Рассматривая планы портов, можно установить три основные формы образованияпричального фронта: открытую (иногда ее называют фронтальной), в видебассейнов, и форму гребенчатых причалов, называемых пирсами. Выбор той илииной формы зависит в первую очередь от естественных условий, площадитерритории, а также от условий подхода железнодорожных путей. Открытый причальный фронт является наиболее распространенной формой,особенно в речных портах. Более того, если рассматривать только отечественныеречные порты, то можно заметить, что открытый причальный фронт характерен дляподавляющего числа портов. Плановое начертание открытого причального фронта восновном соответствует форме уреза берега. Поэтому обычно для устройства портане требуется большого количества земляных работ. Территория порта имеет видполосы шириной 100—300 м, вытянутой вдоль берега иногда на несколькокилометров.Прямолинейное расположение причалов характерно для всех небольших портов. Оноприменяется в русловых портах, если имеются прямолинейные участки берегадостаточной длины. При числе причалов более пяти-шести становитсязатруднительной бесперебойная независимая перемена вагонов на отдаленных (походу железнодорожной линии) причалах. Чтобы избежать этого недостатка, иногдаприменяют ступенчатое расположение отдельных групп причалов. Благодаряэтому упрощается смежное размещение разнородных причалов при их компоновке иразделяются железнодорожные подъезды к различным причалам. Как показано нарисунке, нередко тыловые пути одной группы причалов переходят во вторую какприкордонные. Недостаток ступенчатого расположения причалов — необходимостьдополнительных затрат для устройства торцовых участков причальной линии.Ломаное начертание причалов приходится применять на криволинейном участкерусла, когда спрямление линии кордона обычно связано с чрезмерно большимобъемом земляных работ. При небольших углах поворота перевод прикордонныхпутей с одной группы причалов на другую не вызывает больших затруднений,хотя для этого обычно надо делать небольшую прямолинейную вставку впереходной зоне. При больших углах поворота уже приходится прибегать кдовольно сложной системе железнодорожных путей, а иногда на отдельные группыпричалов вообще не удается провести железную дорогу.Общий недостаток всех видов открытого причального фронта — чрезмернаярастянутость всех коммуникаций. При сосредоточении всех районов порта в однулинию затрудняется его районирование. К положительным качествам следуетотнести свободу маневрирования судов при подходе их к причалам и обычномалую заносимость акватории.В водохранилищных и морских портах в тех случаях, когда акваторию приходитсязащищать от волнения, открытый причальный фронт, занимающий значительнуюдлину береговой черты, оказывается неприемлемым и приходится переходить кбассейновой или пирсовой форме. Бассейновая форма причального фронта применяется в виде отдельныхбассейнов, в которых сосредоточены все грузовые причалы — при сравнительномалом грузообороте, или в виде группы бассейнов со специализацией(районированием) отдельных бассейнов для определенного вида груза — призначительном грузообороте. Первоначально бассейновая форма развивалась пристроительстве устьевых портов, расположенных на побережьях ливных морей, когдаотдельные бассейны или целые их группы отделяли от моря шлюзами и в нихудерживали высокие приливные уровни. Это значительно уменьшало объемыдноуглубительных работ и высоту причальных сооружений, что удешевлялостроительство причалов по сравнению с открытым причальным фронтом. Таково,например, устройство основных причалов Лондонского порта. Преимуществабассейновой формы — компактность всего порта и удобство связей с городом ипромышленностью — послужили причиной широкого их распространения пристроительстве крупных внерусловых портов в Западной Европе (Роттердам,Гамбург, Франкфурт-на-Майне и многие другие). Площадь открытых (не шлюзованных)бассейнов колеблется в значительных пределах от нескольких до 100 и даже 200га. Особенно часто бассейны применяются для устройства изолированных нефтяныхгаваней со специальными боновыми плавучими затворами на случай пожара.Если по топографическим и геологическим условиям создание бассейнов невызывает чрезмерные затраты, то бассейновой форме причального фронта должноотдаваться предпочтение перед открытым причальным фронтом. ПИРСОВАЯ ФОРМА ПРИЧАЛЬНОГО ФРОНТАПирсовая форма характерна для морских и водохранилищных портов прикрутом падении берега и сравнительно узкой береговой полосе для территориипорта. Пирсы образуются в виде искусственных сооружений, вынесенных в акваториюпорта. Различают широкие и узкие пирсы.На широких пирсах размещаются перегрузочные машины, склады, железнодорожныеоперативные (прикордонные и тыловые) пути, а также автомобильные дороги. Прииспользовании пирсов с обеих сторон их ширина доходит до 200—300 м и по своемуоборудованию они не отличаются от хорошо оборудованных причалов открытогопричального фронта. В целях удобства подвода железнодорожных путей на пирсы,особенно при желании использовать примыкающий участок берега для устройствапричалов, пирсы располагают под углом к береговойлинии. При размещении рядом нескольких пирсов получается система причальногофронта, аналогичная групповому расположению бассейнов. Разницазаключается лишь в способе строительства — бассейны роют в целине берега, адля пирсов территорию отвоевывают у воды.При строительстве Нью-йорского порта в прошлом веке причальная линияобразовывалась в виде узких пирсов, перпендикулярных линии берега,расположенных в продолжении поперечных улиц городских кварталов. Длинапирсов позволяла швартовку одного, максимум двух судов. На пирсах по всейширине размещался склад. Железнодорожные подъезды, как правило, отсутствовали.Такая система пирсов, получившая название «американской» (в отличие от«европейских» широких пирсов), ввиду ограниченности объема складов, а ещебольше из-за отсутствия механизации на причалах дальнейшего развития неполучила. Узкие пирсы вполне целесообразны при устройстве причалов для грузов, хранениекоторых сосредоточено в обособленных хранилищах (зерно, нефть). Для зерновыхпричалов ширина пирса определяется только необходимостью размещения конвейернойэстакады и устройством пожарного проезда. Габариты нефтяного пирсаопределяются условиями размещения трубопроводов. При этом, учитываявозможность сосредоточения перегрузочных шлангов в средней части судна, длинапирса делается укороченной, а для швартовки судна в его продолженииустраиваются палы, соединенные с пирсами переходным мостиком.Основным преимуществом пирсовой формы расположения причалов является еекомпактность, что имеет решающее значение для устройства портов на защищаемыхакваториях в морских и водохранилищных условиях. К недостаткам пирсов следуетотнести трудности в использовании торцовых участков. Иногда эти участкииспользуются как причалы для пассажирских судов, но обычно служат местомшвартовки вспомогательного флота или же остаются свободными. Ограниченностьширины не позволяет при необходимости развивать склады — приходится ихпереносить на берег, что приводит к значительным пробегам внутрипортовоготранспорта. Тем не менее, из-за указанного выше преимущества пирсовой системыона является основной в практике морского портостроения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление