Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Манипуляции и эксплуатации 1 страница




СУЩНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ

Причина нарушения естественной рациональности инди-видов, возникновения иррационального социального обме­не между ними — манипуляция одних индивидов другими.

Существует большое число определений манипуляции: «скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагае­мой волей другого» (Р. Гудин), «обманное косвенное воздей­ствие в интересах манипуляторов» (О. Т. Йокояма), «побужде­ние поведения посредством обмана или игрой на предпола­гаемых слабостях другого», (Дж. Рудинов), «скрытое влияние на совершение выбора» (Л. Прото), «такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать» (У. Рикер), «скрытое Принуждение, программирование мыслей, намерений, уста­новок, поведения» (Г. Шиллер), «управление и контроль, экс­плуатация другого, использование в качестве объектов, ве­щей» (Э. Шостром) [1].

Как видим, в большинстве этих определений акцент де­лается на способы, технику манипуляций, а не на ее соци­альную суть. По нашему мнению, при множестве форм, Психологических техник, институциональных основ мани­пуляция имеет один социальный результат. Этот резуль­тат — обеспечение иррационального социального выбора Манипулируемого, его согласия (принятия им в качестве естественного или допустимого) на социальный обмен, невыгодный ему, но выгодный манипулятору (манипуля­торам). То есть следствием манипуляции являются: мани-пулятивный социальный обмен между индивидами, осно-ванная на нем иррациональная система распределения первичных ценностей в обществе и обеспечивающие ее со­циальные институты.

В основе конкуренции партий, фирм, товаров лежит со перничество между людьми. Выбирая товары или услуги, в том числе политиков (десакрализация и десимволизация их деятельности ведет к ее пониманию как одного из видов услуг на рынке), а также мнимые услуги священников или мошенников, потребители руководствуются своими пред ставлениями об их полезности для себя. Как следствие этого, в обществе формируется представление о ценности деятель ности тех индивидов, которые производят эти товары и услу­ги. В результате формируется иерархия стоимости тех или иных действий на рынке труда, а в более широком плане — социальная иерархия индивидов, позиции в которой распре­деляются в соответствии с представлениями о ценности дея­тельности индивидов (или самого факта их существования) для общества. Эта конструкция скрепляется государствен­ным насилием, придающим ей устойчивость.

Как было отмеченно выше, рациональное понимание инди­видами своих интересов привело бы к такому положению дел, при котором социальная деятельность, в том числе по произ­водству услуг (товаров), обменивалась бы на позиции социаль­ного статуса пропорционально ее ценности для удовлетворения рациональных потребностей индивидов. К такому положению дел ведет свободная конкуренция рациональных индивидов. Индивиды, рационально оценивая полезность результатов со­циальной деятельности других индивидов, сформировали бы рациональное общество, в котором место и функции индиви­дов определяются в соответствии с этим критерием оценки.

Рационально-согласованное распределение — идеально-типическая модель, от которой реальные общественные от­ношения удалены в большей или меньшей степени. В этой модели нет места манипуляции, использованию одних инди­видов другими, то есть неэквивалентному социальному об­мену, предполагающему, что доля одних индивидов в полу­чаемых первичных ценностях меньше, а других — больше, чем значение затраченных ими жизненных ресурсов для вос­производства этих ценностей. В реальных социальных систе­мах всегда происходит использование индивидов и их групп путём манипулятивного и (или) насильственного принужде­ния к заведомо невыгодному варианту выбора социального поведения, в том числе к согласию на социальный порядок, при котором их интересы априори ущемлены.

Коллективная социальная деятельность в исторических обществах зачастую предполагает такой вариант согласо-вания интересов, который кому-то заведомо невыгоден, а кому-то, наоборот, заведомо выгоден. Человек изначально рационален, он склонен из всех имеющихся вариантов выби-pать наиболее выгодный для себя. Поэтому индивид не мо-жет сознательно совершать действия или отказываться от их совершения, имея более выгодные альтернативы социально­го поведения. Почему же на практике индивиды постоянно делают иррациональный выбор, поддерживают паразитиче-ские, мешающие развитию социальные институты, позволя­ет жуликам и авантюристам эксплуатировать себя, покупа­ют зведомо бесполезные товары и т. д. и т. п.?

К мотивам автоматически не прилагается знание о том, как их наилучшим образом реализовывать. Для этого в созна­нии всех индивидов должна существовать адекватная карти-на мира. Создание такой картины — цель всемирного творче-скoro процесса. Человечество перманентно приближается к ней, однако этот ускользающий идеал априори недостижим.

Манипуляция возможна только за счет непонимания, не­достаточно адекватного осознания индивидами их собствен­ных рациональных интересов, внутренних мотивов и путей ИХ реализации. Это незнание дает одним индивидам возмож­ность использовать других с помощью манипуляции, созда­ния иллюзорных целей и фиктивных методов их достижения. Иными словами, манипуляция понуждает индивидов делать выбор, невыгодный им, но выгодный манипуляторам.

Так как картина мира неполна, ее пробелы можно произ­вольно зарисовать, фальсифицировать. Индивид-манипуля-тоp, движимый основным социальным инстинктом, не может пройти мимо возможности получить более выгодный для себя вариант распределения, причем делает он это порой неосо­знанно. В результате появляется искаженная картина реально сти, в которой создаются мнимые цели, ложные пути к реали зации подлинных мотивов. Создавая или поддерживая веру индивидов в фальсифицированную картину мира, манипуля торы для того, чтобы претендовать на рационально необосно ванную долю социальных преференций, отводят себе в ней принципиально важную роль. Манипулируемые принимают такую картину реальности, в результате происходит отчужде ние их от их собственных мотивов, перенос социальной актив­ности на иллюзорные цели. Точным образом манипулируемые дают использовать свои жизненные и социальные ресурсы для получения манипуляторами первичных ценностей.

Цель манипуляции состоит в том, чтобы побудить индиви­да сделать ирациональный выбор, согласиться на использо­вание. Купи мои акции, и ты станешь богатым, говорит орга­низатор финансовой пирамиды; помогай церкви и будешь счастлив в раю, вещает священник; проголосуй за меня, и я сделаю твою жизнь лучше, объясняет политик; жуй «Орбит», и твои зубы будут здоровы, твердит реклама. Все эти, на пер­вый взгляд разные действия являются типичными примера­ми манипуляции с целью использования.

Любые социальные цели, выходящие за пределы мотива обладания первичными ценностями, с рациональной точки зрения мнимы, они реальны только как инструмент манипу­ляции. Признание иррациональных целей дает возможность для вольной трактовки интересов индивидов, создания множества мнимых ценностей и интересов (т. е ложных сущ­ностей, см. принцип бритвы Оккама). Как показывает исто­рическая практика, подобная трактовка зачастую придает легитимность действиям, направленным против естествен­ных базовых потребностей индивидов, в том числе самого их физического существования.

Вне рациональной парадигмы родилась и такая замеча­тельная доктрина, как христианский гуманизм. Однако при­знание надрациональных целей часто приводит уверовавших в них к абсолютно противоположным выводам. Только в кар­тинах мира, где помимо реальных, простых и понятных жиз­ненных интересов индивидов существуют и другие, более важные сакральные цели, может быть велик подвиг шахидов и камикадзе, почетен труд чекистов и эсэсовцев, прекрасен огонь священного джихада или пламя аутодафе.

Рациональный взгляд на мир жестко структурирует дейст-вия, отсекая все, что не соответствует рациональным интере-сам индивидов. Рациональная картина мира не оставляет места для иррациональных целей и действий, направленных против интересов человека. Наоборот, любые идеологиче-скиe конструкции, находящиеся вне рациональной картины мира, дают простор для произвольного формулирования ир­рациональных целей и в экстремальном варианте ведут к че-ловеконенавистническим действиям.

Помимо цели-манипуляции — создания иррациональных целей, существует и другой вид манипуляции, задача кото-рой — формирование неверного представления о способе достижения вполне рациональных целей. Назовем его сред-ство-манипуляция. Пример цели-манипуляции — религия — создает иррациональную цель исполнения сакральных пред­писаний. Реклама же зачастую, наоборот, является средст-вом-манипуляцией и создает иллюзию достижения вполне рациональных потребительских целей через иррациональ­ные, не ведущие к их достижению действия (например, дос-тич ъ белизны зубов или приобрести уверенность в себе с по-мощью жевательной резинки).

Манипуляция часто подкрепляется насилием или его угро-зой. Однако насилие — вторичный по отношению к манипу­ляции инструмент использования. Манипуляция как социаль­ный инструмент может существовать без насилия, насилие без манипуляции — никогда. Использование, основанное по преимуществу на насилии, возможно только для небольших Групп небольшое время, при этом оно всегда сдабривается хо-тя бы малой толикой манипуляции (даже для рабов в Риме или заключенных концлагерей). С прекращением манипуля­ции насильственное использование приводит к насильствен­ному же отторжению использования (осуществлению рацио­нального выбора используемых).

Чем выше степень использования, тем сложнее обходиться только манипуляцией, тем выше роль насилия. Если манипу ляция перестает работать, насилие сталкивается со встречным насилием со стороны используемых — и система рушится.

ИНСТИТУТЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Манипуляция возникла вместе с социальными отноше­ниями в первобытном обществе как частный обман (иногда неосознанный) одних индивидов другими.

Предмет манипуляции — представления о том, что пред­ставляют собой подлинные интересы индивидов и как их наилучшим образом реализовать. Первые шаманы, маги, колдуны обещали дождь или успешную охоту. Если им везло и обстоятельства складывались благоприятным образом, ша­маны принимались первобытным племенем на «повышенное довольствие», если нет — расставались с жизнью. Для того чтобы поставить обман на поток, требовались сакральные символы, атрибуты, обряды. Появилось тайное внутрикорпо­ративное знание о том, как их использовать для манипуля­ции. Инструменты обмана, ставшие институтами манипуля­ции, передавались из поколения в поколение, усложнялись и совершенствовались.

Первобытный человек, впервые заявивший соплеменни­кам, что их жизнь зависит от его общения с духами, Моисей, Христос, Мохаммед, ваш знакомый раввин или Папа Рим­ский — звенья одной цепи, представляющие разные уровни развития и разный масштаб институтов манипуляции. Став частью социального мира, институты манипуляции начали жить собственной жизнью, не зависимой от их первоначаль­ного источника. В форме сложных идеологических, религи­озных конструкций и социальных инструментов они сдела­лись достоянием многих поколений манипуляторов.

Наиболее древняя и все еще распространенная форма ма­нипуляции — религия сыграла огромную роль в становлении всеx исторических обществ. Данная работа не ставит своей задачей пропаганду атеизма или ведение дискуссии о возмож­ности существования сверхъестественных сил. Всем интере-вующимся данной проблематикой рекомендуем ознакомить-сяс блестящими публицистическими работами нобелевского лауреата по физике академика Виталия Гинзбурга и другими материалами, опубликованными на сайте www.atheism.ru. Мы ограничимся только одной цитатой из очень интересной Полемики известного советского диссидента и ученого Кро-нида Любарского с отцом Сергеем Желудковым, в которой учёный раскрывает азы естественно-научного, атеистическо­го мировоззрения в противоположность навязываемых ему священником позиций агностика:

«Со средневековья, со времени становления современной науки, ученые всех веков и народов в своей деятельности ру­ководствуются принципом, известным под названием: брит-ва, или лезвие, Оккама. Он гласит: сущности не должны ум­ножаться беспредельно. В расшифровке это означает — если факты не принуждают меня признать наличие некой новой сущности, я не должен вводить ее в свои построения. В про-тивном случае, если я без оснований ввожу в свои построе­ния сущность А, то почему бы мне не ввести и сущности В, С, D и так далее до бесконечности. Есть ли у меня основание вводить в мою концепцию Мира сущность „Бог"? Таких осно-ваний у меня нет... Вы предлагаете мне „остановиться перед тайной", сказать „не знаю". Верно. Действительно „не знаю", Ибо, с точки зрения ученого, не наблюдаю в Мире никаких Проявлений Творца. Это не отрицает Творца, но и не доказы-вает Его существования. Но — внимание! — с той же степе­нью уверенности я могу сказать, что существует также и Икс, Игрек, Зет, и любая другая сущность, для которой у нас нет даже названия. Я действительно не знаю, существует ли Икс или Зет, но и не отрицаю их. Если агностик последователен, fo он должен наравне с Творцом допустить и Икс, Игрек И Зет. (Вы спросите: что это такое? Не знаю, отвечу я, нечто мне неизвестное. Может быть, оно тоже есть.) Вряд ли вас устроит такое „незнание". Кто доказывает слишком многое, тот не доказывает ничего, гласит поговорка. Кто допускает

существование слишком многого, тот не допускает ничего. Именно против такого беспредельного умножения сущно­стей и направлено лезвие Оккама» [2].

Проще говоря, допуская существование бога, не имеющее естественно-научных доказательств, мы должны также допус­тить существование снежного человека, летающих тарелок, маленьких синих человечков, хоббитов или кентавров. На­против, оставаясь на рациональных позициях, мы отказыва­емся допускать или тем более признавать любые сущности и явления, не доказанные существующей на сегодняшний момент общепризнанной или, если хотите, официальной (в противоположность маргинальным лжеученым типа Но­совского и Фоменко) наукой.

С этой точки зрения рассмотрим некоторые аспекты соци­альной роли религии как важнейшего института манипуляции.

Признание высших сил означает признание права одних людей выступать от имени и трактовать волю этих сил, побу­ждая других людей поступать вопреки своим рациональным интересам, то есть становиться объектом манипуляции. Эта манипуляция может восприниматься манипулируемыми, не осознающими свои рациональные интересы как благо. Инди­вид, подвергшийся манипуляции, может быть счастлив в сво­ем заблуждении. Но это счастье дебила, эрзац-счастье, бла­женный идиотизм. Человек может согласиться на него только в отсутствии альтернативы в виде реального удовле­творения от достижения осознанных рациональных целей. Кроме того, такое иллюзорное счастье, как и кайф наркома­на, не может дать полного удовлетворения, за ним часто при­ходит разочарование, а с ним «похмелье».

С точки зрения морали религиозное влияние вопреки рас­хожему мнению чаще всего не имеет позитивного значения. Даже самые благие моральные религиозные предписания служат инструментом манипуляции. На практике одни люди (назовем их первыми) провозглашают некие моральные правила. Затем находятся те, кто этим правилам следуют (вто­рые), появляются и другие люди, которые этими правилами пренебрегают (третьи). Те, кто не связал себя моральными предписаниями (третьи), ставятся в заведомо более выгод-ное положение в конкурентной социальной борьбе по срав­нению с теми, кто их соблюдает (вторыми). Таким образом, на практике третьи при посредничестве первых получают возможность манипулировать вторыми. Жизнеспособные правила общественного поведения могут быть основаны только на рациональном расчете, выгоде индивидов, любые сакрально обоснованные запреты и предписания неизбежно становятся лицемерным инструментом манипуляции.

Религия как главный институт идеологической манипуля­ции в западном обществе просуществовала до великих рево­люций Нового времени. Затем большое значение приобрели нерелигиозные идеологические конструкции — патриотизм, национализм, либерализм, коммунизм. В дальневосточных об­ществах Китая и Японии традиционным инструментом идео­логической манипуляции являлись гражданские квазирелигии (и форме конфуцианства, легизма или культа императора).

Развитие рыночной экономики создало набор институтов Манипуляции с новой функцией — определять потребитель­ское поведение индивидов. К этим институтам относятся рек­лама, маркетинг, брендинг, мерчендайзинг, пиар, корпора­тивная культура и т. д. Характерно, что эти экономические Инструменты в последнее время приобретают характер квази-(религии с собственными пророками (типа Карнеги, Ли Якок-ии, Форда, Билла Гейтса и др.), священными книгами (см. КНИГИ «пророков»), обрядами (принятыми в корпоративной культуре) и главным идеологическим культом — денег и фи­нансового успеха. Таким образом, проявляется генетическое родство всех инструментов манипуляции, будь то традицион-ные религии или новомодные инструменты ведения бизнеса.

Частная собственность на средства производства — ба-зисный институт социальной манипуляции в современном обществе. Тем не менее деятельность каждого конкретного предпринимателя не всегда манипулятивна, то есть не все гда ведет к неэквивалентному социальному обмену. Когда предприниматель выступает в качестве эффективного менеджера, изобретателя, новатора или прогрессивного ин вестора (вкладывает средства в ту или иную сферу экономи ки, обеспечивая ее эффективное развитие), получаемые им преференции можно обозначить как оценку его деятельно­сти по идеальной мотивации. Однако это обстоятельство не отменяет манипулятивной сущности самого института ча­стной собственности. Ведь возможность выполнять свои крайне важные функции экономического управления пред­приниматель получает чаще всего или по наследству, то есть без всякой связи со своими способностями, или в ре­зультате своего социального соответствия требованиям сис­темы (алчности, авантюризма, таланта манипулятора). В силу этого, несмотря на известные редкие исключения (Генри Форд, Томас Эдисон, тот же Бил Гейтс), предприни­матели в подавляющем большинстве случаев осуществляют свои функции экономического управления с точки зрения их идеальной мотивации (интересов общества) хуже, чем это сделали бы другие индивиды, более способные к осуще­ствлению этих функций, но лишенные доступа к данному социальному институту. Таким образом, в большинстве сво­ем предприниматели, получая рационально неоправданные социальные преференции, манипулируют обществом в про­цессе неэквивалентного социального обмена, обусловлен­ного существованием манипулятивного института частной собственности.

О манипулятивном перерождении современных полити­ческих институтов, таких, как многопартийность, парламен­таризм и т. д., подробно рассказано в следующих разделах ис­следования.

За религиями, идеологиями, политическими и экономи­ческими манипулятивными институтами стоят социальные интересы элитных групп. Институты манипуляции (даже ир­рациональные по идеологии) не отменяют социальный ин­стинкт, а распределяют возможности его реализации в поль­зу статусной элиты.

Институт манипуляции в современном обществе

■иды институтов манипуляции Примеры современных институтов манипуляции Функции институтов манипуляции
Идеологические инстру­менты манипуляции Религии, иррациональные и мниморациональные идео­логии (национализм,пат­риотизм, рыночный фунда­ментализм, коммунизм и т. п.), реклама, маркетинг, PR, брендинг и т. д. Управление сознанием в интересах манипуляторов
Приписанные социальные характеристики Частная собственность на средства производства (в том числе ценные бума­ги, банковские счета и т. п.), принадлежность к опреде­ленному типу поселения, социальное происхожде­ние, унаследованные соци­альные связи и т. д. Манипулятивный обмен первичными ценностями в интересах обладателей этих характеристик
Социально-экономические и общественно-политиче-ские институты, отстаю­щие от уровня рациональ-ности, возможного на данномэтапе развития творческого процесса Частная собственность на средства производства, политические институты современной представи­тельной демократии, фондовые рынки, рынки валют и т. д. Манипулирование общест­вом со стороны правящей элиты, в интересах которой эти институты работают

СИСТЕМНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ

Обозначим манипуляцию обществом со стороны элиты как системную манипуляцию. В основе власти и привилегий элиты лежит манипуляция идеальными целями общества. Идеальные цели дают ответ на вопрос, зачем нужен данный Порядок формирования социальной иерархии, легитимиру­ют его. С ними связаны представления о необходимых инст­рументах формирования социальной иерархии, которые Должны поддерживать этот порядок. Для достижения этих це-лей или его имитации создаются институты власти, такие, как органы государственного управления, армия, полиция. Используя идеальные цели как инструмент манипуляции, принуждающий общество к согласию на поддержание данного социального порядка, правящая элита гарантирует себе возможность использовать его членов для реализации собст­венных социальных мотивов. Системная манипуляция пре­кращает работать только тогда, когда общество начинает по­нимать, что декларируемые идеальные цели не есть для него благо или что правящая элита не способна их достигать.

Степень интенсивности системной манипуляции (и соответ­ствующего использования элитой неэлитной части общества) прямо пропорциональна тому, насколько цели поддержания или реформирования существующего порядка далеки от рациональ­ных целей членов общества. Чем более рационален социальный порядок, предлагаемый элитой обществу, тем рациональнее иде­альные цели этого общества, то есть ее объяснения того, зачем нужен этот порядок. Абсолютно нерациональный порядок соот­ветствует абсолютно нерациональным объяснениям (религиоз­ным, мистическим). Более рациональный порядок дает более ра­циональные объяснения (например, защита национальных интересов государства). Идеальные цели общества рационали­зируются в соответствии с развитием творческого процесса.

Абсолютная и относительная системная манипуляция

Любые неидеально-рациональные социальные системы создают условия для использования элитой основной массы населения и потому имеют манипулятивный характер. Тем не менее можно говорить об абсолютно и относительно ма-нипулятивных социальных институтах.

Социальные институты, чья рациональность адекватна данному уровню развития творческого процесса, следует на­звать относительно манипулятивными.

Институты системной манипуляции в начальный период своего развития могут быть относительно манипулятивными и даже воздействовать на общество в направлении его рацио­нализации. Цивилизация в принципе возникла под влиянием появления сложных инструментов манипуляции, которыми стали первые социальные системы (Древнего Египта и Междуречья). Хотя причиной их возникновения было стремление правящих групп закрепить власть и привилегии с помощью новых, более эффективных манипулятивных инструментов (правовых, управленческих, религиозно-идеологических). На практике появление этих сложных институтов стало ша­гом вперед по сравнению с первобытным хаосом и способст­вовало тогда рационализации общества. Так, социальные системы, стоявшие у истоков цивилизации, диалектически сочетали противоположные манипулятивное и рационализа­торское начала. Затем эти системы, отстав от развития твор­ческого процесса, которому они в свое время придали уско­рение, потеряли рационализаторский потенциал и стали инструментами абсолютной манипуляции.

Такова судьба практически всех относительно манипуля­тивных социальных институтов.

В разное время относительно манипулятивными, способст­вующими рационализации общества были идеологии протес­тантизма, просвещения, французской и американской рево­люций, марксизма; такие политические и социально-экономи­ческие институты, как многопартийность, представительная демократия, частная собственность и т. д.

Затем большинство из них превратилось в инструменты абсолютной системной манипуляции, то есть перестало соот­ветствовать уровню рациональности, возможному на данный момент развития. Например, абсолютно манипулятивными стали такие некогда передовые социальные институты, как частная собственность на средства производства, представи­тельная демократия, многопартийность.

Как абсолютно и относительно манипулятивную можно обозначить и политику элит по поддержанию или реформи­рованию социальной системы Поддержание социального по­рядка абсолютно манипулятивно в случае, если этот порядок не соответствует возможностям рационализации, имеющим­ся на данном этапе творческого процесса. Проведение нера­циональных по форме (см. подраздел «Условия проведения рациональных преобразований») реформ, воздействующих на социальную систему в направлении ее рационализации, относительно манипулятивно. Единственная форма деятель­ности правящей элиты, не являющаяся абсолютно или отно­сительно манипулятивной, — проведение социальных пре­образований, рациональных и по содержанию, и по форме (в истории такие примеры встречались крайне редко).

Системная, бытовая и криминальная манипуляция

В обществе существует множество параллельных и пересе­кающихся манипулятивных цепочек, в которых задействованы индивиды и их группы, объединенные общими интересами.

Продавец манипулирует покупателями, священник — верую­щими, политик — избирателями, собственник — работниками, менеджер — собственником, брокер — владельцами акций и т. д. и т. п. Ежеминутно в обществе происходит множество процессов манипуляции: индивид манипулирует индивидом, индивид — группой, одна группа индивидов — другой, группа индивидов — обществом и проч. Более того, манипуляции на­кладываются друг на друга, их результатом может быть отказ от манипуляции или манипуляция манипуляторами (два торговца манипулируют друг другом, работник манипуляцией добивает­ся у предпринимателя неоправданно выгодных условий). Пира­мида манипуляции и соответствующая пирамида использова­ния —реальность всех исторических обществ.

Тем не менее манипуляция не хаотична, она имеет свои за­коны, порядок применения в каждом конкретном обществе. В результате кажущегося хаотичным сплетения инструмен­тов манипуляции правящая элита получает наибольшие ре­зультаты использования. Институты манипуляции служат ей прежде всего в целях эксплуатации большинства общества.

Функция правящей элиты — поддержание или реформи­рование существующего порядка, на словах — ради достиже­ния идеальных целей, на практике — в собственных социаль­ных интересах. Однако социальные интересы конкретных членов и групп внутри элиты предполагают возможность действий вне рамок общей задачи достижения или имитации достижения идеальных целей. Их действия по использова­нию других индивидов для достижения их собственных соци­альных целей часто не имеют отношения или даже противо­речат декларируемым идеальным целям. Как было отмечено выше, эти действия зачастую важнее для социального про­движения, чем идеально мотивированные.

Коллективная цель элиты — поддержание возможности ма­нипуляции обществом — для многих ее представителей часто уходит на второй план по сравнению с решением их частных социальных задач. Пример идеально мотивированных дейст­вий: члены элиты борются с революционерами за сохранение существующего порядка, воюют с внешним врагом, управля­ют массами, получают законные дивиденды с собственно­сти — в общем, исполняют свои функциональные обязанно­сти по поддержанию существующего социального порядка.

Пример чисто социально мотивированной деятельности: члены элиты интригуют, натравливают своих клевретов друг на друга, превышают легитимные возможности использова­ния своих подданных; ради достижения собственных част­ных целей уклоняются от исполнения своих функций, тем самым ставя под угрозу систему, которую должны поддержи­вать. Второй вариант социального поведения предполагает, что члены правящей элиты, как и рядовые граждане, могут стать жертвами манипуляции со стороны своих коллег по управлению обществом, когда, например, их обрекают на верную смерть на войне во благо достижения идеальных це­лей общества. В этом случае та часть элиты, которая сумела уклониться от риска, манипулирует теми, кто вынужден рис­ковать жизнью ради достижения общих целей.

В противоположность первому варианту действий по иде­альной мотивации, являющихся системной манипуляцией элиты обществом, второй вариант деятельности членов эли­ты по социальной мотивации можно назвать бытовой мани­пуляцией.

Бытовая манипуляция — любая профессиональная дея­тельность по ее социальной (не идеальной) мотивации, на­правленная на получение социальных преференций безотносительно достижения декларируемых целей данной функ­ционально-профессиональной группы.

Системная манипуляция — социальная деятельность, иде­альные цели которой носят манипулятивный характер. Это и манипулирование элитой обществом с целью поддержания архаичного социального порядка, и деятельность по осуще­ствлению задач конкретных институтов манипуляции — ра­бота служителя церкви, рекламиста или «строителя брендов».

Системная манипуляция — освященный обществом поря­док, бытовая — формально осуждаемая, но воспринимаемая как неизбежное зло, данность.

Для элиты существуют два варианта манипулятивного ис­пользования — системная и бытовая манипуляции. Для не­элитной части общества, не получающей преференций от ин­ститутов системной манипуляции, бытовая манипуляция является единственной возможностью использования себе подобных (один работник, делающий карьеру за счет друго­го, нищий продавец, втирающий очки нищему покупателю) и даже иногда членов элиты (слуга, обманывающий господи­на, наемный работник, «разводящий» хозяина).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.