Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. e-mail: popuri@mail.ru; www.popuri.ru;




Г. Минск, тел. (8-10-375-17) 237-29-76,

e-mail: popuri@mail.ru; www.popuri.ru;

г. Москва, Издательский дом «Белкнига»,

тел. (495)675-21-88, 600-58-41; e-mail: popuri-m@mail.ru;

г. Новосибирск, «Топ-Книга», тел. (383) 336-10-28;

книга - почтой: 630117, а/я 560;

Интернет-магазин: www.top-kniga.ru:

e-mail: office@top-kniga.ru

Научно-популярное издание

МОЛЛОЙ Андреа

ЛАЙФ-КОУЧИНГ. МЕНЯЮ ЖИЗНЬ!

Перевод с английского — Е. А. Бакушева

Оформление обложки — М. В. Драко

Подписано в печать с готовых диапозитивов 03.11.09.

Формат 84х 108/32. Бумага газетная. Печать высокая с ФПФ.

Усл. печ. л. 14,28. Уч.-изд. л. 10,43.

Тираж 3500 экз. Заказ 2203.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.010108.09.08 от 22.09.2008 г.

ООО «Попурри». Лицензия № 02330/0548529 от 03.02.09. Республика Беларусь, 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корп. 2, к. 403.

При участии ООО «Харвест». Лицензия N° 02330/0494377 от 16.03.09.

Республика Беларусь, 220013, г. Минск,

ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.

ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа».

ЛП №02330/0150496 от 11.03.2009.

Республика Беларусь, 220600, г. Минск, ул. Красная, 23.



 

В духовно-нравственном становлении современной молодежи, согласно исследованиям А.Л. Журавлева и его сотрудников, многое зависит от уровня социального самоопределения индивидов [44; 46].

Эта проблема в настоящее время приобретает особую значимость в связи с качественным отличием современного ребенка от детей 60–70 годов прошлого века, что установлено Д.И. Фельдштейном [139].

Авторы считают целесообразным в качестве специального направления психолого-педагогических исследований осуществить поиск новых резервов личностного становления и определения воспитательных влияний различных социальных институтов на формирование ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных человека ориентаций. Одновременно необходимо выявлять условия нивелирования квазипотребностей и квазиинтересов детей, подростков и юношей. Особую тревогу вызывает образ будущего. Если еще 20–30 лет назад наши дети представляли, кем они будут, кем станут, когда вырастут, и у них формировалась установка на будущее, то у современных их сверстников будущее размыто и связано с возможностями благополучной и зажиточной жизни. Причем интересы молодых людей и ожидание будущего расходятся.

Таким образом, перед исследователями открывается многомерное пространство новых задач, требующих глубокого теоретического осмысления и значительного расширения экспериментальных работ[139]. Однако широкое проникновение тренингов в теорию и практику психологических исследований оттесняет на задний план экспериментальный подход в понимании Б.Ф. Ломова, полагавшего необходимым единство теории, эксперимента и практики [76].

В этой связи в данной работе обсуждаются научно-теоретические, технологические и организационно-педагогические основы почти полувекового крупномасштабного (до 250–300 человек одновременно) формирующего эксперимента курских психологов по подготовке молодежных лидеров и оказанию психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. В книге не только подводятся итоги, но и выявляются возможности для решения современных молодежных проблем. Подробно излагается параметрическая концепция групп и лидерства как основания для построения эксперимента (глава 1). Причем эксперимент понимается не как самоцель, а как средство проверки концепции, согласно которой формирование личности вообще и лидера в первую очередь наиболее успешно осуществляется в рамках группы с высокой социально-психологической зрелостью как субъекта социально значимой, духовно обогащенной совместной деятельности, общения и отношений.

Первоначальный вариант параметрической концепции групп и лидерства дополнен новыми положениями, полученными в рамках развития идей Л.И.Уманского в 1980–2000-е годы. Так, введена новая характеристика группы – надежность группы (С.В. Сарычев) [120]; выявлены социально-психо­логи­ческие механизмы межгруппового взаимодействия (Ю.А. Лунев) [80]; определены особенности лидерства в регионах чернобыльского следа и современных молодежных группах (И.Н. Логвинов, Ю.Л. Лобков, Д.В. Беспалов) [74;73; 11]. В связи с этим обогащены содержательные и организационные стороны эксперимента.

 

«Комсорг» – содружество юных

Ориентация на данную концепцию группы и лидерства дала возможность осуществить проектирование крупномасштабного формирующего эксперимента по подготовке молодежных лидеров и личностной поддержке подростков и юношей (глава 2). В ходе проектирования на основе разработанных социотехник создавались высокодуховные развивающие социальные среды (социальные оазисы); вводилось социальное обучение как наиболее эффективная форма психологической помощи молодежи; проводились акции по стимулированию молодежи для включения в развивающие социальные среды и акции по реадаптации лидеров после обучения в школе лидеров к традиционным условиям их жизнедеятельности в школах, семье и т.д.

Внедрение эксперимента в практику на региональном уровне осуществлено в форме организации областной школы молодежных лидеров «Комсорг», созданной в 1961 г. и фунционирующей до настоящего времени, несмотря на реальные угрозы закрытия в 1990-х годах (глава 3).

Школа лидеров имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими образовательными учреждениями области, особенно по структуре коллектива, содержанию деятельности, традициям, ритуалам и т.д. В данной школе высок удельный вес научного сектора, реализован приоритет социального обучения над предметным; ярко выражены эмоциональный, художественный, спортивный компоненты. Ребенок здесь не только учится искусству управлять людьми, но и хорошо отдыхает.

Гордимся школой лидеров

Эффективность работы школы лидеров многопланова как в количественном отношении (за 45 лет подготовлено более 30 тысяч организаторов), так и в качественном отношении (влияние на социальное и профессиональное самоопределение, социальный статус и в целом на судьбу воспитанника) (глава 4). Достижения школы лидеров востребованы властными структурами региона и получили высокую оценку в общественном сознании; школа лидеров стала ведущей ценностью в сознании подростков и юношей. Устойчивость идеологически направленной школы лидеров в условиях смены общественной формации можно объяснить рядом причин социального характера (значимостью проблем молодежного движения) и продуктивностью научной концепции и качеством формирующего эксперимента, что позволяет обсуждать вопрос не только о причинах устойчивости школы лидеров, но и о перспективах ее развития и востребованности в будущем (глава 5).

Особую роль в становлении, функционировании, устойчивости и дальнейшем развитии «Комсорга» играл, играет и, скорее всего, будет играть творческий коллектив психологов – исследователей, шефов-инструкторов (молодых педагогов), руководителей и самих воспитанников. Созданный в 1960-е годы профессором Л.И. Уманским коллектив единомышленников, «отдающих сердце детям», сохранил себя таким и до настоящего дня. Копилка традиций, ритуалов и символики «Комсорга» носит ярко выраженный духовный и эмоциональный характер – некоторые ее элементы мы находим в практике современных молодежных организаций («Наши», «Соколы Жириновского», нацболов и др.), в телепередачах и т.д.

Более основательно и с более высокой социальной значимостью основные положения формирующего эксперимента – особенно эффективность развивающих социальных сред (социальных оазисов), – использованы в работе с «Детьми Чернобыля» в условиях санаторного лечения кандидатом психологических наук, директором санатория В.И. Скурятиным и доктором медицинских наук, профессором И.Ф. Мягковым и их коллегами в санатории имени Ф.Э. Дзержинского в Воронежской области (см. главу 6).

Востребованность опыта Курской школы молодежных лидеров в современных условиях побудила авторов написать эту книгу, чтобы более полно передать накопленный опыт тем, кто работает по молодежной проблематике.

Книга адресована психологам, педагогам, социологам, студентам психологических факультетов и тем, кого волнуют проблемы воспитания растущих людей. Авторы с благодарностью примут замечания, предложения и другие отзывы на книгу.


ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, МАЛАЯ ГРУППА И ЛИДЕРСТВО КАК ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ ГРУППЫ И ИНДИВИДА

 

Одаренность как психологическая проблема начала интенсивно разрабатываться в нашей стране творческим коллективом в составе: Ю.Д. Бабаевой, А.В. Брушлинского, В.Н. Дружинина, И.И. Ильясова, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.И. Панова, В.Д. Ушакова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич – в 1990-е годы на средства Федеральной целевой программы «Одаренные дети» [113]. В рабочей концепции одаренности использовался системный подход к феномену, как системному качеству, согласно которому одаренность понималась не только как высокий уровень развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка, а качество, характеризующее психику ребенка в целом. Подчеркивалось, что именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей. Такой подход определяет приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

Среди видов одаренности авторы выделяют социальную – организационную, лидерскую и аттрактивную одаренность. Значение «рабочей концепции одаренности» не ограничивается лишь сферой решения задач обучения одаренных детей, в концепции указаны пути развития, пути повышения творческого потенциала детей.

Исторически в отечественной психологии проблема изучения социально одаренных детей тесно связывалась с их положением в детском сообществе в качестве влиятельных лиц – вожаков, организаторов, лидеров. В качестве методологической основы исследований авторы использовали феномены «личность», «совместную деятельность» и «коллектив», однако социально-психологические механизмы их взаимосвязи раскрывались недостаточно. Положение изменилось в 1960-80-е годы в связи с реализацией идей системного подхода, предложенного Б.Ф. Ломовым [77]. Системный анализ целостности группового и индивидуального субъектов деятельности, общения и отношений во многом обеспечил определение условий реализации их творческого потенциала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.