Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Михайлова 2 страница




См. также Анаколуф, Солецизм.

Квятковский А. П. Амфибрахий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 27—28.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0271.htm

- 27 -

АМФИБРА́ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: . Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога и хорея = . По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой | | . Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы.

2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа | ; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: | | | . Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник).

Вот образцы русского А.

Трехкратный А.:

Под | грохот пол|ночных снарядов,
В пол|ночный воз|душный на|лет /\
В же|лезных но|чах Ленин|града
По | городу | Киров и|дет. /\

(Н. Тихонов)

Четырехкратный А.:

Од|нажды в сту|деную | зимнюю | пору
Я | из лесу | вышел; был | сильный мо|роз. /\
Гля|жу, подни|мается | медленно | в гору
Ло|шадка, ве|зущая | хворосту | воз. /\

(Н. Некрасов)

Пятикратный А.:

Стыд|ливый под|снежник над | прелью ве|сенних про|талин.

На|бухшие | почки, го|товые | брызнуть лист|вой. /\

И|дет баталь|он вдоль ды|мящихся, | черных раз|валин.

Зве|нит сине|вой задне|провский про|стор ветро|вой. /\

(А. Сурков)

Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):

Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас|сическим | Римом,
Под | этаким | небом не|вольно художником | станешь. /\ | /\ /\
При|рода и | люди здесь | будто дру|гие, как | будто кар|тины
Из | ярких сти|хов анто|логии | древней Эл|лады. /\ | /\ /\

(А. Майков)

Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:

Гус|тая кра|пива

Шу|мит под ок|ном. /\
Зе|леная | ива

На|висла шат|ром. /\

(А. Фет)

Или:

Мы | ехали | шагом,

Мы | мчались в бо|ях, /\
И | «Яблочко»-|песню

Дер|жали в зу|бах. /\

(М. Светлов)

В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:

Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо|ях, /\
И | «Яблочко»-|песню дер|жали в зу|бах. /\

Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские:

Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль. /\
И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. /\

Квятковский А. П. Амфимакр // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 28.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0281.htm

- 28 -

 

АМФИМА́КР (греч. ἀμφίμακρος, от ἀμφί — около, кругом и μακρός — большой, долгий) — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих: . В общеевропейскую метрику А. не вошел. Однако некоторые стиховеды (Г. Шенгели) считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах:

| Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня... |
| Что ж?.. обер|нись, погля|ди!.. /\ /\ | /\ /\ /\ |
|Суженный! | Золото, | серебро!.. Чур меня, |
| Чур меня — | сгинь, пропа|ди! /\ /\ | /\ /\ /\ |

(А. Фет)

Античная стопа А. носит еще и название «критской» (греч. κρητικος — критская стопа). Ср. Бакхий.

Квятковский А. П. Анаграмма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 28—29.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0282.htm

- 28 -

АНАГРА́ММА (от греч. ἀνά — пере, через, вперед и γράμμα — буква) — перестановка в слове или группе слов букв, в результате чего образуется новое слово или ряд слов иного значения. На анаграмматическом

- 29 -

приеме Антиох Кантемир построил свой псевдоним — Харитон Макентин («Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»), в котором, кстати сказать, имеется лишнее «н». На этом же приеме составляется А. — загадка, стихотворная или прозаическая. На А. построено название стихотворения В. Маяковского «Схема смеха» (взаимоперестановка букв в обоих словах). Название первого сборника конструктивистов «Мена всех» (т. е., мена всех поэтических школ) составлено из букв, входящих в сочетание слов «Смена вех», публицистического сборника, изданного русскими эмигрантами в 1921 г. в Праге. В последнее время выяснено, что почти каждое стихотворение поэта французского средневековья Франсуа Вийона зашифровано анаграмматическим способом. При чтении только первых букв всех строчек, или только последних, или каждой пятой и т. п. выявляются различные сведения о жизни поэта.

Квятковский А. П. Анадиплосис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 29.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0291.htm

- 29 -

АНАДИ́ПЛОСИС (греч. ἀναδίπλωσις — повторение) — см. Акромонограмма.

Квятковский А. П. Анаколуф // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 29—30.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0292.htm

- 29 -

АНАКОЛУ́Ф (от греч. ἀνακόλουθος — непоследовательный, несогласный) — синтаксическая несогласованность членов предложения, не замеченная автором или допущенная умышленно для придания фразе характерной остроты (например, в бытовой речи или в речи взволнованного человека). Однако неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии. А. встречается и у больших мастеров литературы — у А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Л. Толстого, В. Маяковского, С. Есенина, В. Пастернака и др. Примеры А.:

Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Простите, братцы, мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.

(А. Пушкин)

Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова («я говорю»), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. А. этих строк заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк приданы без посредствующего звена к речи, заключенной во втором двустишии.

Когда с угрозами, и слезы на глазах,
Мой проклиная век, утраченный в пирах,
Она меня гнала...

(А. Пушкин)

А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет океан и жарко ли гореть.

(И. Крылов)

Мне совестно, как честный офицер.

(А. Грибоедов)

И молчу, чтоб не терять ни звука,
Что дрожат у нас в сердцах с тобой.

(А. Майков)

Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.

(С. Есенин)

- 30 -

Есенинский А. вполне заменим выражением более простой конструкции: «чего сердце не выразит словом и что человек не знает, как назвать».

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все ли один на свете, —

Готовый навзрыд при случае, —

Или есть свидетель.

(Б. Пастернак)

Часты А. в стихах В. Маяковского:

...Душу вытащу,

растопчу,
чтоб большая! —
и окровавленную дам как знамя.

...Нет дураков,
ждя, что выйдет из уст его,
стоять перед «маэстрами» толпой разинь.

...Но скажите,

вы,

калеки и калекши,

где,

когда,

какой великий выбирал

путь,

чтобы протоптанней

и легше.

У Маяковского же в его автобиографии «Я сам» встречается следующий А.: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также — только если это отстоялось словом».

Как явление синтаксической несогласованности в предложении, А. следует отличать от амфиболии и от солецизма, являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка.

Квятковский А. П. Анакреонтическая поэзия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 30—31.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0301.htm

- 30 -

АНАКРЕОНТИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ — вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. Свое название этот жанр получил по имени древнегреческого лирика Анакреонта (Анакреона) (’Ανακρέων), жившего в 6—5 вв. до н. э. Произведения Анакреонта дошли до нас только в отрывках. Сохранился сборник древнегреческой лирики «Анакреонтика», написанный подражателями Анакреонта. Этот сборник сильнее, чем подлинные стихи Анакреонта, способствовал развитию А. п. в Европе, особенно во Франции (Парни и др.). Анакреонтические стихи переводили на русский язык М. Ломоносов и А. Кантемир. В анакреонтическом духе писали стихи Г. Державин, К. Батюшков, А. Дельвиг, Н. Языков. Большое влияние оказала А. п. на юного Пушкина, который переводил анакреонтические стихи и написал несколько стихотворений в духе Анакреонта (например, «Фиал Анакреонта»). О характере поэзии самого Анакреонта можно судить по следующему фрагменту:

Бросил шар свой пурпуровый
Златовласый Эрот в меня
И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

- 31 -

Но смеяся презрительно
Над седой головой моей,
Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет.

(Пер. В. Вересаева)

Квятковский А. П. Анакруза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 31—34.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0311.htm

- 31 -

АНА́КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый , четырехдольник первый , пятидольник первый | , шестидольник первый | . При наличии А. период заканчивается эпи́крузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.

Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд | | | | | с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:

| Тучки не|бесные, | вечные | странники! |

| Степью ла|зурною, | цепью жем|чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из|гнанники |
| С милого | севера | в сторону | южную.

(М. Лермонтов)

То же, но с однодольной паузой в конце стиха:

| Были и | лето и | осень дожд|ливы; /\ |
| Были по|топлены | пажити, | нивы... /\ |

(В. Жуковский)

Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд | | | | ; однодольная А. и двудольная эпикруза:

В пес|чаных сте|пях ара|вийской зем|ли /\
Три | гордые | пальмы вы|соко рос|ли. /\
Род|ник между | ними из | почвы бес|плодной,
Жур|ча, проби|вался вол|ною хо|лодной.

(М. Лермонтов)

В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):

Ка|ховка, Ка|ховка, род|ная вин|товка,
Го|рячая | пуля ле|ти, /\ /\ | /\ /\

Ир|кутск и Вар|шава, О|рел и Ка|ховка —
Э|тапы боль|шого пу|ти. /\ /\ | /\ /\

(М. Светлов)

Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд | | | | ; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:

Зачи|нается песня от | древних за|тей,
От ве|селых пи|ров и о|бедов, /\ | /\
И от | русых от | кос, и от | черных куд|рей,
И от | тех ли от | ласковых | дедов. /\ | /\

(А. К. Толстой)

Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:

Мы се|годня во|шли в Сева|стополь, /\ | /\
За хол|мом ору|дийный рас|кат, /\ /\ | /\
Воздух | города | пылен и | тепел, /\ | /\
Круго|вая до|рога под | скат. /\ /\ | /\

(С. Кирсанов)

Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:

/\ /\ |Где вы, гря|дущие | гунны, /\ | /\
/\ Что | тучей на|висли над | миром? /\ | /\
/\ /\ |Слышу ваш | топот чу|гунный /\ | /\
По е|ще не от|крытым Па|мирам. /\ | /\
/\ На | нас /\ ор|дой опья|нелой /\ | /\
/\/\ |Рухните | с темных ста|новий — /\ | /\
Ожи|вить одрях|левшее | тело /\ | /\
/\ Вол|ной /\ пы|лающей | крови. /\ | /\

(В. Брюсов)

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках.

Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд | | | |:

| Дружба насто|ящая не | старится, /\ |
| За небо вет|вями не цеп|ляется. /\ |
| Если уж при|ходит срок, так | валится /\ |
| С грохотом, как | дубу пола|гается. /\ |

(К. Симонов)

Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд | | | :

За|сыпала зве|риные тро|пинки /\
Вче|рашняя раз|гульная ме|тель, /\ /\
И | падают и | падают сне|жинки /\
На | тихую, за|думчивую | ель. /\ /\

(Д. Бедный)

Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд | | | :

Вдоль де|ревни, от из|бы и до из|бы, /\
Заша|гали тороп|ливые стол|бы; /\

Загу|дели, заи|грали прово|да — /\
Мы та|кого не ви|дали никог|да. /\

(И. Исаковский)

Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд | | | :

Как эта | улица пыль|на, раскале|на!
Что за пе|чальная, о | господи, сос|на!

(Ин. Анненский)

Стоят се|ребряными | блюдечками | /\
Кувшинок | мокрые цве|ты; /\ /\ /\ | /\
Иду по|махивая | удочками, | /\
На обо|мшелые пло|ты. /\ /\ /\ | /\

(Г. Шенгели)

Под голу|быми небе|сами /\ /\ | /\
Велико|лепными ков|рами /\ /\ | /\
Блестя на | солнце, снег ле|жит. /\ /\ /\ | /\

(А. Пушкин)

Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.

Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой | | вместо первой константы | | и поддержана такими же последующими константами:

| Как-то раз пе|ред толпою | соплеменных | го́р /\ /\ /\ |
| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо́р. /\ /\ /\ |

(М. Лермонтов)

Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники):

Си|дела на ска|меечке, /\ |ела кара|мелечки,
/\ | Ела, улы|балася, ска|зали: цело|валася!

Или:

/\ /\ |То-опнула | я, /\ и не | то-опнула | я, /\
Съела | целого бы|ка /\ и не | ло-опнула | я! /\

С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий | | | , т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.