Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высокий уровень развития логического мышления




Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Бого­явленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремле­нии к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя эксперименталь­ную работу с детьми, заметила, что для одаренного ре­бенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. «В этой способно­сти не „гаснуть" в полученном ответе, — пишет Д. Б. Бо­гоявленская, — а „возгораться" в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в пред­мете нечто новое, такое, что не видят другие».

Это качество одаренного человека интуитивно исполь­зовал известный физик Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он нашел оригинальный способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание. Если, выполнив это зада­ние, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему де­лать дальше, — его увольняли. В команде оставался лишь тот, для кого решение первой поставленной задачи ста­новилось не завершением задания, а началом новой ра­боты, которую он определял для себя сам.

Не менее любопытен и другой известный факт. Од­нажды А. Энштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллек­том других людей. «Если люди ищут иголку в стоге се­на, — ответил он, — то большинство из них останавли­ваются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень

повезет, даже четвертую и пятую иголку». f is

1'


Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыс­лить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные экспе­рименты, говорят диаметрально противоположное.

Известный российский психолог В. Н. Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и за­рубежных специалистов к проблеме соотношения ин­теллекта и креативности, выделяет три основных пози­ции:

• первая отказывается от какого бы то ни было разделе­
ния этих функций; эта точка зрения характерна для
большинства отечественных ученых; из широко из­
вестных зарубежных исследователей, придерживающих­
ся данного подхода, можно назвать Г. Ю. Айзенка;

• вторая строится на утверждении, что между интел­
лектом и креативностью существуют пороговые от­
ношения; для проявления креативности нужен ин­
теллект не ниже среднего, или «нет глупых креати-
вов», но есть «нетворческие интеллектуалы»;

• третья утверждает, что интеллект и креативность —
независимые, ортогональные способности; при мак­
симальном снятии регламентации деятельности в ходе
тестирования креативности результаты ее измерения
У детей не зависят от уровня их интеллекта.

Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцов с детства отличает то, что они не боятся ди­вергентных задач. Так условно называются задачи, имею-не один, а множество правильных ответов. Люди, не скл°нные к творчеству, исследовательскому поведе-

• предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.