Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К самоактуализации




Стремление

Часть I. Психология детской одаренности


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития



 


Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм
Лейбниц. ь

Конечно, возможна и нерациональная трата сил| Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен опре-1 делить в каждом конкретном случае, чего больше в совме­щении интересов — плюсов или минусов. Видимо, пра­вильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.

Есть и еще один важный аспект проблемы. Разно­плановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики Норберт Виннер по­мнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена уче­ного положила ему в бумажник записку с новым адре­сом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в расте­рянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Вни­мательно выслушав его, девочка ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь».

Биографами описано множество случаев из жизни выдающихся людей, свидетельствующих не только об их выдающемся уме, но и о поступках, которые выглядят просто глупо. И. Ньютон не любил отвлекаться от рабо­ты и для своей кошки проделал внизу двери отверстие, чтобы та могла сама входить в дом и выходить из него, не беспокоя хозяина мяуканьем. Когда у кошки роди­лось семеро котят, великий физик добавил по окошку для каждого из них!


Особенности психосоциального развития

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что рост­ки данного стремления проявляются уже в детстве и долж­ны поддерживаться и формироваться.

Существенный вклад в разработку данной пробле­матики внес известный американский психолог А. Мас-лоу. Он считал, что люди изначально, генетически мо­тивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где высшим — пятым — уровнем явля­ется потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуа­лизации — это стремление человека постоянно вопло­щать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои спо­собности, свою сущность. У людей, склонных к самоак­туализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от ис­пользования своих способностей, и этим они отличают­ся от тех людей, которые стремятся удовлетворить по­требности в том, чего им недостает.

А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъем­лемой характеристикой самой природы человека, а твор­ческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого А. Мас­лоу, самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большин­ство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.


50 | часть I. Психология детской одаренности


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.