Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символы, атрибуты, ритуалы, традиции




Лицо «Комсорга», его уникальность представлены в годами сложившейся структуре символов, атрибутов, ритуалов и традиций. По своему содержанию они соответствуют основным целям центра и, и в отличие от современных низкопробных шоу и тусовок, несли и несут мощный духовный заряд для всего коллектива и для каждой личности: ощущение свободы и собственной значимости, надежду на счастливое будущее, соприкосновение с прекрасным, гордость за свою Родину и готовность ей честно служить, чувство товарищества, торжественно праздничное настроение и другие высокие переживания. Полное описание символики, ритуалов, традиций, методик «Комсорга» и организация их применения даны Е.А. Шаниным в работе «Комсорг – моя звезда» [158].

Прощальный круг

Автор утверждает, что без знамени, гимна, строя, песни, салюта, линейки, рапортов и др. невозможно представить «Комсорг», т.к. все эти моменты носят ярко выраженный идейно-политический смысл, помогают сохранить в Школе лидеров высокий эмоциональный настрой, мажорный характер жизни.

В «Комсорге» сложились четкие требования к символам, атрибутам, традициям. Определены форма комсоргов и оформления отрядов: парадная форма – пилотка, белая рубашка (блузка), темные брюки, юбка. На пилотке обозначено имя отряда, эмблема отряда. Пилотка является обязательной частью формы комсорга на всех линейках, торжественных актах. Каждый отряд имеет название, девиз, эмблему, отрядную песню, ритуальную речевку, утвержденного образца отрядный флаг. Ритуальная группа создается для соблюдения некоторых традиций, например, на утренней линейке ритуальная группа (в нее входят поочередно представители каждого отряда) получает задание возложить цветы к памятному знаку погибшим героям-комсомольцам.

Среди наиболее ярких традиций можно назвать торжественную линейку памяти павших героев, творческий фестиваль «Лейся, песня», фестиваль «Большой вальс», ежегодные встречи комсоргов всех поколений, демонстрация русских обрядов жителям удаленных деревень и хуторов, проводы отъезжающих «Прощальный круг» и т.д. Особого внимания заслуживает традиция «Каждый день в «Комсорге» делать ярким и праздничным».

Традиции. Многие комсорговские традиции носят характер праздника в лучших его национальных проявлениях, а ведь именно праздники, по данным М.И. Воловиковой, С.В. Тихомировой, А.М. Борисовой, способствуют духовному сближению людей через формирование общих норм, ценностей, санкций и в принципе формируют светлый образ Родины.

Яркая эстетическая выразительность, предельно совершенная организация комсорговской жизни благодаря умелому использованию символов, атрибутов и ритуалов вызывают у комсорговцев сильное, не сравнимое с их прошлым опытом, впечатление, которое они испытывают практически каждый день в течение смены.

Суммация ярких впечатлений по нарастающей к концу смены формируют у подростков и юношей образ «Комсорга» как «земного рая», «восьмого чуда света» и т.д. Такое мироощущение в школе испытывают в принципе все участники, и таким остается оно на долгие годы у комсорговцев всех поколений.

Об этом феномене не раз говорилось на встречах, писалось в газетах. Очень проникновенно и точно выразил суть данного явления, близкого по своей природе и для «Комсорга» и для его «наставника» – историко-педагогического факультета Курского госпединститута, студенты которого составляли ядро шефов, Юрий Чемонин, бывший истпедовец и комсорговец, а ныне редактор газеты «Хорошие новости»: «… Почему на юбилей факультета приезжают мои однокашники черт-те откуда, не считаясь ни со временем, ни с дороговизной билетов? … и будут петь песни – свои факультетские и слушать своих учителей. Наверное, потому что нас учили любить. Любить стихи и песни. Любить красиво ходить строем, даже если ты поэт, певец, лучший футболист и самая светлая голова курса, да и вообще тебе просто не нравится – строем. А еще тебя учили быть нужным стране: твоим друзьям и твоим будущим воспитанникам. А вдруг именно это и называется – быть патриотом? И неужели это и есть ностальгия?».

Поэтому представляется важным выявить социально-психологические механизмы влияния феномена на личность. В этой связи актуальными и сегодня являются выводы В.Г. Белинского о том, что можно набраться нравственных правил, усвоить хорошие привычки, если обогатиться хорошими впечатлениями, которые для юной души важнее всяких внушений и толкований (Разрядка наша – А.Ч.) [9]. Таким образом, сплав ярких впечатлений о морально-духовной составляющей «Комсорга» выступает как «яркое пятно» достойной для человека жизни, играет роль ядра самодостаточности личности, является основой ее субъектности.

Испытание временем выдержали и, более того, приобрели статус комсорговских законов некоторые этические, эстетические и организационные традиции. И сегодня в «Комсорге» неуклонно исполняются свои неписанные законы – традиции доброго отношения к людям; доброго отношения к природе; доброго отношения к песне; закон территории (санитарно-гигиенический аспект); закон «ноль-ноль» (все делать вовремя; дорожить каждой минутой).

Эти законы обеспечивают высокую организованность жизни школы, формируют организационный порядок и особый «организационный дух» «Комсорга», помогающий ему не только зависеть от социальной среды, но и активно влиять на нее. Т.о., благодаря «организационному духу» «Комсорга» его зависимость от окружающей среды понижается, зато зависимость среды от «Комсорга» повышается. Этот вывод подтверждается наличием высокого авторитета «Комсорга» в регионе и за его пределами, желанием многих подростков и юношей хотя бы раз в жизни побывать в «Комсорге».

Символы, атрибуты и ритуалы. Можно условно обозначить две ведущие роли этих знаковых признаков в жизнедеятельности школы лидеров. Во-первых, с их помощью актуализируются широкие возможности совершения коллективных социальных действий на различных уровнях активности:

а) сенсомоторном уровне за счет единого выполнения элементов строя (ходьба «в ногу», отмашка рук, выполнение команд: «равняйсь», «смирно» и т.д.);

б) перцептивном – благодаря восприятию единой формы одежды, общего порядка построения на линейке, при смотрах – парадах, факельных шествиях и т.д.;

в) вербальном – при исполнении отрядных речевок, отрядных песен, девизов, общелагерных речевок на линейках, исполнении гимна «Комсорга».

Включение многоплановых уровней активности в коллективное социальное действие стимулирует рост социально-психологической зрелости групп, повышает их сплоченность и совместимость индивидов в группах. Многоплановые совместные действия является эффективным психотерапевтическим средством для снятия напряжений внутриличностного, межличностного и межгруппового планов.

Во-вторых, символика и ритуалы «очищают» молодежное сообщество от досадных форм неуклюжести, некрасивости, неряшливости и проч. и вносят стройность, гармонию, а в итоге силу и красоту, к чему так чувствительна молодежная субкультура. Недаром А.С. Макаренко так ценил и умело применял «эстетику военного быта» в трудных условиях перевоспитания беспризорников. Форму, строй, рапорты и т.д. А.С. Макаренко рассматривал как средства укрепления дисциплины и коллектива в целом, образно оценивая их как «цемент» устойчивости детского сообщества [85].

В заключение можно отметить, что, благодаря структуре ритуалов, атрибутов, символов и традиций, в «Комсорге» создаются условия для формирования высших социально-психологических феноменов: солидарности, энтузиазма, социального оптимизма и т.д. с использованием целого ряда механизмов их зарождения: подражания [128]; духовного единства [72]; коллективных представлений [40].


ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ «КОМСОРГА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.