КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 3 страница
Поку́ри|вая, здесь си|дим /\ /\ /\ | /\ (А. Белый) Ср. следующий пример: Я знал кра|са́виц недо|сту́пных, /\ /\ | /\ (А. Пушкин) Вот примеры еще более сильного акцентирования А.: Бу́дешь | в универси|тете — (Н. Некрасов) Засве|тились на тан|цующей си|рене (И. Северянин) В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда. Квятковский А. П. Анапест // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 34—35. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0341.htm - 34 - АНА́ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы , а А. ). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль. Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой. 2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа | . Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой | | | | . В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды: На морских берегах я сижу, (1759 г.) Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи. Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему: Я те|бе ниче|го не ска|жу, (А. Фет) Я у|бит подо | Ржевом /\ | /\ (А. Твардовский) То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз): Не дож|даться мне, | видно, сво|боды. /\ | /\ (М. Лермонтов) Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз): Мы сво|е навер|стаем и | всех пере|кроем, /\ | /\ (М. Исаковский) Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз): До че|го же бы|вает реч|ная во|да хоро|ша, /\ /\ | /\ (А. Сурков)
Квятковский А. П. Анафора // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 35—37. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0351.htm - 35 - АНА́ФОРА (греч. ἀναφορά — вынесение вверх; повторение), или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая А. составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах: Гро зой снесенные мосты, (А. Пушкин) Я ль несся к бездне полуночной, (А. Фет) Лексическая А.: Только ветер да звонкая пена, (Э. Багрицкий) - 36 - Приутихло, приуныло море синее, Синтаксическая А. (анафорический параллелизм): Я стою у высоких дверей, (М. Светлов) То же, в сочетании со звуковой А.: То стынешь в блеске лунного лака, То стонешь, облитый пеною ран. (В. Маяковский) Строфическая А.: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Строфико-синтаксическая А.: Пока не жаждет пулемет - 37 - Пока не скажет вражий гром (Н. Тихонов) Ритмическая А. — прием очень редкий. В приводимом ниже стихотворении ритмическая А. заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\ Си | дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\ Про | шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\ По | ет /\ и к свету все | просится |. /\ /\ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\ Ку | да /\ ду|ша переносится...| /\ /\ (А. Фет) Паузная А. на анакрузе (в четных стихах) в сочетании с лексической А. (в нечетных стихах): Только |в мире и |есть, что те|нистый /\ | /\ (А. Фет) Своеобразный вид «разливной» лексической А. применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди!.. жди!.. жди!..» производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз: Жди меня, и я вернусь. Квятковский А. П. Анахронизм // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 37—38. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0371.htm - 37 - АНАХРОНИ́ЗМ (греч. ἀνά — вверх, вперед; здесь — против и χρόνος — время) — намеренная или случайная перестановка автором исторических фактов в литературном произведении, упоминание какого-либо лица или предмета, относящегося к другой эпохе, времени. А. встречаются в русских былинах, например упоминание - 38 - о татарах в былине, посвященной эпохе Владимира, или перенесение исторического факта из древнего Киева в «каменну Москву». В числе литературных А. можно отметить следующий: в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» упоминаются пушки и башенные часы, которых не было в античном Риме. Квятковский А. П. Анациклический стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 38. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0381.htm - 38 - АНАЦИКЛИ́ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. ἀνά — вверх, вперед, против и κύκλος — колесо, круг, цикл) — наименование стихотворения, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу, по словам, не меняя их порядка. Например: Жестоко — раздумье. Ночное молчанье (В. Брюсов) В русской поэзии А. с. не имеет серьезного литературного значения, он иногда встречается лишь у поэтов, желающих блеснуть техническим мастерством. В этом отношении интересно отметить бытование А. с. в казахских айтыс. А. с. не следует смешивать с двусторонним чтением по буквам, что имеет место в палиндроме. Квятковский А. П. Антибакхий // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 38. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0382.htm - 38 - АНТИБА́КХИЙ (греч. ἀντιβάκχειος — противоположный бакхию) — античная пятидольная (пятиморная) стопа о трех слогах: ; имеет другое название — палимбакхий (от греч. πάλιν — обратно, против). Квятковский А. П. Антиклимакс // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 38. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0383.htm - 38 - АНТИКЛИ́МАКС (от греч. ἀντί — против и κλῖμας — лестница) — стилистическая фигура, расположение в поэтической (а иногда и в бытовой) речи слов или выражений в нисходящем по силе интонации и по смыслу порядке, например: Никто не даст нам избавленья, («Интернационал») Пример А., выраженного прилагательными: Принес он смертную смолу (А. Пушкин) А., выраженный глаголами: Присягаю ленинградским ранам, (О. Берггольц) Эта стилистическая фигура встречается у поэтов сравнительно редко. Гораздо чаще пользуются климаксом — стилистической фигурой, противоположной А. Обе эта фигуры объединяются под общим названием — градация. Квятковский А. П. Антиспаст // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 39. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0391.htm - 39 - АНТИСПА́СТ (греч. ἀντίσπαστος — оттянутый в сторону) — античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах , комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей). Имитированный А., противоположный хориямбу, в русской поэзии встречается редко: В красе́ гро́зной | блести́т по́лдень, (П. Висковатов) Верста́ сле́ва, | верста́ спра́ва, (М. Цветаева) Некоторые теоретики стиха считают А. размером, состоящим из комбинации хориямбов с ямбохореями. Пример такого двойного А. имеется у Вяч. Иванова, написавшего стихотворение в форме газели «Роза огня»: Если, хоть раз, | виден твой взор | — огни́ ро́зы, Имитированный А. является одной из двухакцентных модификаций четырехдольника, совмещающей в себе элементы инверсированного и константного ритмов ; в этом качестве модификация встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь константные ритмы. Хотя́ вью́жно — | идти́ ну́жно Не страдайте, девки, дюже: (Русские частушки) Прише́л не́мец, | прише́л па́н, (Пер. с укр. А. Глобы) Квятковский А. П. Антистрофа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 39—40. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0392.htm - 39 - АНТИСТРОФА́ (от греч. ἀντιστροφή — поворот назад) — композиционная форма в хорах и песнях античной трагедии, где ритм первой строфы повторяется и во второй строфе, называемой А. Такие парные строфы имеются, например, в трагедии Софокла «Эдип-царь». Этот термин иногда применяют к своим стихам и европейские поэты; например, у П. Ронсара А. является ответом на предыдущую строфу. В этом смысле А. является излюбленным приемом Ф. Тютчева, который придавал ей черты развернутого сравнения или уподобления: - 40 - Когда в кругу убийственных забот Так иногда осеннею порой, Квятковский А. П. Антитеза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 40—41. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0401.htm - 40 - АНТИТЕ́ЗА (греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т. п. в художественной или ораторской речи. А. была широко распространена в западноевропейской литературе эпохи Возрождения и в поэзии позднейших времен. У Ф. Петрарки имеется сонет, целиком построенный на А.: И мира нет — и нет нигде врагов; У ней в плену неволи я не знаю; Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; И смерть и жизнь — с тоскою прокляты; (Пер. Ю. Верховского) На А. построена и знаменитая «Баллада поэтического состязания в Блуа» французского поэта Ф. Вийона; вот начало этой баллады: От жажды умираю над ручьем. (Пер. И. Эренбурга) Примеры А. в русской поэзии: Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог. (Г. Державин) - 41 - Наша сила — правда, ваша — лаврьи звоны. Ваша — дым кадильный, наша — фабрик дым. Ваша мощь — червонец, наша — стяг червонный. Мы возьмем, займем и победим. (В. Маяковский) Весьма своеобразно использован прием антитезы Н. Некрасовым в следующем стихотворении: У людей-то в дому — чистота, лепота, А. лежит в основе многих крупнейших художественных произведений, что нашло отражение в их заглавиях: «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и др. См. также Антонимы. Квятковский А. П. Антитезис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 41. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0411.htm - 41 - АНТИТЕ́ЗИС (греч. ἀντίθεσις — противоположение) — как термин античной метрики, та часть стопы, в которой содержатся короткие слоги. А. противоположен в стопе тезису. В применении к западноевропейской и русской метрике А. можно было бы назвать безударные слоги в стопе. См. также Арсис. Квятковский А. П. Антифразис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 41—42. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0412.htm - 41 - АНТИФРА́ЗИС (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — стилистическая фигура, употребление данного слова или выражения в противоположном смысле, обычно ироническом. А. в басне И. Крылова — обращение к ослу: Откуда, умная, бредешь ты голова? или: Ай, Моська, знать, она сильна, В «Медном всаднике» при описании наводнения в Петербурге А. Пушкин иронизирует над бездарным стихотворцем Хвостовым: ...С дворов Свозили лодки. Граф Хвостов Поэт, любимый небесами, - 42 - Или в «Евгении Онегине» (гл. V) о гадательной книге Мартына Задеки, которую любила Татьяна, Пушкин говорит: Сие глубокое творенье Реже А. употребляется как похвала, выражаемая в форме дружеского порицания или грубовато-шутливого упрека: Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой. (Б. Маяковский) Эта стилистическая фигура носит еще название — астеизм. Ср. Ирония. Квятковский А. П. Античная метрика // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 42—43. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0421.htm - 42 - АНТИ́ЧНАЯ МЕ́ТРИКА (от лат. antiquus — древний и греч. μέτρον — мера) — система строения древнегреческого стиха, усвоенная затем и древнеримскими поэтами. Она основана на подиях, т. е. на стопах, и учитывает долготу и краткость слогов в стихе. Античная стопа — это определенная ритмическая группа долгих и кратких слогов, повторяющаяся в стихе данного размера. Краткий слог состоит из краткого гласного звука или согласного с гласным, его длительность составляет «хронос протос», — одну мору, или долю; следовательно, краткий слог — это одноморный (однодольный) слог, обозначается он значком «». Долгий слог обычно бывает двуморным (двудольным), его длительность определяется или долгим гласным звуком, или сочетанием гласного с двумя-тремя согласными, или сочетанием согласного, гласного и двух согласных; обозначается он знаком «—» или (лучше) «», что указывает на его двудольное протяжение. Двудольной стопы в А. м. не было, если не считать пиррихия, введенного в метрику позднее и представляющего собой замену долгого двудольного слога двумя краткими слогами . Стопы трехдольные: хорей, или трохей , ямб и трибрахий . Стопы четырехдольные: дактиль , амфибрахий , анапест ; спондей , дипиррихий, или прокелевзматик . Стопы пятидольные: пэон первый , пэон второй , пэон третий , пэон четвертый , бакхий , кретик, или амфимакр , антибакхий, или палимбакхий .
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |