КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 4 страница
Стопы шестидольные: молосс, или тримакр , ионик нисходящий, или большой , ионик восходящий, или малый , антиспаст (ямбохорей) , хориямб . Стопы семидольные: эпитрит первый , эпитрит второй , эпитрит третий , эпитрит четвертый . Стопы восьмидольные: диспондей | и дохмий . Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов в А. м. объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия). Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др. А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы ( и ), в европейской же метрике они двудольны ( и ); античный дактиль — четырехдольная стопа ( ), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем ( ), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа ( ), а спондей — двусложный . В истории русской поэтики известны попытки ввести в теорию и практику античные стопы с их долготой и свободной акцентуацией. Первая попытка принадлежит М. Смотрицкому (17 в.). Вторую теоретическую попытку сделали в 80-е годы 19 в. проф. Московского университета Р. Вестфаль и московский музыковед Ю. Мельгунов. Ни первая (практическая), ни вторая (теоретическая) попытки применения античных стоп в русской поэзии не нашли последователей.
Квятковский А. П. Антология // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 43—44. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0431.htm - 43 - АНТОЛО́ГИЯ (греч. ἀνθολογία, букв. — сбор цветов) — 1) сборник лучших, избранных стихотворений одного поэта, группы поэтов определенного направления или поэтов данной страны (народа); одним из наиболее полных древних сборников античной поэзии является А. поэта Мелеагра (1 в. до н. э.), в которой собраны стихи сорока античных поэтов; 2) А., или антологическая поэзия, — стихи, написанные в духе древнегреческой лирической - 44 - поэзии (например, сборник 10 в. под названием «Палатинская Антология»). В России под именем антологической поэзии в первой половине 19 в. разумелись стихи, напоминавшие по своему характеру античную лирику; такие стихи писали К. Батюшков, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Майков, А. Фет. Примеры русской антологической поэзии: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. (А. Пушкин, «Царскосельская статуя»). Богини девственной округлые черты, (А. Фет, «Диана») Квятковский А. П. Антоним // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 44. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0441.htm - 44 - АНТО́НИМ (от греч. ἀντί — против и ὄνυμα — имя) — сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением: ... Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень (А. Пушкин) Все это было бы смешно, (М. Лермонтов) См. также Антитеза, Оксиморон. Квятковский А. П. Антономасия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 44—45. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0442.htm - 44 - АНТОНОМАСИ́Я (греч. ἀντονομασία — переименование) — вид метонимии, поэтический троп, заключающийся: 1) в замене имени известного лица названием предмета, к нему относящегося, например: ...Или это сказка Тупой бессмысленной толпы — и не был (А. Пушкин) 2) в употреблении собственного имени, ставшего нарицательным: Я ускользнул от Эскулапа (т. е. от врача) - 45 - Пришла. (В. Маяковский) Этот троп носит еще и другое латинское название — прономинация (pronominatio). Квятковский А. П. Апокопа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0451.htm - 45 - АПОКО́ПА (греч. ἀποκοπή — отсечение) — отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например: Вот мельница в присядку пляшет (А. Пушкин) В своих примечаниях к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские: „Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ“ (сказка о Бове Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипение». Апокопические формы слов часто употреблял С. Есенин: ...Только видеть березь да цветь, Апокопированное слово у И. Северянина: Вокруг талантливые трусы Ср. Синкопа, Эллипс. Квятковский А. П. Аполог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0452.htm - 45 - АПОЛО́Г (от греч. ἀπόλογος, букв. — рассказ) — разновидность нравоучительной поэзии в России 18 — начала 19 в.; то же, что басня, но преимущественно краткая; резюме дается в последней строке А. Например: Березка выросла пред домом кривобока; История порока. (И. Дмитриев, «Деревцо») Квятковский А. П. Апосиопеза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0453.htm - 45 - АПОСИОПЕ́ЗА (греч. ἀποσιώπησις — сокрытие, утаивание) — термин старой русской поэтики, стилистическая фигура, то же, что умолчание. Квятковский А. П. Апострофа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45—46. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0454.htm - 45 - АПОСТРО́ФА (греч. ἀποστροφή — отклонение в сторону) — стилистическая фигура: 1) обращение автора к лицу отсутствующему, как к присутствующему; или к умершему, как к живому: Чьи резче всех рисуются черты (В. Кюхельбекер) - 46 - Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть. (П. Антокольский) 2) Обращение к неодушевленному предмету, как к одушевленному: Скажи мне, ветка Палестины, (М. Лермонтов) И, так однажды разозлясь, (В. Маяковский) Квятковский А. П. Апофазия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 46—47. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0461.htm - 46 - АПОФАЗИ́Я (от греч. ἀπό — от, вопреки и φάσις — высказывание) — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что автор меняет или опровергает высказанную им ранее мысль; чаще встречается в стихах, например: И что ж оставлю я? Забытые следы Ты, слово, звук пустой... О, нет! Умолкни, ропот малодушный! (А. Пушкин) Зари осенней след в мерцаньи этом есть: Над кровлей, кажется, и садом, Не в силах улететь и не решаясь сесть, Грачи кружатся темным стадом... Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца! Я слышу трепетные руки... (А. Фет) Что слезы? Дождь над выжженной пустыней, - 47 - Понять страницу, стершуюся сплошь. (П. Антокольский) Квятковский А. П. Аппликация // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0471.htm - 47 - АППЛИКА́ЦИЯ (лат. applicatio, букв. — прикладывание) — стилистический прием вмонтирования в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы, поговорки, прозаического или поэтического отрывка и т. п.) в качестве прямой цитаты — ссылки или в ином, деформированном виде, например: На критиков я еду, не свищу, (А. Пушкин) Дохлая рыбка плывет одна. Висят плавнички как подбитые крылышки. Плывет недели, и нет ей ни дна, ни покрышки. (В. Маяковский) По-чешски чешет, по-польски плачет, (В. Луговской) Ср. Контаминация. Квятковский А. П. Арго // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0472.htm - 47 - АРГО́ (франц. argot — жаргон) — уличное просторечие парижан, уснащенное особыми характерными словечками, имеющими условный смысл. Французский А. соответствует русскому «блатному языку». Слова, относящиеся к А., называются «арготизмами». В русском языке А., рассматривается как частный случай понятия жаргон. Квятковский А. П. Аристофанов стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0473.htm - 47 - АРИСТОФА́НОВ СТИХ (’Αριστοφάνειον μέτρον) — античный десятидольный (десятиморный) стих о семи слогах следующего ритмического строения: | | , т. е. соединение одной дактилической и двух хореических стоп. Квятковский А. П. Аритмия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47—48. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0474.htm - 47 - АРИТМИ́Я (ἀρρυθμία — отсутствие ритмичности) — нарушение ритмической правильности в стихе, незамеченное автором или примененное умышленно, как контрастный прием перебоя ритма. Так, в стихотворении Ф. Тютчева «Последняя любовь», написанном четырехстопным ямбом, размер стиха нарушается вторжением аритмичных строк: О, как на склоне наших лет Полнеба охватила тень, - 48 - В следующем отрывке из стихотворения В. Казина «Песенка», написанного пятистопным хореем, пятая и седьмая строки выпадают из размера: Ветер начал. Я ему попутно «Стихи о разнице вкусов» В. Маяковского начинаются двумя стихами трехдольного метра, дальше идут аритмические стихи; лишь в последнем стихе автор возвращается к первоначальному трехдольному ритму: Лошадь сказала, взглянув на верблюда: «Какая гигантская лошадь-ублюдок». Верблюд же вскричал «Да лошадь разве ты?! Ты просто-напросто верблюд недоразвитый». И знал лишь бог седобородый, Что это животные разной породы. Квятковский А. П. Арсис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 48. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0481.htm - 48 - А́РСИС (греч. ἄρσις — повышение, подъем) — термин античной метрики, слабая часть стопы, противоположная тезису, с одним или двумя краткими слогами. В некоторых работах по стихосложению А. называется не слабая, а, наоборот, сильная часть стопы. Такое неправильное толкование тезиса и А. исходит от Г. Гегеля, а затем от В. Вундта, в работах которых затрагивается вопрос о стихотворном ритме и А. называется сильная часть стопы, а тезисом — слабая. В античной метрике сильному времени соответствовал удар ноги о землю (тезис), а слабому времени — поднятие ноги (арсис). См. также Антитезис. Квятковский А. П. Аруз // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 48. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0482.htm - 48 - АРУ́З, или аруд (араб.), — система метрического стихосложения, широко применяемая в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии. Основывается на чередовании долгих и кратких слогов. А. насчитывает свыше шестидесяти стихотворных размеров, из них наиболее употребительны девятнадцать: хаджаз, раджаз, рамал, мутакариб (размер «Шахнаме» Фирдоуси) и др. Метр рубаи является народным и под схему А. подгоняется искусственно. Квятковский А. П. Архаизм // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 49. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0491.htm - 49 - АРХАИ́ЗМ (от греч. ἀρχαῖος — древний) — устарелые, вышедшие из употребления слова или старо-грамматические формы, применяемые иногда в поэтической речи для усиления художественной выразительности (торжественность, насмешка, ирония) или для передачи определенного колорита эпохи. В современном русском языке А. являются главным образом славянизмы, вроде доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже (пока не), коль (если) и т. п. В русской поэзии А. часто фигурируют в качестве элементов высокого, торжественного стиля. В этом смысле А. встречаются в стихах А. Пушкина и поэтов его эпохи. Лексика пушкинского стихотворения «Пророк» насыщена архаическими славянизмами, обусловленными темой стихотворения: Перстами легкими как сон Широко использовал А. в своей балладе «Василий Шибанов» А. К. Толстой, который письмо князя Курбского к Ивану Грозному построил на славянизмах, характерных для описываемой эпохи: Царю прославляему древле от всех, Славянизмы весьма характерны для такого поэта символизма, как Вяч. Иванов, чей пышный, торжественный стиль стиха напоминает одическую выспренность поэтов 18 в. К А. обращался иногда В. Маяковский, подчеркивая торжественность тона, соответствующую важности содержания стиха: ...Чашей вина в застольной здравице
Квятковский А. П. Архилохов стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 49—50. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0492.htm - 49 - АРХИЛО́ХОВ СТИХ — античный стих, изобретенный Архилохом (’Αρχίλοχος), поэтом 7 в. до н. э. Схема этого стиха такая: малый А. с. представляет собой дактилический усеченный триметр | | ^^; большой А. с. является сочетанием четырех дактилических и трех хореических стоп | | || | | . Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке: Снег покидает поля, Зеленеют кудрявые травы, В буйном цвету дерева. Облик меняет земля, Что ни день, то спокойнее в руслах Шумные воды бегут. Грация стала смелей, Повела в хороводе — нагая — Нимф и сестер близнецов. Похищает летучее время Наши блаженные дни... (Гораций, пер. А. Тарковского) Квятковский А. П. Архитектоника // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 50. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0501.htm - 50 - АРХИТЕКТО́НИКА (от греч. ἀρχιτεκτονική — архитектура) — общая внешняя форма строения художественного произведения и взаимосвязи его частей. Искусная А. сообщает художественному произведению единство составляющих частей (пролог, эпилог, глава, «часть», книга, том). А. не следует смешивать с композицией, которая является внутренней формой художественного произведения и имеет целью расположение и развитие деталей в частях его. Так, например, сложная перегруппировка глав романа К. Федина «Города и годы» относится именно к А. К ней же относится строфическое построение стихотворных произведений, так называемые твердые формы стиха — сонет, венок сонетов, триолет, рондо и др. М. Горький, высоко ценивший значение А. в художественных произведениях, писал в статье «О литературе»: «Леонид Леонов — автор книги „Вор“, построение, „архитектонику“ которой со временем будут серьезно изучать».
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |