Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности




Критика личностно-деятельностного подхода к способностям не означает, что деятельность не играет никакой роли в проявлении и развитии способ­ностей и одаренности человека. Эта роль деятельности многообразна. Она выступает как условие проявления способностей и одаренности и как условие развития способ­ностей и одаренности.

Деятельность как «специфически человеческая фор­ма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» (Философский энциклопедический словарь, 1983, с. 151) является наиболее адекватным способом проявления челове­ком своих способностей и одаренности

Особо следует подчеркнуть роль деятельности (в широком плане — активности) для созревания функций центральной нервной системы в раннем постнатальном пе­риоде, чему имеются многочисленные подтверждения в возрастной физиологии и психологии, наблюдения над детьми, росшими в неблагоприятных условиях. Поэто­му деятельность имеет большое значение для развития и реализации способностей.

В действительности же доказать развитие способностей не так просто. Ведь спо­собности не измеряемы, поэтому мы не знаем их исходный уровень. Измеряем же мы качества, т. е. фенотипические характеристики человека и именно их изменение и принимается за развитие способностей.

И все же ряд данных позволяет говорить о развитии не только качеств, но и спо­собностей. Я имею в виду изменение в процессе деятельности (тренировки) задатков способностей.

Биохимическими исследованиями показано увеличение в мышцах запаса глико­гена по мере роста тренированности спортсменов. А это означает увеличение работоспособности, выносливости. Скандинавские физиологи показали, что тренировка на выносливость повышает МПК на 20-30 %, что тоже ведет к увеличению выносли­вости в циклической работе.

По данным Н. Е. Высотской и А. М. Сухаревой (1974), в процессе многолетнего тренинга учащихся хореографического училища наблюдаются изменения типологи­ческих особенностей свойств нервной системы, отличающиеся от возрастной дина­мики их у учащихся общеобразовательных школ: увеличивается инертность нервных процессов и слабость нервной системы, что способствует повышению монотоно-устойчивости учащихся.

С другой стороны, очевиден и другой механизм, помимо увеличения потенциа­ла, — это возрастание возможностей использования того, что дано нам природой, по­вышение уровня исчерпаемости резервов. Например, установлено, что при электро­стимуляции мышца развивает значительно большую силу, чем при произвольных усилиях человека, т. е. имеется так называемый «силовой дефицит», свидетельству­ющий о неполном использовании возможностей мышц в обычных жизненных ситуа­циях. При этом у спортсменов «силовой дефицит» значительно меньше, чем у не за­нимающихся спортом. Следовательно, приобретение спортсменом умений напрягать и расслаблять мышцы, налаживание координационных механизмов, умение мобили­зоваться, т. е. опыт помогают человеку полнее использовать потенциальные возмож­ности.

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «СПОСОБНОСТИ» И «КАЧЕСТВА»

 

С целью деятельности в развитии способностей тесно связан и во­прос соотношения «способности» и «качества».

Существуют большие разногласия в использовании и толковании близ­ких друг другу понятий — способности, одаренность, качества, характеризующие воз­можности человека. В одном случае отказываются «качества» и говорят только о «способностях» (В. С. Фарфель, 1976). В другом случае эти два понятия использовавших синонимы, в частности в большинстве работ по психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое. В третьем «случае способность становится синонимо А. Ф. Лазурский). В результате по­рой бывает очень трудно разобраться, что конкретно имеет в виду автор, использую­щий какое-либо из этих понятий.

Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как со­циальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, трениовки) факто­рами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факто­ры, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отно­шении к разбираемым понятиям.

К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, мор­фологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом — сомато-тип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потреб­ления кислорода — МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента),простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.

К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мо­тивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.

Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Зна­ния и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с опре­деленными врожденными особенностями; в свою очередь, обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидно-личностные особенности взрослого человека представляют собой нерасторжимое единство, образно говоря — сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом. V

Знание того, какого уровня факторами (генотипического, фенотипического или приобретенного) обусловлены в данный момент возможности и эффективность дея­тельности человека, важно при прогнозировании его успехов в настоящем и буду­щем. При оценке возможнос­тей человека в данный момент (например, в проявлении максимального быстродей­ствия) для нас не существенно, за счет чего, проявляются эти возможности — как ре­зультат обучения и тренировки или только в силу врожденных особенностей челове­ка. Здесь оценка возможностей абстрагируется от причин, их обусловивших.

Когда же нужно узнать, следствием чего являются наличные возможности челове­ка — врожденных особенностей, их развития или обучения, — то возникает необхо­димость в углубленном анализе компонентов, из которых складываются наличные возможности человека, группировании этих компонентов (факторов) по уровням и включении этих групп факторов в рамки определенного понятия.

Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении наличных возможностей человека в следующих случаях:

1) если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных
условиях деятельности и при имеющемся у них одинаковом стремлении достижения все же различны;

2) если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эф­фективности; если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития)

Таким образом, для практики необходимы понятия, помогающие обозначить груп­пы следующих индивидно-личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:

• отражающих роль врожденных особенностей человека,

• отражающих роль приобретенных особенностей человека,

• отражающих роль единства врожденных и приобретенных особенностей человека. Первая группа факторов соотносится со способностями и одаренностью, вторая — с опытом человека, третья — с качествами.

для этой цели больше подходит понятие «функцио­нальное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии — волевые и нравственные качества, в психологии спорта — двигательные качества, в психологии труда — профессионально-важные качества, однако часто понимается Как синоним способностей).

Таким образом, функциональное качество можно определить как наличный уро­вень проявления какой-либо стороны/возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловленприродными особенностями, их развитием или знаниями и умениями (рис_22). При этом в функциональные качества включаются не все при­обретаемые человеком знания и умения, а только те, которые/помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).

Функциональные качества и способности(по названию могут совпадать (напри­мер, качество быстроты и способность к быстродействию), или иначе: одна и та же сторона возможностей (функции — например, концентрация внимания) может вы­ступать и как качество, и как способность все зависит от угла рассмотрения феноти­па или генотипа, наличного уровня или прогноза

Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности челове­ка, но и человека как личность (личностные качества) Поэтому наряду с двигатель­ными качествами, качествами ума и т п, выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретают­ся в процессе его социализации и воспитания.

Вопрос о превращении способностей в функциональные качества по существу обсуждается в работе Б. А. Федоришина и соавт. (1980), когда они пишут следующее: «В профессиональной деятельности токаря, водителя автотранспорта и хирурга чрез­вычайно важна координация движений обеих рук... Но вместе с тем сенсомоторная координация, четкость и точность двигательных действий сами по себе еще не явля­ются профессиональной способностью (читай: качеством. — Е. И.). Отличная коор­динация двигательных действий хирурга, сидящего за рулем автомобиля, не гаран­тирует механизм переключения скоростей в автомобиле от поломки из-за неумелого переключения. Профессиональная способность начинает проявлять себя тогда... ког­да сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-технологическим со­держанием. И это содержание различно у токаря, шофера, часового мастера и хирур­га. Таким образом, общий для всех этих специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях (читай: качествах. — Е. И.). Ясно также, что и сенсомоторные механизмы, рассматриваемые первоначаль­но как общие для данных специалистов, получают в дальнейшем свое специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной способ­ности они занимают и структурными элементами каких профессиональных способ­ностей являются. Все это в равной мере относится не только к психомоторике, но и к другим психическим процессам и явлениям» (с. 18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.