Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности управления качеством на предприятии




 

Оценка процесса по управлению качеством в ЗАО «Мордовский бекон» позволяет сделать вывод о том, что четкой и полной системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля соответствия / несоответствия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что является большим плюсом для сельскохозяйственного предприятия с полным производственным циклом от поля до прилавка. Данный контроль качества включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии:

- регистрация данных контроля процесса;

- повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Однако мировой опыт уже давно впереди того механизма, что действует на «Мордовском беконе». В 1960 г. в странах запада закончился этап качества соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, так как только это сейчас ведет к успешной конкуренции.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на «Мордовском беконе». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Подводя черту в критическом анализе действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.

 

3. Разработка рекомендаций по улучшению качества выпускаемой продукции в ЗАО «Мордовский бекон»

На всех этапах развития экономики России проблема управления качеством пищевых продуктов занимала важное место как фактор, обеспечивающий повышение качества жизни и конкурентоспособности выпускаемых продуктов. За прошедшие годы появилось большое количество работ, посвященных данной проблеме. Однако эти работы ограничиваются рассмотрением управления качеством лишь отдельных видов пищевых продуктов и в полной мере проблемы формирования теории управления качеством пищевых продуктов по всей цепочке от производства сырья и до реализации готовой продукции не решают. В этой связи задачей является построение информационной системы качества (ИСК) и разработка методологии проектирования функции качества по всей цепочке создания пищевых продуктов на основе Системы прослеживаемости и применения современных достижений прикладной математики, позволяющих генерировать стратегические решения и проектировать функцию качества.

В основу решения данной задачи в качестве ядра стратегии было положено использование процессного подхода на основе проектирования уникального контакта с потребителем. При этом предприятия рассматриваются в тесной взаимосвязи, что позволяет не разрывать взаимодействие с потребителем на фрагменты в границах функциональных областей одного предприятия, а использовать контактные обратные связи, устанавливающиеся между потребителем (производителем готовых пищевых продуктов) и поставщиками сырья для постоянного совершенствования качества продуктов.

 

На рисунке 3.1 представлена схема прослеживаемости безопасности и качества пищевых продуктов.

 
 

 


Рисунок 3.1 – Схема прослеживаемости безопасности пищевых продуктов

Внедрение Системы прослеживаемости позволит сделать этот путь «прозрачным» и предотвратит попадание на рынок опасных для здоровья людей пищевых продуктов.

Создание глубоко интегрированных цепей поставки продовольствия, в том числе продуктов высокой ценности, все более востребованных потребителями всех уровней дохода, является важной составляющей общих изменений в маркетинге продукции АПК и рассматривается в контексте концепции бережливого производства. Одним из основных положений бережливого производства является необходимость прозрачного бизнеса и информационных потоков.

Обмен информацией должен осуществляться на всех этапах продуктовой цепочки, причем на каждом следующем этапе нужна информация для идентификации и контроля опасностей, влияющих на безопасность готового продукта. Обмен информацией между потребителями и поставщиками в отношении идентифицированных опасностей и мероприятий по управлению ими позволяет пояснить требования потребителей и поставщиков (например, оценить их выполнимость, а также определить воздействие идентифицированных опасностей и мероприятия по управлению производством конечной продукции).

Данный подход к проблеме управления качеством дает возможность развить теорию управления качеством пищевых продуктов, поскольку в нем процесс формирования качества рассматривается полностью, начиная от производства сырья и заканчивая реализацией готовой продукции потребителю, и базируется на создании информационных технологий в непрерывном единстве с применением аналитического инструментария и современных достижениях прикладной математики. Кроме того, он основан на принципах целесообразности и преемственности.

Таким образом, вопросы управления качеством требуют совершенствования и развития, особенно в части поэтапного его формирования:

1) основы прикладной теории обеспечения продовольственной безопасности России;

2) управление качеством и безопасностью пищевых продуктов,

3) управление качеством и безопасностью сырья;

4) управление качеством производственных процессов;

5) управление качеством услуг;

6) разработка новых, совершенствование качества существующих продуктов.

Необходимость рассмотрения указанных разделов обусловлена особенностью производства пищевых продуктов. Выделенные центры (фокусы) формирования потребительских требований к качеству сырья, производственных процессов и услуг позволили разработать методологию на каждом этапе следования продукта, начиная от его разработки и заканчивая реализацией потребителю. При этом подразумевается, что, если готовая продукция выпускается с учетом требований потребителя, то она будет конкурентоспособной.

Последовательность и взаимосвязь предложенных разделов теории управления качеством основывается на системном подходе и рассмотрена как системная задача иерархического типа. Для ее решения создана система качества, объединяющая производителей сельскохозяйственного сырья, переработчиков, производителей пищевой продукции и услуг общественного питания (рис. 3.2), что позволит проследить качество продуктов, выпускаемых внутри системы качества и гарантирует его при реализации их потребителю.

Рисунок 3.2 – Многоуровневая, иерархическая система управления качеством продуктов

Представленная на рис. 3.2 многоуровневая система является принципиально новым образованием, по сравнению с отдельными составляющими ее элементами или их суммой.

В то же время на каждом иерархическом уровне вводится свое понятие системы, соответствующее уровню рассмотрения. Это обусловливает предопределенность системной природы элементов и невозможность познания их вне системы, без учета взаимосвязей и взаимозависимостей. Структура системы, существующие в ней цепочки прямой и обратной связи, предопределяют поведение системы и возможные проблемы в процессе функционирования. Принцип системной динамики в данной работе проявляется в образовании причинных цепей предпосылок в получении некачественной продукции, которые вызваны взаимообусловленными факторами, в том числе и внутрисистемными и рассматриваются последовательно «от поля до прилавка».

В качестве базовой теории при формировании процедуры оценки многоуровневой системы были выбраны теория систем, методология классификации, основанная на декомпозиции, и причинно-следственный подход при управлении качеством пищевых продуктов.

Итак, для успешного развития и заполнения соответствующих ниш рынка ЗАО «Мордовский бекон» Республики Мордовия необходимо, по нашему мнению, активно развиваться в направлении улучшения системы контроля качества продукции.

Качество сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность биологических и потребительских свойств продукта, обладающего способностью удовлетворять индивидуальные запросы потребителя. Мировой опыт убеждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции, качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.

К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; принципы преобладания товара на рынке; принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; принцип экономической выгоды.

Основными рыночными факторами, способствующими повышению конкурентоспособности отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являются: создание инфраструктуры рынка; сокращение количества посредников в системе реализации продукции и переход преимущественно на кооперативные формы организации торгово-закупочной деятельности; увеличение вложений в сферу переработки продукции в целях расширения ее ассортимента и качества, позволяющих удовлетворять спрос потребителей ЗАО «Мордовский бекон» должно четко определить стратегию своего конкурентного поведения на соответствующем товарном рынке. Для этого предприятие должно найти свое конкурентное преимущество, что создаст для него определенное превосходство по сравнению с предприятиями-конкурентами. Важнейшие мероприятия по совершенствованию качества продукции в «Мордовском беконе» должны включатся в планы оргтехмероприятий предприятия (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Мероприятия по улучшению качества производимой продукции на 2013 – 2014 гг.

 
Наименование мероприятий Срок выполнения Ответственные за выполнение  
Проверка средств измерения В течение года Начальник производства, главный механик  
Закрепление оборудования за обслуж. персона лом и соблюдение графика смазки оборудования Постоянно Главный механик  
Провести семинары с техниками- технологами, агрономами, животноводами Один раз в год (июль) Инженер качеству  
Провести технологическую учебу с рабочими Август Инженер по качеству  
Принимать сырье и отправлять продукцию только с качественными удостоверениями и с сертификатами соответствия Постоянно Начальник отдела сбыта, зав. складом, диспетчера  
Усилить контроль за качеством поступающего сырья, в т.ч.   Инженер по качеству  
Усилить контроль за качеством дополн. сырья поступающего на предприятие Каждая партия Начальник отдела снабжения  
Усилить контроль технологического процесса обработки зерновых, дойки, и пр. Постоянно Техник-технолог  
Разработка инструкций по обслуживанию оборудования По мере необходимости Главный механик  
Усилить контроль при транспортировке продукции Постоянно Экспедитор  
Контроль вышеизложенных мероприятий   Директор предприятия  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.