Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа логопедической работы с заикающимися детьми




ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

15.30






Пояснительная записка

Данная программа разработана для учителей-логопедов, работающих с детьми, страдающими заиканием.

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с опреде­ленной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Реше­ние этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное пре­одоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личност­ных особенностей, проявляющихся в общении.

В детском саду, а также в отдельных специальных группах для заикающихся детей при массовых детских садах обеспе­чивается воспитание, включающее коррекционно-развивающее воздействие на речь, а также физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

В настоящее время эффективность логопедической по­мощи заикающимся детям в дошкольном возрасте обще-признана.

Длительное время в практике устранения заикания под­черкивалась задача выработки замедленной, плавной ре­продуцирующей речи и после этого осуществлялся переход к самостоятельной речи в нормальном темпе. На занятиях значительное место отводилось механическим трениров­кам, носящим характер стереотипного повторения готовых формулировок, которые не подготавливали детей к пользо­ванию самостоятельной речью без заикания.

Воздействие на личность исчерпывалось психотерапией, направленной на устранение «страха речи».

Исследованиями лаборатории логопедии ИКП РАО доказано, что некоторые формы самостоятельной речи до­ступны заикающимся с первых дней обучения (Р. Е. Леви­на, С. А. Миронова, Н. А. Чевелева).

Наиболее элементарной и поэтому доступной заикаю­щимся является ситуативная речь, протекающая в услови­ях наглядного материала, когда предмет, о котором идет разговор, хорошо виден и знаком детям. В наглядной си­туации дети для пояснения своей мысли широко пользуют­ся различными средствами показа, жестами, мимикой, указательными местоимениями (этот, тот, такой и др.). Значительно затрудненными оказываются условия, когда общение выходит за рамки непосредственно воспринимаемых впечатлений. Перед ребенком возникает необходимость стро­ить высказывание без конкретного показа, опираясь лишь на средства словесной контекстной речи. Контекстная речь, в отличие от ситуативной, является более отвлеченной, более развернутой, может носить объясняющий или рассуждаю­щий характер, передавать содержание, о котором известно лишь со слов собеседника. Именно контекстная речь в боль­шинстве случаев вызывает усиление заикания у детей.

Задачами коррекционно-развивающего обучения являют­ся: нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирова­ние навыков пользования самостоятельной речью без заика­ния. Существенными особенностями предлагаемой системы является то, что речевые умения и навыки формируются не по подражанию, а в условиях, с самого начала стимулирующих пользование самостоятельной связной речью без заикания. Усложнение системы достигается уменьшением наглядного со­держания речи и нарастания в ней элементов контекстности. Образовательными задачами предусмотрено расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, обучение рассказыванию, навыкам изображения предметов и переда­чи сюжетов на занятиях рисованием, лепкой, аппликаци­ей, конструированием.

Все содержание работы по разделам («Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Изобрази­тельная деятельность и конструирование») составляет осно­ву обучения заикающихся детей.

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников осуществляются в активной детской деятельности — в играх, посильном труде, разнообразных занятиях. В детско саду заикающиеся дети развиваются в обществе сверстников, что создает благоприятные условия для перевоспитания их речи и личности в целом, для овладения знания] и умениями в процессе коллективных занятий.

Коррекция речи, обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями логопед* воспитателей и музыкального руководителя в процесс прохождения программного материала.

Учебный год в каждой возрастной группе делится на четыре периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период — март, апрель.

IV период — май, июнь.

В данной программе периоды совпадают с этапами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.