Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности заикающихся детей средней группы




Дети средней группы находятся ближе к истокам заика­ния, так как прошел сравнительно небольшой срок со вре­мени появления дефекта. В связи с этим в средней группе большее значение приобретает прослушивание речевых мо­делей, которые доступны для самостоятельного пользова­ния детьми в данный момент или в ближайшее время. В некоторых случаях прослушивание образцов речи приво­дит к устранению заикания.

Для этой цели полезно использовать констатирующую речь; в момент выполнения какой-либо деятельности лого­пед комментирует действия детей, не пропуская ни одного ребенка. Длительное прослушивание речевых образцов по­могает детям постепенно накапливать определенный запас речевых моделей, а затем свободно пользоваться ими. Уп­ражнение детей в самостоятельной речи происходит в нача­ле и в конце занятия. В середине его, во время выполнения какой-либо деятельности, они учатся вслушиваться в инст­рукции логопеда, понимать содержание высказываний, со­относя их с объектом речи, а также сравнивать свою работу с работой товарищей, ориентируясь на комментарий лого­педа. Все это отчетливо можно проследить по переведению взора ребенка с одного объекта на другой. Переведение взо­ра ребенка свидетельствует о возможности формирования у него способности к восприятию речи в момент действия, а также помогает определить нужный темп речи логопеда. С этой целью необходимо делать паузы между предложениями, чтобы ребенок успел перевести взгляд, когда начи­нается рассказ о другом объекте.

Заикающимся детям средней группы свойственно поль­зование краткими ответами. Чаще всего на вопросы они от­вечают одним словом, что характерно для естественной разговорной речи в форме диалога. Они длительное время не понимают и не принимают требования логопеда отве­чать развернуто (полно, подробно, «как я», чтобы всем бы­ло понятно и т. д.) независимо от доступности объяснения и использования различных приемов. Поэтому в коррекционных целях дети средней группы более длительно упраж­няются в однословных ответах.

У заикающихся детей средней группы еще не сформиро­вана способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрос­лых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы логопеда и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия, как это доступно старшим детям. В та­ких случаях вместо ответа на вопрос дети говорят: «Подо­ждите, я рисую». Или: «Подождите, я сейчас». Некото­рые, наоборот, пытаются отвечать на заданный вопрос, но при этом они оставляют свою деятельность.

В связи с тем что заикающиеся дети средней группы не могут отвечать на вопросы во время деятельности, необходимо отводить больше времени организованному диалогу в другие моменты занятия, а именно: при объяснении задания к заня­тию и после выполнения работы, а не в процессе самой дея­тельности. Например: логопед во время объяснения задания выполняет на глазах у детей образец предстоящей работы (ри­сунка, лепки, аппликации). Дети смотрят на образец и отвеча­ют на вопросы логопеда, относящиеся к данному образцу. Можно также активно упражнять их в ответах на вопросы, когда деятельность закончена, используя в качестве нагляд­ной опоры их собственные, только что выполненные работы (рисунки, аппликации, предметы лепки, конструирования).

Особенность заикающихся детей средней группы состоит также в том, что они лучше усваивают новый материал (учебный, коррекционный, воспитательный), если он пре- подносится в форме игры. Поэтому игра как специфическая детская деятельность должна наиболее широко использо­ваться в работе с детьми данного возраста по сравнению старшими, где главное место в обучении занимают занятия, Игра позволяет ребенку упражняться в правильной речи бег особого напряжения, что очень важно для заикающихся, так как они меньше утомляются, особенно в начальном периоде обучения. В игре создаются более благоприятные ус­ловия для обеспечения непринужденной речевой практики, чем на занятиях. Многие игры способствуют повышению эмоционального настроя. Наиболее ценными в этом отноше­нии являются дидактические игры, так как они являются своеобразной формой обучения. Соблюдение правил игры помогает формировать у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать воз­никшие желания, проявлять эмоционально-волевые усилия. В результате этого развивается способность управлять свои­ми действиями, т. е, некоторая регуляция.

Дети средней группы быстрее утомляются на занятии, поэтому целесообразно использовать как можно чаще игру, или придавать некоторым занятиям игровую форму.

Если проводимое занятие не позволяет придать ему игро­вую форму, то необходимо включать игровые действия или активные движения. Например, по окончании первой части занятия можно предложить выйти из-за стола на перерыв, как «мышки», тихо, чтобы «кот» не заметил и не услышал шорохов. Полезно также во время перерыва провести под­вижную игру с активными движениями, предусмотреть вы­ход из-за стола в середине занятия поочередно всех детей с це­лью взять что-то со стола логопеда или отнести что-то и т. д.

Одна из особенностей заикающихся данного возраста со­стоит в том, что некоторые из них не относят к себе обраще­ние взрослых, предназначенное ко всему коллективу, если их не назвали по имени («Дети, пойдемте гулять»). Эта особенность должна учитываться логопедом. С этой целью нужно применять специальные методические приемы. По­сле обращения ко всем детям необходимо перечислить пер­сонально по имени тех заикающихся, у которых имеются такие отличия. Например: «Дети, пойдемте на занятие! \ И Саша, и Наташа, и Вова — все пойдем на занятие».

Для детей средней группы характерно восприятие не­живых предметов как живых и наделение их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными иг­рушками. Такую способность дошкольников целесообразно также использовать и в занятиях с целью ведения органи­зованного разговора опосредованно, через игрушку. Этот прием оживляет занятие, побуждает робких детей вклю­читься в занятие, вызывает положительные эмоции, повы­шает речевую активность.

Для детей данного возраста характерна склонность к под­ражанию. В старших группах эта способность несколько осла­бевает. Дети подражают взрослым во всем: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копи­руя взрослых, они могут дословно повторить не только некото­рые их реплики, но и их интонацию, жесты, мимику и другие проявления в момент совершения речевого акта* Склонность детей к подражанию необходимо рассматривать положительно и использовать как прием в коррекционных целях. Копируя логопеда, дети строят высказывание с соблюдением пауз, уда­рений, силы голоса, эмоциональной окраски. Это помогает разнообразить самостоятельную речь детей на занятии, воспи­тывать выразительность и внимание к содержанию и оформ­лению как отдельных ответов, так и речи в целом.

У детей средней группы в норме, а также и у заикающих­ся имеется возрастная несформированность речи: наруше­ния в произношении звуков, несовершенство лексико-трамматической стороны. Многие заикающиеся дети еще не осознают необходимости устранения неправильного произ­ношения, с трудом выполняют подготовительные упражне­ния, «выражают протест» при попытке логопеда осмотреть артикуляционный аппарат, применить зонд для вызывания звука. Поэтому работу по формированию правильного звукопроизношения целесообразно проводить не в начале учебно­го года, а несколько позже (примерно со второго периода) и не со всеми детьми, а лишь с теми, кто способен осознанно относиться к этому виду работы. Постепенно в течение года в работу включаются и остальные сверстники.

Указанные особенности дошкольников данной катего­рии определяют задачи специального обучения, методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.