КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Храм Христа Спасителя
История храма началась в 1812 году. Здесь, в самом сердце Москвы, тесно переплелись прошлое, настоящее и будущее России, ее Вера, Память и Надежда. Храм Христа Спасителя, задуманный как благодарственный храм - памятник Отечественной войны 1812 года, стал памятником русской национальной истории и главным православным храмом России. Храму Христа Спасителя принадлежит особое место в многовековой истории российской цивилизации. В русском народе испокон веков жила традиция сооружения благодарственных храмов в память великих событий и в том числе - великих побед. Во имя Спасителя, - потому что «Провидение Божие с помощью веры и народного усердия спасло нас. Ему благодарность». Что же касается места сооружения памятника - Москвы, то в этом отношении ни у кого никаких сомнений не было. Именно Москва, древняя столица России, «Третий Рим православного мира» была избрана Наполеоном в качестве направления главного удара, ибо, заняв Москву, отмечал французский стратег, «я поражу ее (Россию) в сердце». Именно москвичам император Александр! адресовал свой манифест-обращение «Первопрестольной столице нашей Москве...» от 6 июля 1812 г. с призывом об организации народного ополчения. И именно под стенами Москвы, в историческом Бородинском сражении боевой дух французов был сломлен, а в оставленной жителями и русскими войсками, пылающей столице свершилось окончательная моральная деградация «непобедимой французской армии». Далее ее полный разгром и триумф России стали лишь делом времени. 25 декабря 1812 г., в праздник Рождества Христова, был обнародован императорский манифест «О построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа». В 1816 г. был объявлен открытый конкурс на лучший архитектурный проект Храма, в котором приняли участие 20 конкурсантов, В числе видных отечественных и иностранных участников конкурса такие громкие имена, как Джакомо Кваренги и А.Н. Воронихин. Однако пальма первенства была отдана еще совсем молодому и неопытному тогда зодчему, выпускнику Императорской Академии художеств АЛ. Витбергу. В день пятилетнего юбилея ухода французских войск, из Москвы, 12 октября 1817 г, на Воробьевых горах состоялась торжественная церемония закладки храма Христа Спасителя по проекту А.Л. Витберга. Проект этот, как и его, бесспорно талантливого автора, постигла горестная судьба. Строительные работы, начатые в 1825 г., через год были прекращены. Вит-берг, несправедливо обвиненный в хищениях, осужден и сослан в Вятку (1835 г.) Вместе с ним различным наказаниям подверглись некоторые члены первой комиссии по построению храма, расформированной в апреле 1827 г. Проведенные вскоре авторитетными специалистами, уполномоченными правительством, исследования грунта, анализ планировки ансамбля храма-памятника и особенностей его привязки к местности дали убедительные свидетельства того, что осуществить проект так, как предлагал Витберг — на склоне Воробьевых гор, и с устройством нижнего храма в их толще - практически невозможно. Начались поиски нового места для строительства Храма. Прежние варианты расположения памятника — территория Кремля (идея выдающегося русского архитектора В.П. Стасова), Швивая горка, предложенная еще Александром I, а также место бывших пороховых магазинов близ Симонова монастыря, которое предлагал под строительство Аракчеев, были вновь отвергнуты императором Николаем I. Территория поисков сосредоточилась вокруг наиболее значимой градостроительной части города — его исторического центра во главе с Кремлем. Стремясь найти оптимальное решение вопроса, Николай I нуждался в независимом арбитре, специалисте, который бы мог посмотреть свежим взглядом на развернувшиеся дебаты вокруг определения лучшего места и проекта строительства храма Христа Спасителя. Выбор царя пал на члена императорского Кабинета, академика императорской Академии художеств в. Санкт-Петербурге, архитектора К А Тона. В 1829 г. Николай I обратился к К.А. Тону с просьбой о подготовке нового проекта Храма. 10 апреля 1832 г. его проект был утвержден императором. В 1839 г. состоялась приуроченная к очередной годовщине Бородинской битвы торжественная закладка Храма. А еще почти полвека спустя, 26 мая 1883 г. произошло торжественное освящение храма Христа Спасителя. Приступив к разработке проекта. Тон глубоко и самым тщательным образом продумывал саму идею величественного сооружения, его стиль и архитектурное решение. В результате он отказался от многих конструктивных задумок своего предшественника Витберга, а также других участвовавших в конкурсе зодчих, кроме одной. Задуманный Тоном храм имел огромные размеры. Он должен был стать самым высоким зданием Москвы. Высота здания и его размеры издревле рассматривались как выражение особой важности сооружения. Храм Христа Спасителя в этом смысле не является исключением. Размеры храма Христа Спасителя, спроектированного Тоном, сравниваются с самым высоким зданием Москвы - колокольней «Иван Великий». «Колокольня Ивана Великого в Москве, - писал в 1838 году автор "Кратких сведений о сооружении в Москве храма по имя Христа Спасителя", - служит для многих мерилом особенно высокого здания..., она могла бы вполне поместиться во внутренности вновь воздвигаемого храма». В расположении и размерах храма Христа угадывается еще один, дополнительный аспект, существенно уточняющий его содержательность и символику. Благодаря колоссальности размеров и сходству расположения на высоком берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя содержательно и композиционно становился сопоставимым и даже как бы уравнивался в значении с Кремлем. Но место, выбранное для храма Христа Спасителя, обнаруживает родство с местом расположения еще одной московской святыни. По другую сторону от Кремля, на том же берегу Москвы-реки (к востоку) в середине XVI века в память покорения Казанского ханства был сооружен знаменитый собор Покрова Пресвятые Богородицы (храм Василия Блаженного). Без малого три века спустя к западу от Кремля, тоже на холме, сооружается храм-памятник в честь сходного по смыслу события - изгнания французов за пределы России, победы, в Отечественной войне 1812 года. Уподобление местоположения обоих соборов, сооруженных симметрично по отношению к Кремлю по обе стороны от него, должно было свидетельствовать о символическом подобии значения двух храмов. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по типу древнерусской соборной церкви. Он повторяет ее наиболее характерные пространственно-плакировочные и структурные особенности - кубозидность объема, пятиглавие, четыре внутренних столпа, служащих опорой центральной главы, позакомарное покрытие. Суть последнего в том, что каждая покрытая сводом часть храма находила прямое выражение на фасадах в виде повторяющего криволинейное очертание свода завершения. Главный придел храма Христа Спасителя, спроектированного Тоном, посвящен Рождеству Христову. Два боковых посвящались' патронам русских императоров. Придел Александра Невского соотносился с именами сразу трех из них: Александра I - государя, которому принадлежал замысел создания храма, Александра II, при котором собор был закончен строительством, и Александра III, в царствование которого собор был освящен. Придел Николая чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел державного брата. В 1830 г. проект Тона был высочайше одобрен. А год спустя, в конце 1831 г., после ряда продолжавшихся конкурсов, Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Еще несколько месяцев спустя, как уже отмечалось выше, 10 апреля 1832 г., проект представленный императору, был утвержден окончательно. В 1837 г., уже после того, как был утвержден проект и определено место строительства будущего храма, началась подготовка строительной площадки. Существовавшие на этом месте сооружения Алексеевского монастыря были разобраны, а сам он был переведен в Красное Село, где располагалась церковь Тихвинской Божией Матери. В том же, 1837 г. была учреждена Комиссия для построения храма Христа Спасителя во главе с московским генерал-губернатором, князем Д.В. Голицыным, которая приступила к руководству работами. Начались они выемкой земли для будущего фундамента. Глубина котлована составляла в среднем около 9,94 м, или 14 аршин, достигая в некоторых местах 13,49 м, или 19 аршин. В следующем, 1838 г., после того как рытье котлована было завершено, с 27 июля началась кладка фундаментов. На строительные работы из государственной казны были выделены колоссальные средства. Только на покупку домов в Чертолье, их.сломку и на выемку земли под фундамент храма было израсходовано 358651 рубль серебром, а всего за 46 лет строительства архитектурного памятника (1837-1883 гг.) на его возведение Государственным казначейством было затрачено 15123163 рубля 89 копеек. К концу строительства сезона 1839 г. после завершения работ по фундаментам 10 сентября состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя, приуроченная к двум юбилейным, широко отпразднованным в России датам: к 25-летию окончания войны с Наполеоном, взятию в марте 1814 г. Парижа и открытию на Бородинском поле 26 августа в день знаменитой битвы первого из памятников, которые было решено поставить на местах решающих в этой войне боев. Открытие памятника в Бородине и закладка храма-памятника спились в одно великое торжество. В закладке храма Христа приняли участие Николай I и наследник, будущий император Александр II. Храм сооружали из кирпича, а для облицовки использовали беловатый мрамор из села Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. В 1849 г. закончилась кладка свода большого купола. В 1853 г, после установки глав и устройства крылец наружная отделка храма, в основном, была завершена. В 1857 г. принялись за внутреннюю отделку храма: установили леса, начали штукатурить верхние части, приступили к мраморной облицовке стен и пола. В 1858 г. первый этап строительных работ храма Христа Спасителя закончился. Наружные леса были разобраны, и храм вошел в ансамбль исторического центра Москвы, заняв в нем, благодаря грандиозности размеров и выразительности силуэта, ведущее место. Он стал самым высоким зданием древней столицы и превзошел колокольню Ивана Великого. Она могла поместиться под яблоком креста вновь возведенного собора высотой 103,305м. Длина каждого из фасадов храма составляла 82 м, площадь, занятая храмом - 319500 кв. м, диаметр центрального купола приближался к 30 м (29,82 м). Огромным было и количество золота, понадобившегося для позолоты глав, выполненной гальванрпластическим способом: более 3 центнеров (312,6 кг). Грандиозности величайшего в Российской империи храма и богатству его отделки соответствовали и затраты государства на его сооружение. Без государственного финансирования воплощение проекта такого масштаба было бы немыслимо. Конечно, народ тоже вносил посильные добровольные пожертвования. Но они несопоставимы с суммами, регулярно поступавшими из казны - в среднем по полмиллиона серебряных рублей в год. Плану спроектированного Тоном здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады (протяженность каждого составляла около 90 м, или 40 сажен). Различаются фасады только тематикой расположенной на поверхности стен скульптуры. Храм царит над окружающим пространством, его объем обозрим со всех сторон, а композиция создается в расчете на подобное обозрение - это характерная черта православного храма, наиболее определенно выраженная в русской архитектуре. Русской архитектуре неизвестен западноевропейский тип храма, включенного в плотную жилую застройку, когда объем его оказывается недоступен восприятию, а видимым остается только главный западный фасад. В этом смысле храм Христа — типичное произведение русской архитектурной школы и типичное выражение широко понятой русской архитектурной традиции - древней и нового времени. В храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 г. памятником русской национальной истории и главным храмом России. Богатое скульптурное убранство фасадов храма Христа Спасителя конкретизирует общую идею национального храма-памятника. Скульптурный декор — характерная особенность европейской архитектуры нового времени, в том числе и культовой. В этом смысле храм Христа продолжает традицию классицизма. Но размещение скульптуры на его фасадах не вполне традиционно для классицизма. Размещение их в медальонах типично не для классицизма, а для искусства Ренессанса, к наследию которого также широко обращаются архитекторы эпохи романтизма и, в частности, Тон. Первоначально скульптуру предполагалось выполнить гальванопластическим образом из бронзы. Однако первый опыт использования подмосковного протопоповского мрамора доказал полную пригодность его и для скульптурных работ. В результате храм Христа Спасителя приобрел характерную для ряда школ древнерусского зодчества (владимиро-суздальской, новгородско-псковской и ранее московской) бело-золотую гамму. Цветовая гамма храма Христа Спасителя словно возвращала Москву к далеким временам, давшим ей эпитет «белокаменная», когда стены храмов и Кремля сооружались из белого камня-известняка. В храме Христа возрождался своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнерусского храма. Верещагин и Марков, Семирадский и Кошелев, Плешаное и Васильев, Сорокин и Клодт принимали участие в создании живописного убранства храма Христа Спасителя. Возрождалась и свойственная ему трактовка первого, нижнего яруса как своеобразного декоративного пояса, где использовались не сюжетные, а только орнаментальные росписи. Полосами орнамента выделялись основные членения и формы интерьера. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хоров, выявляя структурные особенности и логику композиции интерьера. Нижние части стен храма были облицованы мрамором. Окончательный вариант интерьера был утвержден Александром II в 1873 году, сорок лет спустя после создания первоначального варианта. Прямо против главного входа в восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шаром. Беломраморные части основного объема украшала инкрустация из различных цветных пород мрамора. Прорезные орнаменты золоченых листов шатра дополнялись орнаментальными из многоцветных эмалей. Над иконостасом высоко вверх уходили арки, несущие купол на парусах. Он вздымался над местом пересечения ветвей креста на высоту современного 17-18-этажного дома. Грандиозным были и размеры самого иконостаса: его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Чтобы представить себе реально его размеры, достаточно сказать, что высота Успенского собора в Кремле без глав с барабанами равна 23 м, высота боковых глав без крестов - 39 м. Наиболее важные, с точки зрения церковной иерархии, изображения размещались в самых высоких центральных частях храма, символизировавших святая святых основных понятий христианства. По мере удаления от центра и по мере приближения к земле усиливался конкретно исторический аспект росписей и икон. Центральное подкупольное пространство и малые купола были отведены изображениям Бога, ниже - изображениям земной жизни Христа, в ветвях креста появлялись иконы Богоматери и святых, живопись хоров носила исторический характер, имея целью представить истории России как часть священной истории христианства. История России превращалась, таким образом, в неотъемлемую часть и продолжение священной истории. Нижний коридор, или галерея, как наименее значимая в священном пространстве храма часть, предназначался для увековечения событий и действующих лиц реальной российской истории, т.е. исполнял историко-мемориальную функцию в соответствии с понятиями светской науки и культуры второй половины XIX века. Идея его устройства принадлежала К.А. Тону. По чрезвычайно глубокому замыслу его создателя, коридор превращался в первый подробный музей или летопись войны с. французами. Движение по музею становилось движением во времени и в пространстве Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 гг. В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений 1812 года — храм стал настоящим музеем Отечественной войны, недаром его называли «хранителем русской славы». Торжественное освящение храма состоялось в мае 1883 года уже при внуке Николая I Александре III. Освящение было приурочено к коронации российского императора в Москве и, таким образом, оно стало национальным праздником. 26 мая, в день Вознесения Господня, из Успенского собора Московского Кремля к храму Христа Спасителя направился великолепный крестный ход, во время которого исполнялась Увертюра П.И. Чайковского «1812 год», специально написанная композитором к освящению храма. На церемонии присутствовала императорская чета, что придавало празднованию особую значимость: храм Христа Спасителя становился главным храмом- страны, национальной святыней православной России. Но простоял Храм только на 4 года дольше, чем длилось его строительство. Снос храма был предопределен самим фактом совершившейся революции. 9 апреля 1922 года из храма изъяли драгоценности, а затем пустили туда обновленцев, но этого было мало. Образование СССР в декабре 1922 года и смерть Ленина в январе 1924 года решили судьбу храма. На I съезде советских депутатов СМ. Киров - крестный отец Дворца Советов — предложил воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте дворца «банкиров, помещиков и царей». А в 1924 году выпускник Вхутемаса Балихин придумал снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить памятнику Ленину. «Общественное мнение» готовили несколько лет. Тогда развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» - Дворца Советов по проекту архитектора Б. Иофана, А. Щуко и Г. Гельфрейха. Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Черное дело творили днем. Были даже изготовлены специальные пропуска, которые позволяли бы вблизи увидеть надругательство над храмом, цинично превращенное чуть ли не в праздничное зрелище. Сегодня эти пропуска - в музее храма Христа Спасителя. В 12 часов дня прогремел первый взрыв, потом второй, е храм стоял почти неповрежденным. Народная молва приписывала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу, шептались, что он собственноручно повернул рычаг взрывателя со словами: «Задерем подол России-матушке». Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Москва лишилась прекраснейшего памятника русского зодчества. Предварительно храм буквально ограбили. В городском архиве Москвы хранится книга учета материальных ценностей храма Христа Спасителя. На ста пятидесяти страницах скрупулезно перечислены иконы с драгоценными окладами, церковная утварь, листовая медь и железо, гвозди и даже метры войлока Мрамором из храма выложили станции «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из него украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Обломки храма после разрушения разбирали и вывозили почти 1,5 года. Строительству чудовищного «чудо-дворца» помешала Великая Отечественная война. Вместо него в 60-х годах был построен невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте котлована в 1958 году появился бассейн «Москва». С 1989 года идея восстановления храма медленно, как травинка сквозь асфальт, пробивалась из глубины народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистического воспитания, сомнения, малодушия... На нее сразу же обрушилась целая лавина возражений, но в парке у бассейна «Москва» в самом начале 90-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований. Эта идея казалась утопией до 1994 года. Прошло 60 лет, и обрушился сам строй, породивший столько зла, горя, насилия и растоптанных надежд на российской земле. Были пересмотрены и отменены многие постановления, законы и последствия деяний власти, называвшей себя советской. Коснулось это и акта об уничтожении храма Христа Спасителя, чей образ не стерся из народной памяти, как и сама трагедия его постигшая. 7 сентября 1994 года по инициативе представителей российской интеллигенции, Московской Патриархии и Правительства столицы был сформирован Общественный наблюдательный Совет по воссозданию храма Христа Спасителя. В совет вошли люди известные в общественной, политической, культурной сферах жизни: иерархи Русской Православной Церкви, представители Московского Правительства, творческих союзов, строители, архитекторы, деятели науки и культуры. Этих разных людей объединили не какие-то идеологические или политические начала, а идея возрождения одного из сложнейших архитектурно-художественных комплексов, памятника истории, Духовного центра православной России. Общественный наблюдательный Совет определил главный принцип воссоздания храма Христа Спасителя: при использовании современных материалов и технологий облик возрождаемого собора должен быть аутентичен храму-оригиналу. Совет учредил Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя и Комиссию по художественному убранству Храма. Работы по возрождению российской святыни начались в октябре 1994 г. с демонтажа конструкций бассейна «Москва». 7 января 1995 года, в праздник Рождества Христова, в Москве состоялась закладка храма Христа Спасителя. Проектировщиком работ по воссозданию Храма стало Управление «Моспроект-2», генеральным подрядчиком — ЗАО «Моспромстрой». Непосредственное исполнение всего объема строительных работ осуществила фирма «Монтажстройин-дустрия». Темпы работ удивили всех. Сооружение стилобата — шесть месяцев, строительство здания Храма — десять месяцев, облицовка кирпичом - три месяца, облицовка стен мрамором -восемь месяцев. Воссоздание храма Христа Спасителя стало возможным благодаря реальному, а не декларативному сотрудничеству Русской Православной Церкви, государства на уровне городских властей столицы и пожертвованиям, внесенным в Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма сотнями тысяч граждан России ближнего и дальнего зарубежья, тысячами государственных организаций, финансовых и.коммерческих структур. Всем жертвователям вручаются Свидетельства о пожертвовании, освященные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Имена частных жертвователей и названия организаций, внесших наибольший вклад в воссоздание Храма, занесены на памятные доски. На них есть имена и названия, известные всему миру. Благотворительные концерты Мстислава Ростроповича в пользу строительства Храма дали более 2 миллиардов неденоминированных рублей. Столичный банк сбережений -пожертвовал 50 кг золота на покрытие куполов и крестов собора, РАО «Газпром» оплатил поставку мрамора для облицовки стен храма на сумму 10 миллиардов неденоминированных рублей. Полы в коридоре и аванзале Нижнего Храма вымощены гранитом, подаренным Храму Республикой Казахстан. Более 1200000 частных лиц и более 20000 организаций внесли деньги на воссоздание Храма. Центральной и, пожалуй, главной частью стилобата является Нижний Храм - Преображенская церковь, повторяющая очертания храма Христа Спасителя, находящегося над ней. Этот элемент комплекса привнесен современными архитекторами и строителями и может быть по праву назван новоделом. Пои проектировании Преображенской церкви архитекторы центра «АРХХРАМ» опирались на традиции русских православных зодчих XVI века. Нижний Храм имеет и историческое значение: его приделы выполнены в память о храме Алексеев-ского монастыря, предтечи храма Христа Спасителя. Освящение и открытие Преображенской церкви происходило 19 августа 1996 года в праздник Преображения Господня. Но еще до открытия Нижнего Храма он привлек внимание общественности: здесь в ноябре 1995 года для строителей храма Христа Спасителя концерт классической музыки давал Мстислав Ростропович с симфоническим оркестром «Молодая Россия». Среди икон Преображенской церкви есть одна, на которую следует обратить особое внимание. Эта икона на металле кисти Сорокина — «Спас Нерукотворный». Простая русская семья спасла эту икону из разрушенного в 1931 году Храма, хранила ее 63 года, передавая из поколения в поколение, и передала в дар воссоздаваемому храму Христа Спасителя. Вглядитесь в облик Спасителя. Столетие назад наши соотечественники молились этому лику Христа. Смотровые площадки дают возможность полюбоваться панорамой Москвы. Лифты (всего их шесть) являются пожертвованием Карачаровского механического завода. Смотровые площадки Храма находятся на высоте 46 м от нулевой отметки - уровня улицы Волхонка. С северной смотровой площадки открывается вид на Белый Дом, здание мэрии (бывший СЭВ), Новый Арбат, Суворовский бульвар. Останкинскую телебашню. Восточная смотровая площадка. Перед Вами незабываемый вид на Кремль и центр столицы с ее набережными, мостами, Исторический Музей, гостиницу «Москва», Государственную Думу. Ближайший сосед Храма - Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Южная площадка. Отсюда открывается панорама Замоскво-Речья. Это часть Москвы, в наибольшей степени сохранившая свой исторический облик. Прямо под нами — Москва-река, через которую от храма Христа Спасителя будет построен пешеходный мост на Берсеневскую набережную. Территория между «Домом на набережной» и кондитерской фабрикой «Красный Октябрь» будет реконструирована и превращена в историко-мемориальный градостроительный комплекс, который еще одним мостом будет связан с Якиманкой. Западная площадка. Крымский мост, памятник Петру I, вид на Лужники, Новодевичий Монастырь, здание университета. Воробьевы горы - корона Москвы. Именно на Воробьевых горах началось строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга. За последние 6 лет древняя столица России, сохранив свой историко-архитектурный облик, заметно помолодела. Не только благодаря строительству новых, современных зданий. Москвичи сумели сохранить неповторимый колорит города, особенно его центральной части. Впервые за послеоктябрьскую историю реставрация архитектурных памятников, воссоздание разрушенных храмов, строительство новых жилых и административных комплексов осуществляется системно. На смотровых площадках мы можем вблизи рассмотреть купол Храма, кресты на звонницах, колокола. Перед нами 27-тонный Торжественный большой колокол. Его отливали на ЗИ-Ле, литейное производство которого стало победителем конкурса на изготовление колоколов Храма. Освящение и установка Торжественного колокола состоялась в августе 1997 года, накануне празднования 850-летия столицы. Это самый большой колокол в мире, отлитый в XX столетии. Здесь же мы можем вблизи рассмотреть внешнюю облицовку Храма. В отличие от храма-оригинала, покрытого штукатуркой и частично облицованного известняком (так называемым «протопоповским мрамором»), современный Храм полностью облицован мрамором уральских и саянских месторождений. Это вынужденное отступление от тоновского проекта. Современная экология, загрязненность московского воздуха вредными веществами очень скоро начали бы разрушать известняк и штукатурку, наполнили бы их поры загрязнениями и уже через 5-6 лет Храм потерял бы свой светлый внешний облик. Полированный мрамор значительно более устойчив к воздействию окружающей среды, его легче защитить специальной обработкой. Современные технологии использовались и при изготовлении куполов Храма, особенно на стадии золочения. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитрилом титана, на которой ионным напылением нанесен тонкий спой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим споем алмазной пыли (технические алмазы). Старые способы золочения с использованием амальгамирования запрещены из-за работы с ртутью - сильнейшим ядом. При сохранении внешнего вида храма-оригинала весь современный Храм - это соединение проекта Тона с новейшими технологиями. Бетой вместо кирпича, лифты вместо лестниц, современные вентиляционные, акустические, коммуникационные и силовые системы. Эти невидимые глазом отличия от оригинала делают храм Христа Спасителя одним из сложнейших и самых современных по исполнению и оснащению сооружений. Барабан Храма, увенчанный мраморной короной, прорезан 26 стрельчатыми окнами, создающими внутри Храма неповторимое освещение не только купола, но и всего пространства собора. В южной части стилобата расположен зал церковных Соборов на 1200 мест. Рядом - трапезные палаты. Зал заседаний Синода, патриаршие покои. В комплексе Храма предусмотрены помещения под библиотеку, телестудию, гаражи, пекарню для выпечки просвирок, технические и эксплуатационные службы. В дни праздников улица Волхонка является наиболее посещаемым местом, связанным с Храмом. Воскрешая исторические традиции, фонд финансовой поддержки и Префектура ЦАО организуют здесь гуляния для москвичей и гостей столицы. На нижней территории комплекса Храма происходят все самые интересные события в праздничные дни: концерты, представления для детей, аттракционы, игры, потешные бои. Рождество, Маспеница, Пасха - к нам возвращаются старинные обычаи и праздники, которыми богата история и культура нашей страны. Храм открыт 19 августа 2000 года. Сомнения и неприятие проекта возрождения главного православного храма остались ПОзаДи: москвичи приняли воссозданную святыню. Величественный Храм, как и прежде, стал украшением столицы, поражая великолепием и размерами. Высота Храма до вершины креста - 103,48 м. Диаметр главного купола - 29,87 м. Толщина стен — до 3,2 м. Высота внутреннего пространства - 79 м. Пролет между противоположными вратами — более 80 м. Площадь росписи Храма — более 22 тыс. кв.м. Храм Христа Спасителя - самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10000 человек. Настоятелем Храма является Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |