Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование мотивации школьников региона на включение в школу лидеров




Исследование проблем ценностей и мироощущения молодежи, проведенные И.В. Дубровиной, Н.А. Журавлевой, С.В. Кривцовой [38; 44; 65], и наши данные показывают, что определенная часть молодежи отвергает саму перспективу жить полноценной жизнью в социально обогащенной среде; проявляется консервативная привязанность к привычному образу и месту жизни, удовлетворенность сложившимся, хотя и несовершенным, образом жизни. Определенная часть молодежи вполне счастлива «здесь и сейчас» даже в современных социально-экономических проблемных ситуациях. В значительной мере такое мироощущение складывается у подростков и юношей с отставанием в личностном развитии, особенно в сфере смыслообразующих качеств: ценностях, целях, содержании и стиле жизни. Если же представители такой категории молодых людей случайно попадали в реальные развивающие среды («социальные оазисы»), то они испытывали психологический дискомфорт и трудности с адаптацией к новой среде, и в первое время проявляли желание вернуться в обычные условия, их пугало то, что «здесь слишком все честно, правильно и умно» [156]. Таким образом, обозначается проблема мотивации на готовность и способность молодежи жить в социальном оазисе. В этой связи достаточно эффективными оказались следующие психолого-педагогические приемы формирования образа «социального оазиса».

В этой связи наиболее эффективными являются такие способы пропаганды (рекламы) социальных оазисов, как выступление психологов Центра в средствах массовой информации региона, особенно по телевидению; демонстрация видеосюжетов о социальных оазисах по телевидению не только с экранов телерадиокомпаний, но и в учебных аудиториях. В ходе рекламы психологи обращались к зрителям с просьбой написать небольшой текст (0,5 стр.) о своем отношении к сюжету.

Затем с помощью контент-анализа полученных текстов решались следующие задачи:

· выявление образа «социального оазиса», его структуры и функций в сознании молодежи (см. табл. 2);

· изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их создателей (в данном случае изучались смыслообразующие личностные качества испытуемых).

Сбор информации производился при помощи заранее разработанных таблиц (см. табл. 3):

Таблица 2

Образ «Комсорга» в сознании старшеклассников

Критериальные параметры Референты лингвистических единиц и номер респондента
Социальное обучение Научиться общаться (1); помощь в снятии проблем, определении своего места в мире (31)  
Психологическая (эмоциональная поддержка) Создана благоприятная психологическая обстановка, дружный коллектив (21); Взаимодействие происходило в форме игры, под музыку, в сочетании приятного отдыха с работой (16)
Феномен доверия (моральные истоки) Теплая товарищеская атмосфера (25); отношения между психологами и детьми теплые и мягкие (72)
Создание условий для самоактуализации Способствует индивидуальному развитию (35); с помощью радости и счастья достигают уверенности в себе (6)
Цели Подготовка лидеров (23); хотят воспитать честных, открытых детей (22)
Действия (веер деятельностей) Игра – это и подготовка, дающая радость, любовь и интерес (17, 18, 21); не сидят без дела – осваивают компьютер (23, 31, 34)
Престижная молодежная организация Дети восторженно рассказывают о лагере, о положительных изменениях, происходящих с ними (69); в лагере воспитываются настоящие люди, будущее нашей Родины (63)
Одна из ведущих ценностей подростков и юношей Я очень долго не могла понять, почему люди с таким восторгом отзываются о нем и всегда хотят приехать в этот лагерь (3); «Комсорг» позволил стереть грани между «уважаемыми» и «неуважаемыми» подростками (76)
Положительное общественное мнение сверстников, прошедших школу «социального оазиса» В лагере царит атмосфера психологической раскрепощенности (69,70); не много найдется мест со столь здоровым психологическим климатом (75)
Романтический идеал социального оазиса в «сознании молодежи» Дарящий сказку месяц (4); «Комсорг» – это рай, «лагуна счастья», где расцветают человеческие души (5)
Тиражирование Такие лагеря являются хорошим инструментом обучения (6); таких лагерей должно быть больше (7, 8, 11, 16)
Отсроченный эффект Работа психологов имеет грандиозное значение для дальнейшего развития ребенка (79); после этого центра дети выходят психологически подготовленными к жизни на улице и дома (64)

Для примера приведем один из конкретных случаев данного приема. Фильм об одном из центров – «Комсорге» – в конце мая 2005 года демонстрировался в средней школе №5 г. Курска[1].

В результате показа видеофильма о «Комсорге» учащимся восьмых-девятых классов школы № 5 были получены данные, позволяющие судить об отношении респондентов к жизнедеятельности школы молодёжных лидеров, отражённом в мини-сочинениях на тему «Что бы изменилось в моём классе, если бы я побывал (а) в лагере «Комсорг»?» (см. табл.3).

Таблица 3

Основные конструкты, возникшие в сознании респондентов
после просмотра фильма о «Комсорге»

Основные конструкты Краткое содержание конструкта % присутствия
Произошли бы позитивные изменения в жизни класса «в моём классе изменилось всё к лучшему», «это укрепило бы отношения в классе», «хотела побывать там со своим классом», «мы помогали бы друг другу, давали советы», «перестали бы друг друга унижать», «все были бы равны», «изменил бы неблагополучную обстановку нашего класса», «готовились ко всем мероприятиям класса ответственно, дружно», «фильм для возрождения коллектива», «улучшилась бы дисциплина», «класс бы стал «классом»«, «класс стал бы примером для других»  
Познание «интересные, поучительные, развлекательные игры», «узнать много нового», «взял из лагеря много познавательного», «я бы смогла выбрать свою будущую профессию», «в лагере учат быть главным в коллективе», «научиться правилам выживания и танцам», «много психологов, с которыми занимаются комсорговцы дополнительно»  
Личностный рост «позволяет развивать свои лучшие качества», «стала более весёлой, общительной, увлечённой», «я поняла, кем хочу стать в будущем», «я стала бы совсем другой», «учил бы других тому, что сам узнал в лагере», «со мной будут больше общаться», «попытался бы исправить отношения в моём классе», «научился бы снисходительности к людям», «постаралась бы сделать атмосферу в классе более теплее», «научился бы себя контролировать», «у меня появилось бы больше положительных качеств, чем отрицательных», «стал бы более ответственным и дисциплинированным», «развила бы свои организаторские способности», «улучшилось бы самочувствие от положительных эмоций», «я стала бы послушней и намного интересней, чем есть сейчас»  
Высокая оценка Центра «интересный, развлекательный Центр», «царит дружба, веселье, понимание», «очень хороший лагерь», «чтобы узнать этот лагерь, лучше всего там побывать»  
Контрастность жизни в Центре и группы в школе «в классе нет такого взаимопонимания», «все должны увидеть, какие взаимоотношения должны быть между людьми», «класс не очень дружелюбный», «в нашем классе ничего бы не изменилось, т.к. у нас все друг против друга», «не хотела бы возвращаться домой»  
Никаких изменений в лучшую сторону в классе не произойдёт   «многие не захотели бы подстраиваться под меня», «наш класс неисправим»  
Изменения в мотивационной сфере «я бы сделала из нашего класса единое целое», «разработала бы программу изменения класса», «сначала нашла бы единомышленников к классе, потом бы узнали цели, интересы, увлечения других – и только тогда изменили бы класс в лучшую сторону», «сделал бы класс коллективом», «сделал бы так, чтобы мои одноклассники чувствовали себя равными», «начал бы принимать активное участие в самодеятельности, чтобы, смотря на меня, ребята участвовали тоже», «открыл бы в одноклассниках те положительные черты, которые затруднялись открыть сами в себе», «смогла бы сплотить коллектив, подружить всех, организовать много интересных дел»  

Анализ данных показывает, что наиболее сильное воздействие фильм производит на конструкт «личностный рост» (52%), воплощённый в желании проявлять активность в личном самосовершенствовании, работе над своими недостатками, комплексами, развитии у себя лидерских качеств, поиска возможности к самореализации в рамках учебной и внеучебной деятельности.

На втором месте находится конструкт «позитивные изменения в жизни класса» (46%). Это свидетельствует о полном согласии респондентов с тем, что если бы кто-то из классной группы побывал в данном Центре (один или несколько человек), то это дало бы мощный толчок классной активности как внутри группы, так и в школьной жизни в целом. Причём удивление вызывает тот факт, что многие из подростков, принявших участие в исследовании, совершенно чётко осознают и видят пути к улучшению жизнедеятельности своей группы, но в реальной практике ничего не предпринимают (во всяком случае, до просмотра фильма).

Третье место можно отнести к показателям «познание» (33%) и «изменения в мотивационной сфере» (30%). Очевидно, что насыщенная жизнь в Центре подготовке молодёжных лидеров резко отличается от обычной ежедневной школьной жизни классов. Как это ни парадоксально, налицо факт не совсем высокой оценки подростками необходимого образовательного процесса (осуществляемый в рамках рекомендованных учебных программ образовательного стандарта). Возможно, это связано с особенностями осуществления педагогической деятельности и педагогического общения (посредственность педтехнологий и низкая заинтересованность в создании благоприятной психологической атмосферы в классах), а также личностными качествами самих педагогов (снижение мотивации, синдром «педагогического выгорания» и т.п.). Между тем показатель «изменения в мотивационной сфере» свидетельствует о том, что у учащихся-подростков, мысленно оказавшихся в «Комсорге», появились весьма конструктивные и реальные для воплощения в жизнь предложения как по изменению отношений в своей учебной группе, так и по внесению в «серую» жизнь класса и школы новых оригинальных идей и предложений. Всё это свидетельствует о внутренней готовности и невостребованном потенциале респондентов, участвовавших в исследовании.

Продолжая далее анализировать полученные результаты, отметим, что вполне естественно появление такого конструкта, как «контрастность в жизни Центра и группы в школе» (15%). Несмотря на то что сюжет фильма раскрывает содержание только одного рабочего дня жизни Центра «Комсорг», учащиеся заметили большую разницу в том, как общаются между собой воспитанники, шефы, и в том, какие мероприятия реализуются в лагере. Тем не менее несколько неожиданным можно считать относительно низкий процент данного конструкта (возможно, из-за того, что это само собой разумеющийся факт).

Следующий показатель «высокая оценка Центра» (11 %) говорит о том, что респонденты в своих высказываниях отметили и сам Центр подготовки молодёжных лидеров как уникальный, необходимый для молодёжи, отвечающий всем необходимым для того, чтобы молодёжь чувствовала себя комфортно, и проводила время в активном отдыхе и учёбе. А небольшой процент по данному конструкту также можно расценить как факт, не требующий постоянного подтверждения (подростки увидели конкретные позитивные моменты в фильме, не затрудняя себя общими положительными эпитетами).

Тем не менее нельзя не отметить неверие в то, что возможны позитивные изменения в классной группе после просмотра фильма. Появление такого конструкта, как «никаких изменений в лучшую сторону в классе не произойдёт» (6%), возможно из-за того, что среди респондентов есть подростки, социометрический статус которых невысок и, соответственно, закономерно неверие в позитивные изменения в классе из-за неуверенности в собственных силах. Кроме того, для некоторых подростков сильная контрастность реальной жизни и в фильме вызвала скорее пессимизм, нежели оптимизм из-за традиционности проводимых мероприятий и самостоятельности в их подготовке, приводящий к появлению синдрома «эффект выученной беспомощности» (есть вектор и перспектива работы над этим). Но процент по данному конструкту невелик, что вселяет уверенность и позитив в дальнейшей работе с респондентами, принявшими участие в исследовании.

В целом, отметим позитивное влияние на сознание подростков просмотра фильма о Центре подготовки молодёжных лидеров «Комсорг», способствующее появлению веры в свои собственные силы и стремления изменить жизнь к лучшему в своей реальной классной группе.

· Но наиболее сильным средством представления жизни в «социальных оазисах» оказались рейды воспитанников по окружающим населенным пунктам (в основном – селам и хуторам), в ходе которых оказывалась помощь престарелым и одиноким, прежде всего – ветеранам войны; одновременно устраивались праздники русских обычаев; проводились демонстрации русской старинной одежды, театрализованные представления, конкурсы песен, танцев и т.д. Хорошо организованные, эстетически выразительные акции оставляли неизгладимые впечатления у населения, а у местных подростков и юношей вызывали чувство хорошей зависти к своим сверстникам, как к пришельцам из иного, «прекрасного мира». Эффективно внедрение различных форм организации коллективных творческих дел, взятых из арсенала «социальных оазисов», в учебно-воспитательный процесс школ, профессиональных училищ, техникумов и даже вузов.

· Продолжение деятельности «социальных оазисов», но в иных формах и в других местах. Стало традицией проведение встреч воспитанников осенью (в дни «золотой осени»), весной и зимой в дни каникул. Как правило, встречи проводятся на базе Курского госуниверситета с приглашением большого числа гостей. Встречи носят радостный, эмоциональный характер и имеют насыщенную творческую программу (концерты, конкурсы, обмен опытом, неформальное общение и т.д.).

· Переписка подростков и юношей с психологами и педагогами университета, работавшими в «социальных оазисах», поднимает авторитет ребят среди сверстников, чему способствуют специальные выезды психологов и педагогов в школы для проведения консультаций, бесед со школьниками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.