Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческость(креативность)




Многие отечественные ученые до сих пор отказыва­ются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способ­ности. Они считают, что творчество всегда жестко свя­зано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техни­ческое творчество и так далее.

Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ре­бенок без труда может перенести этот опыт в любую Другую сферу. Именно поэтому творчество рассматри­вается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, про-

веДенных в последнее время, трудно найти приемлемое

пределение творческости, но там содержится довольно мно-

°писаний основных параметров, ее характеризующих.


 

часть I. Психология детской одаренности

«Креативность (творческость), — пишет Е. П. Торранс, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, прохо­дить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре кри­терия.

Продуктивность, или беглость, — способность к про­дуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопро­дуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Лео­нардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволи­ло ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тыся­чи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость — способность легко переходить от явле­ний одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Проти­воположное качество называют инертностью мышле­ния.

Оригинальность — один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожи­данные идеи, отличающиеся от широко известных, об­щепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается тер­мином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие — детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжирую?' ся, считается, что это просто разные способы реализа­ции творческой личности.


глава 1. Что такое детская одаренность | 27




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.