КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарный план
Объекты и субъекты программы Общее собрание Центра. Это основной руководящий орган самоуправления, на котором планируются и принимаются основные мероприятия Центра. Общее собрание организует деятельность Центра в соответствии с программой, координирует осуществление идей и предложений, исходящих от воспитанников и педагогического отряда. Этот орган принимает решение и по спорным вопросам. Штаб Центра осуществляет связь между руководителем программы, педагогическим коллективом, психологической службой, с одной стороны, и первичными коллективами воспитанников (отрядами) – с другой. Члены штаба осуществляют сплочение общелагерного коллектива и мобилизуют своих друзей личным примером. Они выполняют большой объем работы в течение каждого дня реализации программы. Отряды являются основным объектом и субъектом программы. Именно на уровне отрядов реализуются учебные занятия (теоретические и практические). Эти занятия организованы в соответствии с профилями: "Абитуриент", "Пресса", "Менеджер", "ВСО" и др. Отряды выступают как участники и организаторы общих мероприятий Центра, а также тематических дней. Кроме того, в рамках реализации программы функционируют временные отряды, выполняющие специальные функции. К их числу относятся отряды "Заря", "Закат", "ООН" и др. Таким образом, реализуется принцип А.С.Макаренко о том, что каждый член коллектива должен развивать способность «приказывать и подчиняться» [84; 85].
3.3.2. Примерная программа (инвариантный компонент) В основу жизнедеятельности школы лидеров положены следующие психологические принципы: · активное взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов по направлениям: индивид – группа; группа – другие одноуровневые группы; индивид – основной коллектив; группа – основной коллектив; · приоритет многоплановой (веер деятельности) социально-значимой, духовно обогащенной совместной деятельности в развитии личности и группы; · создание экспериментальной ситуации для актуализации лидерства и творческого потенциала индивидов и групп; · интенсификации нравственных, интеллектуальных, эмоциональных и физических компонентов активности индивидов и групп; · сочетание диагностических и формирующих подходов (приоритет принципа: «пришел – измерил – остался и изменил» над принципом: «пришел – измерил – и ушел». Организационная реализация вышеуказанных принципов проходила через следующие этапы. Введение организационного порядка, норм и ценностей День первый. До заезда детей шефы-инструкторы Центра готовятся к приему детей, выпускают первую газету, приводят корпуса в порядок и т.п. Школьники прибывают делегациями из разных районов области, еще в школе они ориентируются на выбор отряда, соответствующего его профилю деятельности в системе школьного самоуправления. Ребят встречают шефы-инструкторы профильных отрядов (политико-массовый, «Абитуриент», «Пресса», военно-спортивный, «Менеджер», «Спутник», культурно-массовый, «Лира») и занимаются размещением, составляя банк данных на воспитанников (Ф.И.О., школа, район, ориентации, мотивация, интересы, склонности). Юноши и девушки, прибывшие в Центр, организуются в творческие группы для проведения игры «Испытай себя», «РВС – разведай, выясни, сообщи». Психологи Центра помогают комплектовать отряды (введение лидерского ядра, соотношение юношей и девушек, изучение мотивации).
Отряд «Пресс-Центр» за работой. В 12.00 проводится первый оргсбор в отрядах, решающий следующие задачи: первое знакомство, хозяйственные проблемы, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, формирование творческих групп для отрядного огонька знакомств. Во время обеда происходит первое знакомство со столовой, проверка на выдумку (нужно за короткое время придумать речевку перед входом в столовую, например: «Не смотри на девочку, а смотри в тарелочку»). Начинает работу отряд «Пресса», его члены собирают интервью о первых впечатлениях, рисуют плакаты-предупреждения для столовой. В 16.00 проводится первый музыкальный час, разучивается гимн Центра, песни «Вечерняя», «Фестивальная». Шефы-инструкторы показывают организованность, согласованность в действиях, музыкальные способности, пение сообща – все это создает атмосферу единения, общих переживаний. В речи взрослых нет слов «нельзя», «категорически запрещается», а есть слова «в нашем лагере принято», «мы любим», «нам очень хочется, чтобы …», «желательно». В течение дня идет отработка умения четко организовывать время (отряды на деле знакомятся с законом «ноль – ноль» – не опаздывать на общие дела, в столовую, во время выполнять сигналы трубы»). Вечерние огоньки знакомств проходят на отрядном месте, у костра. Ребята рассказывают о себе и своих увлечениях. Огоньки могут проходить в разных формах – например, в форме интервью «Расскажи мне о себе». Можно объединить детей по дням рождения, по цвету глаз. И обязательно присутствует рассказ взрослого о себе и о предстоящей смене. В 22.00 проводится пробное вечернее построение и отрядный круг, чтобы обсудить проблемы дня, что понравилось, что не понравилось, как будем действовать завтра. Звучит вечерняя речевка: «Ночь хозяйкой входит снова, день закончен, звездам слово. Спокойной ночи, ребята. Спокойной, ночи девчата. Доброй ночи всем». В этот первый день Центра взрослые работают над проблемами: · создание мажорного настроения (чтобы каждый школьник не чувствовал оторванности от дома, чтобы появилось желание работать); · наблюдение за выделением лидеров, определение заданий исполнителям, включение каждого в коллективную деятельность; · оформление вместе с детьми комнат и отрядных мест (создание уюта, хороших условий для коллективной работы). Вечерняя планерка шефов-инструкторов длится 30 минут. Первым берет слово дежурный шеф-инструктор. Он анализирует и оценивает программу прошедшего дня, отмечает минусы и плюсы дня, делает конструктивные предложения. По 2-3 минуты дается ответственным за прошедшие дела, по 1 минуте – всем желающим высказаться. Слово берет начальник штаба Центра и методист по плану на следующий день. Решаются оргвопросы, режимные моменты. Есть неписаные правила разговора: «осуждая, не унижай», «отвергая, предлагай». По одной минуте инструкторам по музыке, танцам, спорту, медсестре, начальнику лагеря. На планерке есть дискуссионные моменты: это вопросы, которые понимаются в работе по-разному. В спорах рождаются открытия, которые идут на пользу делу. Второй день в Центре. Раньше всех поднимается отряд «Заря», который формируется накануне на вечернем построении из представителей отрядов и вместе с дежурным шеф-инструктором работает в столовой, расставляет приборы, оформляет зал столовой (появляются цветы на каждом столе). Звучит сигнал «подъем», и отряды вместе с шефами выбегают на утреннюю зарядку. Взрослые подбадривают, шутят. Пробное утреннее построение. Отряды выходят под оркестр «Лира», который играет марш. Взрослые в форме выстраиваются в одну линию. Отряды докладывают о готовности, дежурный шеф-инструктор знакомит с распорядком дня. На первом ритм-часе воспитанники знакомятся с инструктором по танцам. Изучают массовые танцы: «Коломейка», «Кадриль», «Элефант». Совместный танец – это ощущение рук, тел товарищей, возможность показать свои двигательные возможности. С 12.00 до 14.00 первый оргсбор всего Центра. Накануне в отрядах прошла подготовка, ребята выбрали командира, придумали в творческой форме представление командира, назвали свой отряд и сочинили девиз (название – «Время», девиз – «Не смей без пользы жить и сделай завтра больше, чем вчера»). На общем оргсборе выбирается совет командиров Центра (состоит из командиров отрядов и начальника штаба Центра), который и будет главным органом самоуправления Центра. Каждого командира представляет его отряд. Начальник штаба знакомит ребят с символикой, традициями, законами и ритуалами лагеря. (Закон «ноль – ноль», «доброго отношения друг к другу», «доброго отношения к песне», «доброго отношения к природе», «территории»). Символы Центра: знамя, флаг, значок. Ритуалы: салют, выход и уход с утреннего и вечернего построения. Традиции: название и девиз отряда, вечерний круг, пожелания «приятного аппетита», «доброй ночи»; речевки при входе в столовую, дружеские аплодисменты, объявление благодарности. С 14.30 до 16.00 – «Горизонт». Отдых для всех, можно почитать, поспать, просто побыть в тишине. В 16.00 подъем и все отряды расходятся по своим отрядным местам для проведения семинарских занятий, на которых обучаются правилам организаторской работы, получают умения для проведения коллективно-творческих дел в школе, узнают, как правильно в своих школах создавать органы самоуправления. Вечернее дело – представление шефского отряда: «Здравствуйте, мы ваши шефы!». Взрослые представлены в Центре как один из его отрядов – отряд «Товарищ», его девиз: «Если не мы, то кто же?». Представление начинается с торжественного выхода всех работников лагеря на сцену. Представляют каждого, рассказывают об интересах каждого, увлечениях, кто в каком отряде работает. Вторая часть представления – творческая. Шефы показывают сценки из жизни Центра, студенческой жизни. Может проходить в виде путешествия, сказки, презентации. Завершает день вечерний круг. Звучит сигнал «Отбой». День третий. Он начинается с открытия смены. В Центр приезжают гости – представители областной и районной администрации, молодежных организаций, профсоюзов. Отряды торжественно выходят на линейку. Выносят флаг Центра. Несколько минут отводится на творческие «подарки» от отрядов и выступление гостей. Смена открыта, отряды идут в зал и более подробно, в форме интервью, знакомятся с проблемами молодежного движения в области, гости отвечают на вопросы. В этот же день проводится первый спорт-час. Ребята разучивают спортивные игры, соревнуются отрядами.
Семинарские занятия по основам организаторской деятельности А вечером – представление отрядов. На представление каждому отряду отводится 5-7 минут. Представление показывает, насколько быстро идет складывание чувства «Мы» в отрядах. Ребята стремятся показать каждого в отряде, облекая представление в какую-либо оригинальную форму (телеинтервью, фестиваль талантов, конкурс отрядных звезд). Три дня смены – главные организационные дни, когда шеф-инструктор стоит очень близко к детям, старается быть с ними каждую минуту, ведет кропотливую и терпеливую работу по созданию единой общности, чувства принадлежности к своему отряду и Центру. Настойчиво внедряются в жизнь и в сознание школьников неукоснительные правила жизни Центра: · высокий темп жизни, каждая минута на счету (в связи с этим обостряются чувства, много успеваешь); · позитивная оценка усилий воспитанников педагогическим составом; · похвала в присутствии товарищей, доброе слово, оценка его усилий; · неудача не наказывается, на ошибках учатся; · каждая встреча с шефом-инструктором вселяет надежду; · взрослые улыбаются, шутят; · в центре проявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется приобщение ребят к ценностям значимого досуга, народным, национальным истокам; · вся жизнь детей пронизана романтикой; · расширенные возможности выбора (дети сами выбирают дела); · творчество везде и во всем; · в центре главное не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к товарищам по отряду, ко взрослым людям; · очень много песен (сочиняют сами дети и взрослые); · импровизация как главное условие подготовки к делам. Реализация социального творчества личности и группы Итак, за три дня дети познакомились с шефами, друг с другом, с традициями Центра. Жизнь входит в свое повседневное русло. Шефы создали себе привлекательный имидж, завоевали авторитет у детей. Воспитанников прежде всего подкупает доверительное отношение к их личностям. Нет никаких преград между шефом и подростком. Шеф отряда – это человек с открытый для детей душой, способный разделить любые детские горести и радости. Это интеллектуал, эрудит, человек с большим чувством юмора. Отношение шефа к каждому подростку – это отношение, основанное на полном взаимопонимании, взаимопомощи, взаимоподдержке и существует на протяжении всей смены. Однако, строя свои отношения таким образом, шеф стремится не превращать подростка в потребителя той или иной информации. Кроме того, особенностью работы шефа является уважительное отношение к подростку, терпимость к его человеческим слабостям, желание и, что самое важное, умение помочь ребенку. Прежде чем перейти к описанию подготовки таких дел, необходимо остановиться на характере взаимоотношений в отрядах. К середине смены каждый из отрядов имеет в своем багаже два или три дела, которые направлены на сплочение группы. В условиях доброжелательности и взаимной поддержки, окруженные единомышленниками, одержимые желанием сделать лучше, воспитанники раскрепощаются, раскрываются способности у многих из них. Об этом говорит тот факт, что если в первые дни подросток зажат, закрыт в себе, а у некоторых есть желание уехать домой, в свой обычный мир, то потом эти же дети с огромным удовольствием, большой самоотдачей участвуют в жизнедеятельности отряда. Уже в каждом отряде можно выделить по два-три явных лидера, которые «заражают» своим энтузиазмом и «горением» других ровесников. Таким образом, каждый из подростков адаптируется, раскрепощается в рамках отряда, и лишь после этого дети приступают к общегрупповым делам. На этом этапе жизни Центра в совместной деятельности отрядов наблюдается больше самостоятельности и самоуправления. Такие моменты жизни, как подъем, зарядка, уборка корпусов и территории, дежурство по столовой и т.д., выполняются без напоминаний шефов. Работа шефа направлена прежде всего на координацию действий своего отряда. Так, например, обсуждая на «вечернем круге» предстоящий день, шеф сообщает, что требуется от отряда, что необходимо подготовить и сколько времени на это отводится. Как правило, в промежутке между этим сообщением и предстоящим делом, шеф интересуется, в каком состоянии находится этот вопрос, давая тот или иной совет, если это потребуется. Давая свободу действий, шефы на практике демонстрируют полное доверие детям, что особенно окрыляет подростков. Дела, проводимые на этом этапе жизни Центра, имеют разнообразную направленность: интеллектуальную, познавательную, развлекательную. Как правило, они чередуются. Такие коллективно-творческие дела (КТД), как, например, «Шериф», «День русских традиций», «Августины», «Леди и джентльмены», «Робинзонада», имеют познавательно-развлекательный характер. Другие КТД – «Лицей», «День правосудия», «День без войны», «День делового человека», «День Франции (или любой другой страны)» – носят интеллектуально-развивающий характер. Познакомимся ближе с некоторыми делами Центра, например, «Лицеем». Цель: опираясь на самостоятельность выбора, основанного на познавательных интересах подростков, дать определенные знания, умения и навыки. КТД проходит в три этапа. Первый этап – реклама «Лицея», содержащая рекламные уроки по всем направлениям, включенным в программу «Лицея» (литературный, бизнес-класс, песенный, класс боевых искусств и рукопашного боя, школа чести, психологический и др.). Ведут уроки сами шефы, специализирующиеся по одному из направлений. Рекламные уроки продолжаются 15-20 минут, в течение которых идет знакомство с основным содержанием занятий. Обычно это проводится на четвертый или пятый день смены. Получив маршрутные листы, отряды по очереди посещают все рекламные уроки, проходящие в специально оборудованных местах (где впоследствии проводятся занятия на постоянной основе). Второй этап – проведение самих занятий, которые проходят в течение трех, четырех дней. Теперь дети, знакомые с содержанием всех уроков, по желанию идут на тот или иной урок. Шефы фиксируют количество детей на их занятиях для корректировки либо содержания, либо продолжительности. Таким образом, предоставляя детям свободу выбора, шефы опосредованно воздействуют на подростков. Прекрасно эрудированные в своей отрасли знаний и умеющие прекрасно подать материал, они формируют высоконравственную личность, заново открывающую знакомый мир. Обычно после таких занятий многие подростки задумываются над смыслом своего поведения в жизни, над идеалами, ценностями, которые во многом были ложными, смотрят на мир совсем иначе: без зависти и злобы, без иронии и пессимизма. Как правило, на такие дни смены приходится пик эмоционального подъема и работоспособности всего Центра. Он работает как единый организм, но нисколько не ущемляет каждую личность. Подросток, чувствуя себя свободно, стремится все свои умения и способности реализовать в обстановке, когда есть настоящие друзья, верящие в твой успех. В результате успех общего дела становится успехом каждого, что, в свою очередь, дает мощный толчок на качественно новый уровень жизнедеятельности Центра.
