Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тобольск, 2009




Социально-психологической практики

Методические рекомендации по организации

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Е.А.Морозов, М.А.Вильцан, Муратова С.Р.

(с элементами психодиагностики)

студентов 3 курса

Специальность

«040101 – социальная работа»

ББК 788.5+88.37+60.9 Печатается по решению кафедры

М 80 социальной педагогики

 

М 80

Е.А.Морозов, М.А.Вильцан, Муратова С.Р. Социально-психологическая практика
(с элементами психодиагностики): Методические рекомендации по организации социально-психологической практики студентов 3 курса, обучающихся по специальности «040101 – социальная работа». – Тобольск, ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2008. – 100 с.

 

Содержание данной социально-психологической практики (с элементами психодиагностики) разработано для студентов 3 курса социально-психологического факультета ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева», обучающихся по специальности «040101 – социальная работа». Содержание практики тесным образом взаимосвязано с основным содержанием ведущих дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО по данной специальности. На 3 курс приходится социально-психологическая практика, содержание которой составителями сознательно привязано к таким дисциплинам как «Социальная работа с молодёжью», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Социальная работа с различными категориями людей», «Психодиагностика в социальной работе», «Социально-психологическое консультирование семьи».Отличительной особенностью содержания данной социально-психологической практики является использование идей зарубежной подготовки социальных работников. В частности, использованы рекомендации по подготовке социальных работников в университете Манитобы (Канада).

В данных методических рекомендациях студенты могут ознакомиться с программой практики, её основным содержанием, с требованиями, предъявляемыми к оформлению отчётной документации, а также с рекомендуемой литературой. Большое внимание авторами уделено психодиагностической составляющей практики, в частности в данных рекомендациях студенты могут познакомиться с наиболее популярными и актуальными психодиагностическими методиками.

 

Рецензент: д-р пед. наук, профессор Н.Н.Суртаева.

 

©Морозов Евгений Анатольевич, 2009

© Вильцан Максим Александрович, 2009

© Муратова Светлана Раиловна, 2009

© ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2009


Оглавление

Пояснительная записка. 4

База социально-психологической практики. 10

Отчётность по итогам социально-психологической практики. 11

Содержание практики. 13

Профориентационная составляющая социально-психологической практики. 25

Рекомендуемая литература. 27

Приложения. 29

Приложение 1. Диагностика воспитанности (степени социализации) подростков. 30

Приложение 2. Диагностика уровня социализированности подростков (11-15 лет) 32

Приложение 3. Диагностика социализированности личности подростка
(методика М.И.Рожкова) 37

Приложение 4. Диагностика агрессивности (опросник Басса-Дарки на агрессивность) 39

Приложение 5. Изучение взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности (опросник Дж.Холланда) 43

Приложение 6. Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности
(опросник «Профессиональная мотивация» Л.А.Верещагина) 47

Приложение 7. Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера) 50

Приложение 8. Изучение социально-психологической адаптированности
(опросник СПА К.Роджерса и Р.Даймонда) 53

Приложение 9. Изучение школьной тревоги младших подростков (Филипс-тест) 59

Приложение 10. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
(опросник СОП) 65

Приложение 11. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) 76

Приложение 12. Диагностика дезадаптированного поведения подростка
(карта наблюдений Д.Стотта) 82

Приложение 13. Методика изучения направленности личности подростка. 89

Приложение 14. Формализованный протокол характеристики трудного подростка. 94

Приложение 15. Примерный административный контракт на прохождение социально-психологической практики. 98

Приложение 16. Формализованный протокол самостоятельной оценки студентами
своей подготовленности к социально-психологической практике. 101

Приложение 17. Анкета для оценки студентами качественных показателей социально-психологической практики. 102

Приложение 18. Анкета для оценки студентами проведения социально-
психологической практики и деятельности её руководителя. 104

Приложение 19. Анкета для оценки студентами собственной практической работы в социальном учреждении. 105

Приложение 20. Таблица учёта времени при прохождении социально-
психологической практики. 106

Приложение 21. Список необходимых материалов о деятельности и структуре социального агентства (социального учреждения, реабилитационного центра и т. д.) 107

Приложение 22 Инструкция по ведению «ежедневника практики» 103

Приложение 23 Методические рекомендации по оформлению

«Отчета по итогам практики» 105

Приложение 24 Рекомендации по содержанию отчета по итогам социально-психологической практики 106

Приложение 25 Стандарты этического поведения 108

Приложение 26 Критерии оценки работы студентов специальности «Социальная работа» во время практики 109

Приложение 27 Индивидуальный план работы 110

Приложение 28 Титульный лист дневника по практике 115

 

 

Пояснительная записка

 

1. Цели и задачи социально-психологической практики.

Содержание данной социально-психологической практики (с элементами психодиагностики) разработано для студентов 3 курса социально-психологического факультета ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева», обучающихся по специальности «040101 – социальная работа». Содержание практики тесным образом связано с основным содержанием ведущих дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО по специальности «040101 – социальная работа».

На 3 курс приходится социально-психологическая практика, содержание которой составителями сознательно привязано к таким дисциплинам как «Социальная работа с молодёжью», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Социальная работа с различными категориями людей», «Психодиагностика в социальной работе», и в особенности к дисциплине специализации - «Социально-психологическое консультирование семьи».

Проблема социальной работы с семьей и детьми – одна из центральных социальных проблем современности, актуальность которой имеет четко выраженную тенденцию к росту. Составной частью дисциплин специализации является «Социально-психологическое консультирование семьи». В рамках обозначенной проблемы особо выделяется девиантное поведение. Во-первых, девиантное поведение снижает трудовой, духовный, творческий и интеллектуальный потенциал общества. Это серьезная угроза нормальному функционированию общественного организма. Во-вторых, данное явление наносит огромный ущерб развивающейся личности. В-третьих, как показывает практика воспитания и перевоспитания, многие меры социального, педагогического, психологического, медицинского воздействия в отношении данной категории школьников (клиентов) оказываются мало результативными. Таким образом, отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных норм поведения детей и взрослых ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом. Реализация воспитательной функции системы образования в этом вопросе является одной из главнейших задач социального работника.

Коренные преобразования в жизни общества, социальные и экономические трудности, изменение системы отношений во всех сферах социума, стремительный темп этих изменений ставят детей и некоторых взрослых в позицию слабой защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. В связи с этим необходима работа по ресоциализации детей и некоторых взрослых, которые имеют отклонения в поведении. С созданием служб реабилитации и социальной адаптации возникла необходимость подготовки специалистов, имеющих специальные знания и умения работы в данных учреждениях, с данной категорией клиентов. Это обосновывает включение в учебный план по подготовке социальных работников социально-психологической практики, основанной на содержании дисциплин специализации, связанных в той или иной степени с проблемой девиантного поведения, его профилактики и реабилитации детей (клиентов) с девиантным поведением.

Не отклоняясь далеко от целевых установок данных дисциплин составители обозначили главной целью социально-психологической практики развитие профессионально значимых качеств личности будущих специалистов, апробация отдельных методов, методик социально-психологического консультирования, подготовка их к работе в разных структурах, занимающихся вопросами воспитания и реабилитации детей (клиентов) с девиантным поведением.

Данная социально-психологическая практика является одним из важнейших компонентов системы социально-психологической подготовки студентов специальности «Социальная работа». Предполагается, что студент будет не просто знакомиться с современными достижениями социальной работы по данной проблеме, но и осваивать их в собственной деятельности – проводить дискуссии, предлагать пути решения социальных и социально-психологических проблем, моделировать ситуации, использовать полученные знания, умения и навыки в ходе прохождения практики в специализированных и профилирующих учреждениях города Тобольска и других населённых пунктов Тюменской области (см. ниже). Чтобы эмоционально заинтересовать студентов и помочь ему в личностном самоопределении, предлагаются различные, иногда противоположные по своим взглядам, системы и технологии работы с детьми группы риска. В качестве зоны «социального и социально-педагогического разлома» для самоопределения выбран спор между сторонниками жёсткого и авторитарного подхода в работе с такими детьми и представителями личностно-ориентированной, гуманной социальной работы и социальной педагогики.

Спецификой построения содержания данной социально-психологической практики является наличие в нём широкого спектра социальных, социально-психологических и социально-педагогических идей и систем. Мы постарались избегать обобщения и неизбежного при этом нивелирования различных подходов к реабилитации. Сопоставление различных взглядов позволит не только лучше понять их, но и выработать собственную позицию в отношении рассматриваемой проблемы.

В данных методических рекомендациях студенты могут ознакомиться с программой практики, её основным содержанием, с требованиями, предъявляемыми к оформлению отчётной документации, а также с рекомендуемой литературой. Большое внимание авторами уделено психодиагностической составляющей практики, в частности в данных рекомендациях студенты могут познакомиться с наиболее популярными и актуальными психодиагностическими методиками, направленными на диагностику той или иной составляющей отклоняющегося поведения, склонности к нему, причин и т. д.

Отличительной особенностью содержания данной социально-психологической практики является использование идей зарубежной подготовки социальных работников и социальных работников. В частности, использованы рекомендации по подготовке социальных работников в университете Манитобы (Канада).

Задачи социально-психологической практики:

- познакомить студентов со следующими категориями клиентов, требующих социально – психологической помощи: дети – инвалиды, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети правонарушители; дети – группы риска, люди без определенного места жительства, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

- научить выделять круг проблем конкретного ребенка и клиента и определять очередность их решения.

- научить применять комплексный подход к решению проблем ребенка и клиента, уметь определять роль каждого специалиста, работающего с данной категорией людей: медика, социального педагога, социального работника, специалиста по социальной работе, учителя, воспитателя, психолога, юриста.

- научить применять индивидуальный подход к решению проблем каждого ребенка и клиента.

- познакомить с этическими правилами взаимоотношений специалиста по социальной работе с ребенком и клиентами.

- создать условия для формирования у студентов диагностических и организаторских умений.

- совершенствовать коммуникативные и аналитические умения будущего специалиста, его профессионально значимые личностные качества.

- освоить ключевые положения и проблематику современных девиантологии, превентивной педагогики и других, пересекающихся с проблемами девиантного поведения дисциплин;

- сформировать собственную социальную, социально-психологическую и социально-педагогическую позицию по отношению к процессу реабилитации детей (клиентов) девиантного поведения;

- приобрести опыт выражения своей социальной, социально-психологической и социально-педагогической позиции в форме выполненных разработок (открытых мероприятий, социально-психологических ситуаций, реабилитационных программ и планов и др.);

- приобрести элементы навыков и умений проектирования и организации социально-психологического консультирования семьи;

- освоить формы и методы групповой социально-психологической работы, научиться моделировать социальную реальность, используя для этого собственные разработки, научиться применять освоенные социально-психологические знания и способы деятельности на практике.

В основе данной социально-психологической практики лежит идея продуктивного овладения умениями и навыками социальной работы и социально-психологической деятельности через собственную творческую деятельность студентов. Предполагается освоение студентами практических основ социально-психологической деятельности на основе личного опыта, приобретаемого во время прохождения данной практики в профилирующих учреждениях города Тобольска и других населённых пунктах Тюменской области.

Планируемые результаты социально-психологической практики:

- рассмотреть социальную и социально-психологическую реабилитацию детей (клиентов) с девиантным поведением через социально-психологическое консультирование, самоопределиться в социальном и социально-психологическом пространстве, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя социальную проблематику;

- приобрести опыт эффективной социальной работы социально-психологической деятельности;

- научиться создавать и реализовывать социально-психологические и методические разработки по реабилитации и развитию детей (клиентов) группы риска реабилитационными средствами;

- освоить формы и методы социально-психологической работы и диагностики отклоняющегося поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.