Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальное обучение детей, страдающих заиканием




В процессе специального обучения осуществляется по­степенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания дости­гается благодаря системе упражнений, предусматриваю­щих воспитание регуляторных механизмов и формирова­ние навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специаль­но организованных условиях общения по поводу непосредст­венно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. ак­тивная самостоятельная речь детей побуждается, направляет­ся и регулируется вопросами и указаниями логопеда или вос­питателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется посте­пенное и посильное усложнение форм речи за счет сокраще­ния наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подго­товленный переход от кратких к развернутым фразовым отве­там, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользова­ния и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего инди­видуальные возможности каждого ребенка. На занятиях очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.

Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, ра­боты над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расшире­нии и активизации словаря, как это принято в массовом дет­ском саду, но и в гибком его использовании в специально ор­ганизованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в под­боре разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказыва­ний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формиро­вание точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Меха­ническое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, вы­разительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заи­кающихся внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие по­вышению у детей интереса к речевым упражнениям.

В начале учебного года речевая практика детей еще не­велика. Это объясняется тем, что логопед задает индивиду­альный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают только одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность: варианты фразовых ответов на один вопрос логопеда еще больше увеличивают речевую практи­ку заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего увеличения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как логопеду, так и воспитателю необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых воз­можностей каждого ребенка.

Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следу­ет использовать дидактические игры, все занятия воспитате­лей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (ку­кольный, теневой, плоскостной), фланелеграф, «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели эту работу проводят начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедиче­ских занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя ре­жимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного.

Коррекционно-развивающая работа с заикающимися до­школьниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять уста­новленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малозна­комых людей. Особое значение придается воспитанию навы­ков речевого поведения: умению внимательно выслушать со­беседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраи­ваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого по­ведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятель­ности на другой, запоминание определенного объема зада­ния и последовательности его выполнения, своевременности; включения в работу, нормального темпа деятельности.

Коррекционно-развивающая работа оказывает большое] влияние на нормализацию речи и содействует в дальней­шем стойкости ее исправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.