КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 2 страница
См. также Анаколуф, Солецизм. Квятковский А. П. Амфибрахий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 27—28. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0271.htm - 27 - АМФИБРА́ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: . Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога и хорея = . По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой | | . Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы. 2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа | ; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: | | | . Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник). Вот образцы русского А. Трехкратный А.: Под | грохот пол|ночных снарядов, (Н. Тихонов) Четырехкратный А.: Од|нажды в сту|деную | зимнюю | пору (Н. Некрасов) Пятикратный А.: Стыд|ливый под|снежник над | прелью ве|сенних про|талин. На|бухшие | почки, го|товые | брызнуть лист|вой. /\ И|дет баталь|он вдоль ды|мящихся, | черных раз|валин. Зве|нит сине|вой задне|провский про|стор ветро|вой. /\ (А. Сурков) Шестикратный А. (чередуется с пятикратным): Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас|сическим | Римом, (А. Майков) Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела: Гус|тая кра|пива Шу|мит под ок|ном. /\ На|висла шат|ром. /\ (А. Фет) Или: Мы | ехали | шагом, Мы | мчались в бо|ях, /\ Дер|жали в зу|бах. /\ (М. Светлов) В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.: Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо|ях, /\ Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские: Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль. /\ Квятковский А. П. Амфимакр // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 28. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0281.htm - 28 -
АМФИМА́КР (греч. ἀμφίμακρος, от ἀμφί — около, кругом и μακρός — большой, долгий) — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих: . В общеевропейскую метрику А. не вошел. Однако некоторые стиховеды (Г. Шенгели) считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах: | Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня... | (А. Фет) Античная стопа А. носит еще и название «критской» (греч. κρητικος — критская стопа). Ср. Бакхий. Квятковский А. П. Анаграмма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 28—29. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0282.htm - 28 - АНАГРА́ММА (от греч. ἀνά — пере, через, вперед и γράμμα — буква) — перестановка в слове или группе слов букв, в результате чего образуется новое слово или ряд слов иного значения. На анаграмматическом - 29 - приеме Антиох Кантемир построил свой псевдоним — Харитон Макентин («Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»), в котором, кстати сказать, имеется лишнее «н». На этом же приеме составляется А. — загадка, стихотворная или прозаическая. На А. построено название стихотворения В. Маяковского «Схема смеха» (взаимоперестановка букв в обоих словах). Название первого сборника конструктивистов «Мена всех» (т. е., мена всех поэтических школ) составлено из букв, входящих в сочетание слов «Смена вех», публицистического сборника, изданного русскими эмигрантами в 1921 г. в Праге. В последнее время выяснено, что почти каждое стихотворение поэта французского средневековья Франсуа Вийона зашифровано анаграмматическим способом. При чтении только первых букв всех строчек, или только последних, или каждой пятой и т. п. выявляются различные сведения о жизни поэта. Квятковский А. П. Анадиплосис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 29. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0291.htm - 29 - АНАДИ́ПЛОСИС (греч. ἀναδίπλωσις — повторение) — см. Акромонограмма. Квятковский А. П. Анаколуф // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 29—30. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0292.htm - 29 - АНАКОЛУ́Ф (от греч. ἀνακόλουθος — непоследовательный, несогласный) — синтаксическая несогласованность членов предложения, не замеченная автором или допущенная умышленно для придания фразе характерной остроты (например, в бытовой речи или в речи взволнованного человека). Однако неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии. А. встречается и у больших мастеров литературы — у А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Л. Толстого, В. Маяковского, С. Есенина, В. Пастернака и др. Примеры А.: Усердно помолившись богу, (А. Пушкин) Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова («я говорю»), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. А. этих строк заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк приданы без посредствующего звена к речи, заключенной во втором двустишии. Когда с угрозами, и слезы на глазах, (А. Пушкин) А звери из лесов сбегаются смотреть, (И. Крылов) Мне совестно, как честный офицер. (А. Грибоедов) И молчу, чтоб не терять ни звука, (А. Майков) Но мечтать о другом, о новом, (С. Есенин) - 30 - Есенинский А. вполне заменим выражением более простой конструкции: «чего сердце не выразит словом и что человек не знает, как назвать». К губам поднесу и прислушаюсь, Все ли один на свете, — Готовый навзрыд при случае, — Или есть свидетель. (Б. Пастернак) Часты А. в стихах В. Маяковского: ...Душу вытащу, растопчу, ...Нет дураков, ...Но скажите, вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше. У Маяковского же в его автобиографии «Я сам» встречается следующий А.: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также — только если это отстоялось словом». Как явление синтаксической несогласованности в предложении, А. следует отличать от амфиболии и от солецизма, являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка. Квятковский А. П. Анакреонтическая поэзия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 30—31. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0301.htm - 30 - АНАКРЕОНТИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ — вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. Свое название этот жанр получил по имени древнегреческого лирика Анакреонта (Анакреона) (’Ανακρέων), жившего в 6—5 вв. до н. э. Произведения Анакреонта дошли до нас только в отрывках. Сохранился сборник древнегреческой лирики «Анакреонтика», написанный подражателями Анакреонта. Этот сборник сильнее, чем подлинные стихи Анакреонта, способствовал развитию А. п. в Европе, особенно во Франции (Парни и др.). Анакреонтические стихи переводили на русский язык М. Ломоносов и А. Кантемир. В анакреонтическом духе писали стихи Г. Державин, К. Батюшков, А. Дельвиг, Н. Языков. Большое влияние оказала А. п. на юного Пушкина, который переводил анакреонтические стихи и написал несколько стихотворений в духе Анакреонта (например, «Фиал Анакреонта»). О характере поэзии самого Анакреонта можно судить по следующему фрагменту: Бросил шар свой пурпуровый С девой пестрообутой. - 31 - Но смеяся презрительно На другого глазеет. (Пер. В. Вересаева) Квятковский А. П. Анакруза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 31—34. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0311.htm - 31 - АНА́КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый , четырехдольник первый , пятидольник первый | , шестидольник первый | . При наличии А. период заканчивается эпи́крузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров. Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках. Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд | | | | | с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма: | Тучки не|бесные, | вечные | странники! | | Степью ла|зурною, | цепью жем|чужною | (М. Лермонтов) То же, но с однодольной паузой в конце стиха: | Были и | лето и | осень дожд|ливы; /\ | (В. Жуковский) Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд | | | | ; однодольная А. и двудольная эпикруза: В пес|чаных сте|пях ара|вийской зем|ли /\ (М. Лермонтов) В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках): Ка|ховка, Ка|ховка, род|ная вин|товка, Ир|кутск и Вар|шава, О|рел и Ка|ховка — (М. Светлов) Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд | | | | ; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная: Зачи|нается песня от | древних за|тей, (А. К. Толстой) Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии: Мы се|годня во|шли в Сева|стополь, /\ | /\ (С. Кирсанов) Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике: /\ /\ |Где вы, гря|дущие | гунны, /\ | /\ (В. Брюсов) Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках. Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд | | | |: | Дружба насто|ящая не | старится, /\ | (К. Симонов) Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд | | | : За|сыпала зве|риные тро|пинки /\ (Д. Бедный) Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд | | | : Вдоль де|ревни, от из|бы и до из|бы, /\ Загу|дели, заи|грали прово|да — /\ (И. Исаковский) Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд | | | : Как эта | улица пыль|на, раскале|на! (Ин. Анненский) Стоят се|ребряными | блюдечками | /\ (Г. Шенгели) Под голу|быми небе|сами /\ /\ | /\ (А. Пушкин) Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях. Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой | | вместо первой константы | | и поддержана такими же последующими константами: | Как-то раз пе|ред толпою | соплеменных | го́р /\ /\ /\ | (М. Лермонтов) Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники): Си|дела на ска|меечке, /\ |ела кара|мелечки, Или: /\ /\ |То-опнула | я, /\ и не | то-опнула | я, /\ С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий | | | , т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |