Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Михайлова 9 страница




Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

- 88 -

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(«6 монахинь»)

Противоположная Г. стилистическая фигура — литота, или обратная гипербола.

Квятковский А. П. Гипердактилическая рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 88.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0881.htm

- 88 -

ГИПЕРДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИ́ФМА (греч. ὑπέρ — над, сверх и δάκτιλος — дактиль) — рифма, превышающая своим слоговым объемом дактилическую, трехсложную, т. е. четырехсложная рифма. Эта рифма, вообще говоря, встречается в стихах редко, тем не менее ее можно найти в русской поэзии:

Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
На все бока поворачивала.

(Народная песня)

Пример Г. р. у Брюсова:

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

У него же пятисложная рифма:

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий.
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.

Пример из стихов Блока:

Ангел, гневно брови изламывающий,
Два луча — два меча скрестил в тишине.
Но в гневах стали звенящей и падающей
Твоя улыбка струится во мне.

Квятковский А. П. Гиперметрия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 88—89.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0882.htm

- 88 -

ГИПЕРМЕТРИ́Я (от греч. ὑπέρ — сверх, над и μέτρον — мера) — сверхмерность, превышение слогового объема стопы в метрическом стихе, наличие лишнего слога в стопе. Г. может рассматриваться или как невольная ошибка поэта, или как сознательное допущение под давлением данного лексического материала, не позволяющего синонимической замены. Взволнованностью поэтической интонации можно объяснить Г., например, в ямбических стихах В. Казина (четные строки):

А, дядюшка, хоть отцеди
На следующее поколенье!
Звени, звени! гуди, гуди,
Малиновое сердцебиенье!

Или в хореических стихах С. Кирсанова:

Вот опять сиделки-рохли
Не несут ему питье,
Губы синие пересохли —
Он впадает в забытье.

- 89 -

То же в трехдольном стихотворении:

Они молча стояли у картонных домов для любви,
У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой;
И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,
Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.

(К. Симонов)

Еще сильнее и эффектнее Г. в следующих стихах трехдольника:

Мы на| стройках у|мелые,
Были| в битвах твер|ды.
Наши| головы| белые
Совер|шенным гор|ды.

И как| яростные меч|татели,
Отда|вая кон|цы,
Комис| сары и предсе |датели,
Аги| таторы и бой |цы...

(Г. Санников)

К Г. относится вторжение в метрический стих не только лишнего слога, но и лишней стопы. В этом отношении весьма интересным видом Г. служит следующий пример из Некрасова: в стихотворении, написанном трехстопным дактилем, третья строка — четырехстопная:

|Ну, уж и| буря бы|ла! \/ /\ |
|Как еще| мы уце|лели! /\ |
|Колоко|ла-то, /\ |колоко|ла — \/ /\ |
[Словно о| пасхе гу|дели! /\ |

(«Деревенские новости»)

В «Борисе Годунове» Пушкина, написанном пятистопным ямбом, в сцене «Москва, дом Шуйского» имеется шестистопная ямбическая строка:

Известно то, что он слугою был
У Вишневецкого, что на одре болезни
Открылся он духовному отцу.

Наличие Г. в пушкинском стихе, всегда безукоризненном с точки зрения версификации, объясняется в данном случае естественной ослышкой в результате ритмической инерции, созданной находящимся в начале стиха длинным, одноударным речением «у Вишневецкого...»; это вместе с дальнейшим двухударным речением «что на одре болезни» дает в сумме трехударную строку, характерную вообще для пятистопного ямба.

Г. противоположна гипометрии. Ср. Аритмия.

Квятковский А. П. Гипометрия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 89—90.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0891.htm

- 89 -

ГИПОМЕТРИ́Я (греч. ὑπό — под и μέτρον — мера) — нарушение равномерности стиховых рядов путем укорочения одной из строк, не вызываемого требованиями строфики или композиции стихотворения; часто встречаются у В. Маяковского:

Повел

пароход

окованным носом.

И в час,

- 90 -

сопя,

вобрал якоря

и понесся.

Европа

скрылась,

мельчась.

(«Атлантический океан»)

Здесь

жизнь

была

одним — безработная,

другим —

голодный

протяжный вой.

Отсюда

безработные

в Гудзон

кидались

вниз головой.

(«Бруклинский мост»)

Слоговое нарушение в метрическом равносложном стихе, например в пятистопном хорее (последняя строка):

Не грозят мне ни топор, ни плаха.
И ни ночью, ни средь бела дня
Ощущение вины и страха
Не охватывают /\ меня.

(Л. Мартынов)

Г. противоположна гиперметрии.

Квятковский А. П. Глосса // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 90—91.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0901.htm

- 90 -

ГЛО́ССА (греч. γλῶσσα — язык, речь) — 1) перевод или толкование непонятного или темного места в тексте древних памятников письменности. 2) Форма староиспанской поэзии, состоящая в том, что стихотворение-глосса пишется на тему, выраженную в стихотворном эпиграфе (мотто), причем каждая строка мотто последовательно заканчивает собой очередную строфу Г. Вот образец Г., написанный испанским поэтом Кристовилем де Кастельеха (1490—1556) под названием «О красавице, несчастной в замужестве»:

О, красавица младая!
С кем сравнишься красотой?
Вижу: ты хандришь, вздыхая;
Вместе сетую с тобой.

Тяжки узы Гименея,
Ах, зачем тебя венчали?
Скрыты поводы к печали
В прелестях твоих, лилея!
Чем печалиться, страдая,
Лучше б ты была уродом.
Ты обречена невзгодам,
О, красавица младая!

Потому что в час досуга
Страсти волю ты даешь
И наперсника зовешь

- 91 -

Ты в отсутствие супруга.
Ах, досадно мне порой,
Что Амур к тебе жесток.
Ты ведь роза; ты — цветок.
С кем сравнишься красотой?

Сладко у тебя в неволе.
Мне твоя любезна сеть
И готов: я умереть,
Чтоб не мучиться мне боле.
На тебя лишь уповая,
Прихожу к тебе я кротко,
Но разгневана красотка,
Вижу, ты хандришь, вздыхая.

И клоню я долу взгляды,
И кляну судьбу свою,
Причитаю, слезы лью,
Все — из-за твоей досады,
Ты измучена хандрой,
Умираю я, влюбленный,
И, тобою сокрушенный,
Вместе сетую с тобой.

(Пер. М. Талова)

Квятковский А. П. Гнома // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 91.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0911.htm

- 91 -

ГНО́МА (греч. γνώμη — мысль, суждение, изречение) — 1) в античной трагедии изречение, заканчивающее монолог. 2) В европейской поэзии двух- или четырехстишие, заключающее в себе оригинальную философскую мысль, выраженную в отточенной лаконической форме (чаще гекзаметр):

Дитя в люльке

Счастлив ребенок! и в люльке просторно ему: но дай время
Сделаться мужем, и тесен покажется мир.

(М. Лермонтов, «Из Шиллера»)

Удачный пример Г. «Поэт и перо» имеется у М. Деларю, поэта пушкинской эпохи:

Поэт

Прочь от меня, охладитель докучный! Дум смелых исполнен,
Только возьмусь за тебя, — ты мой удержишь полет!

Перо

Гордо в крыле лебедином парило я прежде по небу;
Ты меня силы лишил: тем же отмщаю тебе!

Квятковский А. П. Гонгоризм // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 91.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0912.htm

- 91 -

ГОНГОРИ́ЗМ (исп. gongorismo) — вычурный манерный стиль в испанской литературе, получивший свое название от создателя этого стиля, испанского поэта Луиса де Гонгора (1561—1627), представителя испанского барокко. Свои стихи Гонгора писал темным языком, синтаксически запутанными фразами, со сложными метафорами и многообразными тропами (Ср. Эвфуизм).

Квятковский А. П. Гошма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 91—92.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0913.htm

- 91 -

ГОШМА́, или гошга, — строфическая форма в тюркской поэзии. Г. обычно состоит из пяти строф и строится следующим образом: в первой строфе — перекрестные рифмы или перекрестные редифы; во второй и последующих строфах первые три стиха имеют самостоятельные рифмы (или редифы), но четвертый стих рифмуется с последним стихом первого четверостишия. По остроумному

- 92 -

объяснению Г. Шенгели, Г. образовался из двустишной газели, имеющей в себе внутристишные цезурные рифмы. Вот отрывок из Г. Махтума-Кули, позволяющий проследить систему рифмовки:

Вершины горные; туманы там и тут,
Морского ветра вой среди высот Гургена;
Когда прольется дождь, безумствуя, ревут
Потоки мутные вспененных вод Гургена.

Леса густые там; по берегам тростник;
Красавиц в серебре блеснет живой цветник;
Там серая овца, конь белый, черный бык,
Там буйвол есть и тур: обилен скот Гургена.

(Пер. Г. Шенгели)

Квятковский А. П. Горациева строфа // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 92.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0921.htm

- 92 -

ГОРА́ЦИЕВА СТРОФА́ — см. Алкеева строфа.

Квятковский А. П. Градация // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 92.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0922.htm

- 92 -

ГРАДА́ЦИЯ (лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида Г. — климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).

Квятковский А. П. Графическая форма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 92.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0923.htm

- 92 -

ГРАФИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМА (от греч. γράφω — пишу, изображаю) — оформление текста литературного произведения такими полиграфическими средствами (типографский набор), которые придают ему зрительную выразительность, помогающую процессу восприятия. Элементарным примером Г. ф. является общепринятый способ печатания стихов в колонку, по строфам, с выделением коротких и длинных строк; с другой стороны, некоторые поэты — А. Белый, В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов и др. — разбивают стих на отдельные строки, отмечая таким образом интонационно-логические паузы в стихотворении. К простейшим же Г. ф. относится разбивка прозаического произведения на абзацы и главы, выделение диалога и т. п.

Ср. Фигурные стихи.

Квятковский А. П. Гротеск // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 92—93.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0924.htm

- 92 -

ГРОТЕ́СК (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора. Свое название гротескный стиль получил после находки Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов, где были обнаружены странные по своей причудливой неестественности орнаменты из рисунков животных, птиц, растений, человеческих лиц, ваз и пр. Поэтому первоначально Г. назывались искаженные изображения, уродливость которых была обусловлена теснотой самой площади, не позволявшей дать правильный реальный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. В западной литературе наиболее яркими представителями гротескного стиля являются Ф. Рабле во Франции, Л. Стерн и Дж. Свифт в Англии, Э. Т. А. Гофман в Германии и Л. Пиранделло в Италии. Гротескный стиль нашел свое отражение в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери», где показан контраст уродливого (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда). В русской

- 93 -

литературе приемами сатирического Г. пользовались Н. Гоголь (напр., «Нос») и М. Салтыков-Щедрин. В гротескном стиле выдержаны некоторые произведения В. Маяковского («Мистерия-буфф», «150.000.000», стихотворение «Прозаседавшиеся», комедии «Клоп» и «Баня»). В гротескной манере написаны-романы А. Белого «Петербург» и в особенности «Маски», повесть в стихах Н. Адуева «Товарищ Ардатов», поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», поэма А. Вознесенского «Оза».

Квятковский А. П. Гусан // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 93.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0931.htm

- 93 -

ГУСА́Н — народный певец в Армении, исполняющий народные песни под аккомпанемент музыкального инструмента.

Квятковский А. П. Гусляр // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 93.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0932.htm

- 93 -

ГУСЛЯ́Р — древнерусский певец-профессионал, исполнявший былины и песни под звон «яровчатых» гуслей. В 20 в. в России артисты-гусляры исполняли русские народные песни под гусельный аккомпанемент.

Квятковский А. П. Дайни // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 93.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0933.htm

- 93 -

ДА́ЙНИ (ед. ч. да́йня) — древнейшая форма латышских народных песен, получившая свое наибольшее развитие в 13—18 вв., в эпоху владычества немецких захватчиков в Латвии. Систематические записи, сбор и классификация Д. произведены в 19 в. Кришьянисом Бароном. В Д. отражена жизнь простого латышского крестьянина — труд в поле, в огороде, труд рыбаков, их семейная жизнь. Большое место в Д. занимает тема борьбы латышского народа с германскими рыцарями, позднее — с немецкими колонистами и, наконец, с гитлеровскими захватчиками. До форме Д. представляют собой обычно четверостишие преимущественно хореического размера с рифмами или без рифм. Пример латышских Д.:

Если б золото мне дали,
Что на дне морском лежит,
Я дворец купил бы в Риге,
Вместе с немцами, как есть.

Я бы сделал немцу то же,
Что от немца сам терплю:
Днем велел бы в лес поехать,
Ночью в риге попотеть.

Тощ — пускай он месит глину,
Толст — пускай корчует пни.
Вот тогда узнаешь, дьявол,
Как мужицкий горек хлеб.

(Пер. А. Глобы)

Квятковский А. П. Дайны // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 93—94.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0934.htm

- 93 -

ДАЙНЫ́ (ед. ч. дайна́) — литовские народные лирические песни обрядового, бытового и общественно-политического характера. Происхождение Д. очень древнее. Они отражают многие стороны жизни литовского народа, в особенности крестьянства, в разные исторические периоды.

По своему строению каждая дайна — строфа, без рифм или с женскими рифмами. Вот образец старинных литовских Д.:

Голубки из лужи пили,
Призадумались немного:
Будем пить, иль пить не будем,

- 94 -

Или крыльями помашем?
Будем пить, дружочек милый,
А попьем, тогда помашем.

Братья ехали дорогой,
Призадумались немного:
Ехать нам или не ехать
Иль коней мы расседлаем?
Нет, поедем, брат, поедем,
Как доедем — расседлаем.

Шили в горнице сестрицы,
Призадумались немного:
Будем шить мы, иль не будем,
Иль несшитое подарим?

Будем, будем шить, сестрица,
Как сошьем, тогда подарим.
В три угла шелка вплетали,
А в четвертый — свое имя.

(Пер. А. Прокофьева и А. Чепурова)

Квятковский А. П. Дактилическая рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 94.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0941.htm

- 94 -

ДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИ́ФМА — рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:

Тучки небесные, вечные стра́нники!
Степью лазурною, цепью жемчу́жною
Мчитесь вы, будто как я же, изгна́нники,
С милого севера в сторону ю́жную.

(М. Лермонтов)

Чаще других русских поэтов Д. р. пользовался Н. Некрасов; его творчество близко к народной поэзии, произведения которой в большинстве своем построены на трехсложной клаузуле:

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,
Все выносящего русского племени

Многострадальная мать!

(Н. Некрасов)

Квятковский А. П. Дактило-хореический стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 94—95.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0942.htm

- 94 -

ДА́КТИЛО-ХОРЕИ́ЧЕСКИЙ СТИХ — в старой поэтике название русского гекзаметра. Помимо женской клаузулы, здесь встречается женская цезура с однодольной паузой после цезурного слога или стопа с протяжением слога , а также стопы с однодольной паузой ^ или ^ . Наличие двух слогов в трехдольной стопе дало В. Тредиаковскому основание назвать эти неполносложные стопы хореическими, а весь гекзаметр в целом — Д.-х. с. Так, в «Учебной книге русской словесности» Н. Греча (СПБ, 1830), в главе о российском стихосложении сказано: «Экзаметры, или шестистопные дактило-хореические стихи. Они состоят из шести стоп, из коих четыре первые дактили или хореи, пятая обыкновенно дактиль, а шестая непременно хорей... Он есть подражание экзаметру греческому и латинскому и отличается от него только тем, что вместо спондеев, в русском языке не существующих, употребляются

хореи». Паузные ритмические ходы допускали в трехдольных гекзаметрах В. Тредиаковский, В. Жуковский и Н. Гнедич; в особенности мастерски делал это Тредиаковский, ритмика гекзаметров которого, несмотря на тяжелый местами язык, гораздо выразительнее однообразных трехсложий Жуковского и Гнедича. Вот, например, двухстрочие из «Телемахиды», которым восхищался А. Пушкин и в котором все три вышеуказанные неполносложные стопы дактиля:

|И непре|станно смот|ря /\ ту|да, где ко|рабль Одис|сеев, /\ |
|Бе-егом| волны де|ля, из о|чей /\ у|шел и со|крылся. /\ |

А. Радищев написал большую специальную работу «Памятник дактило-хореическому витязю», где проводится тонкий технологический анализ строения стиха в «Телемахиде» Тредиаковского.

Квятковский А. П. Дактиль // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 95—96.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0951.htm

- 95 -

ДА́КТИЛЬ (греч. δάκτυλος, букв. — палец) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый — долгий (двудольный), а остальные два — короткие, однодольные . Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая) равна по длине двум коротким. Ритмическое великолепие Д. настолько поразило слух древних греков, что их неистощимая фантазия приписывала изобретение этой стопы богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами («язык богов»), сложенными в дактилическом метре. История присваивает этому стиху еще другое название — политикос. В стихах, составленных Д., допускалась замена дактилической стопы изометричной стопой — спондеем . Из Д. и спондеев составляется гекзаметр.

2) В европейской поэтике Д. называется трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге. Попытка М. Смотрицкого ввести в России античный дактиль не получила практической поддержки (см. Гекзаметр). Трехдольным Д. писал В. Тредиаковский свои примечательные гекзаметры. Большую роль в разработке Д. в русской поэзии сыграл А. Сумароков, а за ним Г. Державин, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Фет, А. Майков и др. В русской народной поэзии силлабо-тонические дактили не встречаются, хотя примеры трехдольных размеров там имеются. Вот примеры силлабо-тонического Д. в русской поэзии.

Трехкратный Д.:

|Буря на |небе ве|чернем, /\ |
|Моря сер|дитого| шум, /\ /\ |
|Буря на |море и | думы, /\ |
|Много му|чительных | дум. /\ /\ |

(А. Фет)

Четырехкратный Д.:

|Славная | осень! Здо|ровый, я|дреный /\ |
|Воздух у|ста лые| силы бо|дрит; /\ /\ |
|Лед нео|крепший на | речке сту|деной /\ |
|Словно как | тающий| сахар ле|жит. /\ /\ |

(Н. Некрасов)

Пятикратный Д.:

| Страстно про|сил я бес|смертных бо|гов олим|пийских /\ |
| Дать мне ми|нуту, од|ну лишь ми|нуту сви|даться /\ |
| С чудно-пре|красною | смертною | девой. На|стало /\ |

| Это мгно|венье. У|видев е|е у бес|смертных /\ |
| Начал про|сить я, чтоб | миг вожде|ленный сви|данья /\ |
| В вечность про|длили о|ни...

(Н. Щербина)

Шестикратный Д. с одной цезурой:

| Слышишь ли | ты, как шу|ми́т /\ ввер|ху угло|ватое | ста́до? /\ |
| С криком ле|тят через | до́м /\ /\ | к теплым по|лям журав|ли́, /\ /\ |
| Желтые | листья шу|мя́т, /\ в бе|резнике | свищет си|ни́ца, /\ |
| Ты гово|ришь, что о|пя́ть /\ /\ | теплой дож|демся вес|ны́. /\ /\ |

(А. Фет)

Шестикратный Д. с двумя цезурами:

| В желтой гос|ти́ной, из | серого | кле́на, с о|бивкою | ше́лковой, |
| Ваше Си|я́тельство | любит по | вто́рникам | томный жур|фи́кс. /\ /\ |
| В желтой вен|ге́рке ко|мичного| цве́та, ко|ричнево-|бе́лковой, |
| Вы предла|га́ете | тонкому | о́бществу | ирисный | ке́кс, /\ /\ |
| Нежно вды|ха́я си|гары эрц|ге́рцога | абрис фи|а́лковый. |

(И. Северянин)

Квятковский А. П. Дастан // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 96.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0961.htm

- 96 -

ДАСТА́Н (фарси) — эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока и юго-восточной Азии; обычно — литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий. Д. бывают прозаические, стихотворные и смешанные (последовательное чередование прозы и стихов). Стих Д. двух типов: 11-сложный и 7—8-сложный. В классических тюркоязычных литературах Д. называются отдельные романтические поэмы (например, «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» Низами) или главы из больших эпических поэм (например, из «Шахнаме» Фирдоуси). В советскую эпоху произведена огромная работа по записям Д. Особенно важные записи сделаны в Узбекистане, где выявлены огромные фольклорные богатства. Среди узбекских Д. имеются народные варианты поэм Алишера Навои и других поэтов и новые советские Д. на темы о падении ханской власти в Бухаре в 1920 г., о борьбе с басмачами, о земельно-водной реформе 1927 г., о гражданской войне, о Ленине. Собиратель и исполнитель Д. называется дастанчи.

Квятковский А. П. Двудольные размеры (двусложные) // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 96.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0962.htm

- 96 -

ДВУДО́ЛЬНЫЕ РАЗМЕ́РЫ (ДВУСЛО́ЖНЫЕ) — в русском силлабо-тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего объема. Двудольных размеров нет и в античной метрике. В русской метрике двудольная стопа несамостоятельна, она фигурирует как меньшая часть в пятидольнике и шестидольнике. Двусложие было мерой стиха в силлабической поэзии. Этим и объясняется тяжесть виршевых строк. В основе ритмики ямбов и хореев лежит четырехдольная мера (а иногда и шестидольная).

См. Вольный стих, Дипиррихий, Диподия, Четырехдольники, Шестидольники, Хорей, Ямб.

Квятковский А. П. Двустишие // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 96—97.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0963.htm

- 96 -

ДВУСТИ́ШИЕ — простейшая форма строфы, популярная у всех народов мира. В русской народной поэзии любимым Д. является частушка, хотя ее принято записывать в четыре строки. Русские поэты-силлабисты также писали преимущественно Д.:

| Муза! не по|ра ли слог /\ | отменить твой | грубый, /\ /\ |
| И сатир уж | не писать? /\ | Многим те не | любы, /\ /\ |

- 97 -

| И ворчит уж | не один, /\ | что где нет мне | дела, /\ /\ |
| Там мешаюсь | и кажу /\ | себя чрезчур | смела. /\ /\ |

(А. Кантемир)

В поэзии народов Ближнего и Среднего Востока Д. носит название бейт.

Д. является основой александрийского стиха, самого популярного в русской поэзии 18 в. и начала 19 в. Многие русские поэты пользовались формой Д., например Пушкин:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Эту форму строфы применяли М. Лермонтов («Три пальмы») и особенно Н. Некрасов, у которого ряд произведений написан Д. — поэма «Саша», «Псовая охота», «Родина», «Дедушка Мазай и зайцы», «Свобода». На Д. построены такие известные стихотворения, как «Она веселой невестой была» А. Блока и «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова.

Д. как строфу, нужно отличать от двустрочия, являющегося произвольным отрывком из стихотворения. См. также Дистих.

Квятковский А. П. Descriptio // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 97.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0971.htm

- 97 -

DESCRÍPTIO (лат. — описание) — один из видов ретардации в художественном произведении (описание природы, обстановки, быта). Д. — стилистический прием, который задерживает развитие сюжета, но в то же время является боковым приемом развития повествования в целом. Д. встречается во всех больших художественных произведениях — романах, повестях, поэмах; подобными описаниями усеяны страницы поэм А. Пушкина, М. Лермонтова и др. Но Д. популярно не только как один из стилистических приемов. В античной поэзии известны дескриптивные (описательные) поэмы — «Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия. В западной литературе конца 18 и начала 19 вв. также были популярны дескриптивные поэмы, например «Времена года» Д. Томсона, «Сады» Ж. Делиля. В России Д. было принято в поэзии конца 18 и начала 19 вв. (В. Жуковский, особенно А. Пушкин — в «Евгении Онегине»). Из чисто дескриптивных произведений в русской литературе известна поэма И. Бунина «Листопад», посвященная М. Горькому. Элементы Д. имеются в поэме Э. Багрицкого «Дума про Опанаса», в поэме В. Инбер «Путевой дневник». Вот начало поэмы Бунина «Листопад»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.