Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Московская область 6 страница




К 1830 году усадебный ансамбль в Архангельском был окончательно завершен. Спустя год старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его наследники уделяли усадьбе значительно меньше внимания и даже вывезли отсюда часть картин и скульптур. Была продана ботаническая коллекция, распущены оркестр и театральная труппа.

Только при последнем владельце Архангельского, князе Ф.Ф. Юсупове-Сумарокове-Эльстон, к усадьбе вернулась былая слава. В эту пору сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

В 1918 году по инициативе И.Э.Грабаря Архангельское было взято под охрану государства, а в 1919 году здесь открылся музей.

В 1934 году в парке Архангельского были выстроены два санаторных корпуса, исказивших облик ансамбля и закрывших вид от дворца на Москву-реку.

 

БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ

<Помещичьи усадьбы с их просветительным значением не отойдут одиноко: если суждено им пасть, то вместе с ними опустеют и дворцы; когда же государство лишится последнего и главнейшего своего оплота - церкви, тогда осуждено оно будет на справедливое, неизбежное разрушение! Падение его будет неумолимо, как последствие роковых течений и пагубного попустительства.

Невольно находят эти мысли в Вяземах при виде этого старого семейного гнезда с его памятниками живой церковной старины, с богатым его книгохранилищем, с драгоценностями письменными, историческими и литературными, с целым ми-пом преданий...> - писал в 1906 году граф С.Д. Шереметев.

Большие Вяземы расположены на Можайском шоссе - старом Смоленском тракте. Впервые Вяземы упоминаются в 1340 году, в духовной грамоте Ивана Калиты. В XVI веке здесь находилась предпоследняя (последняя была в Дорогомилове) почтовая станция перед Москвой на Смоленской дороге - в документах того времени фигурирует <остатошный ям на Вязе-ме>, первое упоминание о котором относится к 1526 году.

В Вяземах нередко останавливались по пути в Москву иноземные послы. В конце 1564 года здесь побывали послы польского короля Сигизмунда, ехавшие к Ивану Грозному для переговоров о мире.

При царе Федоре Иоанновиче Вяземы были отданы в вотчину царскому шурину, Борису Годунову. При нем в 1590-х годах здесь был устроен боярский двор с обширным плодовым садом и конным двором, сооружена каменная плотина на речке Вяземке, выкопан пруд. На его берегу поднялись деревянный загородный дворец Годунова и пятиглавая каменная Троицкая (Спасо-Преображенская) церковь с открытой трехпролетной звонницей псковского типа, о которой еще 200 лет назад писали, что она <особливого рода, каких нигде инде не видно>. Здесь же стояли деревянная церковь Николая Чудотворца и маленький монастырь во имя Св. Иоанна Богослова. Ансамбль годуновской резиденции окружали ров и деревянная стена с шестью деревянными башнями, отчего "Вяземы приобрели вид крепости.

В 1606 году Лжедмитрий I избрал годуновский дворец в Вяземах для <потешной баталии> между русскими боярами, защищавшими ледяную крепость, и немецкой гвардией и поляками во главе с самозванцем. <Потешная> баталия завершилась общей дракой, и Дмитрий поспешил развести бойцов.

В том же году в Вяземах побывала Марина Мнишек, отметившая в своем дневнике, что усадьба была обнесена палисадом и окопана рвом с рогатками. Остатки этих укреплений частично сохранились со стороны Можайского шоссе.

В последующие годы Смутного времени деревянный годуновский дворец был сожжен дотла, усадьба разорена, плодовый сад вырублен. Окружавший усадьбу <острог>, вероятно, во время военных действий, использовался всеми враждующими сторонами как укрепление и был окончательно сожжен в 1618 году, во время <королевичева приходу>.

Из всех построек годуновского времени до наших дней дошла только Спасо-Преображенская (первоначально - Троицкая) церковь - один из самых ярких

памятников русского зодчества XVI века. В ней сохранились росписи годуновского времени. На древних фресках обнаружены несколько процарапанных надписей на польском и латинском языках - следы пребывания в Вяземах интервентов.

После 1618 года Вяземы поступили в дворцовое владение. В 1694 году Петр I пожаловал усадьбу своему <дядьке>, князю Б.А. Голицину. В 1697 году Голицын выстроил здесь боярский двор. По словам австрийского посла Иоганна Корба, это были <палаты, достойные величия его рода>. В точности неизвестно, были ли эти <палаты> каменными, или Голицын построил деревянный дом - на этот счет существуют противоположные свидетельства. В те же годы центральную главу старинной годуновской церкви увенчала золоченая корона - такая же, которая увенчивает церковь Знамения в Дубровицах, другой подмосковной вотчины Б.А. Голицына.

Дважды - в 1701 и 1705 годах - в Вяземах бывал Петр I.

Во владении рода Голицыных Вяземы находились до 1917 года. <Ета деревня никогда из роду нашего вытить не могла>, - писала княгиня Н.П. Голицына, послужившая А.С. Пушкину прототипом графини из <Пиковой дамы>.

При правнуке петровского <дядьки>, князе Н.М. Голицыне, звенигородском уездном предводителе дворянства, к северу от Преображенской церкви в 1784 году был построен новый двухэтажный каменный дом с двумя флигелями. К началу XIX века здесь хранилась одна из крупнейших библиотек России, насчитывавшая более 30 тысяч томов.

Здесь же десятилетиями накапливался обширный архив семьи Голициных.

Перед господским домом был разбит регулярный липовый парк, существующий поныне. Другой парк был устроен на противоположном берегу пруда.

В 1812 году при отступлении русской армии от Можайска в Вяземах в ночь с 11/12 сентября (30/31 августа по старому стилю) останавливался М.И. Кутузов. Через день, в ночь с 12 на 13 сентября 1812 года, в той же комнате и на том же диване ночевал император Наполеон.

Неоднократно бывал в Вяземах А.С.Пушкин. Усадьба Ганнибалов Захарове, где поэт провел свои детские годы, находится всего в четырех верстах от Вязем. У стен Вяземской церкви похоронен младший брат поэта Николай (1801-1807).

В те годы в Вяземах жила старая княгиня Наталья Петровна Голицына - <усатая княгиня>, которая, как принято считать, стала прообразом графини из <Пиковой дамы>.

Сам Пушкин писал, что <при дворе нашли сходство между старой княгиней и княгиней Натальей Петровной>. Сходство, следовательно, в самом деле имелось.

Не исключено, что именно посещения Вязем, так зримо связанных с временами Бориса Годунова и Смутного времени, позднее навеяли Пушкину мысль о написании драмы <Борис Годунов>.

С середины XIX века окрестности Вязем стали популярным местом загородного отдыха. В 1849 году здесь у С.П. Шевырева гостил Н.В. Гоголь. Приезжали в Вяземы Н.М. Пржевальский В.Я. Брюсов, Л.Н. Толстой.

В годы Первой мировой войны усадьба пришла в запустение, в одном из усадебных флигелей был устроен госпиталь. <В парке все запущено, все заросло исполинскою травою, - писал в 1917 году побывавший в Вяземах путешественник. - Высокие лиственницы и огромные тополя не пропускают солнечных лучей, всюду царит прохладная густая тень. Аллея приводит к пустому барскому дому, с забитыми окнами.

Дом простой архитектуры прошлого века и снаружи ничем не отличается. Только службы и скотный двор несколько оживляют эту заглохшую усадьбу>.

После 1917 года в ограбленной усадьбе поочередно размещалось более десятка различных учреждений - приют для беспризорников, санаторий им. Фореля, дом отдыха, парашютная школа, танковое училище, эвакогоспиталь, институт коневодства, полиграфический институт, институт фитопатологии... Несмотря на это, усадьба все-таки в основном уцелела.

С 1994 года в усадьбе Вяземы и соседнем Захарове действует Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.

 

 

ВАЛУЕВО

Первым известным владельцем Валуева в начале XVII века был дьяк Григорий Валуев, по фамилии которого вотчина и получила свое название. Впрочем, название это существовало только в обиходе местных жителей, которые на протяжении двухсот пятидесяти лет упорно отказывались именовать селение так, как оно официально именовалось в документах и на картах: Настасьино, Покровское тож. И только после отмены крепостного права в 1861 году за селением утвердилось название Валуево.

В конце XVII столетия Настасьино-Валуево перешло к князьям Мещерским, в 1719 году его купил П.А.Толстой. Во владении Толстых имение оставалось до 1742 года. В этом году Валуево приобрел генерал-аншеф и гофмаршал ДА. Шепелев (ум. в 1759 году).

Усадебный ансамбль Валуева начал формироваться в середине XVIII века. При Д.А. Шепелеве здесь были построены каменная Покровская церковь и деревянный одноэтажный дом с регулярным садом.

В 1770 году владельцем усадьбы стал граф А. И. Мусин-Пушкин, страстный библиофил, который нашел единственный известный экземпляр <Слова о полку Игореве>. Жена графа А И. Мусина-Пушкина Эмилия Шернвальд, славившаяся своим очарованием, воспета Е.А. Баратынским. По некоторым данным, Е.А. Баратынский и А.С. Пушкин бывали в Валуеве в 1820-х годах в гостях у Мусиных-Пушкиных.

При А. И. Мусине-Пушкине в Валуеве на рубеже XVIII- XIX веков был создан небольшой, но яркий ансамбль стиля классицизма, отличающийся большой цельностью и гармоничностью. Это превосходное создание неизвестного архитектора на редкость совершенно.

Ядро усадьбы образуют главный дом с флигелями, корпуса конного и скотного дворов и два служебных флигеля (контора и дом управляющего) по сторонам главного въезда. На склоне, спускающемся к берегу речки Ликовки, разбит большой липовый парк с каскадом прудов, гротами и павильонами. Стоявшая в парке Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, разрушена в 1930-е годы.

Двухэтажный главный дом усадьбы, деревянный, оштукатуренный, увенчивает граненый бельведер со шпилем. Дом возведен в 1810-1811 годах, на месте старого.

Лестницу главного входа сторожат каменные львы. Интерьеры дома богато украшены колоннами, лепными карнизами, сохранились отделанные искусственным мрамором камины, скульптура, наборный паркет. Колоннады соединяют дом с двумя флигелями, построенными в 1790-е годы Один из флигелей служил кухней, в другом размещался крепостной театр.

Одной из лучших построек Валуева является Охотничий домик. Этот изящный павильон, напоминающий Концертный зал Царского Села, созданный Дж Кваренги, располагается в глубине парка, на берегу пруда. Охотничий домик выстроен на рубеже XVIII-XIX веков. Его архитектор на редкость удачно вписал свое творение в окружающий ландшафт. Под Охотничьим домиком устроен валунный грот с боковыми лестницами и тремя полукруглыми входами. Второй грот из валунов находится на берегу

верхнего пруда.

В 1856 году Валуево было куплено княгиней В.Б. Святополк-Четвертинской, а в 1880-е годы имение перешло в руки известной московской купеческой семьи Лепешкиных. Сто лет спустя, в 1989 году, местный житель рассказывал легенду, будто бы купец Лепешкин выиграл имение в карты у Валуева, причем вместе с усадьбой Валуев проиграл и жену, и крепостных. Вероятно, стоит напомнить, что на самом деле крепостных в конце XIX века уже не было, а Валуев жил в XVII веке. Но причудлив народный фольклор!

При новых владельцах усадьбы здесь были проведены большие строительные работы, в частности, выстроены заново въездные ворота, пилоны которых увенчали фигуры оленей, возведена водонапорная башня. На углах ограды появились круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле, и несколько новых служебных построек.

Тогда же часть регулярного парка была преобразована в ландшафтный парк.

Валуево сравнительно мало пострадало от времени. Сейчас здесь находится дом отдыха.

 

 

ВВЕДЕНСКОЕ

<По местоположению и величественности усадьбы это одно из самых красивых имений в Московской губернии, - писал в 1904 году журнал <Мир искусства> -

Вековая березовая аллея ведет к обширному двору, в глубине которого возвышается грандиозный двухэтажный с колоннами дом-дворец эпохи императора Павла. Дом стоит на высоком берегу Москвы-реки, и с величественной западной террасы с коринфскими колоннами открывается дивный вид на долину реки. В глубине, направо, на нагорном берегу виднеется живописно расположенный городок Звенигород. Прямо на высокой горе, среди соснового бора - древний звенигородский одноглавый собор XII века. Налево из-за густого векового леса высятся главы Саввино-Сторожевского монастыря.

Когда по субботам вечером, во время тихого заката, вдруг раздавался мерный глубокозвучный гул колокола из Саввинского монастыря, даже дети, сидя на террасе, стихали, проникаясь этой гармонией звука с природой...>

На месте Введенского с начала XV века существовал небольшой монастырек, а вернее, погост с церковью Введения Пресвятой Богородицы, основанный, вероятно, при удельных звенигородских князьях. В Смутное время погост был разорен и более не возобновлялся. В начале XVII века здешние земли принадлежали знаменитому князю Д.М. Пожарскому, освободителю Москвы от поляков, а затем перешли к князю И.А. Милославскому, который в 1661 году продал их окольничему Ф.К. Елизарову. Спустя всего три года Елизаров отдал свои звенигородские владения племяннику А.П. Елизарову.

При нем здесь, на пустоши Першиной, впервые появилось усадебное строение - двор вотчинника, а при нем четыре крестьянских двора. Новое сельцо по имени пустоши получило название Першина.

Через несколько лет Першино в качестве приданого было отдано Улите Прокофьевне Елизаровой, сестре А.П. Елизарова, выданной замуж за окольничего М.П. Головина. При новых владельцах, в 1694 году, здесь была выстроена, а точнее, возобновлена после долгого запустения, деревянная Введенская церковь, и село стало именоваться Введенским, Першино тож.

Сыном М.П. Головина был Автоном Михайлович Головин, известный деятель раннего петровского времени, сподвижник юного царя, полковник Лейб-гвардии Преображенского полка. В 1700 году A.M. Головин был командиром одной из трех новонабранных дивизий, выступивших под Нарву. Здесь, как известно, русские войска потерпели тяжелое поражение. Дивизия Головина бежала с поля боя первой, а сам Головин вместе с прочими русскими генералами и офицерами был взят в плен и отправлен в Стокгольм.

В плену A.M. Головин пробыл до 1718 года. Вернувшись в Россию, он умер спустя два года, и Введенское перешло к его сыну Сергею. В 1744 году он продал имение С. В. Поздееву, а в 1769 году Введенское купил князь Н.М.Голицын, хозяин Больших Вязем.

Вероятно, при нем здесь был выстроен деревянный господский дом со службами.

Император Павел I подарил Введенское своей фаворитке Анне Лопухиной. Ее отец, П.В. Лопухин, пригласил для обустройства усадьбы известного архитектора Н.А. Львова. Приехав зимой 1798/99 года в Введенское, Львов был потрясен красотой его местоположения: <Введенское ваше таково, что я замерз было от удовольствия, смотря на окрестность, и 24 градуса мороза насилу победили мое любопытство. Каково же должно быть летом? Приложа, как говорят, руки к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее из Подмосковных. Натура в нем все сделала, но оставила еще и для художества урок изрядный. Все это я поверял на месте, нанес план и теперь делаю расположение всей усадьбы вообще>.

Львов создал во Введенском великолепный усадебный ансамбль, один из лучших в Подмосковье. Деревянный оштукатуренный усадебный дом с колоннами, отличающийся благородной простотой, флигеля, оранжереи, конюшни, пейзажный липовый парк, подъездная березовая аллея - все было мастерски вписано в окружающую природу, образовав удивительный по гармоничности ансамбль. Современники называли Введенское <зеркалом души века, быта русского>.

На склоне холма, спускающегося к Москве-реке, перед парковым фасадом главного дома, была прорублена широкая <першпектива>, открывающаяся на белеющий вдали древний Успенский собор на Городке и широкую речную пойму. В парке, повидимому, не было никаких традиционных <затей> - Львов, сторонник функциональности, вероятно, счел, что они тут просто ни к чему.

По проекту Н.А. Львова в 1812 году была построена каменная усадебная Введенская церковь, один из самых ярких памятников русского классицизма, с круглой колокольней, увенчанной высоким шпилем. В храме хранилась старинная икона греческого письма <Спас Нерукотворный>, оставшаяся еще со времен Головиных.

Анна Лопухина умерла от чахотки в возрасте 28 лет, в 1805 году, и владелицей Введенского осталась ее мачеха, Екатерина Лопухина (1763-1839), <действительная статская советница и кавалер>, известная в свете как ловкая интриганка, суеверная и малообразованная ханжа. После смерти Лопухиной имением недолго владели Зарецкие, а затем - снова Головины, от них Введенское перешло к барону Штакельбергу, у которого в середине 1860-х годов Введенское купил фабрикант В. И. Якунчиков, владелец кирпичного завода в Одинцове. Его Дочь М.В. Якунчикова, известная русская художница, проводила во Введенском каждое лето. Ее отец продал усадьбу в 1884 году. Но и после этого М.В. Якунчикова неоднократно приезжала сюда и много работала. Она оставила множество этюдов и полотен, на которых запечатлено Введенское и его окрестности.

Во Введенском бывали В.Э. Борисов-Мусатов И.И.Левитан, П.И.Чайковский, А.П.Чехов.

<На высоком пригорке дом. По крутому откосу, обрамленному деревьями парка, спадает затененная просека. Стены и колонны дома, полускрытые пригорком - в прозрачных розовых отсветах последних догорающих солнечных лучей. Ярко пламенеют в еще светлом небе облака. Огнями блещут стекла в окнах, точно в доме праздник или, может быть, пожар? И, стоя внизу перед этой картиной, вдруг вспоминаются холсты Борисова-Мусатова. Ведь именно этот дом в Введенском излюбленным мотивом проходит в его живописных образах. Именно Введенское - декорация для мусатовских девушек, нереальных, призрачных, как марево>, - писал о Введенском А.Н. Греч.

В.И. Якунчиков продал усадьбу графу С.Д.Шереметеву, а тот отдал Введенское в приданое своей дочери, вышедшей замуж за графа А. В. Гудовича. Гудовичи были последними владельцами усадьбы. При них, в 1912-1916 годах, обветшавший главный дом усадьбы был разобран, а на его месте возвели каменный, в целом сохранивший облик предыдущего, но с измененными пропорциями и убранством.

В 1918 году усадьба была подожжена. В 1919-1920 годы в ее строениях

размещалась художественно-ремесленная школа-колония, организованная местными художниками В.П. Островым и С.В. Филипповым, а с 1920 года - Звенигородский историко-художественный музей имени товарища Н.И.Троцкой - жены <великого пролетарского революционера>, в ту пору - заведующей Музейным отделом Наркомпроса. Впрочем, музей в усадьбе просуществовал только до 1924 года и был из усадьбы выведен. Вместо него здесь открылась совпартшкола, а затем партийный санаторий.

 

ВОРОНОВО

Первым известным владельцем Воронова был А. И. Воронов-Волынский. Род

Волынских берет свое начало от литовского князя, героя Куликовской битвы Д.М. Боброка-Волынского.

Один из потомков Боброка, служивший при дворе Ивана III, М.Г. Волынский, получил прозвище Вороной, а его потомки стали именоваться Вороновыми-Волынскими.

Внук Вороного и был первым владельцем поместья.

При нем на рубеже XVI-XVII веков в Воронове уже существовал <двор

вотчинников> и вдобавок <два двора людских да Крестьянских и бобыльских шестнадцать дворов>.

Дочь А.И. Воронова, М.А. Булгакова, в духовном завещании отказала Вороново Троице-Сергиевому монастырю, но в 1642 году по челобитью окольничего Ф.В. Воронова-Волынского родовая вотчина была ему возвращена.

В начале XVIII века разросшаяся усадьба включала в себя помимо двора вотчинника еще и церковь Спаса Нерукотворного, а также скотный и конюшенный дворы.

Во владении рода Волынских вотчина находилась до первой трети XVIII века.

Последним хозяином Воронова из рода Волынских был известный государственный деятель Артемий Петрович Волынский (1689-1740). В 1738 году он стал кабинет-министром в правительстве императрицы Анны Иоанновны. Вступив в жестокий конфликт со всесильным фаворитом Бироном, Волынский в результате интриг последнего был казнен, а все его владения были конфискованы в казну.

Через два года в опалу попал уже Бирон, а новая императрица Елизавета Петровна вернула семейству А.П Волынского все конфискованное. Дочь казненного вельможи М.А. Волынская (1725-1792) вышла замуж за генерал-поручика графа И.И.Воронцова (1719-

1786). Вскоре после женитьбы он вышел в отставку, и молодая чета принялась за обустройство дедовских владений. Для создания усадьбы был приглашен известный в ту пору архитектор К. И. Бланк, чья деятельность в основном связана с Москвой и ее окрестностями.

Стараниями К. И. Бланка в Воронове был создан один из красивейших в Подмосковье усадебных ансамблей. Впоследствии он был значительно реконструирован.

Сегодня от творений К. И. Бланка в Воронове сохранились Спасская церковь - яркий памятников русского барокко, парк - один из самых красивых в Подмосковье, и стоящий поодаль от главного дома, на берегу большого пруда двухэтажный Голландский домик - редкий образец парковой постройки, характерный скорее для петровских времен. С торцов он украшен высокими затейливыми фронтонами, декоративными вазами и другими деталями, что делает его весьма оригинальным и редким произведением в

русской архитектуре.

По фамилии нового владельца усадьбы Вороново часто стали именовать Воронцовым, что впоследствии привело к известной путанице: дело в том, что по той же Калужской дороге, но гораздо ближе к Москве, располагалась другая усадьба Воронцово (ныне в черте Москвы). Поэтому иногда в литературе эти усадьбы сливаются в одну, и то, что происходило в <ближнем> Воронцове, переносится на Воронцово-Вороново, и наоборот.

Под именем Воронцово Вороново фигурирует в географическом словаре А. Щекатова и Л. Максимовича (1800): <Воронцово село, принадлежащее графу Ивану Ларионовичу Воронцову по множеству в нем заключающегося каменного строения представляет издали вид великолепного замка>.

В декабре 1775 года Вороново посетила императрица Екатерина II. По преданию, Екатерина, стоя у окна воронцовского дворца, заметила, что газонная площадка перед домом в летнее время, должно быть, представляет собой красивый зеленый ковер. В течение ночи согнанные по приказу И.И. Воронцова крестьяне расчистили газон и утром хозяин усадьбы с гордостью показал императрице зеленую лужайку.В память о посещении Екатериной II в вороновском парке по сторонам главной аллеи были воздвигнуты два каменных обелиска.

После смерти И. И Воронцова хозяином усадьбы стал его сын Артемий Иванович Воронцов - крестный отец А. С Пушкина При нем по проекту известного архитектора Н.А. Львова был сооружен трехэтажный главный дом с двумя боковыми флигелями.

Видевший этот дом в 1812 году английский военный агент при русской армии Роберт Вильсон писал: <Дворец в Воронове был великолепный и действительно величественный: с колоссальными фигурами лошадей работы Монте Ковалло при въезде. В галерее во дворце находились воспроизведения наиболее выдающихся статуй и памятников римских и греческих, обстановка отличалась сказочной роскошью>. Впоследствии Дом дважды - в 1812 и 1949 годах - подвергался серьезным переделкам. Вероятно, по проекту Н.А. Львова было выстроено и огромное здание Конного двора на сто лошадей, от которого До наших дней сохранилась только угловая башня.

В 1800 году усадьба перешла к зятю А. И. Воронцова - Д П Бутурлину, который продал Вороново известному государственному деятелю, впоследствии - московскому генерал-губернатору (<главнокомандующему>) Ф.В. Ростопчину - <сумасшедшему Федьке>, как за склонность к неуемному позерству называла Ростопчина Екатерина II.

Ростопчин постоянно жил в Воронове с 1800 по 1806 годы а после назначения его на должность московского генерал-губернатора он проводил здесь только летние месяцы.

В Воронове у него гостила известная французская писательница той поры мадам де Сталь.

Ростопчин устроил в Воронове образцовое хозяйство, для которого выписал из-за границы специалистов по агротехнике, садовников, механиков, конюхов. В парке появились обширные лужайки и цветники, среди аллей были установлены мраморные статуи, привезенные из Италии. В оранжерее, построенной, как считают, по проекту Дж. Кваренги, выращивались орхидеи и ананасы. При Ростопчине в Воронове стали разводить арабских и персидских лошадей.

20 сентября 1812 года, приехав в Вороново после сдачи Москвы французам, Ф.В. Ростопчин, собрав себе в помощь дворовых людей, демонстративно, <решив явить миру истинно римскую доблесть>, сжег свой дворец, чтобы он не достался врагу. <В ту ночь граф, не совладав с эмоциями, собственными руками сжигает в Воронове свой прекрасный дом>, - писал Роберт Вильсон. Как считается, в этом пожаре погибли все художественные сокровища усадьбы - картины, гравюры, акварели, фарфор, скульптуры, богатейшая библиотека, насчитывавшая тысячи томов.

В этой истории есть загадка, которой в разное время был посвящен ряд

публикаций. Свидетелей гибели дворца очень удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которых огонь истребить не мог. И, покидая Вороново, Ростопчин не имел при себе никакого тяжелого груза. Вероятно, какая-то часть сокровищ усадьбы (если не все они) была где-то заблаговременно спрятана. Где?

Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие и обширные подземные лабиринты, которыми были соединены все постройки усадьбы. Рассказывали, что по этим подземным галереям мог свободно проехать всадник на лошади. Остатки каких-то подземных сооружений действительно несколько раз обнаруживали на территории

усадьбы, но тайна Воронова так до сих пор и не разгадана.

Осенью 1812 года в Воронове находился штаб Мюрата, вице-короля

неаполитанского, командовавшего французским авангардом, наблюдавшим за русским лагерем в Тарутине. После ухода наполеоновских войск, вернувшийся Ф.В. Ростопчин вынужден был жить в сохранившемся флигеле, так как главный дом был сожжен и разрушен.

Ф.В. Ростопчин умер в 1826 году, и Вороново унаследовал его сын, А.Ф. Ростопчин. Его жена, Е.П. Ростопчина, урожденная Сушкова, была известной поэтессой и писательницей той поры. Она владела Вороновым после смерти мужа, до 1858 года, когда усадьба перешла к графам Шереметевым. В конце XIX века граф С.Д. Шереметев в очередной раз перестроил главный дом усадьбы, придав ему черты необарокко.

Последним владельцем Воронова был граф А. П. Сабуров, женившийся в 1894 году на А.С.Шереметевой, дочери С.Д. Шереметева. А.П. Сабурова расстреляли в 1919 году.

В 1949 году главный дом был перестроен. В усадьбе разместился дом отдыха.

 

ГЛИНКИ

Глинки - самая старая из сохранившихся дворянских усадеб Подмосковья, относящаяся еще к петровским временам. Это самый ранний из известных тип усадьбы-дворца, который во второй половине XVIII века получил широкое распространение.

Усадьба, принадлежавшая Я. В. Брюсу, обстраивалась в 1730-х годах, после выхода Брюса в отставку в 1726 году. Сейчас в Глинках действует санаторий <Монино>, а несколько лет назад во флигеле был открыт музей, рассказывающий об истории усадьбы и о ее строителе.

Биография Якова Вилимовича Брюса сама по себе мало отличается от

жизнеописаний других <птенцов гнезда Петрова>. Обрусевший выходец из рода древних шотландских королей, Брюс родился в Москве в 1670 году. В числе <потешных ребяток> был взят во дворец к Петру, участвовал в Крымских (1687-1689) и Азовских (1695-1696) походах, в Северной войне. С 1711 года генерал-фельдцехмейстер, с 1717 года сенатор и президент Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. Вместе с А.И. Остерманом подписал Ништадский мир 1721 года, за что Петр I возвел его в графское достоинство.

При уходе в отставку в 1726 году был произведен в генерал-фельдмаршалы.

Из плеяды петровских деятелей Брюса выделяли глубокие научные познания Он получил отличное по тому времен образование, занимался физикой, астрономией, математикой - <науками арихметическими>, переписывался с некоторыми западными учеными, например с Лейбницем, редактировал географические карты и глобусы, составил карту России от Москвы до Малой Азии, делал переводы, ведал Московской типографией, владел ценной коллекцией предметов старины и библиотекой. Царь всегда был очень привязан к нему и высоко ценил его знания и артиллерийское искусство. Брюс составил первый русский календарь - <Брюсов календарь>, которым пользовалось несколько поколений русских людей.

Но в народной памяти Брюс остался чернокнижником, колдуном, который <много хитростей знал> и о котором ходили самые невероятные легенды. Одна из них связана с Сухаревой башней, где была устроена астрономическая обсерватория, которой заведовал соотечественник Брюса шотландец фарвар-сон. Здесь хранились хронометр, научные приборы, библиотека, большой медный глобус, привезенный из Голландии при царе Алексее Михайловиче. Рассказывают, что в башне Брюс занимался алхимией, астрологией и колдовством, делал золото из свинца. А в тайнике была замурована волшебная <Черная книга>, написанная самим дьяволом. И кто знает, уж не зловещая ли тень чародея Брюса сыграла свою роль в трагической судьбе Сухаревой башни, которая, как известно, была в конце концов разрушена.

Выйдя в 1726 году в отставку, Брюс поселился в своей подмосковной усадьбе Глинки, которая была пожалована ему Петром I в 1721 году за заключение Ништадского мира. Угрюмого, нелюдимого фельдмаршала постоянно охранял караул из взвода солдат, и редко кому из окрестных жителей удавалось попасть за ворота усадьбыУсадьба в Глинках представляет собой симметрично распланированный комплекс с жилыми постройками, хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и парковыми павильонами. Усадьба строилась в 20-х годах XVIII века мастером, к сожалению, нам неизвестным, но умелым и хорошо знакомым с итальянским зодчеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.