Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Михайлова 4 страница




Стопы шестидольные: молосс, или тримакр , ионик нисходящий, или большой , ионик восходящий, или малый , антиспаст (ямбохорей) , хориямб .

Стопы семидольные: эпитрит первый , эпитрит второй , эпитрит третий , эпитрит четвертый .

Стопы восьмидольные: диспондей | и дохмий .

Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов в А. м. объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия).

Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др.

А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы ( и ), в европейской же метрике они двудольны ( и ); античный дактиль — четырехдольная стопа ( ), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем ( ), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа ( ), а спондей — двусложный .

В истории русской поэтики известны попытки ввести в теорию и практику античные стопы с их долготой и свободной акцентуацией. Первая попытка принадлежит М. Смотрицкому (17 в.). Вторую теоретическую попытку сделали в 80-е годы 19 в. проф. Московского университета Р. Вестфаль и московский музыковед Ю. Мельгунов. Ни первая (практическая), ни вторая (теоретическая) попытки применения античных стоп в русской поэзии не нашли последователей.

 

 

Квятковский А. П. Антология // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 43—44.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0431.htm

- 43 -

АНТОЛО́ГИЯ (греч. ἀνθολογία, букв. — сбор цветов) — 1) сборник лучших, избранных стихотворений одного поэта, группы поэтов определенного направления или поэтов данной страны (народа); одним из наиболее полных древних сборников античной поэзии является А. поэта Мелеагра (1 в. до н. э.), в которой собраны стихи сорока античных поэтов; 2) А., или антологическая поэзия, — стихи, написанные в духе древнегреческой лирической

- 44 -

поэзии (например, сборник 10 в. под названием «Палатинская Антология»). В России под именем антологической поэзии в первой половине 19 в. разумелись стихи, напоминавшие по своему характеру античную лирику; такие стихи писали К. Батюшков, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Майков, А. Фет. Примеры русской антологической поэзии:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

(А. Пушкин, «Царскосельская статуя»).

Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами.
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело, —
Его недвижностью вниманье облегло;
И дев молению в тяжелых муках чрева
Внимала чуткая и каменная дева.
Зефир вечеровой между листов проник, —
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал, — она пойдет с колчаном и стрелами,
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на группы колоннад,
На стогны длинные... Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой непостижимой.

(А. Фет, «Диана»)

Квятковский А. П. Антоним // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 44.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0441.htm

- 44 -

АНТО́НИМ (от греч. ἀντί — против и ὄνυμα — имя) — сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением:

... Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...

(А. Пушкин)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

(М. Лермонтов)

См. также Антитеза, Оксиморон.

Квятковский А. П. Антономасия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 44—45.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0442.htm

- 44 -

АНТОНОМАСИ́Я (греч. ἀντονομασία — переименование) — вид метонимии, поэтический троп, заключающийся: 1) в замене имени известного лица названием предмета, к нему относящегося, например:

...Или это сказка

Тупой бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана? (т. е. Микеланджело)

(А. Пушкин)

2) в употреблении собственного имени, ставшего нарицательным:

Я ускользнул от Эскулапа (т. е. от врача)
Худой, обритый, но живой. (А. Пушкин)

- 45 -

Пришла.
Пирует Мамаем,
задом на город насев.
Эту ночь глазами не проломаем
черную, как Азеф! (т. е. черную, как предательство)

(В. Маяковский)

Этот троп носит еще и другое латинское название — прономинация (pronominatio).

Квятковский А. П. Апокопа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0451.htm

- 45 -

АПОКО́ПА (греч. ἀποκοπή — отсечение) — отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например:

Вот мельница в присядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ.

(А. Пушкин)

В своих примечаниях к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские: „Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ“ (сказка о Бове Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипение».

Апокопические формы слов часто употреблял С. Есенин:

...Только видеть березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...
...Мир осинам, что раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь...
...Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь...

Апокопированное слово у И. Северянина:

Вокруг талантливые трусы
И обнаглевшая безда́рь (вместо — бездарность).

Ср. Синкопа, Эллипс.

Квятковский А. П. Аполог // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0452.htm

- 45 -

АПОЛО́Г (от греч. ἀπόλογος, букв. — рассказ) — разновидность нравоучительной поэзии в России 18 — начала 19 в.; то же, что басня, но преимущественно краткая; резюме дается в последней строке А. Например:

Березка выросла пред домом кривобока;
Пришлось выкапывать; но корни так ушли
Далеко в глубину, что вырыть не могли. —

История порока.

(И. Дмитриев, «Деревцо»)

Квятковский А. П. Апосиопеза // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0453.htm

- 45 -

АПОСИОПЕ́ЗА (греч. ἀποσιώπησις — сокрытие, утаивание) — термин старой русской поэтики, стилистическая фигура, то же, что умолчание.

Квятковский А. П. Апострофа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 45—46.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0454.htm

- 45 -

АПОСТРО́ФА (греч. ἀποστροφή — отклонение в сторону) — стилистическая фигура: 1) обращение автора к лицу отсутствующему, как к присутствующему; или к умершему, как к живому:

Чьи резче всех рисуются черты
Пред взорами моими? Как перуны
Сибирских гроз, его златые струны
Рокочут... Пушкин, Пушкин! Это ты!

(В. Кюхельбекер)

- 46 -

Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный.
От света и воздуха. В муке последней.
Никак не рассказанный. Не воскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний.

(П. Антокольский)

2) Обращение к неодушевленному предмету, как к одушевленному:

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?

(М. Лермонтов)

И, так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
Занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»

(В. Маяковский)

Квятковский А. П. Апофазия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 46—47.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0461.htm

- 46 -

АПОФАЗИ́Я (от греч. ἀπό — от, вопреки и φάσις — высказывание) — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что автор меняет или опровергает высказанную им ранее мысль; чаще встречается в стихах, например:

И что ж оставлю я? Забытые следы
Безумной ревности и дерзости ничтожной,
Погибни, голос мой, и ты, о призрак ложный,

Ты, слово, звук пустой...

О, нет!

Умолкни, ропот малодушный!
Гордись и радуйся, поэт!

(А. Пушкин)

Зари осенней след в мерцаньи этом есть:

Над кровлей, кажется, и садом,

Не в силах улететь и не решаясь сесть,

Грачи кружатся темным стадом...

Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца!

Я слышу трепетные руки...

(А. Фет)

Что слезы? Дождь над выжженной пустыней,
Был дождь. Благодеянье пронеслось.
Сын завещал мне не жалеть о сыне.
Он был солдат. Ему не надо слез.
Солдат? Неправда. Так мы не поможем

- 47 -

Понять страницу, стершуюся сплошь.
Кем был мой сын? Он был созданьем божьим.
Созданьем божьим? Нет. И это ложь...

(П. Антокольский)

Квятковский А. П. Аппликация // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0471.htm

- 47 -

АППЛИКА́ЦИЯ (лат. applicatio, букв. — прикладывание) — стилистический прием вмонтирования в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы, поговорки, прозаического или поэтического отрывка и т. п.) в качестве прямой цитаты — ссылки или в ином, деформированном виде, например:

На критиков я еду, не свищу,
Как древний богатырь, а как наеду...
Что ж? поклонюсь и приглашу к обеду.

(А. Пушкин)

Дохлая рыбка

плывет одна.

Висят плавнички

как подбитые крылышки.

Плывет недели,

и нет ей ни дна,

ни покрышки.

(В. Маяковский)

По-чешски чешет, по-польски плачет,
Казачьим свистом по степи скачет
И строем бьет из московских дверей
От самой тайги до британских морей.

(В. Луговской)

Ср. Контаминация.

Квятковский А. П. Арго // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0472.htm

- 47 -

АРГО́ (франц. argot — жаргон) — уличное просторечие парижан, уснащенное особыми характерными словечками, имеющими условный смысл. Французский А. соответствует русскому «блатному языку». Слова, относящиеся к А., называются «арготизмами». В русском языке А., рассматривается как частный случай понятия жаргон.

Квятковский А. П. Аристофанов стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0473.htm

- 47 -

АРИСТОФА́НОВ СТИХ (’Αριστοφάνειον μέτρον) — античный десятидольный (десятиморный) стих о семи слогах следующего ритмического строения: | | , т. е. соединение одной дактилической и двух хореических стоп.

Квятковский А. П. Аритмия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 47—48.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0474.htm

- 47 -

АРИТМИ́Я (ἀρρυθμία — отсутствие ритмичности) — нарушение ритмической правильности в стихе, незамеченное автором или примененное умышленно, как контрастный прием перебоя ритма. Так, в стихотворении Ф. Тютчева «Последняя любовь», написанном четырехстопным ямбом, размер стиха нарушается вторжением аритмичных строк:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там на западе брезжит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье!

- 48 -

В следующем отрывке из стихотворения В. Казина «Песенка», написанного пятистопным хореем, пятая и седьмая строки выпадают из размера:

Ветер начал. Я ему попутно
Подтянул случайным голоском,
Солнышко втянулось — и уютно
Мы запели песенку втроем.
Ветер заливался голосом быстрым,
Я его старался слить со мной,
Солнышко рассыпало звончатые искры,
Увлекало песенку весной...

«Стихи о разнице вкусов» В. Маяковского начинаются двумя стихами трехдольного метра, дальше идут аритмические стихи; лишь в последнем стихе автор возвращается к первоначальному трехдольному ритму:

Лошадь

сказала,

взглянув на верблюда:

«Какая

гигантская

лошадь-ублюдок».

Верблюд же

вскричал

«Да лошадь разве ты?!

Ты

просто-напросто

верблюд недоразвитый».

И знал лишь

бог седобородый,

Что это животные

разной породы.

Квятковский А. П. Арсис // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 48.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0481.htm

- 48 -

А́РСИС (греч. ἄρσις — повышение, подъем) — термин античной метрики, слабая часть стопы, противоположная тезису, с одним или двумя краткими слогами. В некоторых работах по стихосложению А. называется не слабая, а, наоборот, сильная часть стопы. Такое неправильное толкование тезиса и А. исходит от Г. Гегеля, а затем от В. Вундта, в работах которых затрагивается вопрос о стихотворном ритме и А. называется сильная часть стопы, а тезисом — слабая. В античной метрике сильному времени соответствовал удар ноги о землю (тезис), а слабому времени — поднятие ноги (арсис).

См. также Антитезис.

Квятковский А. П. Аруз // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 48.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0482.htm

- 48 -

АРУ́З, или аруд (араб.), — система метрического стихосложения, широко применяемая в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии. Основывается на чередовании долгих и кратких слогов. А. насчитывает свыше шестидесяти стихотворных размеров, из них наиболее употребительны девятнадцать: хаджаз, раджаз, рамал, мутакариб (размер «Шахнаме» Фирдоуси) и др. Метр рубаи является народным и под схему А. подгоняется искусственно.

Квятковский А. П. Архаизм // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 49.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0491.htm

- 49 -

АРХАИ́ЗМ (от греч. ἀρχαῖος — древний) — устарелые, вышедшие из употребления слова или старо-грамматические формы, применяемые иногда в поэтической речи для усиления художественной выразительности (торжественность, насмешка, ирония) или для передачи определенного колорита эпохи. В современном русском языке А. являются главным образом славянизмы, вроде доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже (пока не), коль (если) и т. п. В русской поэзии А. часто фигурируют в качестве элементов высокого, торжественного стиля. В этом смысле А. встречаются в стихах А. Пушкина и поэтов его эпохи. Лексика пушкинского стихотворения «Пророк» насыщена архаическими славянизмами, обусловленными темой стихотворения:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
...И горний ангелов полет,
И гад [вм. гадов] морских подземный ход,
И дольней лозы прозябанье...
...И жало мудрыя [вм. мудрой] змеи...
И угль [вм. уголь], пылающий огнем...
...«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей...
... Глаголом жги сердца людей».

Широко использовал А. в своей балладе «Василий Шибанов» А. К. Толстой, который письмо князя Курбского к Ивану Грозному построил на славянизмах, характерных для описываемой эпохи:

Царю прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?

Славянизмы весьма характерны для такого поэта символизма, как Вяч. Иванов, чей пышный, торжественный стиль стиха напоминает одическую выспренность поэтов 18 в. К А. обращался иногда В. Маяковский, подчеркивая торжественность тона, соответствующую важности содержания стиха:

...Чашей вина в застольной здравице
подъемлю стихами наполненный череп.
... Днесь
небывалой сбывается былью
социалистов великая ересь.
...Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?

 

Квятковский А. П. Архилохов стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 49—50.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0492.htm

- 49 -

АРХИЛО́ХОВ СТИХ — античный стих, изобретенный Архилохом (’Αρχίλοχος), поэтом 7 в. до н. э. Схема этого стиха такая: малый А. с. представляет собой дактилический усеченный триметр | | ^^; большой А. с. является сочетанием четырех дактилических и трех хореических стоп | | || | | . Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке:

Снег покидает поля,

Зеленеют кудрявые травы,

В буйном цвету дерева.

Облик меняет земля,

Что ни день, то спокойнее в руслах

Шумные воды бегут.

Грация стала смелей,

Повела в хороводе — нагая —

Нимф и сестер близнецов.
Что нам бессмертия ждать?

Похищает летучее время

Наши блаженные дни...

(Гораций, пер. А. Тарковского)

Квятковский А. П. Архитектоника // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 50.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0501.htm

- 50 -

АРХИТЕКТО́НИКА (от греч. ἀρχιτεκτονική — архитектура) — общая внешняя форма строения художественного произведения и взаимосвязи его частей. Искусная А. сообщает художественному произведению единство составляющих частей (пролог, эпилог, глава, «часть», книга, том). А. не следует смешивать с композицией, которая является внутренней формой художественного произведения и имеет целью расположение и развитие деталей в частях его. Так, например, сложная перегруппировка глав романа К. Федина «Города и годы» относится именно к А. К ней же относится строфическое построение стихотворных произведений, так называемые твердые формы стиха — сонет, венок сонетов, триолет, рондо и др. М. Горький, высоко ценивший значение А. в художественных произведениях, писал в статье «О литературе»: «Леонид Леонов — автор книги „Вор“, построение, „архитектонику“ которой со временем будут серьезно изучать».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.