Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключ ответов




Шкала Согласен Не согласен
1. Открытость 1, 3, 9, 48, 53, 56,65 21, 62, 86, 98
2. Самоуверенность 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82 20, 80, 103
3. Саморуководство 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110  
4. Отраженное самоотношение 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102 13, 18, 34, 85
5. Самоценность 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100  
6. Самоприятие 15, 26, 31, 46, 83
7. Самопривязанность 10, 12, 17, 28, 88, 97 96, 107
8. Внутренняя конфликтность 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99  
9. Самообвинение 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92  

Подсчет баллов в соответствии с ключом ответов проводится следующим образом. Если ответы на вопросы по каждой шкале совпадают с ключом ответов, они обводятся кружком и каждому из них приписывается 1 балл. Например, если испытуемый по шкале «Открытость» выражает согласие с утверждениями 9, 48, 56, они обводятся кружком, если он не согласен с утверждениями 21, 86, 98, они также обводятся кружком. Затем подсчитывается сумма баллов по шкале «Открытость», в нашем случае 3 + 3 = 6. Это «сырой» балл. Аналогичным образом находятся «сырые» баллы по всем шкалам.

2. Затем сырые баллы переводятся в стены по таблице.

Перевод «сырых» значений в стены

Шкала Стены
                   
        2-3 4 — 5 6-7        
  0—1   3-4 5-6 7-9   11-12      
  0-1     4-5       9-10    
        3-4   6-7        
  0-1     4-5 6-7   9-10     13-14
  0-1   3-4   6-7          
          4-5   7-8      
      1-2 3-4 5-7 8-10 11-12      
        3-4   6-7        

В левом вертикальном столбце цифрами обозначены номера шкал: 1 — открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство и т.д.

Для перевода «сырого» балла в стандартное значение необходимо в первом столбце найти нужную шкалу, затем, двигаясь по строке, найти значение «сырого» балла, вверху в соответствующей клетке находим значение стена. В нашем примере «сырые» баллы по шкале «Открытость» находятся в первой строке. Двигаемся до значения 6 и вверх, ему соответствует стен 5. Это и есть конечный результат.

Чем выше балл (стен), тем выражен исследуемый параметр. Значения, равные 8—10 стенам, можно принять за высокие, 5— 7 — за средние, 1 — 4 — за низкие. В нашем примере по шкале «Открытость» получено среднее значение

Качественный анализ

Характеристика шкал

Шкала 1: открытость.

Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

· Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

· Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

· Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

· Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

· Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.

Утверждения, вошедшие в данный фактор, формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую оче­редь негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо комфортности или выраженной мотивации социального одобрения.

Шкала 2: самоуверенность.

Примеры пунктов:

· Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

· Я — человек надежный.

· Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

· Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

· Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

· Мое мнение имеет достаточный вес у окружающих.

Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному,

самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Высокий балл суждения соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего Я. Низкий балл суждения связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение.

Шкала 3: саморуководство.

Примеры пунктов:

· Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

· Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

· Я сам создал себя таким, каков я есть.

· Ко мне относятся так, как я того сам заслужил.

· Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

· То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Низкий балл суждения связан с верой субъекта в подвластность его Я внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом Я, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

Шкала 4: отраженное самоотношение.

Примеры пунктов:

· Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

· Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

· Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

· В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

· Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.п. или противоположные им чувства.

Шкала 5: самоценность.

Примеры пунктов:

· Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

· Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.

· Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

· Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

· Мое внутреннее Я всегда мне интересно.

Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собствен­ной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чув­ства.

Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6: самопринятие.

Примеры пунктов:

· Можно сказать, что я себе нравлюсь.

· Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

· Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

· Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.

· Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.

В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Шкала 7: самопривязанность.

Примеры пунктов:

· Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.

· Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

· Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

· Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.

· Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.

Шкала 8: внутренняя конфликтность.

Примеры пунктов:

· Порой мне кажется, что я какой-то странный.

· Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

· Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

· У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

· Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

· Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.

Шкала 9: самообвинение.

Примеры пунктов:

· Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

· Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

· Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

· Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

· Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.

Обобщение результатов.

Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения.

3. Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Инструкция: Подготовьте бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка. Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.