КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Московская область 11 страница
Отец Герцена Голохвастова очень уважал: <Он вырос на его глазах, им гордилась вся семья, к нему отец мой имел большое доверие, его он ставил мне всегда в пример>, - вспоминал А. И. Герцен. Став попечителем учебного округа, Голохвастов искренне полагал, что <стеснительные меры> являются <необходимостью его сана>. При Голохвастовых ансамбль усадьбы был перестроен в стиле позднего классицизма. Старый дом был разобран, вместо него на новом месте в 1830-е годы был выстроен новый, ампирный, на высоком цоколе, украшенный четырехколонным портиком, с двухэтажными флигелями по сторонам. К торцам дома примыкают изящные портики с террасами. Они пристроены гораздо позднее, по проекту известного архитектора Жолтовского. Хозяйственный двор усадьбы со всех четырех сторон замыкали служебные здания - каретный сарай, конюшня с манежем и др. Когда-то здесь содержались прославленные орловские рысаки, до которых хозяин усадьбы был большим охотником. После смерти Д. П. Голохвастова имение перешло к его сыну, Д.П. Голохвастову (1838-1894), литератору, сотруднику журнала <Русский архив>. В 1890-е годы владельцем усадьбы стал известный фабрикант Савва Морозов. При нем постройки подверглись некоторой переделке, главный дом приобрел пышное наружное убранство. Последней владелицей усадьбы была Зинаида Морозова. В 1906 году у нее в гостях в Покровском-Рубцове побывал А.П. Чехов. После 1917 года часть зданий усадьбы была разрушена, другая, в том числе главный дом, подверглась перестройкам, значительные утраты понес парк, на ее территории появились новые сооружения. Часть построек и сейчас лежит в руинах. В 1941 году усадьбе был нанесен большой ущерб в результате военных действий. В 1950-х годах она была в основном восстановлена. В Покровском-Рубцове был открыт дом отдыха.
ПОРЕЧЬЕ <Лишь только Кунцево и Архангельское могут равняться с Поречьем в живописности местоположения; но Поречье обширнее, громадное, привольнее>, - писал в XIX веке об усадьбе Поречье один из современников. По писцовым книгам XVI века село Поречье Можайского уезда на реке Иночь принадлежало М.И.Протопопову. В 1698 году владельцем поречской вотчины стал князь Б. И. Прозоровский, при котором в Поречье была выстроена каменная Рождественская церковь. После смерти Прозоровского и его жены Поречье стало дворцовым селом. В 1742 году Поречье было пожаловано графу А. Г. Разумовскому, наследникам которого она принадлежала до 1818 года. При Разумовском здесь был возведен деревянный господский дом с флигелями и разбит регулярный липовый парк. Служебные постройки усадьбы включали в себя скотный двор, кузницу, оранжерею и т. д. Во время нашествия Наполеона усадьба, находившаяся чуть в стороне от Смоленской дороги, в сорока верстах от Бородинского поля, попала едва ли не в эпицентр военных действий и сильно пострадала. Усадебный дом был разграблен и частично сгорел, а два флигеля, конюшня, каретный сарай сгорели полностью. В 1818 году Поречье было отдано как приданое дочери графа Л.К.Разумовского, вышедшей замуж за графа С.С.Уварова, в роду которого Поречье оставалось до 1917 года. Пострадавшая в 1812 году усадьба была заново отстроена в 1830-х годах. Тогда же на берегу реки Иночь возвели корпуса суконной и хлопчатобумажной фабрик. В имении было создано образцовое хозяйство - Порецкая экономия. С.С. Уваров, министр народного просвещения автор идеологемы <православие, самодержавие, народность>, и его сын А.С. Уваров - известный археолог, председатель Археографической комиссии, создали в усадьбе выдающийся по значению археологический музей, ценнейшую библиотеку по различным отраслям знаний, расширили парк и оранжереи, пополнив их уникальной коллекцией тропических растений. На протяжении почти всего XIX века Поречье играло роль крупного культурного центра. В 1840-х годах здесь на <академические беседы> собирались выдающиеся представители русской науки и словесности. В Поречье приезжали И.И.Давыдов, М.П. Погодин, П.А. Плетнев, С.П. Шевырев, Т.Н. Грановский, там часто гостил поэт В.А. Жуковский. Долгое время в усадьбе сохранялся дом, где он останавливался. В 1853 году в парке Поречья поставили памятник поэту. Существующий архитектурный ансамбль Поречья окончательно сформировался во второй половине XIX века в результате капитальной реконструкции и частичной замены прежних построек. Центром усадебного комплекса является ансамбль парадного двора, сложившийся еще в XVIII столетии, при Разумовских. Он включает в себя главный дом и два флигеля, соединенные крытыми галереями. Главный дом сооружен в 1830-х годах по проекту Д. Жилярди и с тех пор не раз подвергался капитальным переделкам. По проекту Жилярди был устроен центральный зал второго этажа, а над ним установлен огромный стеклянный фонарь-бельведер. Этот зал специально предназначался для <Порецкого музеума> - обширной археологической коллекции Уваровых. Зал был богато отделан алым искусственным мрамором и расписан в технике <гризайль>. Свой окончательный облик дом приобрел в 1860-1870-х годах, после коренной реконструкции, проведенной архитекторами А.П.Поповым и М.Н. Чичаговым. Тогда был надстроен третий этаж, фасады получили новое оформление. Парные двухэтажные флигели сохранили ампирный стиль 1830-х годов. Дворец в Поречье предназначался в первую очередь для размещения музейных коллекций, и его формы ярко выражают это назначение. Функциональность архитектуры выражается как во внешнем облике здания, так и в его планировке. Южный фасад дворца украшали скульптуры муз поэзии и истории. В доме не было традиционных залов для увеселений и балов. В нижнем этаже располагались парадные и жилые комнаты, во втором - музей и библиотека, весь третий этаж и часть флигелей занимало книгохранилище. Библиотека Поречья, вероятно, была самой большой усадебной библиотекой России. Она насчитывала около 70 тысяч томов - это в полтора раза превосходило число книг в библиотеке Юсуповых в Архангельском. В комнатах нижнего этажа располагалась портретная галерея владельцев Поречья, начиная с графа А.Г. Разумовского, в детстве пастуха и певчего, а затем - фельдмаршала и фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Здесь же висел портрет казака Григория Розума - родоначальника Разумовских. Музей в Поречье являлся одним из самых значительных частных собраний России. Он занимал центральные помещения второго этажа. Увенчивавший дворец огромный стеклянный бельведер обеспечивал свободный доступ дневного света в главный зал. Его называли <уголком Ватикана> за обилие итальянских скульптур, стоявших вдоль стен. В оформлении интерьеров большую роль играл алый цвет стен, на фоне которого ярко выделялись беломраморные детали и изваяния. <Свет, льющийся сверху, багряная краска стен, умеряемая белыми под мрамор пилястрами, облики колоссальных мраморов и бюстов, огромно-стройные размеры зодчества - все это вместе сливается в одно изящное впечатление>, - писал в журнале <Москвитянин> С.П. Шевырев. Одним из главных экспонатов музея в Поречье являлась знаменитая Альтемпская урна (ныне находится в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Она была вывезена С.С. Уваровым из Италии в 1843 году. В музее хранились также бронзовый мужской бюст, найденный А.С. Уваровым при раскопках в Помпеях, античные женские статуэтки, торс Артемиды, собрание древнегреческих ваз с Кипра, этрусский глиняный сосуд, украшенный орнаментом, золотые изделия из скифских курганов и т.п. Большое место в собрании музея занимали коллекции древних монет, византийских икон и мозаик, изделий ювелирного искусства. Не менее богатым было собрание живописи и скульптуры, которое включало в себя работы Рафаэля, Тьеполо, Мурильо, Каковы, Гудона, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, Ф.С. Рокотова, В.А. Тропинина. Усадебная церковь Рождества Богородицы выстроена на месте старой, времен Прозоровских, по заказу графа Л. К. Разумовского в 1804 году в стиле зрелого классицизма. Исследователи отмечают явную принадлежность архитектора храма к школе М.Ф. Казакова, Но его имя пока остается неизвестным. Из хозяйственных построек в усадьбе сохранились оранжерея, каретник, скотный двор и так называемый <Дом скотника>. Оранжерея в Поречье была устроена еще графом Л.К. Разумовским в конце XVIII века и с тех пор часто расширялась и перестраивалась. В конце 1830-х годов здесь были сооружены огромные залы для тропических растений с металлическим каркасом и чугунными стойками. Сохранились два таких зала - бывший зимний сад и Пальмовый зал. Уцелела и двухэтажная Семенная башня, украшенная чугунными вазами. В Пальмовом зале росла гигантская пальма, и по мере ее роста поднимали и специально устроенную подъемную стеклянную крышу зала, опиравшуюся на восемь литых чугунных колонн. Большой усадебный парк площадью около 100 гектаров был заложен Л. К. Разумовским по планам садовода Раше. Перед главным домом - регулярный парк, его аллеи обрамляют двухсотлетние липы. На площадке перед дворцом был установлен фонтан - копия с римского фонтана Барберини, выполненная в Берлине по заказу графа С. С. Уварова. Пейзажный парк Поречья, широко раскинувшийся на трех пологих холмах, был устроен таким образом, чтобы подчеркнуть красоту и величие природы. Размещенные в парке с большим вкусом павильоны, мостики и беседки органично вписывались в пейзаж, дополнив, но не затенив его. В центре парка находился большой пруд с лесистыми островками. Ныне пруд спущен. На его берегу был устроен фонтан <Тритон>. В западной части парка размещался зверинец, в восточной - небольшой жилой павильон, построенный по проекту А. П. Брюллова, известный как <Домик Жуковского>. Из других парковых сооружений Поречья выделялись изящный мостик, украшенный скульптурами, ажурная беседка на обрыве, стройная колоннада, украшенная плющем, которая располагалась на пути к роднику, подъемный мост. Ни одно из парковых сооружений Поречья не сохранилось. Во второй половине XIX века в Поречье работал знаменитый лесовод К.Ф.Тюрмер (1824-1900). Под его руководством парк подвергся коренному переустройству, здесь были посажены новые виды деревьев и кустарников. До сих пор, несмотря на все утраты, в парке Поречья насчитывается 28 видов деревьев, как местных, так и экзотических. Среди них - белая ель (ее ствол похож на березовый), серый орех, желтая береза, несколько сортов каштанов и т. д. Тюрмер устроил в Поречье дендрарий, где проводил исследования по акклиматизации южных растений в условиях умеренной полосы. До сих пор остатки этого дендрария сохраняются, несмотря на общую запущенность парка. Уцелели фрагменты делянок, засаженных венгерской сиренью, морщинистой розой, терном, альпийской смородиной. Поречье сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. В 1960-1970-е годы часть зданий, включая главный дом, восстановили. В усадьбе был устроен дом отдыха.
СЕМЕНОВСКОЕ-ОТРАДА Первым владельцем усадьбы был граф Владимир Григорьевич Орлов, один из пяти братьев Орловых, стоявших во главе заговора 1762 года и которым Екатерина II обязана короной. И если Григорий и Алексей Орловы стали после переворота едва ли не первыми лицами в государстве, то Владимир Орлов остался в тени своих старших братьев. После событий 1762 года он уехал учиться за границу, в Лейпцигский университет. Вернувшись в 1766 году в Россию, 24-летний Орлов был назначен директором Академии наук. В середине 1770-х годов он вышел в отставку и поселился в Отраде, предпочтя блестящей столичной карьере тихие домашние радости, уединенную сельскую жизнь. <Лучшим из всех подмосковных соседей был граф Владимир Григорьевич Орлов, - писал о нем Д.Н. Свербеев. - Он не был родовитее других серпуховских помещиков, но всех их превосходил богатством, несравненно высоким перед всеми образованием и достойным глубокого уважения своим характером>. При Орлове в Отраде был сооружен блестящий усадебный ансамбль, автором которого считают известного архитектора той поры К И. Бланка. Впрочем, еще в начале XX века высказывалась версия, что дворец строили крепостные мастера, хотя проект, вероятно, делал все же искушенный мастер. Сам Орлов, со слов уже упоминавшегося Д.Н. Свербеева, так рассказывал о сооружении усадьбы:<Призвал я лучшего в то время архитектора, и указал он мне место на высокой горе построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне полюбился, однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился пониже, к берегу реки... Начавши строить, я опять не послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа>. Выложенный из розового кирпича, с белыми колоннами, наличниками и родовым гербом на фронтоне, отрадненский дворец построен в стиле, переходном от барокко к классицизму, в облике его чувствуется рука незаурядного зодчего. В середине XIX века здание было частично перестроено и дополнено двумя угловыми крыльцами. Интерьеры дворца были богато украшены лепниной, изразцовыми печами, наборным паркетом. Плафоны в залах расписывал знаменитый Карл Брюллов. Художник пользовался покровительством семейства Орловых, часто гостил у них и путешествовал с ними по Европе. В. Г. Орлов называл свой дом замком. Он очень хотел придать Отраде облик поместья английского лорда. В ансамбль усадьбы входили дворец, флигели, павильоны, служебные корпуса и многочисленные хозяйственные постройки - кузница, амбар, теплицы. Позднее к ним прибавились оранжереи, созданные по проекту М.Д. Быковского. Дополнял ансамбль пейзажный английский парк с Лебединым прудом, лужайками и разнообразными <затеями> - гротами, руинами, беседками. <В расположении садов англичане стараются подражать природе, - писал В.Г. Орлов. - В сих садах все разбросано - инде лесок, инде кустарник, инде лужок>. Для разбивки парка Орлов пригласил иноземца Питермана, а для составления общего плана усадьбы в 1787 году был выписан английский садовник. Устроив отрадненский парк в точном соответствии с английским каноном, Орлов для пущего сходства завез в Отраду оленей и выписал из Москвы соловьев. Неизвестно, куда делись потом соловьи, а вот олени, увы, не выдержали сурового климата. Большие четырехугольные пруды в парке, по преданию, копали пленные турки под наблюдением крестьянина Анания Морозова. В пруды были запущены форели, стерляди и сиги. Тот же Ананий Морозов руководил устройством в отрадненском парке <водных хитростей> и каскадов. Сад окружала чугунная решетка изысканного рисунка. Въездные ворота украшали фигуры чугунных львов, установленных на массивных кирпичных столбах. Другие ворота, выходящие в парк, были украшены <Екатерининскими орлами>. Одновременно со строительством дворца началось и строительство Владимирской церкви. Ее возводил крепостной архитектор Бабакин (возможно, под его наблюдением строился и усадебный дом). В 1835 году по проекту Д.Жилярди к церкви были пристроены два боковых придела. По обыкновению того времени, В. Г. Орлов завел в Отраде крепостной театр. Капельмейстером в оркестре этого театра служил Л.С. Гурилев - отец известного композитора А.Л. Гурилева, автора романсов <Однозвучно гремит колокольчик>, <Матушка-голубушка> и многих других. Сам будущий композитор в молодости тоже играл в оркестре отрадненского театра. По свидетельствам современников, оркестр был настолько хорош, что после смерти графа многие из музыкантов были приняты в оркестры московских театров. При Орлове музыка всегда звучала во время обедов, а по субботам регулярно устраивались большие концерты. В штате обширной отрадненской прислуги, помимо многочисленных секретарей, конторщиков, камердинеров, музыкантов и проч., имелись архитектор, живописец и даже астроном, который должен был наблюдать за светилами и в определенный час являться к графу с докладом о состоянии небесных дел и о появлении на небе какой-либо звезды или планеты. В Отраде имелась большая старинная библиотека, начало которой положил В. Г. Орлов. Бывший директор Академии наук посвящал чтению до шести часов в день. Кроме книг, здесь хранился семейный архив Орловых, а также многочисленные рукописи и автографы известных ученых и писателей, напоминавших о дружеских отношениях хозяина Отрады со многими выдающимися людьми того времени. Здесь хранились книги и телескоп М.В. Ломоносова. В. Г. Орлов обладал большой коллекцией табакерок, одна из которых была пожалована в день коронации Екатерины II. На ее шести сторонах были изображены миниатюры, рассказывающие о событиях 1762 года и воцарении Екатерины, в котором Орловы сыграли едва ли не главную роль. Реликвиями Отрады являлись расписной фарфоровый сервиз - подарок Екатерины II; знамя, пожалованноеимператрицей герою Чесменского сражения графу Алексею Орлову; доска от турецкого корабля, захваченного при Чесме в абордажном бою, на котором поднял свой флаг Алексей Орлов. А в парке стоял большой бронзовый бюст Екатерины II, на цоколе которого было начертано <Екатерине Великой - благодетельнице рода Орловых>. После смерти В. Г. Орлова в усадьбе появилось еще одно сооружение - Успенская церковь-усыпальница, построенная в 1832-1835 годы по проекту Д. Жилярди, крупнейшего московского архитектора первой трети XIX века. Отрадненский мавзолей, один из самых ярких памятников русского классицизма, имеет много общего с мавзолеем Волконских в Суханове - как в плане, так и во внешнем построении объема Помимо В Г. Орлова, в отрадненском мавзолее погребены члены семейства Орловых-Давыдовых, к которым позднее перешла усадьба Здесь же находилась могила знаменитого <Алехана> - графа Алексея Орлова-Чесменского, брата владельца Отрады. По просьбе его дочери, А А. Орловой-Чесменской, в 1832 году прах <Алехана> был перенесен в новгородский Юрьев монастырь. В 1831 году Отрада перешла во владение Владимира Петровича Давыдова - внука В. Г. Орлова. В 1856 году высочайше было повелено <камергеру и действительному статскому советнику В.П.Давыдову принять имя и титул деда своего и потомственно именоваться графом Орловым-Давыдовым>. Последним владельцем усадьбы в 1905-1917 годах был граф В.А.Орлов-Давыдов. В 1896 году по просьбе тогдашнего владельца Отрады, обер-шталмейстера графа А. В. Орлова-Давыдова, в Отраду перевезли останки всех братьев Орловых - Григория, Алексея (этого уже один раз вывозили из Отрады!), Федора и Ивана. Прах всех пяти знаменитых братьев, казалось, нашел свое упокоение в Успенской церкви-усыпальнице в Отраде. В Отраде бывали Ф.И.Тютчев, А.П.Чехов, И.А.Бунин, сюда приезжал <гроза Кавказа> имам Шамиль. После 1917 года значительная часть художественных и исторических сокровищ усадьбы была расхищена. Часть картин и скульптур вывезли в столичные музеи. Были уничтожены мозаичные иконы в мавзолее-усыпальнице. В 1924 году коммунисты варварски разгромили мавзолей Орловых, останки братьев Орловых были вытащены из гробов и сожжены. В 1980-е годы ансамбль усадьбы был отреставрирован. Сейчас здесь располагается санаторий.
СЕРЕДНИКОВО На этом крутом холме, озаренном осенним солнцем, стоит старинная усадьба, история которой уходит в глубь столетий. Известно, что еще в 1623 году <по государевой грамоте> вотчина Середниково принадлежала князю Никите Черкасскому, от которого перешла к его сыну, а затем к внуку. По описи 1704 года в Середникове имелись <церковь.. двор вотчинников, да дворы приказчиков, конюшенный и скотный, людей в них 11 человек> В 1775 году Середниково перешло к действительному статскому советнику и камергеру, сенатору В.А. Всеволожскому. При нем в конце 1770-х годов был создан сохранившийся до наших дней ансамбль усадьбы (полагают, что в его создании принимал участие известный архитектор И.Е. Старов). Середниково - образец усадебно-паркового строительства конца XVIII столетия. Ансамбль включает в себя главный дом, четыре флигеля, конный и скотный дворы, мосты через овраги, белокаменную лестницу, церковь Св. Алексия митрополита, парк с двумя прудами. На высоком холме, круто спускающемся к пруду с двумя искусственными островками, возвышается двухэтажный главный дом с бельведером - круглой открытой башенкой - и двумя двухэтажными флигелями, соединенными между собой крытой колоннадой. Все три здания полукругом охватывают центральный двор, замкнутый решеткой с воротами. Створки ворот украшает кованое солнце: когда ворота открываются, оно разделяется пополам. По сторонам подъездной аллеи, ведущей к воротам парадного двора, располагаются корпуса конного и скотного дворов. В ансамбль конного двора входят каретный сарай, сооруженный в стиле псевдоготики, и круглоездание манежа. Парковый фасад усадебного дома обращен к пруду, к которому спускается широкая каменная лестница. Это, вероятно, самое красивое и поэтичное место Середникова. Холм, на котором стоит усадьба, порос деревьями. Сосны, ели, лиственницы - главные породы деревьев середниковского парка - отражаются в кристальных водах. Неподалеку находится глубокий овраг с системой каскадных прудов - часть пейзажного парка. Через овраг переброшены три арочных моста, самый большой из которых, с красивыми решетками между каменными столбами парапета, носит название Чертова. В 1825 году усадьба, к тому времени уже сменившая ряд владельцев, была куплена генерал-майором Д.А. Столыпиным, родным братом Е.А. Арсеньевой - бабушки М.Ю.Лермонтова. В 1829-1832 годах Е.А. Арсеньева приезжала сюда на лето со своим внуком, и эти летние месяцы, проведенные в Середни-кове, запомнились ему на всю жизнь... 1 июля 1829 года Лермонтов впервые приехал в Середниково. Впоследствии он неоднократно приезжал сюда в годы учения в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Московском университете. Побывал он здесь, возможно, ив 1832 году. С Середниковым связан романтический период юности Лермонтова - времени знакомства с миром <взрослых> чувств и эмоциями, с первыми увлечениями и бессонницей. На черновиках некоторых его стихотворений той поры сохранились приписки: <Сидя в Середникове у окна>, <Середниково. Ночью у окна>. Как считают, комната Лермонтова находилась на втором этаже одного из флигелей. В Середникове Лермонтов сочинил стихотворения <Атаман>, <Воля>, <Кладбище> и начал писать свои первые драматические произведения. С 1869 года Середниково перешло к семейству промышленников Фирсановых. Последней владелицей усадьбы была В.И. Фирсанова, известная покровительница искусств. У нее в гостях в Середникове бывал Ф.И. Шаляпин, который даже пел в середниковской церкви. При В. И. Фирсановой к столетию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в усадьбе был установлен бюст поэта работы известного скульптора А.С. Голубкиной. Позднее, в 1914 году, к нему прибавился обелиск в память М.Ю.Лермонтова, установленный в середниковском парке. Тогда же в овальном зале главного дома художник В. К. Штемберг исполнил роспись на тему лермонтовского <Демона>. С 1919 года в Середникове находится санаторий <Мцыри>.
СУХАНОВО Суханове известно с XVII века. Первоначально это была небольшая царская вотчина, включавшая, кроме Суханова, соседние деревни Боброве и Лопатино. В конце XVII века Петр I пожаловал Суханове своему сподвижнику, боярину Тихону Стрешневу. Царь Петр высоко ценил Стрешнева. Уважая возраст старика, он единственному из своих сподвижников разрешал ему не брить бороды. После смерти Стрешнева вотчина была взята в казну и спустя несколько лет была вторично пожалована - на этот раз обер-прокурору Сената И.И.Дмитриеву-Мамонову, женившемуся на царевне Прасковье Иоанновне, племяннице царя. Детей от этого брака не было, и после смерти обер-прокурора Суханове наследовал его племянник, Ф.И.Дмитриев-Мамонов, литератор, писавший под псевдонимом <Дворянин-Философ>. В 1800 году он продал Суханове ярославскому губернатору А.П. Мельгунову, который, выдавая замуж свою дочь за князя Д. П. Волконского, отписал имение ей в приданое. Так в 1804 году Суханове перешло во владение князей Волконских и оставалось им вплоть до 1917 года. При Волконских в Суханове появились сооружения, составившие славу этой <подмосковной>. Пока Суханове переходило из рук в руки, никто всерьез, понятно, не беспокоился о его обустройстве. Создание суханов-ского дворцово-паркового ансамбля связано с именами его новых обладателей - княгини Е.А. Волконской, урожденной Мельгуновой, и ее племянника П.М. Волконского. Князь Петр Михайлович Волконский, которого близкие и друзья именовали Петроханом, был одним из самых близких сановников Александра I, став генерал-адъютантом в возрасте 25 лет, в день коронации Александра. На протяжении многих лет он неотлучно находился при царе, и в день Аустерлицкого сражения проявил мужество, которого от него даже не ожидали. Во всяком случае, М.И. Кутузов особо отметил храбрость Волконского в этом неудачном для русских сражении. В 1812 году Волконский стал посредником между враждовавшими Александром и Кутузовым, и с его помощью обоим удавалось кое-как выстраивать отношения. Кончилось это тем, что Волконский стал начальником штаба Кутузова, в 1815 году - начальником Главного штаба, а при Николае I – министром двора Такая жизнь оставляла мало времени для отдыха, и П.М. Волконский, приезжая в Суханове, особенно ценил время, проведенное в усадьбе. <Живу совершенно как в раю, - писал он из Суханова в Петербург, - никуда не тороплюсь, ответственности никакой, делаю, что хочу>. Хозяева Суханова вели спокойную жизнь, не устраивая здесь торжественных приемов и праздников. Наоборот - они искали здесь отдохновения. Постоянно живя в Петербурге, П. М Волконский имел возможность приглашать для работ в Суханове лучших столичных архитекторов того времени. Для Суханова составляли проекты различных зданий К. Росси, Д. Жилярди, В. Стасов, А. Мене-лае. Многое из построенного ими в Суханове погибло. Особенно тяжелые утраты усадебный ансамбль понес после 1917 года. Были уничтожены павильон <Эрмитаж>, пристань, катальная горка, усадебная церковь, сфинксы у пруда и т. д. Главный дом возведен в конце XVIII века и впоследствии неоднократно перестраивался. В начале XIX века его фасады были оформлены в стиле классицизма. Боковые флигели соединили с главным домом открытыми колоннадами. В 1840-е годы дом снова перестроили. Помещения дворца предназначались в основном для парадных приемов и балов. В нижнем этаже были устроены парадный зал, многочисленные гостиные. Сухановс-кий дворец имел расписанные сводчатые комнаты в <турецком>, <египетском> и других стилях. Эта роспись была сделана в 40-х годах XIX века при участии художника Ф. Солнцева. К дому примыкала церковь, уничтоженная в 1930-е годы. Парковый фасад дома украшает шестиколонный портик. Отсюда открывается живописный вид на пруд и деревню на противоположном берегу. В парке, спускающемся к речке Гвоздне, была создана система из трех каскадных прудов. Эти пруды отделяли центральную часть усадьбы от большого пейзажного парка, который украшали многочисленные чугунныевазы, жертвенники, лестницы. Когда-то в парке стоял и чугунный обелиск в память об императоре Александре I. По-видимому, в начале XIX века на кромке обрыва, круто спускающегося к пруду, была поставлена небольшая беседка <храм Венеры>, под сенью которой некогда стояла статуя богини. Беседку украшают барельефы на тему охоты и музыки - лук, колчан со стрелами, лира, трубы - символы излюбленных дворянских увлечений того времени. Помимо этой беседки в сухановском парке раньше имелись и другие садовые павильоны, украшавшие его необычайно красивые уголки. От <храма Венеры> аллея вела к арочному мосту, переброшенному через овраг. За оврагом находится храм-мавзолей во имя Св. Дмитрия Ростовского - фамильная усыпальница Волконских, настоящий шедевр и самое значительное сооружение усадьбы. Мавзолей построен по заказу Е.А. Волконской в 1813 году над могилой князя Д.П. Волконского, скончавшегося от ран, полученных в сражениях с Наполеоном. Автором сооружения считают В. П. Стасова или Доменико Жилярди.Расположением мавзолея - за оврагом, в удалении от дома - как бы подчеркивалось, что это - место уединения и тишины. Лестницу, ведущую в храм, украшают два чугунных жертвенника. Первоначально церковь соединялась полукруглой открытой колоннадой с колокольней и двумя небольшими флигелями. У мавзолея, на береговом склоне, там, где бил родник, стояла скульптура <Девушка с разбитым кувшином> - копия с известной скульптуры П.П. Соколова, находящейся в Царскосельском парке и воспетой А.С. Пушкиным: Ныне эта скульптура перенесена на другое место. В 1820-х годах в формах псевдоготики были построены служебные корпуса, в 1830-х годах в стиле классицизма - <дома для приезжающих>. Своими стрельчатыми окнами, зубцами и башенками служебные корпуса напоминают средневековые замки. Когда-то их дополняли ворота и двухъярусные башни, придававшие всему комплексу вполне законченный вид рыцарского замка. В 1852 году хозяин Суханова П.М. Волконский скончался, будучи уже в чине фельдмаршала. В 1917 году усадьба был подожжена, в пожаре пострадал главный дом. Какое-то время в нем размещался местный ревком, затем школа, а в 1930-х годах здесь размещался санаторий. При этом, когда усадьбу приспосабливали под лечебное учреждение, постройкам был нанесен значительный ущерб. Была уничтожена колоннада, связывавшая церковь-мавзолей Дмитрия Ростовского с колокольней и флигелями, к зданию мавзолея были пристроены двухэтажные жилые корпуса. В самом храме-мавзолее был уничтожен иконостас работы Д. И. Жилярди и устроена столовая.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |