КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об «общих» и «специальных» способностях и одаренности
В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно (К. К. Платонов). о соотношении общей и специальной одаренности заставило Б. М. Теплова уточнить ряд моментов. «Было бы более точным, — пишет он, — говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности или, еще точней, о более общих и более специальных моментах... Решительно во всякой одаренности есть и общее, л особенное. Поскольку в очень различных формах деятельности имеются общие моменты, постольку можно говорить и об "общей одаренности" в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей. Но нет никакого научного смысла в таком понятии одаренности, которое включает в себя только общие признаки... Метафизический разрыв между понятием общей и специальной одаренности проявляется не только в том, что общая одаренность рассматривается до предела абстрактно, как "общее без особенного", но и в том, что из понятия "специальная одаренность" в свою очередь тщательно изгоняются все общие признаки» (1985, с. 33-34). Ум математика отличается от ума шахматиста, так же как и ум политика — от ума ученого, хотя нечто общее, конечно, имеется. Различают практический и теоретический ум, так как один «силен» в житейских делах, но не очень преуспевает в умственной деятельности на работе, другой, наоборот, успешен как ученый, но «глуп» в делах житейских. То же касается и двигательных способностей. Например, спортивные специалисты делят выносливость на общую и специальную. Казалось бы, наличие «общей» выносливости должно означать, что человек будет проявлять большую выносливость при осуществлении любой работы. Однако практика и эксперименты этого не подтверждают. Во-первых, по данным М. Н. Ильиной (1974), между разными видами выносливости имелись довольно слабые корреляции, а то и вовсе отсутствовали. Во-вторых, даваемое «общей» выносливости определение: это выносливость человека при работе умеренной интенсивности, само уже свидетельствует о том, что это выносливость только к работе определенного типа. В-третьих, биохимические исследования показывают, что между аэробными биохимическими процессами (являющимися основой «общей» выносливости) и анаэробными процессами (являющимися основой кратковременной интенсивной работы) существуют антагонистические отношения, поэтому, развивая выносливость в беге на длинные дистанции, не разовьешь скоростную выносливость, а развивая последнюю — не разовьешь первую. Так, В. М. Зациорский (1966) не обнаружил корреляции между быстротой движений, частотой движений и временем реакции. В связи с этим надо признать правомерность мнения В. С. Фарфеля о том, что каждая двигательная способность специфична, конкретна в своем проявлении. Еще в большей мере проявляется специфичность в одаренности. При этом одаренность у разных людей отличается не только уровнем, но и качеством (индивидуальностью). Экспериментальные исследования в области спорта показывают, что в проявлении двигательных способностей и качеств имеются более общие и более частные компоненты. Например, Ф. Генри и соавт. (F. Henry, W. Lotter, L. Smith, 1962) с помощью факторного анализа установили наличие общего «фактора скорости» для различных видов времени реакции. Для всех видов выносливости общим компонентом, как показано М. Н. Ильиной, является способность поддерживать волевое усилие на фоне наступившего утомления (терпеливость). Менее общим, но тоже проявляющимся в нескольких видах выносливости будет компонент, связанный с медленными мышечными волокнами; МПК (максимальное потребление кислорода) тоже будет менее общим компонентом, связанным с выносливостью при длительной работе умеренной и малой интенсивности.
Исходя из сказанного, принципиальная схема вертикальной структуры двигательной способности (и качества) может выглядеть как иерархическая совокупность общих, менее общих и частных компонентов очевидно, что имеющиеся у летчика способности пригодились бы и диспетчерам, шоферам, спортсменам и вообще в тех видах деятельности, где требуются распределение и переключение внимания, оперативное мышление и проч. Поэтому совершенно справедливо Б. М. Теплов и В. Д. Шадриков подчеркивают полифункциональность способностей, т. е. включенность их в различные виды деятельности.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |