КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование мотивации школьников региона на включение в школу лидеров
Исследование проблем ценностей и мироощущения молодежи, проведенные И.В. Дубровиной, Н.А. Журавлевой, С.В. Кривцовой [38; 44; 65], и наши данные показывают, что определенная часть молодежи отвергает саму перспективу жить полноценной жизнью в социально обогащенной среде; проявляется консервативная привязанность к привычному образу и месту жизни, удовлетворенность сложившимся, хотя и несовершенным, образом жизни. Определенная часть молодежи вполне счастлива «здесь и сейчас» даже в современных социально-экономических проблемных ситуациях. В значительной мере такое мироощущение складывается у подростков и юношей с отставанием в личностном развитии, особенно в сфере смыслообразующих качеств: ценностях, целях, содержании и стиле жизни. Если же представители такой категории молодых людей случайно попадали в реальные развивающие среды («социальные оазисы»), то они испытывали психологический дискомфорт и трудности с адаптацией к новой среде, и в первое время проявляли желание вернуться в обычные условия, их пугало то, что «здесь слишком все честно, правильно и умно» [156]. Таким образом, обозначается проблема мотивации на готовность и способность молодежи жить в социальном оазисе. В этой связи достаточно эффективными оказались следующие психолого-педагогические приемы формирования образа «социального оазиса». В этой связи наиболее эффективными являются такие способы пропаганды (рекламы) социальных оазисов, как выступление психологов Центра в средствах массовой информации региона, особенно по телевидению; демонстрация видеосюжетов о социальных оазисах по телевидению не только с экранов телерадиокомпаний, но и в учебных аудиториях. В ходе рекламы психологи обращались к зрителям с просьбой написать небольшой текст (0,5 стр.) о своем отношении к сюжету. Затем с помощью контент-анализа полученных текстов решались следующие задачи: · выявление образа «социального оазиса», его структуры и функций в сознании молодежи (см. табл. 2); · изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их создателей (в данном случае изучались смыслообразующие личностные качества испытуемых). Сбор информации производился при помощи заранее разработанных таблиц (см. табл. 3): Таблица 2 Образ «Комсорга» в сознании старшеклассников
Для примера приведем один из конкретных случаев данного приема. Фильм об одном из центров – «Комсорге» – в конце мая 2005 года демонстрировался в средней школе №5 г. Курска[1]. В результате показа видеофильма о «Комсорге» учащимся восьмых-девятых классов школы № 5 были получены данные, позволяющие судить об отношении респондентов к жизнедеятельности школы молодёжных лидеров, отражённом в мини-сочинениях на тему «Что бы изменилось в моём классе, если бы я побывал (а) в лагере «Комсорг»?» (см. табл.3). Таблица 3 Основные конструкты, возникшие в сознании респондентов
Анализ данных показывает, что наиболее сильное воздействие фильм производит на конструкт «личностный рост» (52%), воплощённый в желании проявлять активность в личном самосовершенствовании, работе над своими недостатками, комплексами, развитии у себя лидерских качеств, поиска возможности к самореализации в рамках учебной и внеучебной деятельности. На втором месте находится конструкт «позитивные изменения в жизни класса» (46%). Это свидетельствует о полном согласии респондентов с тем, что если бы кто-то из классной группы побывал в данном Центре (один или несколько человек), то это дало бы мощный толчок классной активности как внутри группы, так и в школьной жизни в целом. Причём удивление вызывает тот факт, что многие из подростков, принявших участие в исследовании, совершенно чётко осознают и видят пути к улучшению жизнедеятельности своей группы, но в реальной практике ничего не предпринимают (во всяком случае, до просмотра фильма). Третье место можно отнести к показателям «познание» (33%) и «изменения в мотивационной сфере» (30%). Очевидно, что насыщенная жизнь в Центре подготовке молодёжных лидеров резко отличается от обычной ежедневной школьной жизни классов. Как это ни парадоксально, налицо факт не совсем высокой оценки подростками необходимого образовательного процесса (осуществляемый в рамках рекомендованных учебных программ образовательного стандарта). Возможно, это связано с особенностями осуществления педагогической деятельности и педагогического общения (посредственность педтехнологий и низкая заинтересованность в создании благоприятной психологической атмосферы в классах), а также личностными качествами самих педагогов (снижение мотивации, синдром «педагогического выгорания» и т.п.). Между тем показатель «изменения в мотивационной сфере» свидетельствует о том, что у учащихся-подростков, мысленно оказавшихся в «Комсорге», появились весьма конструктивные и реальные для воплощения в жизнь предложения как по изменению отношений в своей учебной группе, так и по внесению в «серую» жизнь класса и школы новых оригинальных идей и предложений. Всё это свидетельствует о внутренней готовности и невостребованном потенциале респондентов, участвовавших в исследовании. Продолжая далее анализировать полученные результаты, отметим, что вполне естественно появление такого конструкта, как «контрастность в жизни Центра и группы в школе» (15%). Несмотря на то что сюжет фильма раскрывает содержание только одного рабочего дня жизни Центра «Комсорг», учащиеся заметили большую разницу в том, как общаются между собой воспитанники, шефы, и в том, какие мероприятия реализуются в лагере. Тем не менее несколько неожиданным можно считать относительно низкий процент данного конструкта (возможно, из-за того, что это само собой разумеющийся факт). Следующий показатель «высокая оценка Центра» (11 %) говорит о том, что респонденты в своих высказываниях отметили и сам Центр подготовки молодёжных лидеров как уникальный, необходимый для молодёжи, отвечающий всем необходимым для того, чтобы молодёжь чувствовала себя комфортно, и проводила время в активном отдыхе и учёбе. А небольшой процент по данному конструкту также можно расценить как факт, не требующий постоянного подтверждения (подростки увидели конкретные позитивные моменты в фильме, не затрудняя себя общими положительными эпитетами). Тем не менее нельзя не отметить неверие в то, что возможны позитивные изменения в классной группе после просмотра фильма. Появление такого конструкта, как «никаких изменений в лучшую сторону в классе не произойдёт» (6%), возможно из-за того, что среди респондентов есть подростки, социометрический статус которых невысок и, соответственно, закономерно неверие в позитивные изменения в классе из-за неуверенности в собственных силах. Кроме того, для некоторых подростков сильная контрастность реальной жизни и в фильме вызвала скорее пессимизм, нежели оптимизм из-за традиционности проводимых мероприятий и самостоятельности в их подготовке, приводящий к появлению синдрома «эффект выученной беспомощности» (есть вектор и перспектива работы над этим). Но процент по данному конструкту невелик, что вселяет уверенность и позитив в дальнейшей работе с респондентами, принявшими участие в исследовании. В целом, отметим позитивное влияние на сознание подростков просмотра фильма о Центре подготовки молодёжных лидеров «Комсорг», способствующее появлению веры в свои собственные силы и стремления изменить жизнь к лучшему в своей реальной классной группе. · Но наиболее сильным средством представления жизни в «социальных оазисах» оказались рейды воспитанников по окружающим населенным пунктам (в основном – селам и хуторам), в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким, прежде всего – ветеранам войны; одновременно устраивались праздники русских обычаев; проводились демонстрации русской старинной одежды, театрализованные представления, конкурсы песен, танцев и т.д. Хорошо организованные, эстетически выразительные акции оставляли неизгладимые впечатления у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, как к пришельцам из иного, «прекрасного мира». Эффективно внедрение различных форм организации коллективных творческих дел, взятых из арсенала «социальных оазисов», в учебно-воспитательный процесс школ, профессиональных училищ, техникумов и даже вузов. · Продолжение деятельности «социальных оазисов», но в иных формах и в других местах. Стало традицией проведение встреч воспитанников осенью (в дни «золотой осени»), весной и зимой в дни каникул. Как правило, встречи проводятся на базе Курского госуниверситета с приглашением большого числа гостей. Встречи носят радостный, эмоциональный характер и имеют насыщенную творческую программу (концерты, конкурсы, обмен опытом, неформальное общение и т.д.). · Переписка подростков и юношей с психологами и педагогами университета, работавшими в «социальных оазисах», поднимает авторитет ребят среди сверстников, чему способствуют специальные выезды психологов и педагогов в школы для проведения консультаций, бесед со школьниками.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |