Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения об эксперименте




Научный руководитель опытно-экспериментальной работы: Белова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления педагогическими системами Волгоградского государственного социально-педагогического университета, директор Научно-исследовательского центра гуманитарных образовательных технологий. Домашний адрес: 400036 Волгоград, Аэропорт, д.21, кв. 72.

 

Тема эксперимента: «Становление личности ребенка как субъекта собственной жизни в условиях создания гуманитарной культуры школы».

 

Объект исследования: процесс инновационной деятельности школы.

 

Предмет исследования: управление процессом создания в образовательным учреждении среды гуманитарной культуры, способствующей становлению субъектности ребенка и его целостному развитию.

 

Цель эксперимента: разработать в условиях образовательного учреждения модель создания среды гуманитарной культуры, которая способствует целостному развитию ребенка и обеспечению его базовых, родовых способностей.

 

Миссия школы состоит в увеличении гуманитарного ресурса региона, в поддержке становления в личности подлинно человеческой ипостаси.

Функции «Школы Человека 21 века»:

1) обеспечение опыта самосознания (рефлексивного сознания) личности и опыта управления своим образованием;

2) развитие внутренних структур мышления личности и ее человечности;

3) воспитание у детей, педагогов и родителей ответственности за свою жизнь и за свои отношения с миром;

4) поддержка непрерывного образования детей и взрослых;

5) распространение среди населения новых знаний о человеке, передача новых способов жизнедеятельности, пропаганда ценности гуманитарной культуры.

 

Гипотеза состоит в том, что школа будет нести миссию увеличения гуманитарного ресурса региона и будет создана образовательная среда, способствующая формированию у детей опыта субъектности, если:

· вся система образовательного учреждения будет соответствовать идее гуманитарности, которая предполагает выстраивание новых отношений между педагогами, детьми и родителями как партнерами (членами команды) в общем деле создания среды гуманитарной культуры, соответствующей образу «Школы Человека 21 века»;

· модель «Школа Человека 21 века» будет задавать параметры программы непрерывного образования личности «через всю жизнь» и контекст «ведущей» деятельности, в которую включаются разнообразные виды учебно-воспитательной деятельности («школа в Школе»);

· будет разработана система диагностических методик и диагностика гуманитарного опыта субъектов образовательного процесса будет носить не только экспертный, но и обучающий характер, а также она будет широкой, открытой и будут учитываться ее результаты при разработке программы и планов деятельности школы;

· будет организовано внутрифирменное обучение педагогов, связанное с их самопознанием, пониманием сущности человеческого развития, преодолением синдрома профессионального выгорания, формированием опыта осознанных действий, культуротворческой деятельности и управления своим личностно-профессиональным развитием;

· в учебно-воспитательном процессе будут реализовываться гуманитарные образовательные технологии, осуществляться практика открытых уроков (мастер-классов), выступающих в качестве материала гуманитарной экспертизы как формы педагогической рефлексии;

· детям будут предоставлены возможности участия в проектно-исследовательской деятельности гуманитарного характера, связанной с осознанием субъекта этой деятельности;

· дети, педагоги и родители будут вовлечены в соуправление образовательным учреждением и участвовать в принятии коллегиальных решений по поводу создания гуманитарной культуры школы.

 

Задачи:

1. Выявить возможности и условия участия педагогов, детей и родителей в инновационной работе по созданию гуманитарной образовательной среды школы.

2. Создать комплекс диагностических методик и провести мониторинг процесса целостного развития детей, уровня профессионализма педагогов и готовности родителей к соуправлению школой гуманитарной культуры («Школа Человека 21 века»).

3. Разработать и реализовать модель (проект) «Школа Человека 21 века» в контексте развития конкретного образовательного учреждения и с учетом вовлечения педагогов, детей и родителей в данный процесс.

4. Разработать гуманитарный компонент содержания программ, уроков, мероприятий и всей системы работы школы.

5. Исследовать и создать систему внутришкольного повышения квалификации педагогов, направленного на их личностное развитие, психологизацию, становление их профессионального сознания и овладения гуманитарными образовательными технологиями.

6. Раскрыть сущность проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых в условиях создания школы гуманитарной культуры («Школы Человека 21 века»).

7. Разработать и реализовать программу просвещения родителей в области психологии детско-родительских отношений и педагогических знаний.

Этапы опытно-экспериментальной работы выстраиваются в соответствии с логикой развития гуманитарных систем, инвариантными принципами внедрения инновационных идей и особенностями функционирования образовательного учреждения.

1 этап – Мотивационно-ценностный: изучение идей гуманитарности в образовании и пробуждение интереса к себе как самоуправляемой био-психо-социо-духовной системе; рефлексия существующих проблем и результатов; активизация субъектной позиции детей, педагогов и родителей в инновационной деятельности школы; разработка пакета диагностических методик; обсуждение гуманитарной системы отношений между детьми, педагогами и родителями; выработка новой системы договоренностей; создание новых структур школьной системы (Совет Проекта=СП); формирование интереса к условиям жизни в школе («проект в проекте»: «Наш класс – наш Дом»).

2 этап – Концептуально-моделирующий: изучение процедур гуманитарной экспертизы педагогического действия; моделирование уроков гуманитарного типа и их реализация в практике учебно-воспитательного процесса; выявление и обоснование гуманитарного компонента учебных программ; разработка разных форм индивидуальных образовательных маршрутов детей; создание концепций образовательной, педагогической и управленческой деятельностей в «Школе Человека 21 века»; создание концепции образовательной среды школы («проект в проекте»: «Наша школа – наш Дом»).

3 этап – Исследовательско-творческий: формирование системы исследовательских проектов с учетом запросов и возможностей детей, педагогов и родителей; проведение исследований в области самообразования, профессионального самоопределения, психологии отношений; создание творческих мастерских; проведение конкурсов по содержательному и эстетическому оформлению школы с целью формирования уникальной корпоративной культуры «Школы Человека 21 века»; инициирование новых традиций; широкое внедрение в воспитательную практику методов театрализованной деятельности.

4 этап – Социально-проектный: расширение внешних связей школы; разработка социально-образовательных проектов на основе выявления гуманитарных проблем в школе и в социуме; проведение творческих встреч; изучение и использование возможностей участия школы в социально значимых проектах гуманитарного характера; разработка авторских педагогических систем; создание системы повышения квалификации для педагогов района; разработка и внедрение элективного курса «Психология человека 21 века» для детей школы № 4 и других школ.

5 этап – Рефлексивно-обобщающий: подведение и обсуждение итогов ОЭР; диагностика сформированности гуманитарного опыта у детей; экспертиза педагогической и управленческой деятельности школы; творческие отчеты детей и педагогов; отражение опыта эксперимента в публикациях, издание учебно-методического пособия; проведение районного научно-методического семинара по итогам экспериментальной работы.

 

Методы опытно-экспериментальной работы

· Систематическое изучение и анализ философской, психологической, педагогической и др. литературы по проблеме целостности человека в образовании.

· Анализ школьной документации и продуктов деятельности.

· Моделирование.

· Анализ (самоанализ) и обобщение педагогического опыта.

· Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ уроков и внеурочной деятельности, анализ творческих работ учащихся и учителей.

· Разработка учебно-программной документации, систем учебно-воспитательных занятий в режиме диалога.

· Гуманитарная экспертиза урока и внеклассного мероприятия.

· Научно-технологическое обобщение и описание формирующего эксперимента.

 

Методологической основой гуманитарно-целостной образовательной модели, реализующейся в «Школе Человека 21 века», являются:

- гуманитарный подход (М.М. Бахтин, С.В. Белова, С.Л. Братченко, Л.И. Воробьева, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, Ю.В. Сенько, Г.Л. Тульчинский и др.), ориентирующийся на становление целостности человека и раскрытие его сущностных сил;

- личностный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), раскрывающий особенности формирования личностных функций ученика;

- антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, Б.С. Братусь, Н.И. Непомнящая, В.И. Слободчиков и др.), дающий представления о путях становления «всего» человека во всех его духовно-душевно-телесных измерениях, предстающего в качестве субъекта собственной жизни, личности во встрече с Другими, индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия;

- теории о процессах развития субъективной реальности личности (А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, Е.И. Исаев, А. Маслоу, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков и др.) и становлении личности в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, В.В. Сериков и др.);

- учение о динамических саморазвивающихся системах и эволюции человеческого сознания (Д. Бэк, Э.Н.Гусинский, К. Грейвз, Р. Докинз, Ф. Капра, К. Ковен, И. Пригожин, И. Стенгерс, К. Уилбер и др.);

- идеи позитивной психологии о слиянии личностью с деятельностью и встраивания в «поток жизни» (М. Чиксентмихайи);

- идеи человекоцентрированного и диалогово-феноменологического подхода в общении (С. Гингер, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.);

- идеи вероятностного образования и авторства личности в культуре (А.М. Лобок);

- концепция ноосферного образования (В.И. Вернадский, Н.В. Маслова, Б.А. Астафьев и др.);

- междисциплинарные знания об энергетических системах человека (А. Старовойтова, Пайлот Баба Джи, Сати Мата и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.