Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Московская область 5 страница




Иногда, правда, переодетые в монашеские наряды опричники развлекались более безобидными способами - устраивали веселые попойки с плясками. Но и тут подчас не обходилось без подвоха. Так, однажды царь, как бы в виде особого почета, приглашенных на пир бояр <жаловал без числа своею царскою чашою и [приказал] чашником беспрестанно носити и пойти...>. А когда бояре опьянели, велел писцам слушать и потихоньку записывать их речи. К счастью, ничего опасного для царской особы в этих высказываниях не нашлось, и царь лишь повеселился, подняв на смех степенных вельмож, говоривших спьяну совсем неразумные слова.

Так, под влиянием страха перед заговорами, несколько лет провел Иван Грозный в Александровской слободе под усиленной охраной. Он жил там добровольным затворником, а если следовало покинуть пределы укрепленной резиденции, то выезжал только в сопровождении больших отрядов опричников. Он опасался кому-либо доверять, и впоследствии многие бывшие его приближенные из числа опричников также подвергались репрессиям.

Внешнеполитические неудачи, усугублявшиеся ввиду раздоров внутри страны, привели в конце концов царя к выводу о необходимости прекращения разделения государства. Опричнина в начале 70-х годов XVI века была отменена, и даже само ее название было запрещено упоминать. В связи с этими событиями постепенно стала утрачивать значение и Александровская слобода.

После того как царь покинул свою резиденцию, ее укрепления постепенно стали приходить в ветхость. Серьезный урон Александровской слободе был нанесен в период Смуты в начале XVII века: слобода оказалась тогда захвачена и разграблена поляками, а деревянные крепостные стены сожжены. Правда, вскоре князь М.В. Скопин-Шуйский построил неподалеку от прежней крепости деревянный острог, который стремился использовать в борьбе с неприятелями. Тогда, в 1609 году, в последний раз крепость Александровской слободы имела оборонительное значение.

После преодоления Смуты, при царе Михаиле Федоровиче, на территории бывшей резиденции Ивана Грозного вновь были сооружены царские хоромы - слобода, расположенная на пути к северным русским городам, опять приобрела значение в качестве места остановки для представителей царствующего дома, направлявшихся на богомолье по святым обителям. В то время от прежней опричной крепости оставался лишь <город осыпной земляной по валу кругом 532 сажени, в длину 157 сажен, поперек 98...>

Вскоре, однако, в судьбе печально знаменитой опричной столицы произошла резкая перемена. В 1651 году царь Алексей Михайлович предоставил землю запустевшей слободы вместе с Успенским храмом для основания женского монастыря. Так на месте <кровопивнейшего города> времен Ивана Грозного возникла настоящая иноческая

обитель, и там, где прежде творили бесчинства опричники, стали возноситься молитвы к Богу.

Сначала Успенский монастырь был очень беден, но вскоре, благодаря

материальной поддержке со стороны царя, заметно окреп. Появилась возможность соорудить новые дорогостоящие постройки. Первоначальная деревянная ограда оказалась заменена другой, более внушительной и опоясавшей большую территорию. А в конце 70-х - начале 80-х годов была произведена постройка каменной ограды с четырьмя угловыми башнями, по внешнему виду напоминающей оборонительное сооружение. Она имела два

ряда бойниц, круглые башни завершались в старину каменными шатрами. Тем не менее монастырские стены не отличаются высотой, а в толщину достигают всего около полутора метров. Несмотря на общее сходство конструкции с фортификационными сооружениями, монастырская ограда не предназначалась для боевых действий.

Стены и башни Успенского монастыря, возведенные в конце XVII и начале XVIII века, сохранились до наших дней. Что же касается крепости времен Ивана Грозного, то от нее уцелели только остатки валов и рвов. Суждения исследователей о ее прежнем облике основываются, главным образом, на данных письменных источников.

 

АБРАМЦЕВО

В 1843 году известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-

1859), тогда уже немолодой, приобрел небольшое подмосковное имение Абрамцево Дмитровского уезда, на речке Воре, в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры. <Это маленькое имение в 50 верстах от Москвы по дороге к Троице, - писала дочь нового хозяина усадьбы, Вера Сергеевна Аксакова, - в 12 верстах не доезжая Троицы Сергия. Кажется, тут все есть, хоть в малом виде, все, что нам надобно, дом довольно поместительный, сад, местоположение прекрасное: речка, лес, пруды>.

В выборе местоположения усадьбы сказалась семейная традиция Аксаковых. Еще до рождения Сергея Тимофеевича его дед, Степан Михайлович Аксаков, мечтая о внуке, советовал своей молодой невестке молиться о даровании сына преподобному Сергию Радонежскому, и дал обет окрестить внука именем великого угодника, что и случилось.

Таким образом, Сергей Тимофеевич Аксаков с самого рождения своего как бы находился под особым покровительством св. Сергия Радонежского. И когда встал вопрос о том, где же купить подмосковную усадьбу, сомнений никаких не было: конечно же, по Ярославской дороге, поближе к монастырю преподобного Сергия!

По письменным источникам Абрамцево известно с 1755 года. До 1782 года оно принадлежало роду Головиных. Скромный одноэтажный, обшитый тесом барский дом с мезонином, под красной крышей, выкрашенный в зеленовато-серую краску, был построен еще в 1770-е годы. С.Т. Аксаков писал в 1849 году, что <дому около 80 лет>. Дом стоит на высоком крутом берегу речке Вори. Вниз, к реке, террасами спускается старинный парк,

разбитый прежними владельцами усадьбы в конце XVIII столетия. За рекой, в конце специально устроенной просеки, открывался вид на древний Покровский Хотьков монастырь, куда семейство Аксаковых часто ездило на богомолье.

Очень понравилась С.Т. Аксакову и близость речки Вори, на берегу которой он, страстный любитель рыбалки, просиживал целыми часами. <Идут это, бывало, Сергей Тимофеевич с длинным, предлинным чубуком, - вспоминал об этом бывший камердинер С.Т. Аксакова Ефим Максимыч. - В чубуке сигарка дымится, на глазах у них зеленый зонтик из тафты надет, который они от слабости глаз носили, а я за ними кресло ихнее складное тащу, удочки и всякую снасть. Сядут на бережку удить, я им червячков насаживаю, рыбу с крючка снимаю, и все это молча, чтобы рыбы не пугать. Строго они к рыболовному делу относились, настоящий были охотник; в дождик иной раз и то под зонтиком уживали>.

В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, <в свои младые годы>: <Семейная хроника> и <Детские годы Багрова-внука>, <Воспоминания>, а также широко известные <Записки ружейного охотника Оренбургской губернии> и <Записки об уженье рыбы>.

И здесь же родились его поэтические строки, посвященные |1 Абрамцеву:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес,

Опять осенняя погода!

Но мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она -

Люблю я это время года!

Люблю я звонкий свист синицы,

Скрип снегирей в моих кустах,

И белые гусей станицы

На изумрудных озимях.

(С. Т. Аксаков. Послание к А.Н. Майкову. Абрамцево, октябрь 1857 год)

На протяжении, по крайней мере, пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживленных бесед и споров выдающихся людей того времени. В гостях у Аксаковых бывали И.С.Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.И.Тютчев, М.Н.Загоскин, М.С.Щепкин, Т.Н.Грановский, братья И.В. и П.В.Киреевские, С.П. Шевырев, М.П. Погодин.

Весь культурный быт аксаковской усадьбы оказался обращенным к литературно-общественным интересам эпохи, он был сосредоточен вокруг них - и распорядком дня С.Т. Аксакова, и составом его гостей, и характером застольных разговоров, и атмосферой вечерних досугов.

Близкая дружба связывала хозяина усадьбы с Н.В. Гоголем. Впервые Гоголь приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня. Во время этого посещения Гоголь читал хозяевам усадьбы первую главу из второго тома <Мертвых душ>. Впоследствии он еще четырежды побывал в Абрамцеве. В мезонине абрамцевского дома есть комната, которая многие годы спустя продолжала именоваться Гоголевской. Два окна просторной комнаты выходят на широкий двор усадьбы, пруды и старинную дубраву. Уже упоминавшийся старый камердинер Аксакова Ефим Максимыч так вспоминал об одном из приездов Гоголя в Абрамцево: <Зимою дело было, и гостил у нас в Абрамцеве Николай Васильевич Гоголь да Щепкин Михаиле Семенович, что на Императорском театре играл. И собирались они вместе в Москву ехать, а меня барыня тоже с ними с поручением послали. Дорогу после оттепели морозом хватило, и по закраинам здоровые раскаты образовались. Вот, не успели мы до Яснушки доехать, где дорога к мосту под

гору идет, сани-то у нас раскатились да с размаху в бок и ударились. Михаиле Семеныч --толстый, круглый он был - из саней выкатилися и в сугробе увяз, а Николай Васильевич, легонький да худенький, за грядку удержался и ну хохотать, да так, что и мы с кучером подхватили, удержаться не могли. Михаиле Семеныч в тяжелой шубе из сугроба вылезти не может, барахтается и ругается, на чем свет стоит, а мы, на Николая Васильевича глядя, хохочем и остановиться не можем. Потом уж только с собой совладели и господина Щепкина из снега вызволили>.

Несколько позже, в 1850-х годах, частым гостем аксаковс-кой усадьбы стал И. С. Тургенев. Неоднократно бывал в Абрамцеве А.С. Хомяков.

Обстановка абрамцевского дома времен Аксаковых сравнительно хорошо сохранилась. Меблировка комнат, книги в обширной библиотеке, предметы быта несут в себе характерные черты русского усадебного быта середины XIX века. Один из постоянных посетителей Абрамцева, художник Э.Д. Дмитриев-Мамонов, оставил множество зарисовок и портретов владельцев Абрамцева, их друзей и единомышленников.

С.Т.Аксаков умер в 1859 году. Старший его сын Константин Сергеевич Аксаков не смог перенести утраты горячо любимого им отца, и спустя два года скончался за границей от скоротечной чахотки. Мать с больной Любовь Сергеевной постоянно жила в Москве.

Усадьба постепенно пустела, и в 1870 году дочь С.Т. Аксакова Софья Сергеевна продала Абрамцево крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову.

Первое знакомство С. И. Мамонтова с Абрамцевым состоялось ранней весной 1870 года, когда он, вознамерившись купить какое-нибудь небольшое имение под Москвой, приехал смотреть абрамцевскую усадьбу. При этом Мамонтов уже был не только наслышан о семействе Аксаковых, но и много общался с людьми, приверженными аксаковскому дому, его крепким жизненным устоям, он ощущал свою собственную близость этим устоям, и поездка в Абрамцево только подтвердила его ожидания: <В усадьбе нашли мы старого Аксаковского слугу Максимыча, который и стал нам показывать все прелести Абрамцева... По дому раскиданы кое-какие Аксаковские вещи,

старая мебель, даже как будто какой-то дух старика Аксакова, рассказы старого слуги - все это прибавило прелести, и вопрос о покупке был уже, кажется, решен>.

Взявшись обустраивать старую усадьбу, Мамонтовы постарались сохранить этот <дух старика Аксакова>, крайне бережно отнесясь к среде обитания бывших владельцев усадьбы. Приводя в порядок обветшавшие постройки и возводя новые, вырубая засохшие деревья и насаждая новые, они бережно восполняли утраченное и приумножали красоту имения.

Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле древнего псковско-новгородского зодчества в 1881-1882 годах архитектором П.М. Самариным по эскизу В.М. Васнецова и при участии В.Д. Поленова. В ее облике ярко воплотились творческие искания русского искусства последней четверти XIX столетия: обращение к народным традициям, попытки создания национального стиля на основе творчески (а не механически) воспринятых идей древнерусского зодчества. Абрамцевская церковь получилась очень удачной.

Знакомые и гости Мамонтовых говорили, будто хозяйка усадьбы, Е.Г. Мамонтова, собственноручно потихоньку натирает стены церкви травой, <чтобы они походили на заплесневелые и тем бы придать им более вид старины>. Интерьер церкви оформлялся с участием И.Е.Репина, М.М.Антокольского и Е.Г. Мамонтовой. Церковь украшали иконы и росписи работы В.М. Васнецова и утварь, исполненная по рисункам Е.Д. Поленовой.

Церковь в Абрамцеве стала фамильной усыпальницей Мамонтовых. Здесь

похоронены сам С.И. Мамонтов (ум. 24 марта 1918 года в возрасте 77 лет), его сын Андрей.

При Мамонтовых усадебный парк Абрамцева украсили древние каменные бабы, вывезенные Саввой Мамонтовым из украинских степей.

К.С. Станиславский как-то сказал: <Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство>. Среди многих талантливых людей, подолгу гостивших в Абрамцеве, были художники И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, М.В. Нестеров, Н.В. Неврев. <У Мамонтова все рисуют, играют или поют, - писал М.В. Нестеров жене. - Семья артистов и друзья артистов. Зимой и я, вероятно, тоже буду у них бывать>. Эта <семья артистов> и ее друзья образовали в Абрамцеве <ма-монтовский кружок>, объединивший многих выдающихся творческих людей России.

В. В. Стасов писал: <С конца 70-х и в начале 80-х гг. дом С. И. Мамонтова, зимой - в Москве, летом - в селе Абрамцеве близ Москвы... сделался центром, где значительнейшие русские художники находили себе необыкновенно отрадный, полезный и приятный приют... Дружеские собрания, художественные беседы, чтения книг и журнальных статей, интересовавших всех членов этого молодого талантливого общества, все настраивало новых художников на творения важные и оригинальные, все их устремляло вперед и окружало их атмосферою самою счастливою>.

Подолгу жил в Абрамцеве И.Е. Репин. Он писал своему другу, художнику А.В. Прахову: <Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача; это просто идеал!> На рубеже 1870- 1880-х годов Репин сделал несколько графических портретов членов мамонтовской семьи и их гостей.

В 1873 году специально для гостивших в усадьбе художников по проекту архитектора В.А. Гартмана, одного из основоположников <русского стиля>, была построена мастерская, украшенная пропильной резьбой. Здесь было создано немало замечательных полотен, среди которых знаменитая <Девочка с персиками> В.А. Серова. Известный художник М.В. Нестеров, видевший эту картину в Абрамцеве, вспоминал: <После обеда отправились осматривать домашний музей и картинную галерею. Из картин и портретов самый заметный - это портрет, писанный Серовым (сыном композитора) с той же Верушки Мамонтовой. Это последнее слово импрессионального искусства. Рядом висящие портреты работы Репина и Васнецова кажутся безжизненными образами, хотя по-своему представляют совершенство. Эта милая девочка представлена за обеденным столом. Идея портрета зародилась так: Верушка оставалась после обеда за столом, все ушли и собеседником ее был лишь до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у нее дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и онпроработал целый месяц. Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала бы его имя если не громким, то известным, но у нас пока подобное явление немыслимо, примут за помешанного и уберут с выставки, настолько это ново и оригинально>.

Особый интерес у мамонтовского кружка вызывало народное искусство - увлечение национальными русскими традициями стало популярным на рубеже XIX-XX веков. Обитатели мамонтовской усадьбы ходили и ездили по окрестностям, собирая крестьянскую деревянную посуду, прялки, тканую одежду, вышивки и полотенца, кованое железо, гончарные изделия, другие произведения народных мастеров. Не забывали они и о народном образовании: в селе Абрамцеве попечением Е.Г. Мамонтовой была открыта школа грамотности для крестьян, а в подмонастырской слободе Хотькова монастыря - бесплатная народная читальня.

В усадьбе Мамонтовых были устроены художественно-столярная (1882) и керамическая (1889) мастерские, где народные художественные промыслы обретали <вторую жизнь>. <В мастерской Абрамцева исполнялись мебель и шкапчики, шкатулки и шитье, где среди растительных узоров воскресли старорусские петушки, фантастические птицы Сирин и Алконост>, - пишет А.Н. Греч. В керамической мастерской были по рисункам М.А. Врубеля изготовлены изразцы, которыми облицована печь-лежанка в усадебном доме. Здесь же и также по рисункам Врубеля был изготовлен оригинальный керамический <диван с сиренами>, облицованный цветной майоликой. Он установлен в одной из аллей абрамцевского парка. Произведения абрамцевской керамической мастерской составили целую эпоху в развитии русской декоративной майолики.

<В русском духе> в усадьбе была построена баня-теремок (1874 год, по проекту И.П. Ропета), сказочный домик для детей хозяина усадьбы <Избушка на курьих ножках> (1883 год, по эскизам В.М. Васнецова).

Увлечение хозяев Абрамцева русским народным искусством, подхваченное затем княгиней Тенишевой, хозяйкой смоленской усадьбы Талашкино, и другими, не привело к возрождению русского прикладного искусства. <Все эти резные и точеные, висячие и стоячие шкапчики, резные и расписные столы и стулья, разрисованные балалайки, шкатулки, вышивки, безделушки, производя фурор на заграничных выставках и в обеих столицах, быстро выродились в пошлую безвкусицу, - отмечает А.Н. Греч. - Выродившись и окончательно исчерпав себя, <абрамцевский> стиль разнесся, однако, по

всей России в рыночном и дилетантском выжигании по дереву и металлопластике. Популяризаторская деятельность в области пропаганды русского народного искусства, быть может, наиболее любимое дело абрамцевских хозяев, оказалась ложной и ошибочной>. Добавим, что этот аляповатый <балалаечно-матрешечный> кич многие (и не только заграничные дураки) до сих пор считают подлинно русским народным искусством.

Сплочению <Мамонтовского кружка> немало способствовали любительские спектакли, которые затеял новый владелец Абрамцева. Пьесы игрались различные, но все они заставляли участников и зрителей на время почувствовать себя в мире сказки, легенды, поэтического вымысла. Событием в жизни кружка стала постановка <Снегурочки> А.Н. Островского. Из этих любительских спектаклей выросла Частная опера, основанная Саввой Мамонтовым в Москве в 1885 году, которая, как писал К.С. Станиславский, <дала могучий толчок культуре русского оперного дела>. В Абрамцеве часто бывали великие мастера русской сцены К.С. Станиславский, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин.

В 1899 году хозяина Абрамцева постигла финансовая катастрофа. Увлекшись железнодорожными авантюрами, популярными у русских предпринимателей конца XIX века, он попал под суд за растрату. Суд Мамонтова оправдал, но он был разорен. Еще при своей жизни Савва Мамонтов передал Абрамцево своей жене, которая, умирая, завещала имение своим внукам - детям дочери, бывшей замужем за А.Д. Самариным. Таким образом, семейство Самариных стало последними владельцами Абрамцева.

Ныне в усадьбе Абрамцево размещается Государственный историко-

художественный и литературный музей-заповедник.

 

АРХАНГЕЛЬСКОЕ

<Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги. Здесь человек встретился с природой под другими условиями, нежели обыкновенно. От нее он потребовал одного удовольствия, одной красоты, и забыл пользу>, - писал А. И. Герцен.

Архангельское, вероятно, самая известная из подмосковных усадеб. Самая известная потому, что это - единственный сохранившийся дворцово-парковый ансамбль Подмосковья (не считая Останкина и Кускова, которые давно вошли в черту Москвы).

Когда-то таких музеев-усадеб в Подмосковье и во всей России было много, но в 1920-1930-е годы они все были уничтожены и разграблены. В Архангельском же сохранился выдающийся архитектурно-художественный ансамбль, замечательный памятник русской культуры рубежа XVIII-XIX веков. Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров. До наших дней усадьба сохранила все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов, примененных в Архангельском, эта усадьба концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX веков.

Первое упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские, при которых на крутом берегу Москвы-реки был поставлен боярский двор с хоромами и каменной церковью Михаила Архангела (1667).

Она была построена известным зодчим Петром Потехиным при тогдашнем владельце Архангельского боярине Я.Н. Одоевском и отчасти напоминает церковь в расположенном неподалеку Никольском-Урюпине.

С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала князю М.Я. Черкасскому. В 1703 году

Архангельское стало владением князя Д.М. Голицына, сподвижника Петра I, а позже члена Верховного тайного совета, управлявшего государством после смерти Петра. В 1730 году после неудачной попытки <верховников> ограничить в свою пользу самодержавную власть императрицы Анны, Д.М. Голицын ушел в глухую оппозицию ко двору, удалился в Москву и занялся исключительно устройством своей вотчины. При нем в Архангельском был разбит регулярный парк и построен новый господский дом, о котором известно только, что в нем имелось 13 комнат и зал с камином. Закончить обустройство усадьбы Д.М.Голицыну не удалось: в 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

В 1780-х годах его внук князь Н.А. Голицын затеял реконструкцию дедовской усадьбы. При нем в Архангельском были сооружены обширные оранжереи, каменные террасы, павильоны в парке. На месте старого дома по проекту французского архитектора шевалье де Герна был выстроен великолепный дворец. Отделка его помещений была завершена уже при новом владельце Архангельского - князе Н.Б. Юсупове. Богатый вельможа, известный коллекционер и любитель искусств, Юсупов купил Архангельское в 1810 году для размещения своих коллекций.

Отделочные работы в усадьбе велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова. Ему же пришлось делать ремонт в усадьбе после того, как в 1812 году ее разграбили наполеоновские войска. Помимо Стрижакова в Архангельском работали известные архитекторы той поры О.И. Бове, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин. Последний при участии итальянских мастеров восстанавливал дворец после пожара, случившегося в 1820 году.

Въезд на парадный двор оформляет триумфальная арка с коваными, изящного рисунка, воротами французской работы. В центре двора - клумба со скульптурой <Менелай с телом Патрокла> - копией с античного оригинала. Двор охватывают мощные колоннады, которые объединяют величественный двухэтажный, увенчанный бельведером дворец с боковыми флигелями. Фасад дворца украшает четырехколонный портик. Колоннады галерей, обрамляющих с боков парадный двор, придают ему вид миниатюрного римского форума.

При входе во дворец расположен вестибюль, расписанный в технике гризайль - живопись, имитирующая барельефную лепку. Через вестибюль можно попасть в парадный Овальный зал, предназначавшийся для балов, приемов и концертов. На высоких хорах, поддерживаемых шестнадцатью коринфскими колоннами, размещался оркестр.

Всего во дворце 16 комнат. Верхний этаж был жилым, семейным, нижний - парадным, предназначенным для приемов гостей. Здесь, в частности, размещалась богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Н.Б. Юсуповым. Она включает в себя полотна западноевропейских художников конца XVII - начала XVIII века. Ведущее место в галерее Юсупова занимала французская живопись - Ж. Тассель, А. Манже, Г.Ф. Дуайен, А.Ш. Карафф, ф. Буше, Н. де Куртейль, панно и картины работы Клода Жозефа Берне и Гюбера Робера - художников, с которыми князь Н.Б. Юсупов познакомился, сопровождая в 1782 году наследника Павла Петровича и его жену Марию Федоровну, путешествовавших по Европе под именем графа и графини Северных. Из итальянских живописцев здесь можно видеть полотна Дж. Б. Тьеполо, Г. Гандольфи, Ф. Тревизани, П. Ротари, Ф. Ти-рони, из голландских - Ван Дейка, К. Берхема, Ф. Воуверма-на. Русской живописи в собрании Архангельского мало.

О владельцах усадьбы, о старой дворянской жизни с ее вкусами и интересами рассказывают комнаты, обставленные дворцовой мебелью, бронзой, увешанные картинами, убранные фарфором, мелочами-сувенирами, осветительными приборами. Большой интерес представляет коллекция скульптуры, в том числе античной, мебели и уникальные коллекции фарфора и фаянса XVII-XIX веков. Помимо севрского и мейсенского фарфора здесь можно видеть фарфор юсуповского завода в Архангельском, работавшего в 1818-1839 годах. Этот фарфоровый завод, конечно, не имел никакого промышленного значения - то была одна из роскошных затей, удовлетворявших высокому вкусу европейски образованного князя. С этой же целью - не для дохода, а <для души> - в ковровых мастерских ткались ковры, в саду сажались редкие растения и цветы. <Как Архангельское не есть доходная деревня, - писал Юсупов, - а расходная, и

для веселия, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других>.

Даже небольшие комнаты или гостиные дворца в Архангельском превращены в законченные парадные помещения, обставленные редчайшей мебелью, проникнутые духом величественности и торжественности. На втором этаже находились жилые комнаты и библиотека, которая насчитывала 24 тысячи томов. В конце 1920-х годов часть книг была вывезена из усадьбы и передана в фонды Государственной библиотеки СССР (ныне д. Российская государственная библиотека).

Два боковых флигеля первоначально были одноэтажными. При Голицыных в правом флигеле размещался крепостной театр. При Юсупове здесь была устроена картинная галерея, а потом библиотека. Левый флигель занимала кухня.

Обширный парк Архангельского принес усадьбе славу <Подмосковного Версаля>. о проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро перед дворцом в 1790-х годах были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. От верхней террасы дом, стоящий на низком фундаменте, будто бы вырастает прямо из зелени стриженого газона. По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большие беломраморные вазы. естница с террасы спускается в обширный регулярный парк. Здесь над береговым обрывом Москвы-реки когда-то стояли беседки-<миловиды>, от которых открывался далекий вид на заречные луга и леса, Лимонная и Лавровая оранжереи, уничтоженные в 1937 году. С правой стороны от главного дворца стоит изящный, украшенный четырехколонным портиком малый дворец <Каприз>, построенный на рубеже XVIII- XIX веков для жены князя НА. Голицына и позднее надстроенный на один этаж. Рядом

расположены павильоны <Чайный домик> (1829) и построенный в 1819 году <Храм Екатерины> с бронзовой статуей Екатерины II в образе Фемиды, богини правосудия. В левой части парка, над фонтаном с мраморной группой <Мальчик с гусем>, в 1850-х годах была сооружена Розовая беседка, отделанная искусственным мрамором. Здесь же, на одной из аллей, стоит памятник А.С. Пушкину. Поэт побывал в Архангельском дважды, в 1827 и 1830 годах, и посвятил владельцу Архангельского князю Н.Б. Юсупову стихотворение <К вельможе>:

В 1890 году в парке Архангельского был установлен памятник А.С. Пушкину.

В восточной части усадьбы по проекту архитектора Р. И. Клейна в 1916 году была построена в стиле неоклассицизма величественная усыпальница Юсуповых - так называемая Колоннада. Ее облик навевает в памяти образ Казанского собора в Петербурге. За усыпальницей находится овраг, за которым на горе стоит самое старое сооружение усадьбы - церковь Михаила Архангела, построенная еще при Одоевских. У ее стен находились могилы некоторых владельцев усадьбы.

В западной части усадьбы, в сосновой роще, стоит здание прославленного юсуповского театра. Оно было спроектировано известным московским архитектором О. И. Бове при участии итальянского архитектора и декоратора П. Г. Гонзаго, чье имя неразрывно связано с историей императорских театров конца XVIII века. Владелец Архангельского по должности своей имел близкое соприкосновение с артистическим миром конца XVIII - начала XIX века. Последние постановки ставились на сцене Архангельского театра в 1896 году.

Деревянное, оштукатуренное и обработанное <под камень> здание поставлено на высокий кирпичный цокольный этаж. Очень красив театральный зал, выполненный в палладианском духе, окруженный колоннами и двумя рядами лож. Славу театру принесли декорации, работы Пьетро Гонзаго, создававшие необычайную иллюзию сводчатых помещений. Из двенадцати смен декораций до наших дней сохранились четыре.

Сохранился и занавес, выполненный по рисунку Гонзаго. Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, является памятником мирового значения.

Из служебных построек усадьбы сохранились только две: так называемые <Ворота над оврагом> - двухэтажный флигель конца XVIII века, реконструированный после Отечественной войны 1812 года, и Конторский флигель (1822-1823), который когда-то венчала 18-метровой высоты башня.

Усадьба сильно пострадала в 1812 году во время французской оккупации. После войны большинство ее построек подверглось реконструкции с учетом новых веяний в архитектуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.