Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологический аспект вопроса о компенсациях




КОМПЕНСАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕНСАТОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Одним из первых вопрос о компенсации способностей поставил в отечественной психологии Б. М. Теплое (1941; 1955). Он говорил, в частности, о компенсации от­сутствия абсолютного слуха приобретенным умением недостаточной выносливости слабой нервной системы ее высокой чувствительностью.

Значительное место вопросу компенсации способностей уделялось в школе В. С. Мерлина. В его школе одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками (типологическими особенностями свойств нервной системы) свя­зывалась с выработкой стиля деятельности.

Социальный аспект вопроса о компенсациях был поставлен Б. М. Тепловым (1955), который отмечал, что нет плохих и хороших типологических особенностей, что каж­дая из них в разных ситуациях может иметь и положительное, и отрицательное про­явление, и, следовательно, человек, не способный к одному виду деятельности, мо­жет быть способным к другому.

В связи с этим Б. М. Теплов писал, что люди с разными типологическими особен­ностями (задатками) могут добиваться одинаковых высоких социальных достижений — становиться знаменитыми артистами, видными учеными, рабочими высокого класса и т. д. В этом случае речь идет о такой компенсации одних способностей другими, которая позволяет разным людям достигать одинаково высокого социального стату­са, общественного признания за свои достижения. Наличие такой компенсации дает основание говорить о том, что вообще не способных к какому-нибудь делу людей нет и что каждый человек способный, но по-своему (и, конечно, в разной степени).

состоит в выяснении, за счет чего люди с разной выраженностью свойств, способностей, качеств достигают одинаковой продуктивности (результативности) в одном и том же виде деятельности.

Одним из видов такой компенсации является обеспечение эффективности дея­тельности путем применения знаний и умений

знания и умения не входят в структуру способностей. Компенсация тако­го вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируют­ся мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений си­туации в ближайшем будущем. Этот вид компенсаций можно назвать компенсация за счет опыта.

Другим видом психофизиологической компенсации, обеспечивающим разным людям одинаковую эффективность деятельности, несмотря на имеющиеся у них раз­личия в задатках, способностях и качествах, является приспособление к себе деятель­ности, т. е. выработка индивидуального и типического стиля, который опирается на сильные стороны человека, компенсируя слабые. Однако такая компенсация возможна только в тех случаях, когда от человека не требуется проявления максимальных возможностей.

В то же время В. С. Мерлин и Е. А. Климов признают, что не во всех профессиях стиль деятельности может компенсировать необходимые для успешной деятельно­сти способности. Особенно отчетливо это проявляется в спорте, где при наличии од­ного и того же стиля спортсмены показывают разные результаты. Поэтому проблема отбора по способностям становится тем актуальнее, чем более жесткие требования к человеку предъявляет деятельность.

Еще один вид психофизиологической компенсации — когда недостаточное разви­тие или выраженность одной способности может быть восполнена другой, связанной с ней способностью. Например, недостаточное распределение внимания компенси­руется быстротой восприятия, недостаточная дифференцировка мышечно-двигательных ощущений — концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций. Этот вид можно отнести к истинным компенсациям. К этому же виду можно отнести и слу­чаи, когда одинаковая выраженность у разных людей какой-либо сложной способно­сти определяется различной выраженностью у них более частных способностей, яв­ляющихся компонентами более сложных способностей. Например, одинаковая вы­носливость может достигаться за счет различного соотношения двух ее компонентов, требующих разных задатков и способностей: с одной стороны — за счет длительно­сти работы до появления утомления (чувства усталости), с другой стороны — за счет длительности работы на фоне усталости. Первый компонент больше выражен у лиц со слабой нервной системой, а второй больше выражен у лиц с сильной нервной сис­темой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.