Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы районирования морских портов




Проектирование плана речного порта как нового, так и разви­тия существующегоследует начинать с районирования, которое является одним из наиболее важныхмоментов при составлении проекта порта. От принятого решения по районированиюво мно­гих случаях зависит общее внутреннее устройство порта, план вновьсоздаваемого или развиваемого порта, удобство и качество его эксплуатационнойработы.Для наиболее эффективного решения районирования порта в техническом проектеразрабатываются два, а иногда и несколько вариантов размещения районов порта,которые затем сопоставля­ются по их технико-экономическим и эксплуатационнымпоказате­лям; при этом учитываются размер капиталовложений, удобство подходовс воды и суши, резервы дальнейшего раз­вития каждого района, надлежащеесочетание порта с прилегаю­щим населенным и промышленным центром, удалениерайонов с пылящими и огнеопасными грузами, удобное расположение пас­сажирскихрайонов, целесообразное взаимное размещение райо­нов различных специальныхгрузов и т. д.Так как в каждом отдельном случае районирование порта по­лучает специфическийместный характер, зависящий от особенно­стей конфигурации реки в плане итопографии прибрежной поло­сы, характера ветров, расположения населенного ипромышленно­го пунктов в районе проектируемого порта, трассы железнодорож­ныхподходов к этим пунктам, выработать конкретные правила айонирования непредставляется возможным, а могут быть изложены лишь общие принципы.Грузы местного потребления, прибывающие на причалы общего пользования нагрузопассажирских судах, размещаются обыкновенно в городской зоне в возможнойблизости к потребителям, чтобы избежать транспортных пробегов внутри города иоблегчить эксплуатацию грузопассажирских судов, одновременно обслуживающихпассажирское движение на специальных пассажирских причалах. Последние, какправило, располагаются в центральном городском районе, как этопредусматривается часто самой плани­ровкой городских кварталов и городскоготранспорта, поблизости от пассажирских причалов.Специальные участки в районе пассажирских причалов должны быть отведены дляместных и пригородных линий. Особое место вблизи селитебных районов городадолжно быть отведено для при­ема судов с сельскохозяйственнымипродовольственными грузами. Грузы местного потребления, прибывающие в адреспромышленных предприятий и различных клиентов, расположенных непосредственноу воды, размещаются на причалах этих предприятий и обслуживаются ими поустановленным положениям и нормам министерств морского и речного флота. Перевалочный район обыкновенно размещается вне городской зоны, так какбереговую линию, занятую городом или промыш­ленными предприятиями,нерационально отводить для перевалоч­ных операций на железную дорогу и обратно.Основным условием рациональной компоновки порта и орга­низации его работыявляется четкое районирование по видам гру­зов. При значительном грузооборотерекомендуется создание от­дельных районов для штучных, навалочных, лесных,зерновых и - наливных грузов; выделяется пассажирский район, а также район(или участок внутри одного из грузовых районов) для комплекс­ногообслуживания транспортного флота. В некоторых случаях, при значительномпотоке однородного груза, могут создаваться специальные районы (район поперегрузке песка, угольный район, рудный район, контейнерный район и т. д.).Районы (или причалы) таких навалочных грузов, как уголь, руда, цемент ипродукты химической промышленности, должны удаляться от остальных районов нарасстояние не менее 200 м, а в случае открытой перегрузки пищевых продуктов(соль и зерно навалом) — до 300 м. При этом желательно их размещение спод­ветренной стороны. С другой стороны, при малом грузообороте возможносовмещение даже на одном причале нескольких видов грузов, например, штучныхгрузов, оборудования, лесных грузов и контейнеров, угля и руды с соблюдениемво всех случаях прин­ципа отделения пылящих грузов от остальных.Следует, по возможности, избегать совмещения на одном прича­ле грузопотоковразных направлений (с воды на берег и обратно). Также нежелательно совмещениес другими таких грузов, для ко­торых требуются специальные условия перегрузкии хранения (зерновые, свежие фрукты и овощи). Как правило, для них долж­ныпредусматриваться отдельные причалы.При районировании как речных, так и морских портов следу­ет, по возможности,так размещать причалы, чтобы при необхо­димости можно было сосредоточиватьбереговые перегрузочные машины для скоростной обработки судов. Для этогонеобходимо предусматривать на причалах района однотипную механизацию. Рыбный район должен иметь отдельное место в порту, в этом районерасполагаются не только склады, но и рыбопромышлен­ные объекты (консервныйзавод, фабрика по производству удоб­рений, жиротопня и т. п.). В некоторыхслучаях, в морских устьях рек, рыбный район создается в виде специальногорыбачьего пор­та, удаленного от селитебных районов города и имеющего иногдаспециальное судоремонтное хозяйство и гавань для отстоя рыболо­вецкого флота.При назначении места для рыбного района необ­ходимо учесть нежелательность егососедства с селитебными рай­онами города. НЕФТЯНОЙ РАЙОН МОРСКОГО ПОРТА Нефтяной район выносится на край портовой территории, в удаление отселитебных районов города. В речном порту нефтя­ной район располагают с низовойстороны по течению реки с тем, чтобы нефть при случайном попадании в воду незагрязняла при­городных водных участков, а в случае пожара — не давала быраспространения огня по воде в сторону порта.Особые требования предъявляются к расположению нефтебаз, для которых являютсяобязательными специальные технические условия, согласованные с Главнымуправлением пожарной охра­ны Министерства внутренних дел СССР. Нефтебазыдолжны раз­мещаться на специально отведенной территории и примыкать кдо­рогам общего пользования или соединяться с ними проездами для обеспечениябыстрого и бесперебойного прибытия пожарных команд.Нефтебазы, возводимые у берегов рек, должны размещаться ниже по течению реки,чем причалы, постоянные места расстанов­ки судов, судостроительные исудоремонтные заводы, мосты и гид­ротехнические сооружения — на расстоянии отних не менее 300 м.В отдельных случаях, когда невозможно расположить нефте­базы ниже по течениюреки, чем указанные объекты, допускается, в зависимости от их размеров,размещать нефтебазы выше по те­чению реки на расстояниях не менее 1000—3000м.Прокладка дорог общего пользования через территорию нефте­базы не допускается.Резервуары на территории резервуарного парка можно размещать в одиночку илигруппами, причем емкость группы наземных резервуаров не должна пре­вышать40 000 м3, а подземных резервуаров — не ограничива­ется.Нефтепричалы могут располагаться параллельно берегу или выходить в акваториюв виде пирсов. Они должны устраиваться из несгораемых материалов и такойширины, которая позволяет проложить по ним все необходимые нефтепроводы ипожарные проезды.Нефтепричалы в морских и речных портах должны разме­щаться в отдалении отсухогрузных, пассажирских и служебных причалов; при использовании причаловдля перегрузки нефтепро­дуктов с температурой вспышки паров 28°С и нижеразрыв не должен быть менее 300 м, а для прочих нефтепродуктов — не ме­нее200 м.При пирсовой схеме нефтепричалов расстояние между смеж­ными пирсами должнобыть не менее 200 м — при операциях с нефтепродуктами, имеющими температурувспышки паров 28°С и ниже, и 150 м — при операциях с прочими нефтепродуктами,но в обоих случаях — не менее длины судна.Помимо перечисленных районов, целесообразно предусмот­реть в портусудоремонтные предприятия (заводы, мастерские), а также и судостроительныеверфи, расположение которых в преде­лах порта необязательно, но возможно.При распределении в пределах портового узла грузовых райо­нов необходимоучитывать существующее размещение береговых участков клиентуры, под которойпонимаются промышленные, торгово-хозяйственные учреждения, как-то: заводы,фабрики, за­готовительные базы зерна, леса, нефтяные базы. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МОРСКОГО ПОРТА В составе порта различают следующие территориальные зоны: оперативнаятерритория грузовых причалов, тыловая территория грузовых причалов,режимная территория общепортовых объектов, территория пассажирских причалови нережимная терри­тория. Оперативная территория грузовых причалов включает элемен­ты,непосредственно участвующие в перегрузочном процессе: при­чалы, перегрузочноеоборудование, склады, оперативные (прикордонные и тыловые железнодорожные)пути. Тыловая территория грузовых районов непосредственно примы­кает коперативной. Она включает железнодорожные районные парки, отдаленнорасположенные базисные склады и различные вспомогательные объекты,обслуживающие причалы района (ма­териальные склады, мастерские, столовые,административные зда­ния). Режимная территория общепортовых объектов служит для размещенияцентральной мастерской порта, служебных зданий, гаража, пожарного депо иобъектов комплексного обслуживания судов. Здесь же размещаются стоянки дляиндивидуального тран­спорта работников порта. Нережимная территория располагается вне ограждения. На ней размещаютсякак здания порта, так и здания организаций, обслу­живающих судоходство. Территория пассажирских причалов находится вне зоны дейст­вияконтрольно-пропускного режима. Она включает территорию причалов, пассажирскийвокзал или павильоны и привокзальную площадь.Из всех указанных выше территориальных зон порта только оперативнаятерритория определяется по расчету в соответствии с принятой технологическойсхемой. Необходимые для нормально­го функционирования порта площади остальныхзон обычно при­нимают в зависимости от величины площади оперативнойтерри­тории, а именно: тыловая территория — 50%; режимная террито­рияобщепортовых объектов — 30—40% и нережимная террито­рия — 20—30%.Недостаточное развитие этих «вспомогательных» территорий снижает пропускнуюспособность портов. Производ­ственные и служебно-вспомогательные зданиядолжны разме­щаться таким образом, чтобы они наилучшим образом выполняли своифункции. Так, диспетчерская порта должна быть расположе­на в месте,обеспечивающем обзор основных районов; ремонтно-механическая мастерская —вблизи районов с наибольшим коли­чеством транспортного оборудования; пожарноедепо — у прича­лов с наиболее пожароопасными грузами; пункты питания недолжны быть удалены от основного производственного участка более чем на 300м, а спортивные площадки и места для отдыха должны размещаться вблизи пунктовпитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.