Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность эксперимента




Цивилизационные изменения и небывалые потрясения, сложнейшие процессы и драматические события, происходящие сегодня в мире, ставят перед человеком 21 века принципиально новые вопросы. Это вопросы, касающиеся, в первую очередь, его самого. Среди них, например, такие: «Кто я на самом деле?»; «Каковы мои желания, мечты и возможности?»; «В чем моя внутренняя сила?»; «Что собой представляет моя жизнь и насколько я могу изменить ее качество?»; «Доволен ли я своей жизнью и свободен ли я?»; «В каком из своих законных человеческих прав я себе отказал?» Судя по фактам, свидетельствующим о массовых проявлениях у людей инфантилизма, агрессивности, разных типов зависимостей, упадка сил, потери смысла жизни, психосоматических расстройств, безнравственного поведения, можно констатировать: в обществе наблюдается дефицит гуманитарного опыта – опыта «быть Человеком». Современный человек находится в критической ситуации, когда он обладает огромным количеством информации и при этом не может влиять на качество своей жизни.

Сегодня существует нужда в осознанно управляемом, ценностно ориентированном соразвитии человека, общества и природы. Образование нового тысячелетия должно обеспечить человеку опыт «пробуждения», опыт целостного мышления, диалога, самосознания, собственно-человеческого развития, понимания себя как энерго-информационной системы и умения адекватно обращаться с ней. В ситуации глобализации социальных процессов человеку важно осознание себя как части Природы, Социума, Культуры и Космоса. Необходим совершенно иной взгляд на свои возможности, на свои отношения с собой и с миром.

Человечество в своем развитии проходят определенные стадии. Вот что пишет автор книг о духовном развитии личности, руководитель Ассоциации Гималайской йоги Сати Мата: «Итак, мы вступили в новое тысячелетие. Эре Рыб, которой свойственны были загадки и ритуалы, сострадание и мудрость, интеллектуальное бессилие и жертвоприношение, пришла на смену Эра Водолея. И если в Эпоху Рыб миром правили те, кто владел информацией, то в Эпоху Водолея силы будут на стороне тех, кто владеет энергией». Речь не об энергии газа и электричества, а о внутренних резервах человека. Основные силы пришедшей эпохи связаны с:

- полным осознанием своей индивидуальности, своего места в мире и собственной миссии,

- очищением ума от чужеродных неконструктивных концепций и расширением сознания,

- благими намерениями и позитивными действиями на благо всех живых существ.

Сейчас практически в каждый дом хлынул, благодаря телевидению, Интернету, сотовой связи, огромный поток информации, с которой человеческий ум, приученный думать линейно и рационально, уже не справляется. Нужно помочь человеку «проснуться» и в полной мере осознать создавшийся цивилизационный кризис планетарного масштаба. Это, в первую очередь, кризис антропологический, духовный, гуманитарный - кризис человека, обладающего социально-функциональной, знаниево-предметной компетентностью, но при этом находящегося на низком уровне самосознания. Современная социокультурная ситуация запрашивает Человека 21 века - Лидера, обладающего «ноэтическим мышлением», способного творить собственную жизнь, соотносить индивидуально-личностные и общекультурные ценности, находиться в проактивной позиции (позиции Наблюдателя за собственной деятельностью и Менеджера своей жизни). В связи с этим очевидна необходимость в принципиально новых подходах к системе образования. Нужны сущностные изменения образовательных практик, разрабатываемых с учетом интеграции накопленного человечеством знания и последних открытий в области наук.

Россия в своем развитии невероятно отстает от остального цивилизованного мира. Самые передовые открытия появляются у нас в лучшем случае через 4-5 лет, а обычно через 10-15 лет после их старта на Западе. Зачастую российское образование и культура вынуждены транслировать уже почти устаревшие знания. Сегодня необходимо новые подходы к получению и производству современных передовых знаний для российской аудитории. И это, в первую очередь, антропологический подход, объясняющий развитие человеческой природы, работу со структурами мышления человека.

Каким мышлением пользуемся мы? Какие преимущества у других типов и как научиться мыслить современно? Что значит быть лидером и какова природа лидерства? Как инвестировать свои ресурсы разумно и иметь хорошие дивиденды в форме различных капиталов? Как научиться проектировать собственную жизнь согласно нравственным законам и потребностям своей природы? Эти вопросы и поиск ответов на них важны современному человеку, оказавшемуся в разбалансированном социуме, требующем от него «отказа» от себя. В связи с этим возрастает необходимость в том, чтобы знать человеческую природу, внутреннюю структуру, свои так называемые комплексные адаптивные системы (КАС).

В нашей жизни существует немало примеров, когда успешные в учебе дети впоследствии становились неуспешными в социальной деятельности и личной жизни. И это вопрос о личностно-управленческой, гуманитарной компетентностях. К сожалению, сегодня школа готовит человека, не умеющего в полной мере вписаться в сложный окружающий мир, руководствующегося стереотипным, нединамическим мышлением и не способном к диалогу. Как заметил М.К. Мамардашвили, наша жизнь – как социальная, так и ментальная – полна абортивными явлениями, полна столкновениями «полуродившихся существ, когда нет еще человека, личности». На фоне глобальных изменений стало заметнее: «массовый человек» сегодня – это «полуродившееся существо» с низким уровнем сознания. И сколько бы он ни увеличивал свои возможности мозга по накоплению новых порций информации, он так и останется в плену своих «получеловеческих», «нечеловеческих» возможностей, если не начнет серьезно изучать собственные внутренние структуры и учиться управлять собой как гуманитарной системой. Драма человека нашего времени может быть охарактеризована как разрушение нравственности и распада человека и как «диссоциация собственно человеческого в человеке – от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других» (В.И. Слободчиков).

В связи с этим очевидна необходимость осуществления образования, обеспечивающего человеку становление его целостности. Нужно образование нового типа - такое, которое помогает человеку получить «доступ к самому себе» как субъекту сознания, развития, познания, общения, деятельности на основе гармонизации отношений с окружающим миром. Идея гуманитарности образования «стучалась» издавна в умы лучших людей человечества. Сегодня она громко стучится в двери школ и вузов. Согласно принципу гуманитарности в образовании, важно невмешательство во внутренний мир другого человека (ученика) и одновременно влияние на его ценностно-смысловую сферу. Только тогда, когда ребенок будет учиться обучать самого себя, получая при этом необходимые инструменты работы с собственными внутренними структурами, мы можем говорить о тех результатах, которые пока еще только декларируются в образовании. Это результаты, связанные с уровнем культуры ребенка, его духовно-нравственного развития.

За последние годы в образовании произошли серьезные изменения. В практику средней и высшей школ внедряется немало новых идей и технологий. Вместе с тем, следует признать, что многие идеи остаются на уровне декларирования. Реформы сводятся к внешним показателям. Нельзя не согласиться с Е.А. Ямбургом, который говорит, что, вообще-то, в последние годы мы занимались «реформой не образования, а экономики образования и его сервисного обеспечения». Школа постепенно стала превращаться «в то место, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами». В образовании наблюдается глубокий гуманитарный (антропологический) кризис, который исследователи называют кризисом рациональности и целостности. Он является составляющей частью общепланетарного, цивилизационного кризиса, отражающего парадокс нашего времени, когда в обществе любят вещи и пользуются людьми (а должно быть наоборот: любить людей и пользоваться вещами).

Надо признать, что разрыв между начитанностью, предметной компетентностью, социальной функциональною личности и ее гуманитарной (собственно-человеческой) образованностью сегодня, в условиях небывалого развития цивилизации, все более увеличивается. И это ставит перед образованием задачи поиска новых видов содержания образования, новых методов обучения и педагогического инструментария. Необходимо преодолеть рамки «знаниевого» подхода.

Нельзя не признавать заслуг знаниевой модели образования, но сегодня она, бесспорно, исчерпала свои возможности. Знания и умения важны ведь не сами по себе, а только в той мере, в какой они способствуют процессу становления личности в культуре, его «очеловечивания». И тогда возникает вопрос не о том, как более умело (изощренно, эффективно) передать те или иные знания, а как помочь ученику запустить внутренние механизмы его саморазвития, когда он встанет в позицию ученика и «учителя» самого себя. «Человеком нельзя управлять насильно, ввиду заложенного в нем потенциала высоких энергий» (Эрнст Скотт). К сожалению, традиционная школа имеет дело чаще всего с «искаженным» результатом – «личностью, полученной насильственным путем» (И.Н. Калинаускас). Сегодня нужно обращение к рефлексивному аппарату личности. Чтобы ученик осознанно изучал тот или иной предмет, у него должна развивать рефлексивная сфера, должен быть сформирован «орган осознания», чтобы было «чем» сознательно и самостоятельно приобретать знания, познавать предмет, воспринимать информацию. Кроме того, важно, чтобы ребенок научился учиться (и это отмечено в Концепции новых образовательных стандартов) и чтобы у него сформировался устойчивый интерес к «школе жизни», которая не заканчивается после окончания учебы в образовательном учреждении.

Таким образом, развитие образовательного учреждения как «Школы Человека 21 века», обеспечивающей формирование Субъекта своего образования и всей жизнедеятельности, – это неоспоримая необходимость, веление нашего времени.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.