Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I часть I. Психология детской одаренности




с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгля­да, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятель­ности.

Ценность их в том, что они практически всегда мо­гут быть замечены не только практическими психолога­ми, но и воспитателями детских садов, школьными учи­телями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных де­тей от их сверстников, условно называемых нормальны­ми. Знание этих особенностей необходимо для адекват­ного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только пси­хологи. Успех всегда был привлекателен, а потому пер­выми стали выделять особенности мышления и специ­фические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них при­шли к выводу о том, что в детстве у многих выдаю­щихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Гали­лей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характе­ристики:

• 90 % из них обладали высоким интеллектом, любо­
знательностью, задавали много вопросов, стремились
выделиться;

• 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по
годам развиты в умственном отношении, отличались
нравственностью, критичностью, прямолинейной чест­
ностью, были серьезны;

• почти 90 % из них были настойчивы, обладали силь­
ной волей и ярко выраженным стремлением к высо­
ким достижениям;

• по крайней мере 75 % были усердными труженика­
ми, хорошо переносили одиночество и отличались
твердостью. Они получали удовлетворение от своей
работы, были экспрессивны, открыты духовному опы­
ту и фантазиям..-;'.! :-.;,;.•-


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития | 31

Вот еще один список качеств, характерных для буду­щих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3. Были увлечены своим делом, энергичны.

4. Демонстрировали ярко выраженную независимость,
стремление работать в одиночку, индивидуализм.

5. Умели контролировать себя,

6. Имели стремление контактировать с другими ода­
ренными, юными и взрослыми.

7. Умели извлекать практический опыт и быстро при­
обретать художественный и интеллектуальный опыт.

Исследователи-биографы утверждают, что многие по­литики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были об­щительны.

Многие военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.) также с детства были одержимы одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательно­стью, успехи в интеллектуальных делах имели невысо­кие, не предавались фантазиям и не пользовались успе­хом у сверстников.

Революционеры (П. Кропоткин, Марат, Робеспьер и др.) уже в детстве были бунтовщиками, у них наблю­дались мятежные наклонности, за что их нередко под­вергали преследованиям (били сверстники, наказывали педагоги и родители и т. п.).

Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой ин­тересов, с малых лет были рассудительны и критичны.

Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди — ученые, художники, управленцы — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих ка­честв у детей можно рассматривать как залог будущих





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.