А не спеть ли нам песню? Третий этап – выпускные экзамены. Заключительный этап служит обобщением всего того положительного, что было на протяжении всех занятий. Каждый из классов готовит представление всего того нового, что они узнали. И уже не шеф, а сами воспитанники, выходят на сцену и неподражаемо, оригинально знакомят остальных с каждым из направлений. В результате подросток привыкает выступать перед большой аудиторией. Он имеет багаж новых знаний, во многом отличающий его от того закомплексованного человека, который приехал в Центр. Как правило, такие дети после смены легче находят общий язык с другими людьми, все делают для того, чтобы жизнь в их школах стала более интересной и разнообразной. Совсем иное содержание дела «Августины». Это традиционное КТД имеет своеобразный характер. Цель: сформировать у детей умение общаться между собой, воплощая в реальность традицию Центра – закон «доброго отношения друг к другу». Содержание КТД заключается в том, чтобы поздравить всех именинников этого времени года, но не просто преподнести подарок, а сделать нечто, что будет приятно не только именинникам, но и всему Центру. В течение первой половины дня внутри отрядов царит деловая суета. Каждая группа стремится поразить своим подарком все остальные. На протяжении всей подготовки каждый ребенок преображается. Каждый верит, что именно от его идей, предложений и усилий зависит результат всего дела. В результате появляются немыслимые костюмы и постройки, выдвигается масса сценариев чествования именинников. И вот кульминация – поздравление именинников. Обычно это проходит в ясную погоду на большой поляне, в пасмурную – в просторном помещении. Здесь демонстрируется то, что сделано из достаточно скудного материала за счет фантазии и творческого отношения к делу, огромного желания проявить себя. Начатое зачастую экспромтом, КТД превращается в настоящее театрализованное представление, в результате которого неизвестно кому приятнее: именинникам, получившим прекрасные подарки и поздравления, или тем, кто их поздравлял. Вот лишь один факт КТД «Августины»: как правило, на смену приезжают ребята, которые привыкли выделяться среди ровесников необычной одеждой или грубым жаргоном. Но, прожив в Центре несколько дней, под влиянием его особого психологического климата, эти ребята меняются на глазах. На празднике «Августины» это были «рыцари», которые целовали руки «дамам». По окончании дела, на «вечернем круге» идет обсуждение этого дела (как и всех остальных). Можно наблюдать в каждом из отрядов счастливые лица детей, бурно обсуждающих прошедший день. Шеф, в свою очередь, объективно оценив результаты дела, обязательно, сверх оценки, которые дают сами дети, дает положительную оценку каждому ребенку по тому или иному поводу. Это дает дополнительный заряд работоспособности на следующие дни. Серьезным испытанием для детей, проверкой их самостоятельности, самообладания в напряженной ситуации, а также внутри- и межгруппового взаимодействия является проведение такого КТД, как «День дублера». Цель: на основании приобретенных знаний, умений и навыков, полученных в течение смены, проявить на практике свои организаторские и коммуникативные способности. В начале смены дети общим собранием принимают план жизнедеятельности Центра, поэтому подготовка ко «Дню дублера» начинается с самых первых дней. И только накануне воспитанники сами выдвигают из своего круга кандидатов, будущих дублеров (шефов отрядов, инструктора по танцам, инструктора по спорту, методистов и директора Центра). Как правило, выбор детей отвечает высоким требованиям, предъявляемым к дублерам. Вечером, накануне КТД, проходит планерка шефов-дублеров в присутствии директора и методиста Центра, роль которых сводится к чисто техническим вопросам (что и где взять, к кому подойти и т.п.). Сам день проходит, как правило, на высоком эмоциональном подъеме, что дает дополнительный эффект. В течение дня каждый ребенок выполняет поставленную перед ним задачу. Наблюдая со стороны за действиями детей, шефы воочию наблюдают результаты своей работы с детьми. Осознание большой ответственности за порученное дело, свобода творчества, сочетающаяся с полученными знаниями, умениями и навыками, делает этот день незабываемым. В конце «Дня дублера» проходит общая планерка шефов и дублеров, на которой подводится итог дня, разбираются все плюсы и минусы. Как правило, у детей есть масса предложений по проведению таких дел в будущем, многое они сделали бы по-другому (интереснее, увлекательнее), но самое важное здесь в том, что они уже на практике воплотили то, что задумывалось ими, и был получен результат, давший многим проверить свои способности и поверить в них. Именно в условиях доброжелательности, взаимопомощи, отсутствия негативных оценок деятельности ребенка, создается благоприятная психологическая атмосфера, пронизывающая все сферы жизнедеятельности Центра. Воспитанник получает огромный положительный эмоциональный заряд, изменяются взгляды, оценки тех или иных событий, происходит переориентация в ценностях, интересах, появляется уверенность в своих силах [149]. Создание высокого (фестивального) психологического настроя как фактора личностной причастности к идеалам Центра (последние 5-6 дней) Главными делами, которые несут основную педагогическую нагрузку в завершающей части смены (что составляет пять-шесть дней), являются «Спартакиада», «Фестиваль искусств» и «День подведения итогов». Завершающий период является чрезвычайно насыщенным продуктивными делами, переживаниями. Работа в это время идет чрезвычайно напряженно и связана с подведением итогов работы Центра. Спартакиада представляет собой серию спортивных соревнований, подводящих итоги физкультурно-спортивной работы по различным видам спорта: командные спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол и др.), легкая атлетика, шахматы, шашки, гиревой спорт, общефизическая подготовка, плавание, туризм (туристическая эстафета). Работа по данному направлению осуществляется с самого начала, организатором ее в Центре выступает особая организационная структура – военно-спортивный отряд (ВСО). Под руководством шефа отряда школьники обучаются основам организации спортивно-массовой и военно-спортивной работы и практически осуществляют организаторскую деятельность по отношению к другим структурам Центра. Закрепляемые по несколько человек за отрядом, члены ВСО организуют проведение зарядки, обучают выполнению оздоровительных комплексов, пропагандируют элементы здорового образа жизни, выступают в качестве организаторов (планируют и проводят спорт-часы). Спартакиаде предшествует большая подготовительная работа в течение всей смены: разрабатывается и согласовывается план проведения соревнований, проводятся тренировки по отдельным видам спорта, уточняется состав сборных команд по игровым видам спорта. Во время «Спартакиады» члены ВСО выступают в качестве судей по отдельным видам спорта, организуют другие структуры Центра для проведения процедуры открытия и закрытия Спартакиады. На время Спартакиады структурные подразделения Центра (отряды) преобразуются в спортивные команды с соответствующими девизами и организационной структурой. Шефы-инструкторы лагеря также выступают на соревнованиях в качестве спортивной команды. Выделяются два основных вида соревнований. В соревнованиях первого рода участвуют все обучающиеся в Центре подростки и старшеклассники, объединенные в команды. В соревнованиях второго рода участвуют сборные команды, представляющие каждую из структур Центра (это такие виды спорта, в которых число членов команды ограничено правилами). Соревнования в различных видах спорта и участие в них в составе группы способствуют не только физическому развитию подростков и старшеклассников (это является попутной и вторичной задачей), но развивают чувство принадлежности к группе, порождают совместные групповые действия и переживания, позволяют формировать адекватную самооценку и взаимооценку личности в группе, а также адекватный уровень притязаний. «Фестиваль искусств» также является плодом длительной подготовки и включает в себя такие КТД, как конкурс «Большой Вальс», фестиваль «Лейся, песня», вечер поэзии, вечер «Музыка и мы» и др. Ответственным за подготовку является культурно-массовый отряд (КМО). Подготовка к конкурсу «Большой Вальс» осуществляется на ритм-часах, которые включаются в учебную программу специально для обучения умению танцевать и изучения ряда танцев. Проводят обучение танцам шеф-инструктор по танцам и члены культурно-массового отряда, закрепленные за всеми структурами Центра. Каждый отряд из 10-14 танцев, которые они изучают в обязательном порядке, выбирает для выступления один по своему выбору, обязательный же танец определяется в ходе жеребьевки накануне состязания. В командных состязаниях участвуют все воспитанники. Помимо этого, к состязанию допускаются танцевальные пары, которые разучивают танцы сверх программы, изучаемой на ритм-часах: обычно это бальные или современные танцы. Это соревнования личные и составляют вторую часть описываемого конкурса. С психологической точки зрения в данном конкурсе и подготовке к нему ценным является формирование сенсомоторного и эмоционального единства группы в ходе достижения единой цели совместной деятельности. Кроме того, часть членов группы обнаруживают включенность и завоевывают свой статус в группе именно благодаря данному конкурсу. Музыка, пение (совместное) буквально пронизывает всю жизнь и все дела Центра подготовки молодежных лидеров. Пример в этом отношении показывают шефы-инструкторы лагеря: они сами знают много хороших песен, играют на различных музыкальных инструментах, проводят музыкальные часы по разучиванию песен. Длительная работа осуществляется также при подготовке фестиваля «Лейся, песня». Эта подготовка состоит в разучивании и исполнении песен, которые традиционны для Центра. Желающие участвовать в конкурсе проходят отбор, подбирают репертуар, репетируют исполнение песен с музыкальным аккомпанементом. Некоторые участники исполняют песни собственного сочинения. Проводится фестиваль как настоящий музыкальный праздник: с призовыми местами, с приглашением и выступлением гостей, с ведущими и т.п. Вечер «Музыка и мы» готовит воспитанников к восприятию различных жанров и видов музыки – от популярной до классической, знакомит с музыкой (порой впервые). Официальные итоги работы Центра подводятся на итоговом сборе: оценивается работа каждого отряда, органов самоуправления, определяются люди, внесшие наибольший вклад в дела Центра, эффективность работы в целом и отдельных направлений – т.е. в основном деловой аспект. Проводится деловая игра «Последействие», которая ориентирует воспитанников на то, как применить в дальнейшей жизни то, чему они научились. Венцом всей работы Центра за смену является «Прощальный вечер». Занятия по ритмике На этом вечере шефы-инструкторы и воспитанники обмениваются «подарками». Подарки самые разнообразные, но преобладают сделанные своими руками: плакаты, песни в собственном исполнении, скетчи, сценки, стихи. Шефы выступают с напутствиями и пожеланиями. Завершается вечер награждением и танцами. Летом, по окончании вечера, воспитанники с шефами встречают рассвет у костра. Они берут с собой на память о смене уголек. В Центре существует особая процедура прощания, проводов. Поскольку воспитанники уезжают не сразу, а по районам, в которых они живут, то остающиеся провожают тех, кто уезжает. Выглядит это так: встав в круги по отрядам вместе с шефами, дети поют прощальные песни, высказывают пожелания, обмениваются адресами и т.п. Каждый отъезжающий автобус провожают отряд-оркестр «ЛИРА» маршем «Прощание славянки» и слезы провожающих [149].
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |