КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К вопросу об общенациональной идее России (Аркаим – зороастризм – евразийство)//Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2002. № 1. С. 131-142. 1 страница
Влияние молодежных организаций на формирование общественного мнения//ДЕТИ-МОЛОДЕЖЬ-ОБЩЕСТВО: Материалы региональных общественно-педагогических чтений. – Челябинск: изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. С. 134-136. I. Опубликованные статьи и их неопубликованные версии Мы живем в трудную, переходную эпоху в истории нашего государства. А в кризисное переломное время молодежь всегда играет одну из важнейших ролей. Поэтому всякое общественное развитие не обходится без молодежи. В исторических событиях молодежь всегда играет решающую и первостепенную роль. Молодежь – вернейший двигатель всех новых идей и замыслов. И молодежная организация является формой проявления творчества молодых людей. Анализ причин возникновения современных молодежных организаций должен проводиться в тесной связи с глубинными переменами, происходящими в стране. Пронизанные жизнью, творчеством, поднимающие и стремящиеся решать социально значимые вопросы во всех сферах общественной жизни, молодежные организации возникли во многом как антиподы тех официальных структур, сама форма существования которых превратилась на определенном этапе в самодовлеющий механизм. Кризисное состояние экономики, общественный застой и ослабление общественной морали резко обострили проблему социализации личности молодого человека. На сознании молодежи негативно сказывались и массовые случаи социальной несправедливости. В этих условиях функции защиты прав молодежи, оказание помощи в сложном процессе социализации личности, казалось бы, должен был взять на себя комсомол. Комсомол же, сам превратившись в значительной степени в заформализованную, обюрократившуюся структуру, заразившись теми же бедами, которые были характерны и для других общественных организаций, эти функции взять не смог и стал терять свое влияние на молодежь. В ситуации, когда ни одна из существующих официальных общественных организаций не смогла обеспечить благоприятных условий для удовлетворения потребностей молодежи в самоутверждении самореализации, в общении на личностном уровне, совершенно естественным было возникновение новых структур вне контроля этих организаций и получивших название неформальных. На начальном этапе недовольство молодежи носило преимущественно стихийный характер, приводя к возникновению многочисленных спонтанных группировок, в том числе подростковых, у которых доминирующим было настроение протеста, выражавшееся преимущественно в шокирующих взрослых одежде и поведении (панки, хиппи, рокеры, металлисты). По мере углубления общественных сдвигов, ломки, отживших стереотипов, активизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества все большее влияние на ситуацию, складывающуюся в молодежной среде, стали оказывать различного рода организации, выступающие с ярко выраженных социально активных позиций. Благодаря тенденции к политизации деятельности молодежных организаций, участие в них способствует становлению и политического поведения личности, проявлению политической активности. Происходит идентификация молодого человека с определенной политической общностью (будь то государство, страна или нация), расширяется политический опыт благодаря получению специфических знаний о политических институтах, их назначении и деятельности, практическому исполнению ролей в политическом мире. Таким образом, весьма принципиален вывод о том, что при правильном идеологическом и педагогическом влиянии молодежные организации являются для молодого человека своего рода школой гражданственности, школой социального творчества благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Это особенно важно в условиях, когда доминирующую роль в обществе приобрела тенденция к усилению индивидуально-личностного начала, что при всей своей прогрессивности привело и к частичной утрате многих духовных, нравственных ценностей. В 1990 г. Создана Челябинская областная ассоциация «РОССИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» и в 1991 г. Зарегистрирована как первая молодежная организация, раньше, чем ОК ВЛКСМ. С самого начала РНП была задумана как широкое движение молодежи – типа Союза Союзов. В 1991 г. В РНП вошла Челябинская городская организация ВЛКСМ. Уже в 1992 г. РНП была инициатором создания КМО при Комитете по делам молодежи облисполкома, а потом и как самостоятельной государственной структуры. Влияние на общественное мнение такой организации, как РНП может быть отмечено на примере выборов 11 апреля 1993 г., когда РНП выдвинула кандидатуру С. Костромина на пост Губернатора Челябинской области, вследствие чего он был арестован и помещен в Златоустовскую тюрьму. Так у нас поощряют политическую и гражданскую активность. Но выборы прошли и дали следующие результаты – за кандидата от РНП было отдано 21 210 голосов, т. е. 2,5% от числа голосовавших. С конца 1993 г. Происходит активное сотрудничество РНП c КМО, которое возглавляет С.В. Антипов. На мой взгляд, именно Сергей Васильевич сделал все от него зависящее в координации молодежных организаций, в помощи осуществления их программ. Весна 1994 г.- кандидат РНП С.П. Костромин в выборах в Совет Федерации занимает 4 место. Число проголосовавших за него – 110 237 голосов, т. е. 13,5%. В 1994 г. РНП совместно с КМО проводит фестиваль «Весна надежды» по детским домам-интернатам в г. Челябинске. На данный момент РНП с КМО готовят новый концерт в колонии для несовершеннолетних в Атляне. На этом я заканчиваю и выношу свой приговор. Я осуждаю комсомольских секретарей, осуждаю преступное правительство, осуждаю областную администрацию за ложь, тупость и трусость, проявленные в области молодежной политики, являющейся основой воспитания будущих поколений, базой по восстановлению генофонда нации. Я называю современное положение единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито, коварно, низко, достаточно мало,- я называю единым бессмертным, позорным пятном на теле России. Половинчатости в области воспитания нужно сказать – ХВАТИТ! ХВАТИТ! – нужно сказать старым ценностям. Для современного положения, в котором мы сейчас находимся, нужен тотальный духовный переворот. Нужно, наконец, кому-то взять на себя ответственность за будущие поколения, совершив, прежде всего переоценку всех ценностей. Я вижу новую молодежную организацию, которая объединит в себе всю передовую молодежь, устремленную к будущей великой цели. Я вижу, как у этих молодых людей по-новому горят глаза от азарта. Я вижу новую атрибутику, новые символы, развевающиеся знамена возрождающейся России. Я знаю, каждому молодому человеку найдется место в такой организации. И что самое главное: это будет на пользу как государственным и национальным интересам, так и будущим поколениям. И я знаю, такая молодежь не будет ждать, а пробьет себе дорогу сама! Обозначенная в заглавии статьи цепочка связанных между собой понятий и явлений может кому-то показаться бредом. Между тем мы ставили целью доказать правомерность их исторической связи и просим читателя непредвзято отнестись к нашей аргументации. 1987 г. Вошел в развитие археологической науки неординарным событием. В этом году на юге Челябинской области экспедицией Челябинского государственного университета под руководством Г.Б. Здановича был открыт памятник протогородской цивилизации эпохи бронзы, названный Аркаимом[1]. Время его существования датируется XVIII – XVI вв. до н.э. Затем была обнаружена целая «Страна городов» - компактная группа укрепленных поселений той же исторической эпохи. Вероятно, рано еще давать конечную оценку этому событию – для этого нужно время. Ясно одно: речь идет об открытии недостающего звена этногенеза индоевропейских народов в исторической науке. В свою очередь, это новое звено дает предпосылки к пересмотру целого ряда исторически утвердившихся положений и изменению подходов к комплексу спорных проблем, таких, как: происхождение индоариев, их прародина, дальнейшая миграция, влияние древнейших священных текстов на формирование традиционных религий и многих других. Аркаим не только дает ключ к пониманию прошлого народов Евразии, но и, что может быть наиболее актуально для сегодняшней ситуации в России, предоставляет возможность приблизиться к формированию общенациональной идеи нашего государства, сформулировать ее основополагающие принципы. Для обоснования этой гипотезы исследуем главный закон духовной жизни жителей Аркаима. Затем проведем сравнение с той идеологической школой в России, которая наиболее последовательно берет за основу своих идеологических и общественных проектов этот закон. Время существования Аркаима вполне сопоставимо с формированием в данной местности ранней формы зороастризма. Культовая практика почти однозначно совместима с поэтическими сюжетами из «Авесты» и «Ригведы». С точки зрения современного человека такие понятия, как Бог, нравственность, мораль, справедливость, эстетика – разные и относительные понятия. Для нас духовный мир дифференцирован, он не един, не абсолютен. Для жителей Аркаима мир являлся единым духовным пространством. В основе целостного мировосприятия находилась религия. Выскажем гипотезу, что принцип мироздания в представлении аркаимцев стал основополагающим понятием зороастрийской теологии - «Аша» (или «Арта»), а в индийских «Ведах» - «Рта» (или «Рита»). Затем это понятие переходит в древнерусскую религиозную систему под названием «Рота» и станет впоследствии основой «Русской Правды». Из «Ригведы» нам становится известно о существовании закона, который, согласно древнему источнику, действовал еще до возникновения Вселенной. В космогонии описывается сюжет, когда не было ни сущего, ни несущего, но тем не менее было проявлено Нечто Одно, в котором заключена сила развития. Постичь происхождение этого загадочного явления не в силах были ни люди, ни боги. Однако еще до происхождения мира у первоначала существовал какой-то свой закон: «Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него»[2]. Т.Я. Елизаренкова, переводившая Ригведу на русский язык, следующим образом понимает «Риту»: «Rta – представляет собой одно из ключевых понятий ведийской модели мира. Это космический закон, истина, порядок, который охраняют Адитьи. Согласно этому закону осуществляется круговращение вселенной, регулярно приносятся жертвы богам, в мире царит справедливость»[3]. Широкую многозначность данного термина в языке ведийских лтай она определяет так: «… слово rta … обозначало: «вселенский закон», «божественная, вечная истина», «право», «правда», «святость»»[4]. Таким образом, Т.Я. Елизаренкова дает важнейшее определение «Риты» как космического вселенского закона. Для более полного и точного понимания сути «Риты» обратимся к другим исследованиям. Автор словаря индоевропейских терминов Э. Бенвенист понимает ее так: «К индоевропейскому состоянию может быть отнесено очень важное понятие – «порядок». Оно представлено ведийским rta, иранским arta (лтай. Даа – результат обособленного фонетического развития). Таково исходное представление правового, а также религиозного и нравственного сознания индоевропейцев: «порядок», которому подчинены как устройство мира, движение светил, смена времен года и течение лет, так и отношения между богами и людьми, и, наконец, сами человеческие отношения. Все, что касается человека или мира, находится во власти «Порядка». Таким образом, это – религиозная и нравственная основа всего общества; без этого принципа все возвратилось бы к хаосу»[5]. Исследователь Н.А. Чмыхов[6] считает, что закон «Риты» формируется у проиндоевропейцев на основе представления о нем как об универсальном мировом законе круговращения природных и космических объектов. Толкование «Риты» является очень широким и включает в себя: закон, обычай, порядок; пространство, которое подчинено данному закону, все, включая людей. В представлении индоевропейцев космос, божества, люди, животные, растения подчинялись данному закону, а Зодиак был его видимым воплощением. Материальным проявлением закона мирового круговращения явился путь Солнца в круге Зодиака. Кстати, по мнению многих исследователей, принцип движения Солнца по Зодиаку брал за основу построения календарной системы в глубокой древности вплоть до Индии и Китая, а затем в Европе, странах Средиземноморья, в Передней Азии. Движение Солнца по Зодиаку удивительным образом напоминает вечно вращающееся колесо бытия – принцип вечного возвращения Ф. Ницше[7]. Вернемся к рассуждениям Т.Я. Елизаренковой. Раскрывая значение «Риты» в жизни арийского общества, Т.Я. Елизаренкова пишет: «Закон круговращения вселенной регулирует правильное функционирование космоса и жизни ария одновременно. Само слова «rto «морфологически является причастием от глагола «аг» – «приводить в движение», «двигаться»»[8]. Название «Аркаим» своими первыми двумя буквами обязано вышеприведенному глаголу, что подчеркивает тот факт, что в основе строительства, жизнедеятельности, мировоззрения древних жителей этого протогорода находился основополагающий закон Риты. Сравнение архитектуры Аркаима с принципом Мандаты (круг, вписанный в квадрат), обсерваторией, движением Солнца по кругу, вселенским законом представляется нам вполне логичным и объяснимым. Итак, «Рита» - вселенский закон, скрытый от непосредственного наблюдения, являющийся одновременно сверхзагадочным и многоуровневым явлением, находится в основе всего и вся. По закону «Риты» обязаны жить и боги, и люди. Естественно, что боги не могут установить этот основополагающий закон Вселенной, так как «Рита» регулирует их самих. В Ригведе сказано, что боги возвращаются «в соответствии с законом»[9]. Одновременно в компетенцию богов входит возможность создания своего закона, все основания которого находились бы тем не менее в сфере влияния вселенского закона. Гимн Агни гласит: «С помощью закона закон основали они как основу (мироздания)»[10]. Так же и для людей – вселенский закон «Риты» является производным в регламентации их жизни и установлении всех человеческих законов. Не мыслилась отдельно от всего устройства Вселенной и индивидуальная «Рита» - добродетель каждого человека. Она находилась в полной зависимости и была неразрывным образом связана с вселенским законом. Первейшей обязанностью правителей древнего общества являлось создание и поддержка совершенного универсального государственного строя (включая социальную организацию), который соответствовал бы глобальному закону Космоса. Достигалось это путем перенесения небесного божественного порядка на Землю. Такое толкование «Риты» находит свое подтверждение у М.Л. Серякова в его «Голубиной книге»[11]. В ней автор приходит к важному выводу: термин, который обозначает вселенский закон, первоначально использовался во всех индоевропейских языках от Индийского до Атлантического океана и происходит от единого индоевропейского термина. Изначальные индоиранские мифологические представления были подвергнуты определенному искажению религиозной реформой Заратустры. В результате ее проведения в монотеистическом направлении на первое место выходит Ахура-Мазда, с одновременным понижением статуса всех остальных божественных сущностей. Таким образом, Арта (Аша) Вахишта, буквально «лучший распорядок», стал реформированной зороастрийской религией. Тем не менее именно индоевропейцы в глубокой древности смогли не только осознать вселенский закон, но и дать ему соответствующее обозначение. Индийская «Рита», иранская «Арта», славянская «Рота», греческая «Арета», латинская «Веритас», скандинавское «Реттр» - универсальное слово, которое раскрывает смысл основополагающего принципа Вселенной. У вышеперечисленных народов эти слова хотя и звучат по-разному, но все обозначают один и тот же закон. Этот великий универсальный закон полностью охватывает три ниже перечисленные ипостаси, находясь одновременно в их основе: – регулирует существование и движение материального мира или видимой части Вселенной; – обеспечивает существование нравственно-этических и религиозных явлений или невидимой части Вселенной; – контролирует сохранение и действие частных законов. Но вернемся к зороастризму. Заратуштра жил и проповедовал предположительно в первой половине I тысячелетия до н.э., не позже VII в. В восточной части расселения иранских племен. В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индоиранских представлений, близких индоа-рийским. Действительно, многие из важнейших его доктрин заимствованы буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом. В определенной степени можно утверждать, что зороастризм был прарелигией, отцом всех мировых религий. По словам одной из ведущих исследователей зороастризма Мери Бойс, «по-видимому, он [зороастризм] оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо другая вера»[12]. Важный момент – по структуре и по мифологическим образам зороастризм имеет множество параллелей с христианской традицией. По сути, христианство наиболее близко именно зороастризму. Рассмотрим данный тезис подробней. А.Г. Дугин в книге «Метафизика благой вести», анализируя трактовку евангельского сюжета поклонения волхвов, уточняет, что речь в нем идет именно «о трех персидских жрецах, хранителях древнейшего знания, передававших по цепи посвященных пророчество о приходе Спасителя и о появлении на небосводе особой звезды, которая возвестит об этом. Указание на Персию, то есть на древнеиранскую традицию, может быть косвенным намеком на существование в ее лоне особого эзотерического течения, которое и было прикровенным прообразом исторической христианской традиции в дохристианский период»[13]. Об этом же пишет Ф.Н. Петров в своей книге об эсхатологическом мифе: «О роли зороастризма в истории христианства свидетельствует, в частности, упоминание в Евангелии от Матфея трех волхвов с Востока (в европейской традиции – царей-магов), принесших дары новорожденному Христу. «Магами» в античном мире именовали зороастрийских священнослужителей. О том, что волхвы были зороастрийцами, свидетельствуют и сделанные ими по зороастрийским канонам приношения Христу»[14]. Квалифицируя все религии на манифестационистские и креационистские, А.Г. Дугин[15] утверждает, что зороастризм, с одной стороны, принадлежит в целом к семейству индоевропейских манифестационистских доктрин, и, одновременно, с другой стороны, дальше всего отстоит от них. С креационизмом зороастризм особо сближает ярко выраженный дуализм, страстное понимание борьбы добра и зла, пронзительное осознание трагичности и анормальности онтологических условий человечества (т.е. «отчужденности», «мертвенности» проявленного), центральность проблемы «зла». Все это сближает их доктрину с иудеями (шире, с авраа-мической, семитской традицией), с креационизмом, где остро ощущается дистанция между Творцом и тварью. С другой стороны, Ормазда (Ахура-Мазду), иранского бога, А.Г. Дугин сравнивает с нетварной божественной реальностью, благодатью, спасением, что говорит именно о манифестационистской линии. К тому же в отличие от строгого креационизма, который смиряется с ничтожной участью твари, зороастризм решает данную проблему путем «восстания» Саошьянта (Спасителя) против Ахримана-узурпатора (иранского «бога» тьмы) и победы «добра» над «злом». В книге у Ф.Н. Петрова[16] также имеется детальный эсхатологический анализ христианской традиции и зороастризма. Практически они совпадают во всех образах: глобальных искажений миропорядка, всеобщего разложения культурных норм и правил, мук и бедствий людей, Спасителя, воскрешения мертвых, Последней битвы, Страшного суда, разрушения мироздания, огненного очищения мира. Поэтому А.Г. Дугин так же утверждает: «Эсхатологический сценарий зороастризма, как мы видим, имеет множество параллелей с христианской традицией»[17]. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что именно зороастризм ближе всего подходит к христианской сакральности, к тому сочетанию креационизма и манифестационизма, которое составляет суть православной метафизики, т.е. третий путь. Рассмотрев сущность вселенского закона Риты древних жителей Аркаима, увидев близость зороастризма именно христианству, ответим на вопросы: существует ли в современном мире безверия и прагматизма ориентиры, указывающие на возможность духовного возрождения и устройства нашей мирской жизни на духовных основаниях? Имеет ли место в сегодняшней палитре идеологий та, которая выводит свое основание не из преходящих ценностей, а из вечных истин или из вселенского закона, по которому жили наши далекие предки? Здесь необходимо сделать одну оговорку. Так как речь дальше пойдет о времени XX – начале XXI в. Н.э., укажем на ту религиозную систему, которая могла бы находиться в основе такой идеологии. В описании такой идеологии будем руководствоваться тезисом о метафизической близости зороастризма с христианством. Исходя из этого, мы естественно и неизбежно выходим на евразийство. Евразийство – это идеология, которая может претендовать на соответствие мировоззренческим установкам вечных истин индоевропейцев. Евразийство – уникальная русская идеология, у истоков которой находится традиционализм. Свое имя идеология получила от геополитического термина, который, в отличие от прежнего устоявшегося географического представления о существовании двух материков – Европы и Азии, обозначает особый третий, срединный материк - «Евразию». По мнению евразийцев, Россия – Евразия есть особый континент, проявляющийся в географическом, лингвистическом, историческом, экономическом и в целом цивилизационном плане. Исторической датой возникновения евразийства принято считать начало августа 1921 г. В этом году в городе Софии появился на свет первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В нем авторы сборника излагали основные принципы нового движения, которые являлись, по определению А.Г. Дугина, первой законченной и последовательной декларацией русской Консервативной Революции. В работе «Евразийство» (опыт систематического изложения)[18] дается критерий различия ложных и истинных идеологий: истинная идеология сравнивается с развивающимся из семени растением и является «внутренне необходимым самораскрытием одной основной идеи», берущей начало в религии, то есть является «абсолютно обоснованной в своих истоках». Последовательно рассуждая, основоположники евразийства пишут: «… найти абсолютное основание чего-либо – значит найти основание это… в целом. Это значит найти основание идеологии в человечестве и мире, и даже более – прежде всего в том, что обусловливает человечество и мир». Обратим внимание еще на одно суждение авторов «Евразийства»: «…отдаленнейшие звездные миры, Солнечную систему, растительное и животное царство (и человеческое общество) мы одинаково находим в состоянии организации…организация есть верховный закон, которому подчиняется сущее». В статье «Единство мироздания» П.Н. Савицкий подчеркивает: «Мы утверждаем единство мироздания…»[19]. На основании вышеприведенных суждений мы можем утверждать, что определение евразийцами основ истинной идеологии в основном совпадает с пониманием вселенского закона Риты древними жителями Аркаима. В той же работе «Евразийство (опыт систематического изложения)» следующим образом объясняется религиозное основание истинной идеологии: «Человечество же и мир обусловлены уже «необусловленным», или абсолютным, которое составляет предмет действенной религии и ре-лигиозной философии»[20]. «Итак,- пишут авторы,- если мы хотим найти идеологию, в основаниях своих абсолютно истинную, абсолютно несомненную, мы должны искать эти основания в религии, в религиозной вере». Далее уточняется: «Мы вовсе не пытаемся обосновать данную идеологию религией, но в религии находим основы идеологии или выводим идеологию из религии потому, что сама религия требует от нас ее идеологического и действенного раскрытия». Итак, для евразийцев основы истинной идеологии проистекают из абсолютно несомненных истин религии, т.е. русской православной веры. Евразийцы выдвинули концепцию идеалократии, «идеи-правительницы», в том смысле, что все общественное устройство должно подчиняться этой идее. Это созвучно суждениям Юлиуса Эволы, который пишет: «… действие и господство осуществляются с помощью идей. С помощью идей – и это следует особо выделить – не как абстрактных понятий, а как идей-сил, мифов…т.е. как принципов, направленных на пробуждение энергий, социальных движений и течений посредством различных моральных, эмоциональных, религиозных и традиционных видов внушения, могущих воздействовать на массы»[21]. Далее итальянский традиционалист уточняет: «Естественно, такая система, в первую очередь, требует создания элиты, истинной элиты…»[22]. Неоевразиец А.Г. Дугин в предисловии к книге Н.Н. Алексеева «Русский народ и государство»[23] уточняет понятие идеократии: «Идеократия означает подчинение социальной жизни конкретному идеалу, естественному «телосу», вытекающему из культуры, религии и духа нации и государства, остающегося постоянным, несмотря на политические, идеологические, этнические и даже религиозные катаклизмы». В работе «Евразийцы и государство»[24] Н.Н. Алексеев называет такое государство идеократическим, оно является государством стабилизированного общественного мнения. Раскрывая смысл идеократии, евразийский правовед в другой работе «Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи» пишет: «Единство ведущего слоя должно покоиться, следовательно, на единстве духовной жизни, на единстве убеждений и духовных стремлений. Выдвигая эту сторону, можно выставить тезис, что ведущий слой в совершенном государстве должен быть «идеократическим» отбором, то есть отбором, построенным на власти одной идеи, на единстве миросозерцания»[25]. Далее в работе «Евразийцы и государство» Н.Н. Алексеев уточняет: «Мы стремимся сознательно зафиксировать в политическом бытии нашего государства… путеводную идею государства как целого, его основное призвание, его цель»[26]. На следующем этапе размышлений в работе «О гарантийном государстве» Н.Н. Алексеев дает понятие гарантийного государства: «Государство именуется гарантийным прежде всего потому, что обеспечивает осуществление некоторых постоянных целей и задач, что оно является государством с положительной миссией»[27]. «Гарантийное государство как служащее известной идее, по мнению Н.Н. Алексеева, можно назвать также идеократическим…»[28]. В таком государстве, утверждает автор, «у человека, в сущности говоря, есть только одно неоспоримое право – это право на внутреннее, духовное развитие»[29]. Н.Н. Алексеев также утверждает, что «…в гарантийном государстве ведет и действует утвержденная в конституции идея»[30]. Существуют ли в русской истории примеры такой конституции? Н.Н. Алексеев в работе «На путях к будущей России» отвечает на поставленный вопрос: «… на нас и лежит обязанность способствовать созданию новой «русской правды», новой идеологии русского государства, новой национальной идеи»[31]. Стремясь дать краткое определение государству «русской правды», евразийцы приходят к знаменитой формуле: «Не право важно, но правда, государство правды»[32]. Развивая эту мысль, Н.Н. Алексеев поясняет: «… «правдой» устроилось все – стали небеса над землей, населилась земля и устроились царства…»[33]. Именно в этом объяснении мы можем увидеть совпадение смыслового значения евразийской «правды», основа которой обозначается как славянская рота, и вселенского закона Риты древних жителей Аркаима. Как уже говорилось, древним жителям по нашему представлению понятие земной правды также виделось производным от вселенского закона. Создание общественного устройства государства, основанного на Правде, может рассматриваться как величайший завет, идущий от далеких предков. К осуществлению такого завета всегда интуитивно, подсознательно стремился наш народ на протяжении всей своей истории. Именно этот идеал до сих пор дорог сердцу русского человека. Государство, общественное устройство которого основано на Правде, называется в православных священных текстах тысячелетним царством и напрямую связывается с катехоном. Именно оно, по мнению православных, является преградой для прихода в мир Антихриста. Поэтому социальный аспект в православии имеет глубоко сакральный, эсхатологический смысл. Там, где налицо имеется нарушение принципов государства Правды, православный взгляд немедленно угадывает признаки наступления Конца Света[34]. Н.Н. Алексеев в работе «Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи», вводит еще одно понятие: «Тот отбор, который соответствует природе совершенного государства, правильнее назвать не идеократическим, но эйдократическимх считая, что эйдос в отличие от психологически окрашенного слова «идея» не есть одно из возможных многочисленных понятий о существующем, но необходимый, цельный, созерцательно и умственно осязаемый смысловой лик мира. Только тогда, когда такой лик ощущается человеком, «миросозерцание» его можно считать «истинным» в высшем смысле этого слова»[35]. Ведущий отбор, по Н.Н.Алексееву, в совершенном государстве должен обладать подобным знанием высшего «эйдоса», должен быть до некоторой степени им «одержим». Другими словами, «ему должна быть открыта высшая религиозно-философская истина, которой он призван служить и которая не может не объединять его в одно целое»[36].
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |