Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагоги-инструкторы (шефы)




Непосредственную многоплановую по содержанию и формам учебно-воспитательную работу с подростками и юношами Центра ведут молодые люди – студенты вузов (в основном Курского госуниверситета), учителя, преподаватели вузов, которых по традиции называют шефами-инструкторами или просто «шефами».

Наряду с ярко выраженной индивидуальностью сформировался и общий облик шефа: склонность к творческой работе с детьми в необычных условиях (часто в период собственного отпуска), лидерские качества, университетский характер образованности, сочетающей солидную эрудицию с одаренностью в привлекательной для молодежи сфере – музыкальной, спортивной, художественной, литературной (многие шефы, как правило, хорошо поют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют стихи, имеют спортивные разряды и т.д.).

Шефы бескорыстно преданы идеалам «Комсорга» и отстаивают его интересы на словах и на деле, но особенно они одарены благородной любовью к детям. Традиционно господствует дух коллективизма и дружбы в среде шефов, что не всегда случается в педагогических коллективах. Можно считать, что шефы, с одной стороны, молодые учителя, но, с другой стороны, они существенно отличаются от традиционного «образа учителя» и больше приближаются к «образу старшеклассника», что очень нравится детям и составляет один из секретов высокого авторитета шефов в глазах детей.

 

Когда шефы маршируют

Такой необычный тип педагога формируется в условиях самодостаточной и самоорганизующейся системы подготовки кадров педагогов для «Комсорга», действующей в течение 45 лет. Суть ее – во включении будущих шефов во всё усложняющиеся роли индивидов в жизнедеятельности Центра и вуза: сначала старшеклассник два-три раза бывает в Центре в роли воспитанника, проявляет свои значительные возможности, затем, как правило, поступает в вуз (в Центре ведется активная агитация представителями вузов), успешно учится в вузе, – и затем возвращается в «Комсорг» сначала стажером, а потом уже шефом (иногда – сразу шефом, вопрос решается индивидуально) на несколько лет.

Некоторые шефы после окончания вуза и распределения на работу продолжают во время отпусков «служить» в «Комсорге», другие, поступив в аспирантуру, проводят научные исследования на базе Центра, а после защиты кандидатских (и докторских) диссертаций неизменно возвращаются в ставший родной для них «Комсорг».

Творческая, многоплановая и очень напряженная работа шефа – он руководит коллективом почти близких по возрасту старшеклассников и отвечает не только за организацию интересной многоплановой деятельности детей, но и за их жизни – закаляет характер шефа, формирует профессионала для успешной работы в более сложных социальных условиях. И не случайно многие молодые люди, получившие жизненную закалку в «Комсорге», становятся крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства.

В этой связи показательна встреча в 2001 году, посвященная 40-летию «Комсорга». Это был прекрасный праздник, на который собрались удивительные люди. Их отличало особое выражение лица - светлое и радостное, открытое навстречу каждому входящему. Приехали из Москвы, С.-Петербурга, Белгорода, Орла, из районов и городов области. Приехали, чтобы встретиться со своей юностью, с «Комсоргом», где гордятся каждым его выпускником – шефом-инструктором и комсорговцем, а также психологами.

Лица шефов «Комсорга» в 2005 году

Обсуждали вопрос: «Что дал «Комсорг»? Заместитель руководителя департамента образования Курска Птицына Светлана Георгиевна, шеф-инструктор 1966-67 годов: «Умения, навыки, организаторские способности, особое состояние на протяжении всей жизни».

Юркин Виктор Васильевич, шеф-инструктор 1986-1988 годов: «Радость! Молодость! Друзей!»

Иванов Н.Н., комсорг 1967 г., комиссар лагеря 1982 г., депутат Государственной думы РФ:

«Это молодежная организация научила опыту созидания и управления сложнейшими общественными процессами, была незаменимой школой патриотизма и интернационализма, и хотя ему еще только 40, он пережил сложные времена и возродился вновь».

Проскурин В.В., шеф-инструктор «Комсорга» 1969 - 1970 гг., заместитель председателя правительства Курской области по социальным вопросам:

Впервые мои пути с «Комсоргом» пересеклись как раз 40 лет назад в с. Верхний Любаж Фатежского района на базе интерната, я - ученик 4-го класса смотрел на счастливчиков, находящихся на смене и мечтал побывать в «Комсорге». В то время мечта не осуществилась. Уже будучи студентом историко-педагогического факультета КГПУ (1968-1973 г.г.) вновь повстречался с ОШМЛ «Комсорг».

В течение всех этих 40 лет жизненный путь пересекается с людьми, с которыми я познакомился в «Комсорге»: дети из отрядов, шефы-инструкторы, которые работали и работают там...

«Комсорг» поддерживает, подсказывает, а не навязывает, и в этом его ценность. В «Комсорге» любой ребенок может проявить себя с лучшей стороны, хотя в другом месте даже бы и не подумал об этом.

Хочу пожелать, чтобы «Комсорг» отметил и 50, и 100, и 150, не терял традиций, сохранял память об учителях-основоположниках и предыдущих поколениях. Частых и интересных вам встреч, сохраняйте оптимизм, уверенность в себе и других…»

Быстро летит время, меняется поколение шефов с присущими каждому поколению особым личностным колоритом, особым стилем работы, их помнят и любят бывшие воспитанники… Юноши и девушки, прошедшие школу «Комсорга», с благодарностью вспоминают шефов-инструкторов – педагогов по зову сердца, воспитателей и учителей от Бога.

До сих пор действуют законы доброго отношения к людям, доброго отношения к природе, песне, закон территории, закон «ноль-ноль».

Но и в корпусе успешных шефов выделяются свои герои – легендарные личности, которые навсегда стали знаковыми фигурами «Комсорга».

Украшением «Комсорга» в течение 25 лет был духовой оркестр «Лира» дома пионеров Советского района Курской области, бессменным руководителем которого являлся удивительный педагог Ситников Валерий Павлович, «мудрый Палыч». Воспитанник детдом, Валерий Павлович самоучкой овладел целым рядом специальностей – от токаря, слесаря, плотника, каменщика, дрессировщика – до талантливого музыканта (играл на многих инструментах), клоуна, педагога и т.д. и т.п. Природное дарование упорным трудом было доведено до совершенства – и органично проявилось в «золотых руках», светлой голове и чудесной русской душе, отданной людям. Из трудных, потерявших ориентир в жизни подростков он формировал полноценных граждан, за что и получил народное звание «Курский А.С.Макаренко».

Равнение на флаг!

Благодаря кандидату психологических наук Е.А. Шанину в «Комсорг» пришли творческие фестивали «Большой вальс», «Лейся, песня», пронзительные вечера памяти, яркие ритуалы, вечера поэзии, ярко выраженный гуманизм, приоритет прекрасного во всех сферах жизни – и в будни, и в праздники. Е.А.Шанин ребенком пережил трагедию войны: фашисты за связь с партизанами забрали семью в концлагерь, расстреляли его мать и брата. Потом – детдом, ремесленное училище, работа пекарем, потом – вуз, работа вожатым, участие в драмкружках, литературное творчество, аспирантура, 20 лет – декан историко-педагогического факультета, член Союза писателей России – и, конечно, – «Комсорг», в котором Е.А. Шанин на должности шефа и начальника штаба «служил» более 15 лет.

… Музыкальное насыщение жизни «Комсорга», введение высокого духовного искусства, высокой нравственности, порядка и организованности обеспечивал талантливый композитор, поэт-песенник, кандидат психологических наук А.Н. Лутошкин, долгое время работавший начальником штаба «Комсорга», автор гимна Центра – «Комсорги», который и по сей день исполняется комсорговцами всех поколений в дни торжеств…

К счастью, список талантливых шефов, психологов можно продолжить как из далекого прошлого, так и из настоящего (Ю.Л. Лобков, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г.Елизаров, А.А.Кириченко, С.П. Маркова, Н.В. Нащекина, Т.И.Исаева, П.А.Никулин и др.).

Несомненно появление ярких личностей в шефском корпусе и в будущем.

3.2.3. Воспитанники («комсорги»)

В Центре обучаются и активно отдыхают подростки и юноши городских и сельских школ Курской области, а в отдельные годы и из других регионов – Ульяновской, Белгородской, Орловской областей, Москвы и Молдавии; одновременно 200-250 человек, число мальчиков и девочек примерно одинаково. (В последние годы преобладают девочки). По прибытии в Центр школьникам присваивается гордое имя – «комсорг».

Как правило – это социально одаренные дети, имеющие опыт лидерства в своих школах, и дети с другими ярко выраженными способностями – художественными, спортивными, музыкальными, филологическими и т.д.

В личностном плане – достаточно развитые, с положительной, социально ценной направленностью, однако как развивающиеся личности имеют определенные трудности в рамках возрастного развития.

Свидание с Фагором

К сожалению, можно отметить заметные и личностные различия и принципы отбора комсоргов 1960-1990 годов и комсоргов после этого периода. Комсорги первых лет активно стремились к лидерству не только в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях в будущем, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и служения Отечеству проявились не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности.

Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание комсоргов, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, т.к. считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества.

Ребята как личности были открыты разнообразному социальному опыту, исполнены уважением к шефам. Приведем пример.

Из воспоминаний комсорговцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.