Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть




Практическое занятие № 8

Тема: Психологические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте на стадии профессиональной оптации.

Цель: рассмотреть психологические аспекты формирования личности подростка, особенности учебной деятельности подростка и изучить методики по их диагностике.

Основные понятия: чувство взрослости, рефлексия, акселерация, инфантилизм, интимно-личностное общение, пубертатный период.

Вопросы для подготовки:

1. Психологические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

2. Специфика развития мотивационной сферы в подростковом и юношеском возрасте.

3. Изучение и развитие мотивов учебно-профессиональной деятельности.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1984

2. Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. – Киев, 1998.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. – М.. 1900.

5. Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

7. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, - СПб, 2001.

8. Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Сфера, 1997.

9. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1987.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.

1. Изучение потребностно-мотивационной сферы подростков.

Методика «Мотивы учения» (Марковой А.К.)

Цель: выявить мотивы учения младших подростков.

Экспериментальный материал: бланк анкеты, ручка.

Ход выполнения задания:

Инструкция: внимательно прочитайте все пункты анкеты и только после этого подчеркните те из них, которые соответствуют Вашим устремлениям.

Анкета.

1. Учусь, потому что на уроке интересно.

2. Учусь, потому что заставляют родители.

3. Учусь, потому что хочу больше знать.

4. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим.

5. Учусь, чтобы потом хорошо работать.

6. Учусь, чтобы доставить родителям радость.

7. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

8. Учусь, потому что нравится учитель.

9. Другие причины (напишите какие).

Обработка полученных данных.

Качественный анализ:

Обработать полученные данные анкеты, исходя из того, что:

Выбор утверждений 1, 3 говорит о познавательных мотивах учения.

Выбор утверждений 4,5,7 – о социальных мотивах учебной деятельности.

Выбор утверждений 2,6,8 – о личностных мотивах учения.

Количественный анализ: выявить преобладающие мотивы учения в подростковом возрасте, исходя из табличных данных.

Сделать вывод о возможности педагогических воздействий на учащихся для развития положительных мотивов учения.

 

2. Методика «Мое учение»

Цель: выявить отношение к учению школьников среднего подросткового возраста, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений и некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности.

Экспериментальный материал: ручка, бланк заданий.

Ход работы

Инструкция: внимательно читая предложения, допишите или подчеркните то, что отражает особенности Вашего учения.

Бланк вопросов.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно;

б) не интересно;

в) не знаю.

2.Мои любимые предметы…………………………………

3. При выполнении самостоятельной работы я:

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже если допускаю при этом ошибки;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, но потом действую без колебания, уверенно;

в) обычно очень долго думаю над заданием, не решаюсь приступить к его выполнению, чувствую неуверенность.

4. При выполнении самостоятельной работы всегда очень волнуюсь, чувствую себя очень тревожно, потому что……………

5. Чувствую себя всегда спокойно, потому что ………………..

6. Трудности у меня:

а) бывают всегда;

б) иногда;

в) не бывают.

7. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задания;

в) не знаю, как его надо выполнять.

8. Я всегда очень дорожу помощью ………………………….

9. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я при выполнении заданий……………

10. Коротко о себе:

а) учусь на 4-5;

б) имею 3;

в) не успеваю по некоторым предметам;

г) увлекаюсь ………………………………………………

д) хочу стать………………………………………………..

Обработка полученных данных

Анализ ответов на первые два вопроса дает возможность выявить самооценку отношения учащегося к учению. Остальные ответы характеризуют индивидуальные особенности процесса самостоятельной деятельности. На основе их анализа можно выделить:

1. Учащихся, которые, приступая к решению задачи, действуют обычно импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания учителя на начальном этапе работы.

2. Учащихся, которые действуют взвешенно, уверенно.

3.«Тугодумов», т.е. школьников, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность, робость.

В связи с этим анализируются и сопоставляются данные, характеризующие эмоциональное состояние учащихся, испытывающих при выполнении задания типичные затруднения. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, для осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе выполнения задании оказания необходимой помощи.

Подводя итоги исследования, сделайте выводы.

1. Как ребенок оценивает свою учебную деятельность?

2. Каковы познавательные интересы школьника?

3.В чем состоят индивидуальные особенности процесса самостоятельной работы школьника?

4. Сопоставьте отмеченные ребенком трудности усвоения знаний с индивидуальными особенностями его самостоятельной работы.

5. Определите основные направления оптимального руководства учением и осуществлением дифференцированного подхода к учащемуся в процессе выполнения учебных заданий.


Практическое занятие № 9

Тема: Профессиональная направленность личности учителя.

Цель: рассмотреть различные типы профессиональной направленности личности учителя и определить свою предрасположенность к тому или иному типу.

Основные понятия: профессиональное развитие, личностное развитие, педагогическая деятельность, направленность личности, профессиональная направленность, педагогическая направленность, профессиональные деформации, кризисы профессионального развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая направленность учителя.

2. Деформированность личности учителя.

Литература:

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

6. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. //Вопросы психологии, 2000.- № 3, с. 57-62.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.