Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)




Гибкость мышления

Часть I. Психология детской одаренности


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития



 


Способность быстро и легко находить новые страте­гии решения, устанавливать ассоциативные связи и пере­ходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называ­ют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления — явление ред­кое, как и крайнее выражение его противоположности — инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характер­ной для одаренных детей.

Гибкость мышления тесно связана с богатством и раз­нообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, уме­ний, навыков и т. п.), однако полностью им не определя­ется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный харак­тер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.

Само по себе количество информации еще не являет­ся гарантией способности к комбинированию и созда­нию на этой основе новых идей и стратегий. В ходе спе­циальных исследований было определено, что решающим фактором, содействующим развитию этой интеллекту­альной характеристики, выступает не сам опыт, а мето­ды его усвоения.

Мы уже описывали это качество при характеристике креативности. Его обычно рассматривают как способ­ность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близко предыдущему, но характеризует не­сколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей,


с одной стороны, является основой, с другой — необхо­димой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренно­го человека как реакция на проблемную ситуацию. Но­вая идея в данном случае не просто ассоциативное объ­единение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отно­шений, стоящих заданными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совер­шенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно ойи служат базовыми для прин­ципиально новых подходов и решений («безумные идеи»).

Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобрета­ются в процессе усвоения опыта (знаний, умений, на­выков) и часто прямо диктуются его содержанием. Ребе­нок относительно свободен от этого в силу ограничен­ности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у ода­ренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его содержании.

Большинство ученых, подчеркивая важность этого качества, считают его все же чем-то вроде второстепен­ной характеристики творчества. Правда, несмотря на это, обычно гении очень продуктивны: Моцарт создал более 600 музыкальных произведений; Бах писал по кантате в неделю; Томас Эдисон провел 1093 эксперимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.