КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы районирования морских портов
Проектирование плана речного порта как нового, так и развития существующегоследует начинать с районирования, которое является одним из наиболее важныхмоментов при составлении проекта порта. От принятого решения по районированиюво многих случаях зависит общее внутреннее устройство порта, план вновьсоздаваемого или развиваемого порта, удобство и качество его эксплуатационнойработы.Для наиболее эффективного решения районирования порта в техническом проектеразрабатываются два, а иногда и несколько вариантов размещения районов порта,которые затем сопоставляются по их технико-экономическим и эксплуатационнымпоказателям; при этом учитываются размер капиталовложений, удобство подходовс воды и суши, резервы дальнейшего развития каждого района, надлежащеесочетание порта с прилегающим населенным и промышленным центром, удалениерайонов с пылящими и огнеопасными грузами, удобное расположение пассажирскихрайонов, целесообразное взаимное размещение районов различных специальныхгрузов и т. д.Так как в каждом отдельном случае районирование порта получает специфическийместный характер, зависящий от особенностей конфигурации реки в плане итопографии прибрежной полосы, характера ветров, расположения населенного ипромышленного пунктов в районе проектируемого порта, трассы железнодорожныхподходов к этим пунктам, выработать конкретные правила айонирования непредставляется возможным, а могут быть изложены лишь общие принципы.Грузы местного потребления, прибывающие на причалы общего пользования нагрузопассажирских судах, размещаются обыкновенно в городской зоне в возможнойблизости к потребителям, чтобы избежать транспортных пробегов внутри города иоблегчить эксплуатацию грузопассажирских судов, одновременно обслуживающихпассажирское движение на специальных пассажирских причалах. Последние, какправило, располагаются в центральном городском районе, как этопредусматривается часто самой планировкой городских кварталов и городскоготранспорта, поблизости от пассажирских причалов.Специальные участки в районе пассажирских причалов должны быть отведены дляместных и пригородных линий. Особое место вблизи селитебных районов городадолжно быть отведено для приема судов с сельскохозяйственнымипродовольственными грузами. Грузы местного потребления, прибывающие в адреспромышленных предприятий и различных клиентов, расположенных непосредственноу воды, размещаются на причалах этих предприятий и обслуживаются ими поустановленным положениям и нормам министерств морского и речного флота. Перевалочный район обыкновенно размещается вне городской зоны, так какбереговую линию, занятую городом или промышленными предприятиями,нерационально отводить для перевалочных операций на железную дорогу и обратно.Основным условием рациональной компоновки порта и организации его работыявляется четкое районирование по видам грузов. При значительном грузооборотерекомендуется создание отдельных районов для штучных, навалочных, лесных,зерновых и - наливных грузов; выделяется пассажирский район, а также район(или участок внутри одного из грузовых районов) для комплексногообслуживания транспортного флота. В некоторых случаях, при значительномпотоке однородного груза, могут создаваться специальные районы (район поперегрузке песка, угольный район, рудный район, контейнерный район и т. д.).Районы (или причалы) таких навалочных грузов, как уголь, руда, цемент ипродукты химической промышленности, должны удаляться от остальных районов нарасстояние не менее 200 м, а в случае открытой перегрузки пищевых продуктов(соль и зерно навалом) — до 300 м. При этом желательно их размещение сподветренной стороны. С другой стороны, при малом грузообороте возможносовмещение даже на одном причале нескольких видов грузов, например, штучныхгрузов, оборудования, лесных грузов и контейнеров, угля и руды с соблюдениемво всех случаях принципа отделения пылящих грузов от остальных.Следует, по возможности, избегать совмещения на одном причале грузопотоковразных направлений (с воды на берег и обратно). Также нежелательно совмещениес другими таких грузов, для которых требуются специальные условия перегрузкии хранения (зерновые, свежие фрукты и овощи). Как правило, для них должныпредусматриваться отдельные причалы.При районировании как речных, так и морских портов следует, по возможности,так размещать причалы, чтобы при необходимости можно было сосредоточиватьбереговые перегрузочные машины для скоростной обработки судов. Для этогонеобходимо предусматривать на причалах района однотипную механизацию. Рыбный район должен иметь отдельное место в порту, в этом районерасполагаются не только склады, но и рыбопромышленные объекты (консервныйзавод, фабрика по производству удобрений, жиротопня и т. п.). В некоторыхслучаях, в морских устьях рек, рыбный район создается в виде специальногорыбачьего порта, удаленного от селитебных районов города и имеющего иногдаспециальное судоремонтное хозяйство и гавань для отстоя рыболовецкого флота.При назначении места для рыбного района необходимо учесть нежелательность егососедства с селитебными районами города. НЕФТЯНОЙ РАЙОН МОРСКОГО ПОРТА Нефтяной район выносится на край портовой территории, в удаление отселитебных районов города. В речном порту нефтяной район располагают с низовойстороны по течению реки с тем, чтобы нефть при случайном попадании в воду незагрязняла пригородных водных участков, а в случае пожара — не давала быраспространения огня по воде в сторону порта.Особые требования предъявляются к расположению нефтебаз, для которых являютсяобязательными специальные технические условия, согласованные с Главнымуправлением пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР. Нефтебазыдолжны размещаться на специально отведенной территории и примыкать кдорогам общего пользования или соединяться с ними проездами для обеспечениябыстрого и бесперебойного прибытия пожарных команд.Нефтебазы, возводимые у берегов рек, должны размещаться ниже по течению реки,чем причалы, постоянные места расстановки судов, судостроительные исудоремонтные заводы, мосты и гидротехнические сооружения — на расстоянии отних не менее 300 м.В отдельных случаях, когда невозможно расположить нефтебазы ниже по течениюреки, чем указанные объекты, допускается, в зависимости от их размеров,размещать нефтебазы выше по течению реки на расстояниях не менее 1000—3000м.Прокладка дорог общего пользования через территорию нефтебазы не допускается.Резервуары на территории резервуарного парка можно размещать в одиночку илигруппами, причем емкость группы наземных резервуаров не должна превышать40 000 м3, а подземных резервуаров — не ограничивается.Нефтепричалы могут располагаться параллельно берегу или выходить в акваториюв виде пирсов. Они должны устраиваться из несгораемых материалов и такойширины, которая позволяет проложить по ним все необходимые нефтепроводы ипожарные проезды.Нефтепричалы в морских и речных портах должны размещаться в отдалении отсухогрузных, пассажирских и служебных причалов; при использовании причаловдля перегрузки нефтепродуктов с температурой вспышки паров 28°С и нижеразрыв не должен быть менее 300 м, а для прочих нефтепродуктов — не менее200 м.При пирсовой схеме нефтепричалов расстояние между смежными пирсами должнобыть не менее 200 м — при операциях с нефтепродуктами, имеющими температурувспышки паров 28°С и ниже, и 150 м — при операциях с прочими нефтепродуктами,но в обоих случаях — не менее длины судна.Помимо перечисленных районов, целесообразно предусмотреть в портусудоремонтные предприятия (заводы, мастерские), а также и судостроительныеверфи, расположение которых в пределах порта необязательно, но возможно.При распределении в пределах портового узла грузовых районов необходимоучитывать существующее размещение береговых участков клиентуры, под которойпонимаются промышленные, торгово-хозяйственные учреждения, как-то: заводы,фабрики, заготовительные базы зерна, леса, нефтяные базы. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МОРСКОГО ПОРТА В составе порта различают следующие территориальные зоны: оперативнаятерритория грузовых причалов, тыловая территория грузовых причалов,режимная территория общепортовых объектов, территория пассажирских причалови нережимная территория. Оперативная территория грузовых причалов включает элементы,непосредственно участвующие в перегрузочном процессе: причалы, перегрузочноеоборудование, склады, оперативные (прикордонные и тыловые железнодорожные)пути. Тыловая территория грузовых районов непосредственно примыкает коперативной. Она включает железнодорожные районные парки, отдаленнорасположенные базисные склады и различные вспомогательные объекты,обслуживающие причалы района (материальные склады, мастерские, столовые,административные здания). Режимная территория общепортовых объектов служит для размещенияцентральной мастерской порта, служебных зданий, гаража, пожарного депо иобъектов комплексного обслуживания судов. Здесь же размещаются стоянки дляиндивидуального транспорта работников порта. Нережимная территория располагается вне ограждения. На ней размещаютсякак здания порта, так и здания организаций, обслуживающих судоходство. Территория пассажирских причалов находится вне зоны действияконтрольно-пропускного режима. Она включает территорию причалов, пассажирскийвокзал или павильоны и привокзальную площадь.Из всех указанных выше территориальных зон порта только оперативнаятерритория определяется по расчету в соответствии с принятой технологическойсхемой. Необходимые для нормального функционирования порта площади остальныхзон обычно принимают в зависимости от величины площади оперативнойтерритории, а именно: тыловая территория — 50%; режимная территорияобщепортовых объектов — 30—40% и нережимная территория — 20—30%.Недостаточное развитие этих «вспомогательных» территорий снижает пропускнуюспособность портов. Производственные и служебно-вспомогательные зданиядолжны размещаться таким образом, чтобы они наилучшим образом выполняли своифункции. Так, диспетчерская порта должна быть расположена в месте,обеспечивающем обзор основных районов; ремонтно-механическая мастерская —вблизи районов с наибольшим количеством транспортного оборудования; пожарноедепо — у причалов с наиболее пожароопасными грузами; пункты питания недолжны быть удалены от основного производственного участка более чем на 300м, а спортивные площадки и места для отдыха должны размещаться вблизи пунктовпитания.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |