КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таким образом, группы ФФН и ФН составляют одни и те же речевые расстройства, которые отличаются наличием или отсутствием фонематических дефектов, а также степенью выраженности
По клинико-педагогической классификации группу ОНР составляют различные формы алалии, афазии у детей, задержки речевого развития, дизартрии, ринолалии (средней и тяжёлой степени выраженности) (см. табл. № 3). Таблица № 3
Вторично, из-за грубых нарушений звукопроизношения, системное недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах дизартрии и ринолалии (см. табл. № 3, 7). КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Таблица № 4
При обосновании логопедического заключения указывается степень выраженности речевого дефекта. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития. Практика логопедической работы показывает, что между ними нет четкой границы. Возможно обозначение пограничных состояний: первый-второй уровень развития, второй-третий. Допустимо диагностирование других более легких уровней, (в терминологии Т.Б. Филичевой (2000) – 4 уровень), их обозначают как нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР). В настоящее время существует три основных подхода к обоснованию логопедического заключения: 1. использование клинико-педагогической классификации речевых нарушений; 2. использование психолого-педагогическая классификация речевых нарушений; 3. сочетание клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций. Преподаватели кафедры логопедии Института коррекционной педагогики Самарского государственного педагогического университета придерживаются третьей точке зрения. Составленное с учетом и клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций логопедическое заключение наиболее точно отражает суть речевого дефекта, а это, в свою очередь, предопределяет эффективность логопедической работы, позволяет специалисту выбирать адекватные методы коррекции, сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (см. табл. № 4). При использовании данного подхода возможны следующие варианты записи логопедического заключения: 1. На первом месте дается логопедическое заключение по психолого-педагогической классификации, на что указывают Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» /Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989, с.491-492). Это ориентирует логопеда на выбор профиля специализированного образовательного учреждения и соответствующей программы коррекционно-воспитательного обучения. Далее определяются нарушения устной и письменной речи по клинико-педагогической классификации. Таким образом, логопедическое заключение по данной схеме формулируется следующим образом: Логопедическое заключение: ФФН. Форма(ы) дизартрии. Форма(ы) дисграфии/дислексии (см. табл. № 5). 2. На первом месте дается логопедическое заключение состояния устной речи по клинико-педагогической классификации, затем указывается, в какой специализированной группе ребенок может получить коррекционную помощь по преодолению названных нарушений, т.е. используется психолого-педагогическая классификация и далее констатируются нарушения письменной речи по клинико-педагогической классификации. Такой вариант формулировки предложен Е.М. Мастюковой (там же, с. 136-139). Таким образом, логопедическое заключение по данной схеме формулируется следующим образом: Логопедическое заключение: Форма(ы) дизартрии. ФФН. Форма(ы) дисграфии/дислексии. 3. На первом месте дается логопедическое заключение о состоянии устной и письменной речи по клинико-педагогической классификации. Для постановки логопедического заключения при нарушениях письменной речи используется классификация дислексий Р.И. Лалаевой (там же, с.356-359), для дисграфий – классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена (там же, с.365-368). Далее определяется, в какой специализированной группе ребенок может получить коррекционную помощь, используется психолого-педагогическая классификация. Таким образом, логопедическое заключение по данной схеме формулируется следующим образом: Логопедическое заключение: Форма(ы) дизартрии. Форма(ы) дисграфии/дислексии. ФФН. Использование на первом месте клинико-педагогической классификации логично отражает последовательность работы логопеда в процессе обследования (установление причин, характера повреждения речевого аппарата, определение механизмов нарушения, квалификация симптомов нарушения). Все перечисленные нарушения указываются в заключении как равноценные (между ними не устанавливается причинно-следственных связей), после каждого ставится «точка» (варианты логопедических заключений см. в таблице № 6). Обязательно уточняются формы и подформы речевых расстройств, определяется степень выраженности речевого дефекта (легкая, средняя, тяжелая). Обоснование логопедического заключения на основе интеграции двух классификаций должно заинтересовать и администрацию дошкольных и школьных образовательных учреждений. Особенно в тех случаях, когда решается вопрос о возможности дальнейшего обучения (сверх положенного по программе) ребенка в той или иной специализированной группе. Так, например, логопедическое заключение: «ФФН. Псевдобульбарная дизартрия.» уже предопределяет динамику и прогноз, указывает на длительность коррекции, а значит и на обучение в группе не менее двух лет. Логопедическое заключение: «ОНР первого уровня. Экспрессивная алалия.» предполагает, что обучение ребенка возможно в течение трёх (и более) лет. Логопедическое заключение: «ОНР 111 уровня. Экспрессивная алалия. Аграмматическая дислексия. Аграмматическая дисграфия. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза» настраивает педагогов на интенсивную работу в течение всех лет обучения в начальной школе. Данные логопедического заключения используют либо сам логопед, если он далее осуществляет развитие и коррекционное обучение, либо передаёт их учителю, воспитателю, психологу, врачу непосредственно работающим с этим ребёнком. Логопедическое заключение и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны логопеда и могут сообщаться конфиденциально только лицам, имеющим прямое отношение к работе с данным ребёнком. Это важное условие профессиональной этики медико-психолого-педагогического обследования. Конечной целью диагностики должна быть помощь конкретному человеку. Процедура диагностики является этапом решения практической задачи и должна обладать практической эффективностью. Для каждого человека, имеющего нарушения речи, необходимо разработать коррекционно-логопедическую программу. Таким образом, логопедическое заключениеобусловливает и следующий этап коррекционной работы – перспективное планирование. Итак, предлагаемый подход к обоснованию логопедического заключения позволяет: 1) выяснить причины (этиологию) речевого нарушения; 2) определить механизмы (патогенез) речевого нарушения; 3) выявить признаки (симптомы) речевого нарушения; 4) установить степень выраженности дефекта; 5) дать качественную характеристику структуры речевого дефекта; 6) предопределить эффективность логопедической работы; 7) выбрать профиль специального учреждения; 8) формировать специализированные группы; 9) выбрать адекватные методы коррекции; 10) осуществить индивидуальную программу развития; 11) организовать фронтальную и подгрупповую работу; 12) выявить педагогические условия, способствующие или препятствующие речевому развитию; 13) определить динамику и прогноз речевого расстройства; 14) единообразно трактовать логопедическое заключение специалистами разных учреждений, работающими с различными категориями детей.
Таблица № 5
Таблица № 7
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |