Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казанский собор




В сегодняшнем виде недавно воссозданный Казанский со­бор - памятник скорее истории, чем архитектуры. Поскольку воссоздавался он поспешно, под жестким контролем властей. Противоречия научные, неизбежные в таком сложном деле, снимались волевым порядком. Цели ставились политические, а не научно-реставрационные. Надо было показать новый курс новой власти, ориентированной на уважение к прошлому, к православию, к исправлению ошибок и преступлений предше­ственников. Цель достигнута. Зияющая рана в пространстве Красной площади и начале Никольской улицы ликвидирована.

По легенде, храм возник как обетный. Во время штурма Кремля, руководивший ополчением князь Дмитрий Михайло­вич Пожарский на этом месте был ранен. Он дал обет: если штурм будет удачным, и он поправится, то построит храм во имя находившейся при войске иконы Казанской Божьей мате­ри. Реализовано обещанное было через 20 лет - в середине 1630 гг.

После завершения строительства в 1636 г. князь собствен­ными руками во главе торжественной процессии - крестного хода - принес святыню из приходского храма Введения (на углу Лубянки и Кузнецкого моста), рядом с которым была его усадьба, в начало Никольской. Храм стал собором. Одно время служил в нем знаменитый протопоп Аввакум (Петров). В соот­ветствующие дни в него направлялись крестные ходы из Крем­ля, которые возглавляли царь или патриарх. Поскольку градостроительная ситуация в районе Красной площади все время менялась, храм неоднократно перестраивали, стремясь приспо­собить его к этой ситуации. В XX век он вошел с трехъярусной колокольней и обширной трапезной. В конце 1920 гг. архитек­тор П.Д.Барановский приступил к его исследованию и частич­ной реставрации. Он одел храм фанерным коробом, разобрал позднюю кровлю и восстановил начальное завершение в виде пирамиды кокошников.

Однако в отреставрированном виде храм простоял всего три с половиной года, после чего был разрушен. На его месте сначала было сделано летнее кафе, потом сквер. В таком виде этот участок дошел до наших дней и по инициативе общест­венности, поддержанной новой московской администрацией, храм был воссоздан. Воссоздание шло чрезвычайно энергич­ными темпами. Был создан штаб. Сам процесс воссоздания не Принял к реконструкции подлинной архитектуры. Это скорее вариации на тему храма, который стоял когда-то на этом мес­те. Тем более, что замечательный зодчий-реставратор Петр Дмитриевич Барановский не отличался чрезмерной аккуратно­стью в составлении apхива. Он всю жизнь спасал памятники, которые разрушала власть. Поэтому ему было не до тщатель­ности в систематизации своих архивных материалов. У специа­листов есть замечания к характеру архитектуры и убранства воссозданного храма. Но к этому нельзя относиться слишком строго. Сейчас это очень нарядное здание украшает начало Никольской, северную часть Красной площади. С точки зрения ансамбля этот объект получился слишком нарядным, слишком декоративным. Чрезмерность декоративизма, игрушечность, карамельность противоречит строгому, величественному харак­теру ансамбля Красной площади.

Воссоздание собора послужило толчком для серии анало­гичных воссозданий: Воскресенские ворота. Храм Христа Спа­сителя... Так что эту акцию нельзя оценить иначе как позитив­ную. Автор реставрации - архитектор Олег Журин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.