КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Манипуляции и эксплуатации 1 страница
СУЩНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ Причина нарушения естественной рациональности инди-видов, возникновения иррационального социального обмене между ними — манипуляция одних индивидов другими. Существует большое число определений манипуляции: «скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого» (Р. Гудин), «обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов» (О. Т. Йокояма), «побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого», (Дж. Рудинов), «скрытое влияние на совершение выбора» (Л. Прото), «такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать» (У. Рикер), «скрытое Принуждение, программирование мыслей, намерений, установок, поведения» (Г. Шиллер), «управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей» (Э. Шостром) [1]. Как видим, в большинстве этих определений акцент делается на способы, технику манипуляций, а не на ее социальную суть. По нашему мнению, при множестве форм, Психологических техник, институциональных основ манипуляция имеет один социальный результат. Этот результат — обеспечение иррационального социального выбора Манипулируемого, его согласия (принятия им в качестве естественного или допустимого) на социальный обмен, невыгодный ему, но выгодный манипулятору (манипуляторам). То есть следствием манипуляции являются: мани-пулятивный социальный обмен между индивидами, осно-ванная на нем иррациональная система распределения первичных ценностей в обществе и обеспечивающие ее социальные институты. В основе конкуренции партий, фирм, товаров лежит со перничество между людьми. Выбирая товары или услуги, в том числе политиков (десакрализация и десимволизация их деятельности ведет к ее пониманию как одного из видов услуг на рынке), а также мнимые услуги священников или мошенников, потребители руководствуются своими пред ставлениями об их полезности для себя. Как следствие этого, в обществе формируется представление о ценности деятель ности тех индивидов, которые производят эти товары и услуги. В результате формируется иерархия стоимости тех или иных действий на рынке труда, а в более широком плане — социальная иерархия индивидов, позиции в которой распределяются в соответствии с представлениями о ценности деятельности индивидов (или самого факта их существования) для общества. Эта конструкция скрепляется государственным насилием, придающим ей устойчивость. Как было отмеченно выше, рациональное понимание индивидами своих интересов привело бы к такому положению дел, при котором социальная деятельность, в том числе по производству услуг (товаров), обменивалась бы на позиции социального статуса пропорционально ее ценности для удовлетворения рациональных потребностей индивидов. К такому положению дел ведет свободная конкуренция рациональных индивидов. Индивиды, рационально оценивая полезность результатов социальной деятельности других индивидов, сформировали бы рациональное общество, в котором место и функции индивидов определяются в соответствии с этим критерием оценки. Рационально-согласованное распределение — идеально-типическая модель, от которой реальные общественные отношения удалены в большей или меньшей степени. В этой модели нет места манипуляции, использованию одних индивидов другими, то есть неэквивалентному социальному обмену, предполагающему, что доля одних индивидов в получаемых первичных ценностях меньше, а других — больше, чем значение затраченных ими жизненных ресурсов для воспроизводства этих ценностей. В реальных социальных системах всегда происходит использование индивидов и их групп путём манипулятивного и (или) насильственного принуждения к заведомо невыгодному варианту выбора социального поведения, в том числе к согласию на социальный порядок, при котором их интересы априори ущемлены. Коллективная социальная деятельность в исторических обществах зачастую предполагает такой вариант согласо-вания интересов, который кому-то заведомо невыгоден, а кому-то, наоборот, заведомо выгоден. Человек изначально рационален, он склонен из всех имеющихся вариантов выби-pать наиболее выгодный для себя. Поэтому индивид не мо-жет сознательно совершать действия или отказываться от их совершения, имея более выгодные альтернативы социального поведения. Почему же на практике индивиды постоянно делают иррациональный выбор, поддерживают паразитиче-ские, мешающие развитию социальные институты, позволяет жуликам и авантюристам эксплуатировать себя, покупают зведомо бесполезные товары и т. д. и т. п.? К мотивам автоматически не прилагается знание о том, как их наилучшим образом реализовывать. Для этого в сознании всех индивидов должна существовать адекватная карти-на мира. Создание такой картины — цель всемирного творче-скoro процесса. Человечество перманентно приближается к ней, однако этот ускользающий идеал априори недостижим. Манипуляция возможна только за счет непонимания, недостаточно адекватного осознания индивидами их собственных рациональных интересов, внутренних мотивов и путей ИХ реализации. Это незнание дает одним индивидам возможность использовать других с помощью манипуляции, создания иллюзорных целей и фиктивных методов их достижения. Иными словами, манипуляция понуждает индивидов делать выбор, невыгодный им, но выгодный манипуляторам. Так как картина мира неполна, ее пробелы можно произвольно зарисовать, фальсифицировать. Индивид-манипуля-тоp, движимый основным социальным инстинктом, не может пройти мимо возможности получить более выгодный для себя вариант распределения, причем делает он это порой неосознанно. В результате появляется искаженная картина реально сти, в которой создаются мнимые цели, ложные пути к реали зации подлинных мотивов. Создавая или поддерживая веру индивидов в фальсифицированную картину мира, манипуля торы для того, чтобы претендовать на рационально необосно ванную долю социальных преференций, отводят себе в ней принципиально важную роль. Манипулируемые принимают такую картину реальности, в результате происходит отчужде ние их от их собственных мотивов, перенос социальной активности на иллюзорные цели. Точным образом манипулируемые дают использовать свои жизненные и социальные ресурсы для получения манипуляторами первичных ценностей. Цель манипуляции состоит в том, чтобы побудить индивида сделать ирациональный выбор, согласиться на использование. Купи мои акции, и ты станешь богатым, говорит организатор финансовой пирамиды; помогай церкви и будешь счастлив в раю, вещает священник; проголосуй за меня, и я сделаю твою жизнь лучше, объясняет политик; жуй «Орбит», и твои зубы будут здоровы, твердит реклама. Все эти, на первый взгляд разные действия являются типичными примерами манипуляции с целью использования. Любые социальные цели, выходящие за пределы мотива обладания первичными ценностями, с рациональной точки зрения мнимы, они реальны только как инструмент манипуляции. Признание иррациональных целей дает возможность для вольной трактовки интересов индивидов, создания множества мнимых ценностей и интересов (т. е ложных сущностей, см. принцип бритвы Оккама). Как показывает историческая практика, подобная трактовка зачастую придает легитимность действиям, направленным против естественных базовых потребностей индивидов, в том числе самого их физического существования. Вне рациональной парадигмы родилась и такая замечательная доктрина, как христианский гуманизм. Однако признание надрациональных целей часто приводит уверовавших в них к абсолютно противоположным выводам. Только в картинах мира, где помимо реальных, простых и понятных жизненных интересов индивидов существуют и другие, более важные сакральные цели, может быть велик подвиг шахидов и камикадзе, почетен труд чекистов и эсэсовцев, прекрасен огонь священного джихада или пламя аутодафе. Рациональный взгляд на мир жестко структурирует дейст-вия, отсекая все, что не соответствует рациональным интере-сам индивидов. Рациональная картина мира не оставляет места для иррациональных целей и действий, направленных против интересов человека. Наоборот, любые идеологиче-скиe конструкции, находящиеся вне рациональной картины мира, дают простор для произвольного формулирования иррациональных целей и в экстремальном варианте ведут к че-ловеконенавистническим действиям. Помимо цели-манипуляции — создания иррациональных целей, существует и другой вид манипуляции, задача кото-рой — формирование неверного представления о способе достижения вполне рациональных целей. Назовем его сред-ство-манипуляция. Пример цели-манипуляции — религия — создает иррациональную цель исполнения сакральных предписаний. Реклама же зачастую, наоборот, является средст-вом-манипуляцией и создает иллюзию достижения вполне рациональных потребительских целей через иррациональные, не ведущие к их достижению действия (например, дос-тич ъ белизны зубов или приобрести уверенность в себе с по-мощью жевательной резинки). Манипуляция часто подкрепляется насилием или его угро-зой. Однако насилие — вторичный по отношению к манипуляции инструмент использования. Манипуляция как социальный инструмент может существовать без насилия, насилие без манипуляции — никогда. Использование, основанное по преимуществу на насилии, возможно только для небольших Групп небольшое время, при этом оно всегда сдабривается хо-тя бы малой толикой манипуляции (даже для рабов в Риме или заключенных концлагерей). С прекращением манипуляции насильственное использование приводит к насильственному же отторжению использования (осуществлению рационального выбора используемых). Чем выше степень использования, тем сложнее обходиться только манипуляцией, тем выше роль насилия. Если манипу ляция перестает работать, насилие сталкивается со встречным насилием со стороны используемых — и система рушится. ИНСТИТУТЫ МАНИПУЛЯЦИИ Манипуляция возникла вместе с социальными отношениями в первобытном обществе как частный обман (иногда неосознанный) одних индивидов другими. Предмет манипуляции — представления о том, что представляют собой подлинные интересы индивидов и как их наилучшим образом реализовать. Первые шаманы, маги, колдуны обещали дождь или успешную охоту. Если им везло и обстоятельства складывались благоприятным образом, шаманы принимались первобытным племенем на «повышенное довольствие», если нет — расставались с жизнью. Для того чтобы поставить обман на поток, требовались сакральные символы, атрибуты, обряды. Появилось тайное внутрикорпоративное знание о том, как их использовать для манипуляции. Инструменты обмана, ставшие институтами манипуляции, передавались из поколения в поколение, усложнялись и совершенствовались. Первобытный человек, впервые заявивший соплеменникам, что их жизнь зависит от его общения с духами, Моисей, Христос, Мохаммед, ваш знакомый раввин или Папа Римский — звенья одной цепи, представляющие разные уровни развития и разный масштаб институтов манипуляции. Став частью социального мира, институты манипуляции начали жить собственной жизнью, не зависимой от их первоначального источника. В форме сложных идеологических, религиозных конструкций и социальных инструментов они сделались достоянием многих поколений манипуляторов. Наиболее древняя и все еще распространенная форма манипуляции — религия сыграла огромную роль в становлении всеx исторических обществ. Данная работа не ставит своей задачей пропаганду атеизма или ведение дискуссии о возможности существования сверхъестественных сил. Всем интере-вующимся данной проблематикой рекомендуем ознакомить-сяс блестящими публицистическими работами нобелевского лауреата по физике академика Виталия Гинзбурга и другими материалами, опубликованными на сайте www.atheism.ru. Мы ограничимся только одной цитатой из очень интересной Полемики известного советского диссидента и ученого Кро-нида Любарского с отцом Сергеем Желудковым, в которой учёный раскрывает азы естественно-научного, атеистического мировоззрения в противоположность навязываемых ему священником позиций агностика: «Со средневековья, со времени становления современной науки, ученые всех веков и народов в своей деятельности руководствуются принципом, известным под названием: брит-ва, или лезвие, Оккама. Он гласит: сущности не должны умножаться беспредельно. В расшифровке это означает — если факты не принуждают меня признать наличие некой новой сущности, я не должен вводить ее в свои построения. В про-тивном случае, если я без оснований ввожу в свои построения сущность А, то почему бы мне не ввести и сущности В, С, D и так далее до бесконечности. Есть ли у меня основание вводить в мою концепцию Мира сущность „Бог"? Таких осно-ваний у меня нет... Вы предлагаете мне „остановиться перед тайной", сказать „не знаю". Верно. Действительно „не знаю", Ибо, с точки зрения ученого, не наблюдаю в Мире никаких Проявлений Творца. Это не отрицает Творца, но и не доказы-вает Его существования. Но — внимание! — с той же степенью уверенности я могу сказать, что существует также и Икс, Игрек, Зет, и любая другая сущность, для которой у нас нет даже названия. Я действительно не знаю, существует ли Икс или Зет, но и не отрицаю их. Если агностик последователен, fo он должен наравне с Творцом допустить и Икс, Игрек И Зет. (Вы спросите: что это такое? Не знаю, отвечу я, нечто мне неизвестное. Может быть, оно тоже есть.) Вряд ли вас устроит такое „незнание". Кто доказывает слишком многое, тот не доказывает ничего, гласит поговорка. Кто допускает существование слишком многого, тот не допускает ничего. Именно против такого беспредельного умножения сущностей и направлено лезвие Оккама» [2]. Проще говоря, допуская существование бога, не имеющее естественно-научных доказательств, мы должны также допустить существование снежного человека, летающих тарелок, маленьких синих человечков, хоббитов или кентавров. Напротив, оставаясь на рациональных позициях, мы отказываемся допускать или тем более признавать любые сущности и явления, не доказанные существующей на сегодняшний момент общепризнанной или, если хотите, официальной (в противоположность маргинальным лжеученым типа Носовского и Фоменко) наукой. С этой точки зрения рассмотрим некоторые аспекты социальной роли религии как важнейшего института манипуляции. Признание высших сил означает признание права одних людей выступать от имени и трактовать волю этих сил, побуждая других людей поступать вопреки своим рациональным интересам, то есть становиться объектом манипуляции. Эта манипуляция может восприниматься манипулируемыми, не осознающими свои рациональные интересы как благо. Индивид, подвергшийся манипуляции, может быть счастлив в своем заблуждении. Но это счастье дебила, эрзац-счастье, блаженный идиотизм. Человек может согласиться на него только в отсутствии альтернативы в виде реального удовлетворения от достижения осознанных рациональных целей. Кроме того, такое иллюзорное счастье, как и кайф наркомана, не может дать полного удовлетворения, за ним часто приходит разочарование, а с ним «похмелье». С точки зрения морали религиозное влияние вопреки расхожему мнению чаще всего не имеет позитивного значения. Даже самые благие моральные религиозные предписания служат инструментом манипуляции. На практике одни люди (назовем их первыми) провозглашают некие моральные правила. Затем находятся те, кто этим правилам следуют (вторые), появляются и другие люди, которые этими правилами пренебрегают (третьи). Те, кто не связал себя моральными предписаниями (третьи), ставятся в заведомо более выгод-ное положение в конкурентной социальной борьбе по сравнению с теми, кто их соблюдает (вторыми). Таким образом, на практике третьи при посредничестве первых получают возможность манипулировать вторыми. Жизнеспособные правила общественного поведения могут быть основаны только на рациональном расчете, выгоде индивидов, любые сакрально обоснованные запреты и предписания неизбежно становятся лицемерным инструментом манипуляции. Религия как главный институт идеологической манипуляции в западном обществе просуществовала до великих революций Нового времени. Затем большое значение приобрели нерелигиозные идеологические конструкции — патриотизм, национализм, либерализм, коммунизм. В дальневосточных обществах Китая и Японии традиционным инструментом идеологической манипуляции являлись гражданские квазирелигии (и форме конфуцианства, легизма или культа императора). Развитие рыночной экономики создало набор институтов Манипуляции с новой функцией — определять потребительское поведение индивидов. К этим институтам относятся реклама, маркетинг, брендинг, мерчендайзинг, пиар, корпоративная культура и т. д. Характерно, что эти экономические Инструменты в последнее время приобретают характер квази-(религии с собственными пророками (типа Карнеги, Ли Якок-ии, Форда, Билла Гейтса и др.), священными книгами (см. КНИГИ «пророков»), обрядами (принятыми в корпоративной культуре) и главным идеологическим культом — денег и финансового успеха. Таким образом, проявляется генетическое родство всех инструментов манипуляции, будь то традицион-ные религии или новомодные инструменты ведения бизнеса. Частная собственность на средства производства — ба-зисный институт социальной манипуляции в современном обществе. Тем не менее деятельность каждого конкретного предпринимателя не всегда манипулятивна, то есть не все гда ведет к неэквивалентному социальному обмену. Когда предприниматель выступает в качестве эффективного менеджера, изобретателя, новатора или прогрессивного ин вестора (вкладывает средства в ту или иную сферу экономи ки, обеспечивая ее эффективное развитие), получаемые им преференции можно обозначить как оценку его деятельности по идеальной мотивации. Однако это обстоятельство не отменяет манипулятивной сущности самого института частной собственности. Ведь возможность выполнять свои крайне важные функции экономического управления предприниматель получает чаще всего или по наследству, то есть без всякой связи со своими способностями, или в результате своего социального соответствия требованиям системы (алчности, авантюризма, таланта манипулятора). В силу этого, несмотря на известные редкие исключения (Генри Форд, Томас Эдисон, тот же Бил Гейтс), предприниматели в подавляющем большинстве случаев осуществляют свои функции экономического управления с точки зрения их идеальной мотивации (интересов общества) хуже, чем это сделали бы другие индивиды, более способные к осуществлению этих функций, но лишенные доступа к данному социальному институту. Таким образом, в большинстве своем предприниматели, получая рационально неоправданные социальные преференции, манипулируют обществом в процессе неэквивалентного социального обмена, обусловленного существованием манипулятивного института частной собственности. О манипулятивном перерождении современных политических институтов, таких, как многопартийность, парламентаризм и т. д., подробно рассказано в следующих разделах исследования. За религиями, идеологиями, политическими и экономическими манипулятивными институтами стоят социальные интересы элитных групп. Институты манипуляции (даже иррациональные по идеологии) не отменяют социальный инстинкт, а распределяют возможности его реализации в пользу статусной элиты. Институт манипуляции в современном обществе
СИСТЕМНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ Обозначим манипуляцию обществом со стороны элиты как системную манипуляцию. В основе власти и привилегий элиты лежит манипуляция идеальными целями общества. Идеальные цели дают ответ на вопрос, зачем нужен данный Порядок формирования социальной иерархии, легитимируют его. С ними связаны представления о необходимых инструментах формирования социальной иерархии, которые Должны поддерживать этот порядок. Для достижения этих це-лей или его имитации создаются институты власти, такие, как органы государственного управления, армия, полиция. Используя идеальные цели как инструмент манипуляции, принуждающий общество к согласию на поддержание данного социального порядка, правящая элита гарантирует себе возможность использовать его членов для реализации собственных социальных мотивов. Системная манипуляция прекращает работать только тогда, когда общество начинает понимать, что декларируемые идеальные цели не есть для него благо или что правящая элита не способна их достигать. Степень интенсивности системной манипуляции (и соответствующего использования элитой неэлитной части общества) прямо пропорциональна тому, насколько цели поддержания или реформирования существующего порядка далеки от рациональных целей членов общества. Чем более рационален социальный порядок, предлагаемый элитой обществу, тем рациональнее идеальные цели этого общества, то есть ее объяснения того, зачем нужен этот порядок. Абсолютно нерациональный порядок соответствует абсолютно нерациональным объяснениям (религиозным, мистическим). Более рациональный порядок дает более рациональные объяснения (например, защита национальных интересов государства). Идеальные цели общества рационализируются в соответствии с развитием творческого процесса. Абсолютная и относительная системная манипуляция Любые неидеально-рациональные социальные системы создают условия для использования элитой основной массы населения и потому имеют манипулятивный характер. Тем не менее можно говорить об абсолютно и относительно ма-нипулятивных социальных институтах. Социальные институты, чья рациональность адекватна данному уровню развития творческого процесса, следует назвать относительно манипулятивными. Институты системной манипуляции в начальный период своего развития могут быть относительно манипулятивными и даже воздействовать на общество в направлении его рационализации. Цивилизация в принципе возникла под влиянием появления сложных инструментов манипуляции, которыми стали первые социальные системы (Древнего Египта и Междуречья). Хотя причиной их возникновения было стремление правящих групп закрепить власть и привилегии с помощью новых, более эффективных манипулятивных инструментов (правовых, управленческих, религиозно-идеологических). На практике появление этих сложных институтов стало шагом вперед по сравнению с первобытным хаосом и способствовало тогда рационализации общества. Так, социальные системы, стоявшие у истоков цивилизации, диалектически сочетали противоположные манипулятивное и рационализаторское начала. Затем эти системы, отстав от развития творческого процесса, которому они в свое время придали ускорение, потеряли рационализаторский потенциал и стали инструментами абсолютной манипуляции. Такова судьба практически всех относительно манипулятивных социальных институтов. В разное время относительно манипулятивными, способствующими рационализации общества были идеологии протестантизма, просвещения, французской и американской революций, марксизма; такие политические и социально-экономические институты, как многопартийность, представительная демократия, частная собственность и т. д. Затем большинство из них превратилось в инструменты абсолютной системной манипуляции, то есть перестало соответствовать уровню рациональности, возможному на данный момент развития. Например, абсолютно манипулятивными стали такие некогда передовые социальные институты, как частная собственность на средства производства, представительная демократия, многопартийность. Как абсолютно и относительно манипулятивную можно обозначить и политику элит по поддержанию или реформированию социальной системы Поддержание социального порядка абсолютно манипулятивно в случае, если этот порядок не соответствует возможностям рационализации, имеющимся на данном этапе творческого процесса. Проведение нерациональных по форме (см. подраздел «Условия проведения рациональных преобразований») реформ, воздействующих на социальную систему в направлении ее рационализации, относительно манипулятивно. Единственная форма деятельности правящей элиты, не являющаяся абсолютно или относительно манипулятивной, — проведение социальных преобразований, рациональных и по содержанию, и по форме (в истории такие примеры встречались крайне редко). Системная, бытовая и криминальная манипуляция В обществе существует множество параллельных и пересекающихся манипулятивных цепочек, в которых задействованы индивиды и их группы, объединенные общими интересами. Продавец манипулирует покупателями, священник — верующими, политик — избирателями, собственник — работниками, менеджер — собственником, брокер — владельцами акций и т. д. и т. п. Ежеминутно в обществе происходит множество процессов манипуляции: индивид манипулирует индивидом, индивид — группой, одна группа индивидов — другой, группа индивидов — обществом и проч. Более того, манипуляции накладываются друг на друга, их результатом может быть отказ от манипуляции или манипуляция манипуляторами (два торговца манипулируют друг другом, работник манипуляцией добивается у предпринимателя неоправданно выгодных условий). Пирамида манипуляции и соответствующая пирамида использования —реальность всех исторических обществ. Тем не менее манипуляция не хаотична, она имеет свои законы, порядок применения в каждом конкретном обществе. В результате кажущегося хаотичным сплетения инструментов манипуляции правящая элита получает наибольшие результаты использования. Институты манипуляции служат ей прежде всего в целях эксплуатации большинства общества. Функция правящей элиты — поддержание или реформирование существующего порядка, на словах — ради достижения идеальных целей, на практике — в собственных социальных интересах. Однако социальные интересы конкретных членов и групп внутри элиты предполагают возможность действий вне рамок общей задачи достижения или имитации достижения идеальных целей. Их действия по использованию других индивидов для достижения их собственных социальных целей часто не имеют отношения или даже противоречат декларируемым идеальным целям. Как было отмечено выше, эти действия зачастую важнее для социального продвижения, чем идеально мотивированные. Коллективная цель элиты — поддержание возможности манипуляции обществом — для многих ее представителей часто уходит на второй план по сравнению с решением их частных социальных задач. Пример идеально мотивированных действий: члены элиты борются с революционерами за сохранение существующего порядка, воюют с внешним врагом, управляют массами, получают законные дивиденды с собственности — в общем, исполняют свои функциональные обязанности по поддержанию существующего социального порядка. Пример чисто социально мотивированной деятельности: члены элиты интригуют, натравливают своих клевретов друг на друга, превышают легитимные возможности использования своих подданных; ради достижения собственных частных целей уклоняются от исполнения своих функций, тем самым ставя под угрозу систему, которую должны поддерживать. Второй вариант социального поведения предполагает, что члены правящей элиты, как и рядовые граждане, могут стать жертвами манипуляции со стороны своих коллег по управлению обществом, когда, например, их обрекают на верную смерть на войне во благо достижения идеальных целей общества. В этом случае та часть элиты, которая сумела уклониться от риска, манипулирует теми, кто вынужден рисковать жизнью ради достижения общих целей. В противоположность первому варианту действий по идеальной мотивации, являющихся системной манипуляцией элиты обществом, второй вариант деятельности членов элиты по социальной мотивации можно назвать бытовой манипуляцией. Бытовая манипуляция — любая профессиональная деятельность по ее социальной (не идеальной) мотивации, направленная на получение социальных преференций безотносительно достижения декларируемых целей данной функционально-профессиональной группы. Системная манипуляция — социальная деятельность, идеальные цели которой носят манипулятивный характер. Это и манипулирование элитой обществом с целью поддержания архаичного социального порядка, и деятельность по осуществлению задач конкретных институтов манипуляции — работа служителя церкви, рекламиста или «строителя брендов». Системная манипуляция — освященный обществом порядок, бытовая — формально осуждаемая, но воспринимаемая как неизбежное зло, данность. Для элиты существуют два варианта манипулятивного использования — системная и бытовая манипуляции. Для неэлитной части общества, не получающей преференций от институтов системной манипуляции, бытовая манипуляция является единственной возможностью использования себе подобных (один работник, делающий карьеру за счет другого, нищий продавец, втирающий очки нищему покупателю) и даже иногда членов элиты (слуга, обманывающий господина, наемный работник, «разводящий» хозяина).
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |