б. — это паузированный хореический размер (трехстопный), ему соответствует шестидольник первый: | Ше́л, /\ вдруг /\ | вста́л, /\ | Ритм этих стихов подконтролен метру таких строк: | Я встречала | там /\ | (А. Ахматова) К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Н. Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова: - 65 - Стынь, Стужа, Стынь, Стужа, Стынь, Стынь, Стынь... День — Ужас, День — Ужас, День, Динь, Динь. Ритмологически асеевский Б. — это паузированный четырехкратный четырехдольник первый, которому соответствует хореический размер; если объединить короткие строчки в тактометрический период, то мы получим: | Сты́нь, /\ стужа, | сты́нь, /\ стужа, | сты́нь, /\ стынь, /\ | сты́нь... /\ /\ /\ | В манере Б. написан следующий отрывок из поэмы А. Безыменского «Трагедийная ночь»: Крут, прям Злой гак, Не кран, А маг. Вот маг Сверг высь, Взлет, взмах Вверх, вниз. Следует отметить, что как элемент поэтической системы Б. появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов. Квятковский А. П. Брахихорей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 65. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0651.htm - 65 - БРАХИХОРЕ́Й (от греч. βραχύς — короткий и χορεῖος — хорей) — второе название античной амфибрахической стопы. См. Амфибрахий. Квятковский А. П. Буколика, буколическая поэзия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 65—66. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0652.htm - 65 - БУКО́ЛИКА, БУКОЛИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ (от греч. βουκόλος — пастух), или пасторальная (от лат. pastoralis — пастушеский) — один из наиболее распространенных жанров античной поэзии. Основателем его является Феокрит. В буколиках (или пасторалях) поэты прославляли красоты природы и прелести мирной сельской жизни. Жанры Б. п. — идиллия и эклога. Наиболее известный древнегреческий поэт-буколик Феокрит жил - 66 - в 3 в. до н. э. Из латинских поэтов-пасторалистов прославился Вергилий, написавший «Буколики» в подражание Феокриту. В Западной Европе Б. п. возникла сначала в Италии, в эпоху Возрождения, затем распространилась в поэзии других европейских стран. Типичной для европейской Б. п. является пасторальная поэма в октавах итальянского поэта Дж. Боккаччо «Фьезоланские нимфы» (см. перевод Ю. Верховского). В России опыты Б. п. появились в конце 18 и начале 19 вв., они были подражательны. Идиллии и эклоги писали А. Сумароков, Я. Княжнин, А. Дельвиг, В. Панаев, Н. Гнедич, В. Жуковский, И. Богданович и др. Среди русских поэтов и читателей всегда существовало шутливо-ироническое отношение к Б. п. Уже к середине 19 в. Б. п. исчезла в русской литературе. Однако можно отметить демонстративные попытки отдельных поэтов возродить в русской поэзии этот жанр; таковы идиллические гекзаметры П. Радимова. Квятковский А. П. Буриме // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 66. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0661.htm - 66 - БУРИМЕ́ (франц. bouts rimés — рифмованные концы) — стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы, затрудняющие пишущему Б. ассоциативные связи; иногда для Б. дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы, что еще более осложняет выполнение задания — написать безукоризненное по форме стихотворение. Форма Б. возникла в первой половине 17 в. во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Огромное количество произведений вызвало у публики сомнение. Дюло объяснил, что, строго говоря, он написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы. Рифмы ко многим сонетам Дюло были известны, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. От сонетного Б. поэты перешли к другим видам стиха с готовыми рифмами. Так возникла форма Б. как стихотворной игры. В 19 в. А. Дюма организовал во Франции конкурс на Б., в результате которого он опубликовал в 1864 г. книгу стихов 350 участников конкурса. В России писание Б. не пошло дальше литературных салонов и некоторых журналов. В 1914 году редактор петербургского журнала «Весна» Н. Шебуев объявил первый в России массовый конкурс на Б., в котором приняло участие большое количество поэтов-профессионалов, начинающих поэтов и стихотворцев-любителей. Стихи участников конкурса были напечатаны в этом журнале. Квятковский А. П. Бурлеска // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 66—67. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0662.htm - 66 - БУРЛЕ́СКА, бурлеск, бюрлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от итал. burla — шутка), — своеобразный жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного. В Италии в 14—15 вв. существовала бурлескная лирика: высоким стилем описывались самые будничные, а порой и низменные или просто некрасивые вещи (ослицы, грязная вонючая гостиница, уродливая старуха и т. п.). Таков был поэт Ф. Берни (16 в.). В комичных терцинах, пародировавших «Божественную комедию» Данте, он писал о чуме, о крысах, об угрях, о персиках. Его именем и до сих пор в Италии называется бурлескная поэзия («poesia bernesca»). До Ф. Берни в Италии писал комические бурлескные сонеты Д. Буркьело (15 в.). Зачинателем собственно бурлескного жанра в Европе считается поэт Лалли, который в 1633 г. напечатал поэму «Eneida travestita» («Перелицованная Энеида»). Во Франции его поддержал Поль Скаррон, напечатавший поэму «Перелицованный Вергилий» («Vergili travesti»), в которой он травестировал, - 67 - т. е. перелицевал на умышленно шутовском языке, а порой и на вульгарном диалекте «Энеиду» Вергилия, высмеивая, таким образом, форму древнеклассической поэзии. Подобные произведения писал и другой французский писатель 17 в. Дассуси. В противовес бурлескам Скаррона, имевшим у читателей огромный успех, Н. Буало в 18 в. написал героико-комическую поэму «Налой» («Le Lutrin»), в которой он не снижал высокого стиля, как это делал автор «Перелицованного Вергилия», а, наоборот, незначительному содержанию своей поэмы придал высокий стиль. Таким образом, в европейской комической поэзии возникли два вида Б. с общим для обоих видов комическим эффектом пародирования. Истоки Б. можно найти в античной поэзии: известная поэма «Война мышей и лягушек» пародирует «Илиаду» Гомера. В России зачинателем бурлескной поэзии был поэт В. Майков (1728—78), который в поэмах «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх» применил второй вид Б., употребленный Буало. В «Елисее» Майков травестировал героический эпос: его поэма написана александрийским стихом, который считался в 18 в. канонической формой стиха героического эпоса; начинается она традиционным обращением поэта к лире. Персонажи поэмы — ямщик (Елисей), пьяницы, проститутки; место действия — кабак, публичный дом и т. п. В конце 18 в. Н. Осипов написал классическим четырехстопным ямбом огромную (около 22 000 строк) поэму «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку», которую в начале 19 в. закончил А. Котельницкий. Поэма Осипова написана в духе первого типа Б., т. е. в духе снижения высокого. Под влиянием поэмы Осипова украинский поэт И. Котляревский создал свою знаменитую «Вергилиеву Энеиду». Русская бурлескная поэзия получила в 18 в. название «ирои-комической поэзии». Некоторые советские исследователи (Д. Благой) относят к бурлескной поэзии и «Душеньку» Богдановича. В 19 в. в белорусской литературе была создана бурлескная поэма «Тарас на Парнасе», автор ее неизвестен. Бурлескную поэзию любил А. Пушкин. Он высоко ценил «Елисея» Майкова и сам написал торжественными терцинами гениальную Б., травестирующую картину ада из «Божественной комедии» Данте: И дале мы пошли — и страх обнял меня. Бесенок, под себя поджав свое копыто, Горячий капал жир в копченое корыто, И лопал на огне печеный ростовшик. Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик. Одно стяжание имев всегда в предмете, И их безжалостно крутил на вашем свете...» Стилистически Пушкин объединил в своем отрывке оба вида Б. Элементы Б. можно найти в гротескной поэме А. Твардовского «Теркин на том свете». Частично к Б. примыкает макаронический стих. Квятковский А. П. Буфф // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 67—68. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0671.htm - 67 - БУФФ (от итал. buffo — шутовской, комический) — комическая пьеса, построенная на смешных, шутливых положениях. В русской книжной литературе Б. — редкий жанр. К нему относится - 68 - политическая «Мистерия-буфф» В. Маяковского, построенная на принципе гротеска. В русской народной литературе буффонадные пьесы были довольно распространенным жанром; таковы некоторые «вертепные действа», представления скоморохов, «Петрушка» и др. Квятковский А. П. Былины // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 68—70. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0681.htm - 68 - БЫЛИ́НЫ, или ста́рины, — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Б. принадлежат к устному народному творчеству (фольклор). Первые записи Б. относятся к 17 в., но основные записи сделаны в середине 18 в. уральским казаком Киршей Даниловым. Его сборник «Древние русские стихотворения» был издан в 1804 г. и составил эпоху в изучении русского народного творчества. В 19 в. ряд исследователей русского фольклора — П. Кириевский, Н. Рыбников, А. Гильфердинг, А. Марков и др. — провели дальнейшие записи Б. и песен, главным образом на севере России. В советскую эпоху большое количество северных Б. собрано и издано Б. М. и Ю. М. Соколовыми, начавшими эту работу еще до Октябрьской революции. Собирание Б. продолжается и в настоящее время. Русские Б. представляют собой оригинальнейшее явление в мировой фольклорной литературе как по содержанию, так и по форме. В них с большой силой отразился дух русского народа — независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного. Любовь к родине, глубокий историзм, неиссякаемая жизнерадостность — основные черты русских народных былин. Если содержание Б. (идейный замысел, сюжет), их композиция (зачин, изложение, концовка) и стиль (образы, сравнения, метафоры, эпитеты, параллелизмы и пр.) изучены исследователями довольно подробно и уже установлены определенные особенности, отличающие Б. от других жанров народной поэзии, то изучение стихотворной формы Б. до сих пор остается дискуссионным. В истории исследований стихотворной формы Б. наметились три точки зрения. Одни исследователи утверждали, что «наша народная песня, а именно богатырская, не есть определенное стихотворение и не имеет определенного метра, отделяющего его от прозы» (К. Аксаков). Дальнейшего развития и поддержки эта точка зрения не получила. Вторая группа исследователей во главе с выдающимся ученым первой половины 19 в. А. Востоковым (за ним С. Шафранов, частично И. Голохвастов, Н. Греч и др.) доказывала, что русский народный стих вообще, а Б. в частности, есть стих акцентный, что строится он лишь на определенном количестве словесно-логических ударений (два или три на стихотворную строку) и что «стопы» имеются лишь в конце строк (клаузулы), а «начало и середина, — по словам А. Востокова, — не имеют определенного стопосложения». Эта точка зрения на строй русского народного стиха имеет самую большую группу последователей вплоть до наших дней; это мнение разделял советский исследователь стиха М. Штокмар. Наконец, третья группа исследователей, начиная от автора тактовой теории стихотворного ритма А. Кубарева (30-е годы 19 в.), поддержанного Н. Надеждиным, А. Дубенским, а затем Ф. Коршем, утверждала, что в основе стихосложения русских народных песен и Б. лежит своеобразная метрическая система тактового характера. Из советских исследователей стиха эту точку зрения разделял М. Малишевский. Итак, три мнения: 1) стихи Б. — это прозаическая речь; 2) русская Б. зиждется на акцентной системе стихосложения; 3) русская Б. имеет тактовую систему стиха. Говоря объективно, все эти теории русского народного стиха имеют основания для своего сосуществования с той, однако, поправкой, что часть Б. действительно построена на интонационно-фразовой основе (фразовик), другая часть — на акцентной системе, а третья часть — на тактовом, вернее на тактометрическом принципе. Отсутствие в русских Б. силлаботонического стихосложения в том виде, в каком оно предоставлено стихами русских поэтов от Ломоносова до Брюсова (т. е. ямб, хорей, дактиль и пр.), не дает права отрицать в строении Б. метрический принцип. Русская классическая версификация коренным образом отличается от античной своим обязательным равносложием соизмеримых строк. Русские Б. резко отличаются своеобразием своих форм от этих двух систем. На протяжении столетий русский народ выработал свои самобытные, оригинальные формы стиха, обусловленные природой самого языка и законами ритма, лежащими в основе гармонических процессов. Именно то обстоятельство, что Б., равно как и другие произведения народного творчества, передавались устно из рода в род, из века в век, через безымянных народных поэтов (сказителей, песенников), говорит об устойчивости народной традиции стихотворных форм, которые совершенствовались от поколения к поколению. Устная эстафета стала решающим фактором в выработке поэтического мастерства Б., своеобразных по своему ритмическому строению. Некоторая монотонность стиха Б. объясняется, по мнению изучавшего народный стих Н. Чернышевского, однообразием деревенской жизни в старой Руси. Ниже даны образцы стихового строя русских Б. трех формаций; примеры взяты из сборника Кирши Данилова «Древние российские стихотворения». 1) Интонационно-фразовый стих, или фразовик; это дисметрический стих, он основан на чередовании речевых волн, расчлененных смысловыми паузами и равносложными клаузулами (рифмованными в раешном стихе): Под славным великим Новым-городом,
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |