Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оригинальность мышления




I часть I. Психология детской одаренности

решения и один-единственный правильный ответ. Ситуа­ции неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Способность решать дивергентные задачи — важней­шее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы прак­тически все важные задачи, решаемые человеком в жиз­ни: какую избрать профессию? где жить? как общаться с окружающими? с кем создавать семью? как отдыхать?

Но при традиционном, в особенности для отечествен­ного образования, подходе, задачи дивергентного ти­па — большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, отно­сятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единствен­но верного ответа, который может быть вычислен пу­тем строгих, логических рассуждений на основе исполь­зования усвоенных правил и алгоритмов (законы, тео­ремы и др.).

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным за­дачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различ­ной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводи­мость ответов из самого условия и проявляющаяся та­ким образом недосказанность требуют не просто моби­лизации и объединения уже полученных знаний, а ин­туиции, озарения (инсайта).

Правда, большинство людей, как подметили неко­торые специалисты в области психологии, например


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

известный промышленник и исследователь психологии творчества Генри Форд, ищут для себя такую работу, ко­торая не требовала бы применения творческих способ­ностей. Большинство людей испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется са­мостоятельность в принятии решений. Стремление ис­пользовать в своих интересах нестабильность, неодно­значность, все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца.

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обыч­но называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в об­щении со сверстниками и взрослыми, во всех видах дея­тельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных ри­сунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышле­ния творчески одаренного человека. Но при этом наря­ду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй — в худо­жественном.

Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. По­рой она вызывает удивление или насмешки окружаю­щих. Жителей Кенигсберга забавляла пунктуальность философа Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с нее, можно было сверять часы. Сугубо оригинальные идеи математика Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его считали сумасшедшим.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.