Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высокая концентрация внимания




Часть I. Психология детской одаренности

Жюля Верна научным гением. Французский инженер Лебер считал его соавтором своей идеи подводной лод­ки с двойным дном (как у «Наутилуса»). В 1903 году, когда другая подводная лодка — «Проектор» — совер­шила переход из Бриджпорта в Нью-Йорк, ее создатель, американский конструктор С. Лейк, направил Ж. Верну поздравительную телеграмму. Известный русский иссле­дователь и конструктор К. Э. Циолковский говорил о том, что он долго смотрел на ракету с точки зрения «увеселе­ний и маленьких применений». Сделать серьезные вы­числения его побудили книги Ж. Верна.

Для одаренного ребенка характерна повышенная кон­центрация внимания. Выражается это, во-первых, высо­кой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возмож­ностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к вы­бранной цели. Отсюда такая отличительная черта ода­ренного ребенка, как склонность к сложным и сравни­тельно долговременным заданиям.

Данное качество трудно оценить иначе как положи­тельное, но именно оно часто становится причиной труд­ностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть учителей ориенти­руется на условно «нормального», обычного ученика, который, как известно всем, и педагогам в первую оче­редь, имеет в этом смысле весьма скромные возможно­сти. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно «низ­ким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания.

Практически прямо противоположные качества де­монстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок ча­сто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь,


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

причем заниматься своим делом он способен длитель­ное время, может возвращаться к нему в течение не­скольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство моти­вации, непосредственно связанной с содержанием дея­тельности, и творческих умений ребенка в сферах, где реализуются его творческие способности (интеллекту­альной, художественной и др.).

Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с явлением, откры­тым известным русским ученым Ухтомским. Он в ходе собственных научных изысканий пришел к выводу, что одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги активно­сти и очаги торможения. Этот очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клет­ки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил на­звание доминанты. Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают от стрем­ления достичь главной цели, но напротив, даже усилива­ют это стремление. Вокруг активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.