КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комсорг» в моей жизни
Это было уже давно: в 1970, 1971, 1972 гг., когда я, будучи студентом исторического факультета, работал в «Комсорге» в качестве шефа отряда политико-массовой работы. Затем после, как бы по инерции, на протяжении многих лет приезжал в лагерь хотя бы на несколько дней, чтобы окунуться снова в ту неповторимую, романтическую атмосферу. И так делали и делают большинство бывших шефов, инструкторов и начальников штабов. Да и сейчас нет-нет, да и проскочит мысль: а не собраться ли опять вместе старым составом и не «тряхнуть ли стариной». Чем же запомнился, чем же был и чем стал для нас «Комсорг»? Очень коротко и в общих словах могу ответить только за себя. Для меня работа в лагере в 1970 г. была первая и по-настоящему серьезная педагогическая практика. Ведь мои подшефные – это школьные комсомольские активисты, моложе меня всего на 3-4 года, требовали от шефа хорошей подготовки. Были, правда, и смягчающие обстоятельства: среди комсоргов не было так называемых трудных ребят, и это давало возможность достаточно быстро найти к себе сочувствие. Дело, которому я их должен был немного научить, было достаточно трудным, Например, чтобы уметь проводить политинформацию, прежде всего, необходимо иметь знания. Поэтому надо было вначале «натаскать» ребят и параллельно учить методике. А для этого надо быть самому на самой высоте. И вот получалось так: я учил их, а по существу, учился сам. В этом плане «Комсорг» стал для меня настоящей школой пропагандистского мастерства. Именно там я начал читать свои полновесные, в смысле по времени, лекции, проводить семинарские занятия, «круглые столы», пресс-конференции, которые сейчас только называют новыми формами идеологической работы, т.е. делать то, что делаю сейчас уже профессионально. Чем в данном случае запомнился мне «Комсорг»? В моей уже долгой преподавательской и пропагандистской деятельности именно там была понимающая и самая доверчивая аудитория, что накладывало особую ответственность. А доверчивость была невероятной. Один только случай. Однажды, в 1974 году приехал я в лагерь в гости поработать просто так. Кто-то из веселых шефов пошутил, сказав ребятам, что я недавно приехал с Ближнего Востока. Меня сразу окружили несколько отрядов и начали просить рассказать, что я там видел. Убедить их в том, что это шутка, не удалось. Не помогла даже апелляция к моему хлопковому виду лица и кожи: вера в шефов была абсолютной, а я для комсоргов тогда еще был человеком посторонним. Так что пришлось фактически читать лекцию о положении на Ближнем Востоке, чтобы шефов не подвести и самому стать своим. А главное, как они слушали! До сих пор забыть невозможно. Именно это и порождает любовь к своей нелегкой профессии. Вот такой был у меня исходный ориентир! А ведь в «Комсорге» кроме доверчивости были еще и доверие, поддержка и сочувствие, сотрудничество и соревнование, искренность и доброжелательность; были чувства братства, юмора, глубокое ощущение нужности себя и своего дела. Вот почему так хочется «тряхнуть стариной». Зубков Ю.И., кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования ИУУ. Однако, это не исключало проблем, трудностей в работе с комсоргами. Вот что записала шеф отряда Кужарева Татьяна Сергеевна о процессе формирования и жизнедеятельности отряда в первые дни его жизни в «Комсорге» 6-12 июля 1974 года. «Уже почти привыкла к новым ребятам. Отряда пока не получается. Не видно командира. Завтра попробуем еще одного. Однако все вместе смотрятся намного активнее прежних ребят». «Сегодня открытие. Все-таки для ребят – это праздник, а у меня в отряде – ЧП. Галя Копцева с самого начала плачет. Посмотрю, что будет завтра. Может, у нее отпадет охота ехать домой? Хотя, навряд ли». «1-й настоящий рабочий день. Была лекция, семинарские занятия. Ребята неплохие. Во всяком случае, серьезнее, чем прежние. Вот только если бы … Николай не опаздывал бы на линейки, на собрания, а Саша держал бы язык за зубами, когда это требуется». «Неожиданно в отряде – ЧП. Почти весь отряд не слышал горн и не явился на построение. Особенно обидно за Николая (флагового). Не знаю, что с ним делать. Разговоры пока не помогают». «Большая радость для всех и для меня лично. Тот самый Николай лучше всех работал на прополке и вечером его вызвали на флаг. Радуюсь, будто это меня». Отбор в Центр носил организованный официальный характер, так что в итоге формировался контингент, благодатный для формирования реальных лидеров-организаторов. Комиссар лагеря обязан проводить большую и сложную организационную работу по формированию контингента комсоргов – работу, которая проводится до открытия лагеря через райкомы комсомола. Комиссар согласовывает с райкомами необходимое число представителей тех или иных секторов комитета комсомола, представительства школ района, необходимое число мальчиков и девочек. Он же ведет строгий учет прибывших на учебу комсоргов, изучение положения дел на местах, с тем чтобы в дальнейшем определить характер работы в том или ином районе и т.д. Прием комсоргов в лагерь, их учет – это важные функции комиссара. Важность и сложность названных функций диктуется тем, что они не замыкаются только на организации технической стороны дела (с этим может справиться и другой работник лагеря). Заезд, например, дает возможность комиссару, как представителю обкома ВЛКСМ, проверить отношение райкомов ВЛКСМ к обучению комсомольского актива своего района, к подбору контингента комсоргов, проверить использование в районе активистов, прошедших школу «Комсорга». Индивидуальные собеседования при приеме в лагерь дают четкое представление о качестве актива школ того или иного района. Прикосновение к истории Комсорги наших дней – тоже лучшая часть современной молодежи как по ценностным ориентациям, так и по поведению, нравственной культуре. Причем установка на «социальное облагораживание» среды у них представлена, возможно, более сильно, чем у комсорговцев XX века. Однако «образ будущего пугает своей невзрачностью и неопределенностью» и сопряжен с широким полем проблем как личностного, так и социального плана; произошли изменения в структуре ценностных ориентаций, созвучных с динамикой ценностей современных подростков и юношей в России. Наши исследования показали, что абсолютное большинство опрошенных – около 85% – имеют проблемы, мешающие молодым людям нормально жить. Видимо, этот показатель является минимальным, так как определенное число испытуемых (более 7%) категорически заявили, что вообще у них «нет никаких проблем». Это является, скорее всего, психологической маскировкой. Спектр проблем очень широк, и если провести их классификацию, можно высветить следующую картину проблемного поля респондентов. Многие из своих проблем учащаяся молодежь надеется решить в Центре (см. табл. 4). Спектр личностных проблем оказался шире спектра проблем, которые молодые люди надеются решить в «социальном оазисе». Только 75% проблем, по мнению молодежи, решаемы в улучшенной социальной среде. Такое расхождение можно объяснить рядом причин: некоторой неопределенностью представлений о «социальном оазисе» и его возможностях; проблематичностью включения в реальный «социальный оазис»; уверенностью в своих силах, надеждой на то, что можно справиться с проблемами самостоятельно в условиях повседневной жизни. Установка на «социальный оазис» как на возможность для собственного решения жизненных проблем, а не как панацею от всех бед, как на «скорую помощь» – способствует формированию (проявлению) субъектности личности. Учимся быть лидерами Таблица 4 Проблемы, мешающие нормальной жизни
Ведущее место заняли проблемы самоопределения, самосознания и самооценки, в частности, такие, как неуверенность в себе; неумение выбрать путь в жизни; неспособность измениться в лучшую сторону, отказаться от наивности и доброты к людям; неумение разобраться в себе; чувство неполноценности и неустроенности; – всего 34% от общего числа проблем (см. табл. 7). На втором месте стоит проблема общения – 28%, которая сводится к следующему: грубость и невнимательность окружающих людей; несправедливость как спутник жизни; проблемы с родителями и друзьями; плохой контакт с людьми и т.д. (см. табл. 7). Восстанавливаем древний монастырь в Рыльске Важным представляется то обстоятельство, что на третье место выходят проблемы, связанные с деятельностью, точнее, с веером деятельностей, ее широтой и разнообразием – 26%. Это – трудность найти хорошую и интересную работу; страх оказаться никому не нужным после 5 лет учебы; неподготовленность к сдаче экзаменов и зачетов; неудовлетворенность недостаточно глубокой и активной учебной деятельностью и т.д. Остальные сферы проблемного поля – самореализация, любовь, хорошие друзья и др. – представлены в более свернутом виде. Однако вызывают тревогу такие проблемы, связанные с самореализацией, как чувство собственной неудовлетворенности жизнью; обесценивание и девальвация ценностей, личности в том числе; лень, скука и т.д. Описанная иерархия проблем в целом сохраняется и при ориентации на их решение в условиях «социального оазиса», но наиболее полно представлены сферы самосознания, самоопределения, самореализации и общения. Поражает достаточное осмысленное и глубокое видение молодыми людьми их собственных проблем, выделение наиболее существенных и значимых. О личностной зрелости испытуемых можно судить и по их способности дифференцировать свои проблемы на два класса: проблемы вообще и проблемы, которые специфичны для «социальных оазисов» и могут быть в них решены. Характерно глубокое восприятие любви: не только в контексте эмоциональной привязанности к противоположному полу, но и как нравственной категории. Обобщая указанные данные, можно считать, что, несмотря на объективные преимущества «социальных оазисов» перед обычной социальной средой, существует проблема мотивации среди подростков и юношей на включение в «социальные оазисы»; желание включиться в «социальные оазисы» и содействовать их распространению в обществе присуще той части учащейся молодежи, которая имеет определенные личностные предпосылки: · сочетание потребности в саморазвитии с потребностью содействовать развитию других людей; · достаточно выраженный комплекс смыслообразующих свойств личности (ценностные ориентации, цели, ответственность, свобода выбора и т.д.); · развернутую дифференциацию личностных проблем и путей их решения; · реальные успехи в основной (учебной) деятельности. После чернобыльской катастрофы в общую программу Центра была включена программа реабилитации старшеклассников, проживающих в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Программа основывается на теоретическом положении о том, что оптимизация личностных состояний происходит в общности сверстников, включенных в социально значимую деятельность. Условия социального продвижения личности старшеклассников из загрязненных районов создаются в том случае, когда их число не превышает 30% от членов первичного коллектива. Основное социально-психологическое содержание коррекционной работы с «детьми Чернобыля» заключается в формировании мотивации и социальных установок личности, обеспечивающих оптимальное включение личности в систему межличностных отношений. Иначе говоря, основная стратегия социально-психологической поддержки и реабилитации личности состоит во включении ее в социальные отношения через социально-позитивную микросреду, способствующую социальному продвижению и творчеству личности. Школьники из загрязненных районов включаются в общий состав воспитанников Центра и наравне с остальными участвуют в совместной жизнедеятельности. Важно отметить, что эта категория детей не выделяется в какую-либо особую подструктуру. Осознание паритетности отношений ей сверстниками является существенным фактором психологической коррекции личности. Сегодня Центр - это школа, только очень своеобразная, которая сотрудничает с друзьями - творческими педагогами, стремящимися из своих учеников вырастить граждан своей страны; родителями, которые хотят видеть своих детей преуспевающими в жизни, а не конфликтующими неудачниками. Примерно такое же мнение сложилось и у нашего американского коллеги - Сью Харрис. «Я видела, как идет развитие у детей чувства независимости и рождается творчество. К примеру, присутствуя на планерках, с вниманием воспринимала новые дерзкие идеи ребят в проведении различных мероприятий, акций, в подготовке спектаклей или праздничного вечера. Через день-два эти идеи кардинально менялись, демонстрируя тем самым большой заряд творчества. В итоге получался насыщенный импровизацией и духовно богатый вечер». 3.3. Содержание жизнедеятельности «Комсорга» (Программа и план школы лидеров)
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |