КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь с выпускниками школы лидеров
Переход из социально обогащенной социальной среды в обычные условия повседневной жизнедеятельности в школе, семье, на улице и т. д. у большинства обследованных подростков и юношей вызывает достаточно глубокие личностные переживания. Модальность этих переживаний будет определяться тем, насколько успешно подросток реализует себя как «обновленную» личность в дальнейшей жизни [17]. По сути это проблема реадаптации. Желание включиться в жизнь на уровне субъекта социальных изменений (а именно так подростки реализовали себя в центре) сталкивается с нежеланием окружающих людей меняться и относительной нормативно-организационной консервативностью социальной среды. Это противодействие требует от личности значительных эмоциональных затрат (даже в ситуации успешной самореализации). Кроме того, подросток вынужден самостоятельно искать наиболее эффективные направления и способы «новой жизни в старых условиях». Возникали кризисные ситуации в налаживании ранее сложившихся взаимоотношений и взаимодействия, сопровождавшиеся драматическими эпизодами фрустрированности (снижение социального самочувствия, тоска по друзьям из центра, подавленность и пр.). Таким образом, возникает проблема актуализации «отсроченных» эффектов обучения в новых условиях. В этой связи нами разработан социально-психологический механизм поддержки бывших воспитанников школы молодежных лидеров. Наиболее действенными можно считать различные формы продолжения сотрудничества с «Комсоргом», которые стали традиционными, например, ежегодные встречи воспитанников и их воспитателей (психологов, педагогов) в Курском госуниверситете. На такие встречи в последнее воскресенье октября собирается до 70% участников сборов. Как правило, для их проведения арендуется один из лучших залов города. Встречи проходят с соблюдением ряда традиций и ритуалов: приветствие воспитанников шефами-инструкторами центра, проводы и др. Сценарий такой встречи включает перекличку участников летних, зимних и весенних сборов в центре по годам, сменам и отрядам (начиная со времени основания центра). Затем следует представление шефов-инструкторов центра, включающее различного рода сценки, номера, скетчи, любимые концертные номера. Воспитанники также выступают с любимыми песнями, стихами, номерами художественной самодеятельности. Шефы-инструкторы и воспитанники выступают также с воспоминаниями и пожеланиями (в отношении содержания предстоящих сборов в центре). Завершающая часть встречи включает просмотр кино– и видеофильмов о деятельности центра и общение воспитанников с одним из шефов-инструкторов. Работа с конкретными школьниками осуществляется также через сотрудничество с конкретными школами. Как правило, в таких школах – опорных пунктах центра – работают один или несколько шефов-инструкторов. Важными направлениями работы являются перенесение на почву школы конкретных дел центра, коррекционная и формирующая работа с конкретными подростками. Особое внимание при этом уделяется работе с лидерским ядром первичных молодежных групп, выявляемым при помощи социально-психологических методов. Опора на этих школьников в процессе осуществления учебно-воспитательной работы школы позволяет оптимизировать основные параметры деятельности школы и повысить результативность этих процессов. Лидерский актив, выделенный таким образом, выезжает на все сборы, проводимые в центре подготовки молодежных лидеров Курской области, и занимается по специально разработанной программе обучения. То есть реализуется оригинальная методика формирования молодежных групп: · переписка, телефонные разговоры с товарищами и более всего – с психологами; · периодические посещения психологами школ, где обучаются воспитанники, с целью консультирования педагогов, родителей и учащихся и пропаганды идей центра. В этом случае психолог привлекает бывших воспитанников как помощников; · использование средств массовой информации для пропаганды психологических центров как мест отдыха и развития молодежи; · актуализация в сознании воспитанников образа центра отдыха и развития и чувства принадлежности к нему, что благоприятно влияет на социальное самочувствие личности. Оказалось, что осознание подростками и юношами чувства принадлежности к центру молодежных лидеров как престижному образовательному учреждению региона служит надежной «точкой опоры» группы и личности в условиях реадаптации к обычной социальной среде. Но оптимальным вариантом реадаптации представляется связь представителей разных поколений школы молодежных лидеров (ведь «Комсорг» существует 45 лет), особенно если старшие «сотоварищи» занимают высокий статус в образовании, например, являются директорами, завучами или авторитетными педагогами. «Дух «Комсорга» входит в менталитет образовательного учреждения и является катализатором сохранения личностных новообразований. Иногда происходит даже развитие полученного эффекта, например, создание в рамках школы собственного Центра, аналогичного областному Центру. Так случилось в школе № 29 г. Курска. Инициатором создания школьного Центра стал вместе с бывшими воспитанниками «Комсорга» директор школы В.В. Проскурин, бывший «комсорговец», ныне заместитель председателя правительства Курской области.
ГЛАВА 3. КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖНЫХ 3.1. История «Комсорга» В общественном сознании молодежи Курской области есть святыня, ценность, соприкоснуться с которой мечтают вот уже более 40 лет многие подростки и юноши. Речь идет о первом в нашей стране Психологическом центре подготовки молодежных лидеров и психологической помощи ребенку в его творческом развитии – «Комсорге». Становление и бурное развитие «Комсорга» проходило на лоне чудесной русской природы на берегу Псла, в стенах старинного Белогорского монастыря (село Горналь). Напоминающий гору холм у края монастыря с красивым названием «Фагор», с которого открывался величественный вид на необозримую пойму Псла до украинского селения Мирополье, был излюбленным местом торжественных праздников комсорговцев. Сколько юношеских мечтаний и счастливых минут пережили наши дети на Фагоре! С Фагором и Горналью связаны романтические клятвы молодежи, эти слова вошли в гимн комсоргов, написанный психологом, поэтом и музыкантом А.Н. Лутошкиным (см. прил. 5). Так, более 40 лет назад впервые в СССР в Курской области известным ученым-психологом Л.И. Уманским и его учениками был создан «Комсорг», который воспитал более 30 тысяч способных руководителей для различных сфер народного хозяйства. «Комсорг» стал центром личностного развития молодежи, «островком детского счастья», «восьмым чудом света», по меткому выражению комсорговцев всех поколений.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |