КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Горчакова А.М
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ
При обосновании логопедического заключения следует опираться на две основные классификации нарушений речи в логопедии: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Один из вариантов формулировки логопедического заключения предполагает указание на первом месте формы речевого дефекта по психолого-педагогической классификации. Все перечисленные нарушения указываются в заключении как равноценные, после каждого ставится «точка».Далее определяются нарушения устной и письменной речи по клинико-педагогической классификации. Таким образом, логопедическое заключение по данной схеме оформляется следующим образом: · ФФН (или ФН). Форма(ы) дислалии (для дошкольников). · ФФН (или ФН). Форма(ы) дислалии. Форма(ы) дисграфии/дислексии (для школьников). Рассмотрим реализацию данного подхода на примере дислалии. Психолого-педагогическая классификация относит дислалию к фонетико-фонематическому (ФФН), либо к фонетическому (ФН) недоразвитию речи. В структуре клинико-педагогической классификации дислалия рассматривается как нарушение устной формы речи, представляющее собой расстройство фонационного (внешнего) оформления высказывания. Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Качественная характеристика структуры дефекта при дислалии отличается разнообразием. В связи с этим внутри дислалии выделяют различные формы и подформы. 1. По степени выраженности дислалии могут проявляться по-разному: · в зависимости от количества нарушенных звуков выделяют простую и сложную формы дислалии. Простая форма наблюдается в случаях, когда нарушено до 6-ти звуков. Сложная – нарушено 7 и более звуков. Критерием разделения является число звуков самой многочисленной группы заднеязычных.
· в зависимости от нарушенных фонетических групп звуков выделяют мономорфную и полиморфную формы дислалии. Мономорфная наблюдается в случаях, когда нарушена одна фонетическая группа звуков. Полиморфная - две и более групп звуков. 2. По характеру повреждения речевого аппарата выделяют функциональную и механическую (органическую) формы дислалии. 3. В соответствии с психолингвистическим подходом функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую подформы (Б.М.Гриншпун). Вышеперечисленные формы и подформы должны быть отражены в логопедическом заключении. Психолого-педагогическая классификация относит дислалию к фонетико-фонематическому (ФФН), либо к фонетическому (ФН) недоразвитию речи. Таким образом, логопедическое заключение при дислалии включает в себя следующее: ФФН или ФН; простая или сложная форма; мономорфная или полиморфная форма; механическая или функциональная форма; функциональная (акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую подформы). Ниже приведены возможные варианты логопедических заключений при дислалии в соответствии с изложенным подходом. 1. ЛЗ: ФФН. Простая мономорфная функциональная (артикуляторно-фонематическая) дислалия. 2. ЛЗ: ФФН. Простая мономорфная функциональная (акустико-фонематическая) дислалия. 3. ЛЗ: ФФН. Простая мономорфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 4. ЛЗ: ФН. Простая мономорфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 5. ЛЗ: ФФН. Простая мономорфная механическая дислалия. 6. ЛЗ: ФН. Простая мономорфная механическая дислалия.
7. ЛЗ: ФФН. Простая полиморфная функциональная (артикуляторно-фонематическая) дислалия. 8. ЛЗ: ФФН. Простая полиморфная функциональная (акустико-фонематическая) дислалия. 9. ЛЗ: ФФН. Простая полиморфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 10. ЛЗ: ФН. Простая полиморфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 11. ЛЗ: ФФН. Простая полиморфная механическая дислалия. 12. ЛЗ: ФН. Простая полиморфная механическая дислалия. 13. ЛЗ: ФФН. Сложная полиморфная функциональная (артикуляторно-фонематическая) дислалия. 14. ЛЗ: ФФН. Сложная полиморфная функциональная (акустико-фонематическая) дислалия. 15. ЛЗ: ФФН. Сложная полиморфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 16. ЛЗ: ФН. Сложная полиморфная функциональная (артикуляторно-фонетическая) дислалия. 17. ЛЗ: ФФН. Сложная полиморфная механическая дислалия. 18. ЛЗ: ФН. Сложная полиморфная механическая дислалия. 19. ЛЗ: Сложные (сочетанные, комбинированные дефекты). Итак, предлагаемый подход к обоснованию логопедического заключения позволяет: уточнить этиопатогенез, выявить симптомы и установить степень выраженности дислалии; дать качественную характеристику структуры речевого дефекта при дислалии; определить эффективность логопедической работы, динамику и прогноз; выбрать профиль специализированной группы; осуществить индивидуальную, фронтальную и подгрупповую формы работы по преодолению дислалии, используя адекватные методы коррекции.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |