Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любознательность




Часть I. Психология детской одаренности

выдающихся достижений, а следовательно, и как специ­альную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Предложенный ниже перечень характеристик твор­ца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчер­паемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно оче­видно — те качества, что мы описываем, бесспорно, от­личают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свой­ственны всем людям, но уровень, на котором они про­являются, различен.

Особенности познавательного развития

Одной из первых характеристик, отличающих ода­ренного человека, традиционно считают любознатель­ность. Любовь к познанию, или любознательность, бе­рет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «ум­ственных впечатлениях», характерна для каждого.здоро­вого ребенка (Запорожец А. В., Божович Л. И. и др.).

Любознательность, образно говоря, — следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любо­пытство так и не перерастает в любознательность, их по­исковая активность, проявляющаяся в интересе к иссле­дованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важней­шей отличительной чертой талантливого человека. Ста­новление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде ис­следований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовле­творения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умствен­но одаренные дети получают удовольствие от умствен­ного напряжения, подобно одаренным спортсменам, по­лучающим удовольствие от повышенных физических на­грузок.

Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психи­ческого отражения, как воля. Нет необходимости гово­рить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, кото­рая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представ­ляет из себя специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании творца очень важ­но, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устой­чивое психическое образование — познавательную по­требность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не пе­рерастает в полной мере в любознательность. Одарен­ным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, ис­следованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свой-ство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличи­тельной чертой. Лучший способ личностного развития, астоящий залог интеллектуального превосходства —

2 А- Савенков





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.