КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качества личности
Активные методы обучения (работа в малых группах). Практическое занятие № 5. Тема: Педагог профессиональной школы как субъект педагогической деятельности. Цель: рассмотреть и проанализировать психологические аспекты педагогической деятельности. Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогическая направленность, индивидуальность педагога, педагогическая компетентность, преподавание, рефлексия, профессиональное самосознание учителя, педагогические способности. Вопросы для обсуждения: 1. Педагог в мире профессиональной деятельности. Психологические требования к личности учителя. 2. Структура педагогической деятельности. 3. Личность и авторитет педагога. Литература: 1. Алехина И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя. – Брянск, 1995. 2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. – М., 2000. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Дону, 1997. 4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов - н/Д., 1997. 5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998. 7. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999. 8. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина, М., 1996. 9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. 1. Студенты делятся на несколько групп (6-7 человек). Каждой группе предлагается представить свою модель “Современного эффективного учителя”. Время подготовки 5-7 минут. 2. Дискуссия по поставленной проблеме. 3. Подведение итогов занятия. Задание СРС: 1. Конспектирование: Маркова А.К. Эффективность и неэффективность труда учителя. В кн. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993., с.75-89. 2. Краткий обзор публикаций: - Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы. //Психологическая наука и образование, 1999, № 3-4, с. 5-19. - Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека //Мир психологии, 2003, № 4, с. 267-276. Задание на самопознание и саморазвитие. 1. Осознание сильных и слабых сторон своей личности. Обучение самопринятию (по В. Г. Маралову ) [2]. Инструкция: разделите лист бумаги пополам, в левую графу впишите пять своих сильных качеств, в правую — пять слабых качеств. Сильные и слабые качества — это необязательно положительные или отрицательные. Сильные свойства личности — те, которые помогают в жизни, слабые — те, что мешают. Например, один человек свою эмоциональность может считать достоинством, сильным качеством, другой — слабым качеством.
На отдельном листе бумаги нарисуйте четыре концентрические (т. е. с общим центром) окружности. Обозначим внутреннюю окружность за первую, внешнюю — за четвертую. Разместите в них свои качества, там, где пожелаете (где «захочет» рука). Вернитесь к прежде составленному списку качеств, подчеркните самое сильное свойство, адекватное положительным эмоциональным переживаниям, и самое слабое свойство, вызывающее отрицательные эмоции. Проанализируйте, как расположились качества на листе бумаги с окружностями. Анализ свободен от строгой интерпретации, можно предложить лишь его условную схему. Чаще как сильные, так и слабые стороны собственной личности, которые внутренне принимаются, попадают в два центральных круга. Те качества, которые недооцениваются или не принимаются, располагаются в нижней части 3-го или 4-го круга. Свойства, которые переоцениваются, обычно помещаются в верхней части 3-го или 4-го круга; в правую часть этих кругов попадают качества, связанные с настоящим образом действия либо с будущим, либо с тем и другим. В 3-й или 4-й круг левой части листа попадают качества, связанные с эмоциональными переживаниями, либо с прошлыми событиями в жизни человека, либо с тем и другим вместе. Особое внимание следует обратить на слабое качество, вызывающее отрицательные переживания. В какую часть листа оно попало? Практика показывает, что именно данное свойство чаще попадает в нижнюю часть, хотя и не всегда. Решите самостоятельно, какое слабое качество вас тревожит и как вы преодолеваете его. Попробуйте найти позитив в слабом отрицательном качестве, переживаемом вами. Пример. «Нерешительность». Какой здесь позитив? Нерешительный человек — это человек осторожный, взвешивающий последствия своих действий, способный к анализу ситуации и всесторонней оценке. Поэтому нерешительность означает вовсе не растерянность, а, наоборот, серьезное отношение к предстоящему выбору. Можно ли заменить найденный позитив слабого качества другим, не вызывающим отрицательных переживаний? Легче ли эта замена внутренне переживается и принимается? Например, легче ли считать себя человеком осторожным и взвешивающим возможные последствия своих действий, чем нерешительным? Если «да, легче», то считайте себя не нерешительным, а осторожным, взвешивающим ситуацию. Если «нет, не легче», то можно продолжать поиски позитива.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |