Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа в малых группах (активные методы обучения)




Ход выполнения.

Практическая часть.

Практическое занятие № 10.

Тема: Педагогические конфликты и пути их разрешения.

Цель: рассмотреть причины возникновения конфликтов и ознакомиться с различными способами их разрешения.

Основные понятия: конфликт, педагогический конфликт, педагогическая ситуация, инцидент, конфликтная ситуация, фрустрация, психологическая защита, стресс, дистресс.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о педагогическом конфликте и его детерминанты.

2. Технология управления межличностными конфликтами.

3. Причины непродуктивного педагогического взаимодействия.

4. Стресс в профессиональной деятельности и психическое здоровье специалиста.

Литература:

1. Гатальская Т.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Минск, 1998.

2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – М., 1995.

3. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999.

4. Практическая психология для преподавателей. – М., 1997.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в пед. процессе. –М., 1991.

6. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998.

7. Самоукина Н.В. “Игры, в которые играют…”:Психологический практикум. – Дубна, 1997.

8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. –М., 1999.

1. Студенты делятся на несколько групп (6-7 человек). Одна группа формируется преподавателем из студентов, которые хорошо усвоили изучаемую тему и будут оценивать ответы своих товарищей. Остальным раздаются карточки, на которых изложены конфликтные ситуации. Необходимо подготовиться и ответить по следующему плану:

· анализ конфликтной ситуации;

· причины возникновения;

· пути разрешения.

2. Оценивание ответов и подведение итогов занятия.

Задание СРС:

1. Выступление по публикациям:

Семчук Л.А. Социально-перцептивные и рефлексивные аспекты конфликта //Мир психологии, 2002, № 1, с. 202-219.

Психологический практикум.

Изучить рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в системе учебно-профессионального образования.


ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА [5]

1. Выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета в процессе конфликта.

2. Не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах отношений - надо выяснить главную, которая является стержнем конфликта: взаимная неприязнь, деловое соперничество или просто зависть.

3. Надо знать, как развивается конфликт. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях - предвестник конфликта; взаимная неприязнь выходит наружу, начинаются стычки, прекращаются личные отношения; разрешение конфликта.

4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам - «инициатору» и «обвиняемому». Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта - его цели: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.п. Инициатор конфликта должен предложить позитивное решение, а не только наказующее.

5. Нужна правильная оценка обеих сторон. Надо знать психологические механизмы оценки. В конфликте не должно быть победителем, чтобы конфликт не развился дальше.

6. Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать заслуги других. Нельзя одних все время поощрять, других наказывать, а третьих просто не замечать.

7. Особое внимание надо проявлять к конфликтным личностям. В каждом коллективе есть своя «баба-яга», но нужно не давать расцвести пышным цветом ее злому началу.

Бывает четыре типа конфликтных личностей.

Демонстративный - чаще всего это холерики и сангвиники, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

Ригидный (косный) - люди этого типа не умеют перестраиваться, то есть учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих. Они честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

Педант - личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, зануда, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя.

Бесконфликтный - личность, сознательно уходящая, убегающая, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает, как снежный ком, и обрушивается на такую личность. Особенно это болезненно и чревато негативными последствиями, если такой тип личности у руководителя.

8. Надо помнить, что каждый человек - индивидуальность, и уметь принять точку зрения другого, а не расценивать все «со своей колокольни».

9. Чем ближе отношения, тем сложнее в конфликтной ситуации. Особенно это проявляется в группе. Не заводите сугубо личных привязанностей в коллективе, которым руководите.

10. Не пытайтесь полностью переделывать, перевоспитывать другого, это неблагодарное занятие. Лучше займитесь самовоспитанием и психологическим анализом своего поведения.

11. Помните, что в группе объединяются мужчины и женщины, которые имеют свои чисто мужские и женские особенности психологии. У женщин своя, женская логика, которая отличается интуитивностью, ситуативностью и ассоциативностью. Мужчины же предпочитают точный расчет, сопоставление фактов, логический анализ и рациональный подход. Черты женского характера - мягкость, доброта, слабость, высокая чувствительность, эмоциональность, а у настоящего мужчины в характере преобладают самостоятельность, надежность, смелость, склонность к риску, твердость. Мужчины и женщины по-разному чувствительны к своей индивидуальности. Женщине нравится положительная оценка ее внешности (включая и одежду), эмоциональности, женственности. Женщины очень чувствительны к тону разговора и манере поведения людей.

Мужчины ценят в себе деловые качества, интеллект, способность принимать оригинальные решения, надежность и мужественность.

12. Необходимо накапливать «багаж» положительных знаний о другом человеке, а не усиливать отрицательную доминанту, все время ее подпитывая воспоминаниями об отрицательных качествах и поступках.

13. В социальной группе необходимо следить за прохождением информации по возможности без искажения. Рождение слухов всегда будоражит людей и вызывает ненужные столкновения. Если к человеку есть претензии, лучше всего наедине спокойно с ним поговорить и все выяснить, прежде чем выносить на общее собрание. Самое положительное отношение людей к публичной похвале, самое отрицательное - к публичному позированию.

14. Надо очень внимательно следить за тоном и формой разговора с человеком, стараться избегать категориального тона и резкой формы, уметь располагать к себе людей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ [6]

1. Взять под контроль собственные эмоции и выбрать для начала время для разрешения конфликта, когда Вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии.

2. Вскрыть за мнимыми причинами подлинные. Для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием.

3. Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.

4. Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу (при бегстве внешний конфликт переходит во внутренний со всеми последствиями для здоровья и работоспособности, хроническое бегство от конфликта деформирует личность).

5. Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите: запуск психологических механизмов защиты закрывает Ваши глаза на изменения в обстановке и в поведении партнера.

6. Держать инициативу в своих руках, диктуя партнеру эмоции (в том числе и спокойствие), тему разговора, выбор социальных ролей, языковой стиль, степень строгости правил игры.

7. Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником; сначала переформулировать аргументы на своем языке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.